Анализ результатов экспериментального исследования




 

Рассмотрим полученные результаты диагностики.

Результаты, полученные по «Тесту-опроснику удовлетворенности браком» В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко представлены в Приложении 3. На рис. 1 и рис. 2 представлено распределение семей по категориям в зависимости от степени их удовлетворенности браком, отдельно для мужчин и для женщин.

 

Рис. 1. Показатели удовлетворенности браком у мужчин

 

Данные рис. 1 указывают на то, что в целом мужчины удовлетворены браком. Об этом говорят процентные показатели: 27% мужчин отнесли свою семью к категории благополучных, 43% - к категории скорее благополучных и всего 30% - к категории скорее неблагополучных. Такая категория, как неблагополучная семья у мужчин не отмечена.

Такие категории как: абсолютно неблагополучные; переходные; абсолютно благополучные у мужчин не отмечены.

Рис. 2 отражает, что в целом женщины удовлетворены браком: 14% отнесли свою семью к категории благополучных, 43% - к категории скорее благополучных, 33% - к категории скорее неблагополучных и к категории неблагополучная семья – 10%. Такие категории как: абсолютно неблагополучные; переходные; абсолютно благополучные у женщин также не представлены.

 

Рис. 2. Показатели распределения семей по категориям в зависимости от удовлетворенности браком женщин

 

Тем не менее, необходимо отметить, что мужчины имеют средний показатель удовлетворенности браком немного выше, чем женщины, у которых, возможно, более дифференцированный подход к оценке своего брака. Таким образом, полученные нами данные говорят о несколько большей удовлетворенности браком мужчин, чем женщин. Этот вывод подтверждают и данные рис. 3.

 

 

Рис. 3. Сравнительный анализ удовлетворенности браком у мужчин и женщин (в%)

 

Понятие удовлетворенности браком является интегративным качественным показателем семейной системы. Поэтому мы ввели в исследование показатель общей удовлетворенности браком для супругов, как среднее значение суммарных баллов мужа и жены.

На рис. 4 представлено распределение семей по категориям в зависимости от степени их общей удовлетворенности браком.

Таким образом, в выборке нашего исследования представлено 20% благополучных семей, 60% скорее благополучных семей, 17% скорее неблагополучных, 3% неблагополучных семей.

Рис. 4. Показатели распределения семей по категориям в зависимости от общей удовлетворенности браком

 

На наш взгляд, важно отметить процент совпадения у супругов степени удовлетворенности браком (табл. 1).

Таблица 1

Проценты совпадения / несовпадения у супругов степени удовлетворенности браком

 

Процент совпадения у супругов степени удовлетворенности браком Процент несовпадения у супругов степени удовлетворенности браком
30% 70%

 

В результате, в 31,6% супружеских пар разница между оценкой мужа степени удовлетворенности браком и жены составила 2 балла. В 10,2% браков эта разница составила 3 балла и более. Если жена в большинстве случаев занижала удовлетворенность браком, то мужья, наоборот, чаще завышали ее.


Отметим результаты, полученные по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири. Выделим у супругов наиболее преобладающие типы межличностных отношений (табл. 2).

Таблица 2

Преобладающие типы межличностных отношений у супругов

 

Супружеские пары I II III IV V VI VII VIII
1 пара Муж + +            
Жена       +   +    
2 пара Муж +   +     +    
Жена + +            
3 пара Муж             + +
Жена             +  
4 пара Муж           + +  
Жена + +            
5 пара Муж   +            
Жена         +      
6 пара Муж +           + +
Жена + +            
7 пара Муж               +
Жена             + +
8 пара Муж +   +          
Жена         +      
9 пара Муж   + +          
Жена + +            
10 пара Муж +   +          
Жена + +            
11 пара Муж     +          
Жена   +            
12 пара Муж             + +
Жена       + +      
13 пара Муж       +   +    
Жена     +          
14 пара Муж               +
Жена           + +  
15 пара Муж +   +          
Жена     +   +      
Сумма                

 

Примечание: I – властный – лидирующий; II - независимо-домини­рующий; III - прямолинейно-агрессивный; IV - недоверчивый — скептический; V - покорно-застенчивый; VI - зависимый — послушный; VII- сотрудничающий — конвенциальный; VIII - ответственно-великодушный.

