Тема 1.2
Основные категории и понятия философии. По мере своего развития философия формировала свои принципы на базе конкретного научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации. Ученые частных дисциплин обращались и продолжают обращаться к философии для объяснения смысла и направленности научных исследований, понимания их последствий, поиска методологии.
Однако чтобы постигать взаимоотношения между человеком и миром на уровне всеобщего философия должна была сформировать свой особый метод познания, адекватный ее предмету. Этим предметом явилось абстрактное теоретическое мышление (умозрение), специфика которого в философии состоит в использовании (в процессе познания человека и реальности) предельных обобщенных понятий, которые именуют категориями. Другими словами, категории – это формы, отражения в мысли универсальных законов объективного мира.
Принято выделять следующие философские категории:
– Бытие – в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает как материальное, так и духовное. Оно есть нечто реально сущее. Категория бытия – это одна из самых древних философских категорий, все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой бытию является ничто;
– Материя – фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал;
– Пространство само по себе означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным;
– Время – форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития таких систем, как длительность и последовательность смены состояний. Время обычно представлено в форме прошлого, настоящего и будущего. При характеристике времени употребляют понятие вечность.
Вместе с тем хорошо известно, что взаимосвязь познавательного и ценностного начал в философии объективно определяется тем, что центральной философской проблемой является проблема соотношения субъекта (человека) и объекта (мира). В отношении субъекта к объекту неизбежно проявляются его интересы. Поэтому в философском анализе и соединяется знание мира с осознанием тех или иных интересов человека. Отсюда философское знание о мире и человеке приобретает форму мировоззрения, становится мировоззренческим знанием, мыслящим, теоретико-рациональным мировоззрением. Поэтому мировоззрение принято считать неотъемлемым атрибутом человеческого сознания. Каждый человек имеет мировоззрение, и у каждого человека оно индивидуально-специфическое. По своей сути мировоззрение представляет собой способ духовно-практического освоения человеком мира.
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества. Оно определяет принципы поведения человека, идеалы, нормы. Мировоззрение включает в себя следующие компоненты: знание, убеждение, идеалы, ценности. Предшествовали появлению философского мировоззрения мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, художественно-эстетическое мировоззрение.
Для мифа характерно отождествление образа и предмета, явлением жизни человека и явлением природы. Спецификой религиозного мировоззрения является вера в сверхъестественное, деление людей на праведников и грешников, Религия опирается на чувство и не требует доказательства. Художественно-эстетическое мировоззрение отличает образный, эмоциональный строй содержания.
Философское мировоззрение – это теоретически обоснованная система общих взглядов на мир и место человека в нем. Философия вооружает человека знанием общих принципов деятельности. Философское мировоззрение − это целостное понимание мира как единого, которое обладает всеобщностью и предельной абстрактностью, а также представляет собой исторически первую форму теоретического знания. Кроме того, оно обладает признаками научного знания (системностью, законами, категориями, принципами), опирается на опыт, рефлексивно и требует доказательства.
Исходя из этого, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. (Приложение 1. Таб.2).
Философия, как и мировоззрение, прошла ряд стадий эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.
Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил Космоса и согласно которому все сущее зависит от него. Данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, Древней Греции.
Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего господством сверхъествественной силы – Бога (распространен в средневековой Европе).
Наконец, антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы).
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Что в науке именуют категориями, и какие существуют категории философии?
2. В чем специфика философских категорий?
3. В чем заключается центральная проблема философии?
4. Как связаны между собой философия и мировоззрение?
5. Какие стадии эволюции прошла философия в своем развитии?
6. Почему философия является высшим историческим типом мировоззрения?
Природа философии, то есть ее сущность и специфика заключается в предельном характере ее проблем (шире этих проблем: «что такое субстанция?», «что такое причинность?» и другие в познании нет) в их вечности и инвариативности. Интересующие философию вопросы относятся к разряду «вечных». Они не могут быть решены окончательно, так как каждая эпоха такие вопросы перед человеком ставит заново. Процесс поиска ответов на эти вопросы и определяет предмет философии – наиболее общие принципы взаимосвязи (взаимодействия) субъекта и объекта, человека и мира.
Достаточно трудно определить природу философии однозначно, охватив её сущность одним понятием, поскольку она определяет себя сама, всякий раз, заново реализуясь в мышлении. Философия занимает промежуточное положение между теоретическим (научным) и духовно-практическим (мифологическим, религиозным, художественно-эстетическим) способами освоения мира. Философия стремится к целостному познанию мира. Представляя собой синтезированное знание, философия приводит разносторонние знания в систематическое единство. Такой синтез способствует познанию действительности в её полноте и многогранности. Нравственные вопросы, в частности, вопросы о том, как жить человеку среди людей; как поступать свободно, не лишая свободы других; как поступать правильно; каковы нравственные критерии человека и общества; что такое справедливость – являются важнейшими вопросами философии. Высшая ценность философского знания – помочь человеку стать человечнее.