 

Данные табл. 2 указывают на преобладание у испытуемых «властного — лидирующего» типа межличностного отношения (I), что характеризует их как людей обладающих оптимистичностью, быстрой реакцией, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, легкостью и быстротой в принятии решений, экстравертированностью. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это реагирование по типу «здесь и сейчас», выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других.

Также у данной выборки выражен «независимо-доминирующий» тип межличностных отношений (II), который при явном преобладании над другими, сочетается с такими особенностями, как черты самодовольства (или самовлюбленности), дистантность, эгоцентричность, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять особую позицию в группе. Стиль мышления творческий. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы или достаточно категорически отстаивается. Эмоциям недостает тепла, поступкам — конформности.

Достаточно часто у испытуемых встречается «прямолинейно-агрессивный» тип межличностных отношений (III), что говорит о том, что такие люди обладают такими характеристиками, как ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в достижении целей, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт, повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость.

Наименее выражен такой тип межличностных отношений как — «недоверчивый — скептический», который проявляется такими личностными характеристиками, как обособленность, замкнутость, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, неконформность суждений и поступков, опережающая враждебность в высказываниях и поведении, которая оправдывается априорной уверенностью в людской недоброте, системное мышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность, реалистичность, склонность к иронии, высокая конфликтность, которая может быть не явной.

Также не выражен «покорно-застенчивый» тип межличностных отношений, который преобладает у личностей болезненно-застенчивых, интровертированных, пассивных, весьма щепетильных в вопросах морали и совести, подчиняемых, неуверенных в себе, с повышенной склонностью к рефлексии, с низкой мотивацией достижения, заниженной самооценкой, тревожных, с повышенным чувством ответственности, легко впадающих в состоя­ние грусти, пессимистически оценивающих свои перспективы, аккуратных и исполнительных в работе, избегающих широких контактов и социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих, ранимых и впечатлительных, болезненно сосредоточенных на своих недостатках и проблемах.

«Зависимый — послушный» тип межличностных отношений выражен на среднем уровне. Такие люди обнаруживают высокую тревожность, тенденцию к выраженной зависимости мотивационной направленности от складывающихся со значимыми другими лицами отношений, собственного мнения — от мнения окружающих. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Исполнительность и ответственность в работе создают им хорошую репутацию в коллективе, однако инертность в принятии решений, конформность установок и неуверенность в себе не способствует их продвижению на роль лидера. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих, повышенная самокритичность, опасения неуспеха — основа их мотивационной направленности.

«Сотрудничающий — конвенциальный» тип преобладает у 7 испытуемых, которые обладают такими характеристиками, как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и низкий — агрессивности, зависимость самооценки от мнения значимых других, стремление к причастности групповым веяниям, сотрудничеству. Экзальта­ция, потребность в излиянии дружелюбия на окружающих, поиски признания в глазах наиболее авторитетных личностей группы. Стремление найти общность с другими. Энтузиазм, восприимчивость к эмоциональ­ному настрою группы. Широкий круг интересов при некоторой поверхности увлечений.

У 6 человек данной выборки преобладает «ответственно-великодушный» тип межличностного взаимодействия, для которого характерна склонность к идеализации межличностных отношений, вы­раженная эмоциональная увлеченность, художественный тип восприятия и переработки информации, стиль мышления — целостный, образный. Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, ком­муникабельность, доброжелательность, жертвенность, проявление милосердия, благотворительности. Артистичность. Потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим. Проблема подавленной (или вытесненной) враждебности, вызывающей повышенную напряженность, склонность к психосоматическим заболеваниям, вегетативный дисбаланс как результат блокированности поведенческих реакций.

Отметим различия в выраженности шкал по методике межличностных отношений у мужчин и женщин (табл. 3).

Таблица 3

Выраженность шкал по методике межличностных отношений у мужчин и женщин

 

Шкалы Уровни выраженности шкал
Высокий Средний Низкий
Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины
Авторитетный 8 (53%) 5 (33%) 4 (27%) 6 (40 %) 3 (20%) 4 (27%)
Независимый- Доминирующий 7 (46%) 4 (27%) 4 (27%) 7 (46%) 4 (27%) 4 (27%)
Агрессивный 7 (46%) 3 (20%) 3 (20%) 8 (53%) 5 (33%) 4 (27%)
Недоверчивый - Скептический 4 (27%) 3 (20%) 6 (40 %) 4 (27%) 5 (33%) 8 (53%)
Покорно-застенчивый 3 (20%) 6 (40 %) 4 (27%) 7 (46%) 8 (53%) 2 (14%)
Зависимый 4 (27%) 7 (46%) 3 (20%) 5 (33%) 8 (53%) 3 (20%)
Сотрудничаю-щий 4 (27%) 6 (40 %) 7 (46%) 6 (40 %) 4 (27%) 3 (20%)
Альтруистичес-кий 4 (27%) 8 (53%) 6 (40 %) 5 (33%) 5 (33%) 2 (14%)

 

Таким образом, анализ данных таблицы позволяет отметить, что у мужчин ярко выражены следующие шкалы: авторитетный, независимый – доминирующий, агрессивный. Это говорит, что мужчины предпочитают доминировать в отношениях с другими людьми, предпочитают независимость и проявляют упорство в достижении целей. Тогда как у женщин данные шкалы неявно выражены. В свою очередь у женщин отмечены высокие значения по следующим шкалам: покорно-застенчивый, зависимый, сотрудничающий, альтруистический. Это говорит о том, что женщины более дружелюбны в отношениях с другими людьми. Кроме того, большинство женщин чувствуют себя неуверенно, имеют повышенный уровень тревожности. В результате у мужчин преобладает позиция доминирования, у женщин дружелюбия.

Сопоставим результаты диагностики по тесту-опроснику удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко и методике диагностики межличностных отношений Т. Лири (табл. 4).

Таблица 4

 

Супружеские пары I II III IV V VI VII VIII  
1 пара Муж + +             СБ
Жена       +   +    
2 пара Муж +   +     +     СБ
Жена + +            
3 пара Муж             +   СБ
Жена             +  
4 пара Муж           + +   Б
Жена + +            
5 пара Муж   +             СБ
Жена         +      
6 пара Муж +           +   СН
Жена + +            
7 пара Муж                 СН
Жена             +  
8 пара Муж +   +           Б
Жена         +      
9 пара Муж   + +           СБ
Жена + +            
10 пара Муж +   +           Б
Жена + +            
11 пара Муж     +           СБ
Жена   +            
12 пара Муж             +   СН
Жена       + +      
13 пара Муж       +   +     СБ
Жена     +          
14 пара Муж                 Б
Жена           + +  
15 пара Муж +   +           Н
Жена     +   +      

 

Примечание: I – властный – лидирующий; II - независимо-домини­рующий; III - прямолинейно-агрессивный; IV - недоверчивый — скептический; V - покорно-застенчивый; VI - зависимый — послушный; VII- сотрудничающий — конвенциальный; VIII - ответственно-великодушный.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ проблемы взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия показал следующее:

Проблема семейного благополучия связана в первую очередь с тем, насколько психологически совместимыми оказываются друг с другом члены семьи. Совместимость как многоуровневый феномен связана не только с актуальным состоянием и личностными особенностями супругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных отношений в родительской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип взаимоотношений супругов носят в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны, не противоречат общесоциальной системе правил и норм взаимодействия и взаимоотношений.

Наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом.

В ходе экспериментального исследования особенностей межличностных отношений и субъективной оценки их благополучия были получены следующие результаты:

- в выборке исследования представлено 20% благополучных семей, 60% скорее благополучных семей, 17% скорее неблагополучных, 3% неблагополучных семей. Причем полученные данные показали несколько большую удовлетворенность браком мужчин, чем женщин;

- мужчины предпочитают доминировать в отношениях с другими людьми, предпочитают независимость и проявляют упорство в достижении целей. В свою очередь женщины более дружелюбны в отношениях с другими людьми;