Необходимо отметить, что традиционно в целостной системе философского знания присутствует четкая структурная композиция, включающая в себя следующие компоненты и ряд философских дисциплин, которые, возникнув в лоне философии, обрели статус самостоятельных, не перестав, тем не менее, быть философскими:
– Этика – учение о морали, о добре и зле, всеобщих принципах совместной жизни людей;
– Эстетика – наука о прекрасном и безобразном, проявляющихся в жизнедеятельности людей, их отношениях к природе и между собой;
– Логика – наука о правильном мышлении, его законах и принципах, о формах рационального познания;
– Философия права – теория, раскрывающая наиболее общие принципы бытия правовой реальности, взаимосвязи «системного мира» и - повседневной реальности личности;
– Философия политики – знание о наиболее общих основаниях и возможностях политики в различных ее проявлениях, их причинах и следствиях, связях между собой и другими общественными явлениями и процессами;
– Философия науки – теория возникновения и закономерностей функционирования и развития науки и научного знания;
– Философия религии исследует веру как социальный феномен, ее роль и функции в обществе. Существуют другие разделы философии, с которыми можно ознакомиться в Приложении 1 (Таб.5).
Процесс предметной детализации философского знания происходит постоянно. Уже сегодня претендуют на относительную самостоятельность наиболее общие проблемы различных сторон общественной жизни, состояний самого общества и многое другое. Например, в стадии становления находятся «вайоленсология» как философия насилия; «полемология» – философия войны; «паксология» – философия мира и др.
Для осуществления философских исследований используются философские методы[1] (средства, с помощью которых осуществляется исследование):
- Диалектический метод (Гегель, марксизм);
- Рефлексия (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
- Исследование априорных оснований положений сознания (Кант и др.);
- Художественно-мировоззренческое конструирование (Ницше, Шопенгауэр);
- Феноменологический анализ (Гуссерль и др.);
- Герменевтический анализ (Дильтей, Шпет, Шлейермахер, Бахтин);
- Экзистенциальный опыт (Августин Аврелий, Монтень, Къеркегор, Шестов, Сартр, Камю);
- Синтез культуры (Гумбольдт, Вольтер, Дидро, Соловьев);
- Структурно-лингвистический анализ общих понятий и символов языка (Лакан, Делез, Деррида, Фуко);
- Обобщение научного знания (Б. Рассел, Т. Кун, К. Поппер).
Помимо выше указанных методов существуют методы философии, являющиеся одновременно и философскими направлениями:
- Материалистический метод, при котором действительность воспринимается как реально существующая материя;
- Идеалистический метод, суть которого – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, её воплощением;
- Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания;
- Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и эксперимента.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. В чем заключается сущность (природа) философии?
2. Как выглядит структура философии?
3. Как на ваш взгляд могут быть использованы структурные элементы философии в процессе познания?
4. Какими методами пользуются философы в процессе познания?
Философия и ее роль в обществе. Как правило, принято выделять следующие функции философии:
– Мировоззренческая функция – способствует формированию представлений об устройстве мира и месте в нем человека, обосновывает ценности и цели человеческой жизни;
– Методологическая функция – философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;
– Познавательная функция – осуществляет процесс познания;
– Критическая функция – подвергать сомнению все накопленное знание, не позволяет застыть познавательной деятельности философов;
– Социальная функция – объяснение происхождения и развития общества, нахождение путей его совершенствования;
– Прогностическая функция – возможность делать выводы для будущего, рассматривать сценарии развития общества, природы и человека.
Наконец, имеет смысл раскрыть практический смысл изучения философии. Для чего она нужна?
Философия является мировоззренческой и методологической основой и «живой душой» культуры. Она выполняет три основные функции в культуре. Первая – интегративная, синтезирующая функция. Вторая – духовно-нравственная, ценностная функция. Третья – критическая функция, внутренне присущая самой философии.
Следует отметить, что философ в большей мере скептик, чем догматик. Он должен обладать свободным умом, при этом, сомнение – необходимое средство философского исследования. Раскрывая практический смысл изучения философии, необходимо отметить, что она может, во-первых, помочь осмыслить свое место в мире и смысл собственного предназначения. Во-вторых, ответить на фундаментальные вопросы о мире, познании, человеке и социуме. В-третьих, укрепить внутренний духовный стержень и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности. В-четвертых, научить синтетическому (философскому) стилю мышления, то есть способности глубоко и всесторонне видеть проблему и плодотворно её решать. В-пятых, приобщить к пониманию настоящего и к познанию будущего.
Главный объект философии – человек. Конечная цель философии – мудрость как синтез интеллектуального и нравственного совершенствования. Лучшее средство её достижения – нравственность, составляющая фундамент храма мудрости.
Главная задача философии – помочь человеку понять самого себя, стать Человеком, исполниться интеллектуально, а не превратиться в дикаря цивилизации.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Какие функция выполняет в обществе философия?
2. Как соотносятся научная и философская картины мира?
3. Как понимать философскую картину мира в свете открытия философии?
4. В чем заключается практический смысл изучения философии?
[1] Методами философского познания считается совокупность способов построения и обоснования философских теорий и систем. Эти методы разнообразны и зависят от содержания философских систем и понимания роли и предназначения философии в обществе и культуре.