- у испытуемых преобладает «властный — лидирующий» тип межличностного отношения, что характеризует их как людей обладающих оптимистичностью, быстрой реакцией, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, легкостью и быстротой в принятии решений, экстравертированностью. Также у данной выборки выражен «независимо-доминирующий» тип межличностных отношений, который при явном преобладании над другими, сочетается с такими особенностями, как черты самодовольства, дистантность, эгоцентричность, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять особую позицию в группе. Достаточно часто у испытуемых встречается «прямолинейно-агрессивный» тип межличностных отношений, что говорит о том, что такие люди обладают такими характеристиками, как ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в достижении целей, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт. Наименее выражен такой тип межличностных отношений как — «недоверчивый — скептический», который проявляется такими лично­стными характеристиками, как обособленность, замкнутость, критический настрой к любым мнениям. «Сотрудничающий — конвенциальный» тип преобладает у 7 испытуемых, которые обладают такими характеристиками, как эмо­циональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и низкий — агрессивности, зависимость самооценки от мнения значимых других, стремление к причастности групповым веяниям, сотрудничеству.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как показатель межличностных отношений супругов // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. – 1989. - № 2. – С. 24-30.

2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

3. Архангельский В.Н. Удовлетворенность браком // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. – 2001. - № 4. – С. 34-39.

4. Баранова Е.В. Особенности и проблемы современной семьи // Психологический журнал. – 2001. - № 2. – 9-16.

5. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 416 с.

6. Бэндлер Р., Гриндер., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж: НПО «МОДЕК», 1993. – 282 с.

7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001. – 361 с.

8. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

9. Давлетбаева З.К. Супружеские отношения как фактор психического здоровья детей дошкольного возраста // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. – 1998. - № 1. – С. 13-22.

10. Дрынкина А.С. Влияние неблагополучной семьи на формирование отклонений в поведении ребенка // Психологический журнал. – 1996. - № 5. – С. 3-19.

11. Ерохина Н.М. Характерологическая совместимость и удовлетворенность браком в молодых семьях // Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - № 4. – С. 3-9.

12. Земска М. Семья и личность. – М.: Просвещение, 1986. – 203 с.

13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. – 320 с.

14. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 160 с.

15. Клячкина Ж.В. Сферы конфликтного взаимодействия в семье и стратегия разрешения супружеских конфликтов // Психологический журнал. – 2000. - № 3. – 12-19.

16. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.

17. Левкович В.П. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. – 1995. - № 3. – С. 126-137.

18. Новиков В.С. Межличностные отношения: особенности подходов // Психология и соционика межличностных отношений. -2005. -№ 8.- С. 31 – 38.

19. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.

20. Райгородский Д.Я. Диагностика семьи. Методики и тесты. – Самара: «Издательский Дом БАХРАХ», 2004. – 234 с.

21. Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1981. – 167 с.

22. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 349 с.

23. Соболева М.В. Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка полутора лети жизни // Вопросы психологии. – 2003. - № 2. – С. 11-19.

24. Спиридонова Н.В. Воспитание и развитие ребенка в семье // Дошкольная педагогика. – 2000. - № 1. – С. 64-71.

25. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 175 с.

26. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Педагогика, 1987. – 245 с.

27. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 273 с.

28. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

29. Юденко О.Н. Психологические противоречия как источник конфликтов в семье // Семейная психология и семейная терапия. – 2004. - № 3. – С. 7-11.


Приложение 1

 

«Тест-опросник удовлетворенности браком» В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко

 

Цель: выявить степень удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а также степени согласования - рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятию себя и партне­ра, мнения, оценки, установки и т. д.

Каждому утверждению соответствуют 3 вари­анта ответа:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

Испытуемые получают следующую инструкцию: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте 1 из 3 предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т. д.

Обработка результатов осуществляется по ключу. Если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляются 2 балла; если промежуточный (б) - то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, - 0 баллов.

Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

Вся ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:

8) абсолютно неблагополучные – 0-16 баллов;

9) неблагополучные – 17-22 баллов;

10) скорее неблагополучные – 23-26 баллов;

11) переходные – 27-28 баллов;

12) скорее благополучные – 29-32 баллов;

13) благополучные – 33-38 баллов;

14) абсолютно благополучные – 39-48 баллов.

 

Текст опросника

1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:

а) верно;

б) не уверен;

в) неверно.

2. Ваши супружеские отношения приносят вам:

а) скорее беспокойство и страдание;

б) затрудняюсь ответить;

в) скорее радость и удовлетворение.

3. Родственники и друзья оценивают ваш брак:

а) как удавшийся;

б) как нечто среднее;

в) как неудавшийся.

4. Если бы вы могли, то:

а) вы бы многое изменили в характере вашей супруга (вашей супруги);

б) трудно сказать;

в) вы бы не стали ничего менять.

5. Одна из проблем современного брака в том, что все приедается, в том числе и сексуальные отношения:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

6. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с семейной жизнью ваших друзей и знакомых, кажется:

а) что вы несчастнее других;

б) трудно сказать;

в) что вы счастливее других.

7. Жизнь без семьи, без близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятель­ность:

верно;

трудно сказать;

неверно.

8. Вы считаете, что без вас жизнь вашего супруга (вашей супруги) была бы неполноценной:

а) да, считаю;

б) трудно сказать;

в) нет, не считаю.

9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать вам о разводе:

а) верно;

б) не могу сказать;

в) неверно.

11. Если бы вернулось время, когда вы вступали в брак, то вашим мужем (женой) мог бы стать:

а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);

б) трудно сказать;

в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).

12. Вы гордитесь, что такой человек, как ваш супруг (супруга), рядом с вами:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

13. К сожалению, недостатки вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства:

а) верно;

б) затрудняюсь сказать;

в) неверно.

14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:

а) скорее всего в характере вашего супруга (супруги);

б) трудно сказать;

в) скорее в вас самих.

15. Чувства, с которыми вы вступали в брак:

а) усилились;

б) трудно сказать;

в) ослабли.

16. Брак притупляет творческие возможности человека:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

17. Можно сказать, что ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:

а) согласен;

б) нечто среднее;

в) не согласен.

18. К сожалению, в вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

19. Вам кажется, что ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

20. Жизнь в семье, как вам кажется, не зависит от вашей воли:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых вы ожидали:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

22. Неправ тот, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:

а) согласен;

б) трудно сказать;

в) не согласен.

23. Как правило, общество вашего супруга (супруги) доставляет вам удовольствие:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

24. По правде сказать, в вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

 

Ключ

1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, Ив, 12а, 13в, 14в, 15а, 1бв, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.


Приложение 2

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

 

Диагностическая цель: Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном «Я», отно­шения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.

Опросник разработан Тимоти Лири в 1957 году и представляет собой модифицированный вариант интерпесональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.

Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (дискограммы). В основе горизонтальной и вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение, дружелюбие — агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник составлен соответственно выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающих различные психологические профили. Методика может быть представлена испытуемому списком или на отдельных карточках.

Т. Лири предлагал использовать методику в нескольких вариантах: для самооценки (реальное «Я»), для описания идеального «Я», для изучения поведения в оценке окружающих («со стороны»). В соответствии с этими уровнями меняется инструкция для ответа. Человеку предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, либо представлению об идеале, либо относятся к другому человеку.

Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Инструкция может быть составлена следующим образом: «Перед вами набор характеристик. Прочтите каждую и отметьте знаком «+» те, которые соответствуют вашему представлению о себе. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво».

Текст опросника

Какой вы человек?

1. Другие думают о нем благосклонно.

2. Производит впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством достоинства.

6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

9. Способен быть суровым.

10. Строгий, но справедливый.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

13. Любит поплакаться.

14. Часто печален.

15. Способен проявлять недоверие.

16. Часто разочаровывается.

17. Способен быть критичным к себе.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется.

20. Уступчивый.

21. Благодарный.

22. Восхищающийся, склонен к подражанию.

23. Уважительный.

24. Ищущий одобрения.

25. Способный к сотрудничеству.

26. Стремится ужиться с другими.

27. Дружелюбный, доброжелательный.

28. Внимательный, ласковый.

29. Деликатный.

30. Ободряющий.

31. Отзывчивей к призывам о помощи.

32. Бескорыстный.

33. Способен вызывать восхищение.

34. Пользуется у других уважением.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

37. Уверен в себе.

38. Самоуверен, на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: