"Каприкорн Интернейшнл"
2.1Общая характеристика ООО "Каприкорн Интернейшнл"
Объектом исследования является оптовое торговое предприятие ООО "Каприкорн Интернейшнл". Основной вид деятельности ООО "Каприкорн Интернейшнл" – оптовая торговля промышленными товарами (канцелярские принадлежности).
Компания "Каприкорн Интернейшнл" ставит своей целью увеличение ее доли на внутренних рынках России.
История компании это почти 10 лет нашего успешного развития. В короткий срок с помощью продуманной стратегии развития и благодаря энтузиазму команды сотрудников из небольшой фирмы "Каприкорн интернейшнл" превратилась в крупную надежную компанию, а с 1997 года включена объединением "Синие страницы" в состав ведущих российских предприятий.
Сегодня компания "Каприкорн Интернейшнл" сотрудничает с производителями из Европы, России и стран СНГ.
Основная сфера деятельности: оптовая торговля бумагой для оргтехники и приборов, этикет – пистолетов и лентой к ним, одноразовой посуды, сувениров, деловой и школьной канцелярии. Наши постоянные клиенты – оптовики многих городов России и различные организации Санкт-Петербурга. В число клиентов входят коньячный завод "Арарат", сеть магазинов "Пятерочка", сеть аптек корпорация Роско, Бинко, Большой гостиный двор, ОАО "Самсон" и многие другие фирмы.
Главное в компании это ее надежность и профессионализм. В ООО "Каприкорн Интернейшнл" работают высококвалифицированные специалисты. Четкая работа сотрудников компании позволяет решить любые творческие и производственные вопросы.
Развитие и поддержание командного духа и профессионализма – одна из приоритетных задач менеджмента компании, залог динамизма и эффективности бизнеса.
|
Создавая или развивая бизнес с компанией ООО "Каприкорн Интернейшнл" обретается надежный партнер, способный в полном объеме обеспечить индивидуальный и комплексный подход к решению любых задач, поддерживать качественное, долгосрочное и, главное, честное сотрудничество.
Организационная структура ООО "Каприкорн Интернейшнл" состоит из следующих функциональных блоков (рис. 1):
Рис. 1. Организационная структура ООО "Каприкорн Интернейшнл"
-финансы и бухгалтерский учет;
-складское хозяйство;
-маркетинг, снабжение и сбыт.
В настоящее время одним из основных принципов работы ООО "Каприкорн Интернейшнл" является комплексный подход к обеспечению конечного потребителя тем оборудованием, которое необходимо для его жизнедеятельности. ООО "Каприкорн Интернейшнл"уверено, что став его партнером, можно воспользоваться всеми преимуществами новейших технологий ведения и развития современного торгового бизнеса.
ООО "Каприкорн Интернейшнл"всегда стремится к научно-техническому развитию, борется за качество своей продукции, отвечает за результаты своей работы.
2.2Анализ прибыли ООО "Каприкорн Интернейшнл"
Информационной базой анализа являются данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности предприятия. Проведем анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО "Каприкорн Интернейшнл" (см. Приложение 1).
Обобщим полученные результаты анализа.
|
В целом объем реализации увеличился в отчетном периоде на 127,1%, причем в 2006г. прирост составил 65,6%, а в 2007г. – 37,2%.
В отчетном периоде на предприятии наблюдается положительная динамика абсолютно всех показателей прибыли (см. рис. 2). Прибыль от продаж обусловила в отчетном периоде 361,2% прироста относительно 2005г., причем в 2006г. прирост составил 164,8%, а в 2007г. – 37,2%, причем темпы ее роста превышают темпы роста выручки от реализации, что связано с принятой на предприятии политике по снижению затрат.
Положительная динамика показателей прибыли сказалась на росте рентабельности от продаж на 89,8% относительно 2005г. и составила 26 коп. прибыли от продаж с 1 руб. выручки в 2007г.
Прибыль до налогообложения росла меньшими темпами, чем прибыль от продаж, что связано с ростом прочих расходов организации. Так, в целом прибыль до налогообложения увеличилась относительно уровня 2005г. на 52,9%, причем в 2006 г. этот прирост составил 30,2%, а в 2007г. – 17,4%.
Чистая прибыль в анализируемом периоде времени на предприятии выросла на 29,8% относительно 2005г., причем в 2006г. этот прирост составил 16,2%, а в 2007г. – 11,7%.
Рис. 2. Динамика показателей прибыльности в 2005-2007гг.
Темпы роста чистой прибыли относительно остальных показателей прибыли являются самыми низками, что связано с выплатами налоговых обязательств предприятием.
Подводя итоги анализа производства и реализации на ООО "Каприкорн Интернейшнл", можно кратко резюмировать, что в 2005-2007 гг. на предприятии наблюдалось оживление сбытовой деятельности, обусловленное активизацией рынка сбыта, благоприятного для сбыта продукции.
|
В связи с тем, что прибыль от продаж занимает наибольший удельный вес в прибыли до налогообложения, необходимо более подробно провести анализ прибыли.
При проведении факторного анализа исследуется система экономических показателей, при помощи которых дается количественная оценка отдельных сторон хозяйственной деятельности предприятия.
Проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции (табл. 1).
Таблица 1
Факторный анализ прибыли от реализации
Показатели | 2007г. | 2006г. | Уд. вес в выручке, % | Отклонения (+,-), тыс.руб. | % отклонения уд. веса, % | |
2007г. | 2006г. | |||||
Выручка от реализации | 2 278 477 | 1 707 665 | +570 812 | - | ||
Себестоимость продукции | 1 456 613 | 1 144 750 | 63,9 | +311 863 | +3,1 | |
Валовая прибыль | 821 864 | 562 915 | 36,1 | +258 949 | -3,1 | |
Коммерческие расходы | 64 691 | 94 019 | 2,8 | 5,5 | -29 328 | +2,7 |
Управленческие расходы | 164 729 | 128 740 | 7,2 | 7,5 | +35 989 | +0,3 |
Прибыль от продаж | 592 444 | 340 156 | 19,9 | +252 288 | +6,1 |
Как видно из табл. 1 прибыль от продаж в 2007г. по сравнению с 2006г. возросла на 252 288 тыс.руб., что требует более детального подхода к изучению влияния факторов на данное изменение.
На изменение величины прибыли от продаж могут оказать влияние следующие факторы:
-изменение выручки от реализации продукции;
-изменение цен на реализованную продукцию;
-изменение себестоимости реализованных товаров;
-изменение коммерческих расходов;
-изменение управленческих расходов.
Рассмотрим долю влияния каждого из перечисленных факторов.
Методика расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции ООО "Каприкорн Интернейшнл" включает следующие этапы:
1. Расчет фактора «Цена»:
В(Ц)*R0 - 239751*19,9
П (Ц) = ------------- = ---------------- = -47710 тыс.руб.,
100 100
ВР2 2278477
В(Ц) = ВР1 - -------- = 1707665 - ------------ = -239 751 тыс.руб.,
Iц 1,17
где В (Ц) – изменение выручки от реализации под влиянием цены;
R0 – рентабельность продаж в базисном периода;
Iц – индекс цен.
Таким образом, фактор «цена» уменьшил объем прибыли на 47 710 тыс.руб.
2. Расчет фактора «Выручка от реализации»:
[(ВР1-ВР0) – В(Ц)] * R0 [(2278477-1707665)-(-239751)]*19,9
П(ВР) = -------------------------------- = -------------------------------------------- =
100 100
= 161302 тыс.руб.
где ВР1 – выручка отчетного 2007 года;
ВР0 – выручка прошлого 2006 года.
Таким образом, за счет фактора «выручка от реализации» прибыль увеличилась на 161 302.
3. Расчет влияния фактора «Себестоимости реализации»:
ВР1(УС1-УС0) 2278477 * (63,9 – 67)
П(С) = --------------------- = ---------------------------- = - 70 633 тыс.руб.
100 100
где УС1, УС0 – удельный вес себестоимости в выручке от реализации за 2007 г. и 2006 г. соответственно.
Таким образом, за счет фактора «себестоимость реализации» прибыль снизилась на 70 633 тыс.руб.
4. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы»:
ВР1 (УКР1-УКР0) 2278477 * (2,8 – 5,5)
П(КР) = ----------------------- = --------------------------- = - 61 519 тыс.руб.
100 100
где УКР1, УКР0 – удельный вес коммерческих расходов в выручке от реализации за отчетный и прошлый периоды.
Таким образом, за счет влияния фактора «коммерческие расходы» прибыль снизилась на 61 519 тыс.руб.
5. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы»:
ВР1 (УУР1-УУР0) 2278477 * (7,2 – 7,5)
П(УР) = --------------------------- = -------------------------- = -6 835 тыс.руб.,
100 100
где УУР1, УУР0 – удельный вес управленческих расходов в выручке от реализации.
В ООО "Каприкорн Интернейшнл" за счет влияния данного фактора прибыль от продаж снизилась на 6 835 тыс.руб.
Факторы цены и объема реализации оказывают прямое влияние на изменение прибыли (т.е. рост цены и объема реализации увеличивает прибыль), факторы себестоимости, управленческих и коммерческих расходов оказывают обратное влияние (увеличение уровня себестоимости уменьшает прибыль).
Суммарное влияние всех факторов на изменение прибыли от реализации продукции определяется следующим образом:
П = П(Ц)+П(ВР)-П(С)-П(КР)-П(УР) = П1-П2 = -47710 + 161302 + 70633 - (- 61519) – (-6835) = 252578 тыс.руб.
Таким образом, общее изменение по данным расчетам составило 252578 тыс.руб., что больше согласно форме №2 на 290 тыс.руб., это обусловлено неточностями округлений при расчетах.
Общая бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения) – это показатель, отражающий финансовый результат деятельности предприятия до налогообложения, получаемый от всех видов деятельности предприятия (текущая, инвестиционная, финансовая).
Факторный анализ прибыли до налогообложения можно представить в виде табл. 2.
Таблица 2
Факторный анализ прибыли до налогообложения
Показатели | 2006. | 2007г. | Темп роста, % | Отклонение (+,-) | Уд. вес влияния фактора |
А | 5 = 4/4(п.4) | ||||
Прибыль от продаж | 340 156 | 592 444 | 174,2 | +252 288 | +329 |
Проценты к получению | 7,3 раза | +76 | +0,1 | ||
Проценты к уплате | 79 570 | 97 722 | 122,8 | +18152 | -23,7 |
Прочие доходы | 314 015 | 160 569 | 51,1 | -153 446 | -200,2 |
Прочие расходы | 134 825 | 138 930 | +4 105 | 5,2 | |
Прибыль до налогообложения | 439 788 | 516 449 | 117,4 | +76 661 |
Таким образом, данные табл. 2 позволяют сделать следующие выводы. Общее изменение прибыли до налогообложения составило 76 661 тыс.руб., причем на данный результат повлияли:
-за счет роста прибыли от продаж произошел рост прибыли до налогообложения на 252 288 тыс.руб.;
-за счет роста процентов получение произошел рост прибыли до налогообложения на 76 тыс.руб.;
-рост процентов к уплате обусловил снижение прибыли до налогообложения на 18 152 тыс.руб.;
-снижение объема прочих доходов также отрицательно сказалось на росте прибыли до налогообложения – 153 446 тыс.руб.;
-рост прочих расходов привело к снижению прибыли до налогообложения на 4 105 тыс.руб.
Чистая прибыль – это один из важнейших абсолютных показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Он показывает, какая сумма средств остается в полном распоряжении предприятия и может быть направлена на выплату доходов учредителям (собственникам, акционерам, учредителям) и на развитие производства.
На показатель чистой прибыли оказывает влияние множество факторов, вследствие многогранности деятельности предприятия:
1) прибыль от продаж;
2) сальдо по прочим доходам и расходам;
3) величина налога на прибыль и других обязательных платежей за счет прибыли.
Проведем факторный анализ чистой прибыли (см. табл. 3).
Таблица 3
Факторный анализ чистой прибыли
Показатели | 2006. | 2007г. | Темп роста, % | Отклонение (+,-) | Уд. вес влияния фактора |
А | 5 = 4/4(п.4) | ||||
Прибыль от продаж | 340 156 | 592 444 | 174,2 | +252 288 | +566 |
Прочие доходы за минусом расходов | 99 632 | -75 995 | - | -175 627 | -394 |
Налог на прибыль | 59 509 | 91 572 | 153,88 | +32 063 | -72 |
Чистая прибыль | 380 279 | 424 877 | 111,73 | +44 598 |
Данные табл. 3 показывают, что чистая прибыль увеличилась на 44 598 тыс. руб. или на 11,7% за счет следующих факторов:
-преимущественно за счет увеличения прибыли от продаж на 252 288 тыс. руб., что составило 566% прироста чистой прибыли;
-за счет снижения прочих доходов за минусом расходов на 175 627 тыс. руб., что составило 394% всего снижения;
-за счет увеличения суммы налогов на 32 063 тыс.руб., чистая прибыль сократилась на 72%.
Распределение чистой прибыли осуществлено исходя из отчислений в фонд накопления в размере 90% и фонд потребления – 10% чистой прибыли.
Такое распределение обусловлено тем, что ООО "Каприкорн Интернейшнл" является предприятием, требующим постоянных инвестиционных вливаний.
Таблица 4
Анализ распределения чистой прибыли ООО "Каприкорн Интернейшнл"
Показатели | 2006г. | 2007г. | Темп роста, % | Отклонение (+,-) |
Чистая прибыль - всего | 380 279 | 424 877 | 111,7 | +44 598 |
Фонд накопления | 342 251 | 382 389 | 111,7 | +40 138 |
Фонд потребления | 38 028 | 42 488 | 111,7 | +4 460 |
Таким образом, анализ абсолютных и относительных показателей управления прибылью ООО "Каприкорн Интернейшнл" показал, что балансовая и чистая прибыль предприятия имела тенденцию к увеличению, что можно оценить положительно.
Оценка рентабельности
Проанализируем показатели рентабельности ООО "Каприкорн Интернейшнл".
Таблица 5
Общие показатели рентабельности
Наименование | Расчет | 2006г. | 2007г. | Изменение |
Коэффициент маржинальной рентабельности реализации продукции | стр.029 /стр.010 | 0,3296 | 0,3607 | +0,0311 |
Коэффициент валовой рентабельности реализации продукции | стр.050/ стр.010 | 0,1992 | 0,26 | +0,0608 |
Коэффициент чистой рентабельности реализации продукции | стр.190/ стр.010 | 0,2227 | 0,1865 | -0,0362 |
Коэффициент валовой рентабельности операционных затрат | стр.050/ стр.020 | 0,2971 | 0,4067 | +0,1096 |
Коэффициент чистой рентабельности операционных затрат | стр.190/ стр.020 | 0,3322 | 0,2917 | -0,0405 |
Проведенный анализ показателей рентабельности ООО "Каприкорн Интернейшнл" показал, что все коэффициенты имеют различную тенденцию.
Так прибыльность маржинальной реализации продукции, валовой реализации продукции и валовых операционных затрат имеют положительную динамику, т.е. происходит увеличение прибыли, соответственно, на 3,11 коп., 6,08 коп. и 10,96 коп.
Однако прибыльность чистой реализации продукции и операционных затрат в отчетном периоде имеют отрицательную динамику, что обусловлено большими темпами роста прочих расходов.
Таким образом, произведенный расчет коэффициентов рентабельности показал, что на предприятии имеют проблемы, связанные с основной деятельностью. Поэтому основными для данного предприятия являются проблемы в основной деятельности, связанные с управлением затратами и ценообразованием.
Проведем общую оценку эффективности управления финансовыми ресурсами предприятия. Согласно модели Дюпон, обобщенным показателем эффективности управления финансовыми ресурсами предприятия служит рентабельность собственного капитала. Показатели, участвующие в модели, приведены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели модели Дюпон для ООО "Каприкорн Интернейшнл"
Показатели | 2005г. | 2006г. | 2007г. | Изменение |
Рентабельность собственного капитала, % | 0,3055 | 0,2486 | 0,2156 | -0,0899 |
Рентабельность активов, % | 0,1799 | 0,1364 | 0,1148 | -0,0651 |
Рентабельность продаж, % | 0,349 | 0,2227 | 0,1865 | -0,1516 |
Оборачиваемость активов | 0,5156 | 0,6123 | 0,6154 | +0,0998 |
Финансовый рычаг | 1,6979 | 1,8226 | 1,8784 | +0,1805 |
Относительные изменения каждого показателя в 2006-2007 гг. приведены в таблице 7.
Таблица 7
Изменение показателей модели Дюпон (индексный метод)
Показатели | 2006 г. | 2007 г. |
Рентабельность собственного капитала | 0,8137 | 0,8673 |
Рентабельность активов | 0,7582 | 0,8416 |
Рентабельность продаж | 0,6381 | 0,8374 |
Оборачиваемость активов | 1,1875 | 1,0051 |
Финансовый рычаг | 1,0734 | 1,0306 |
Из таблицы 8 видно, что наибольшим колебаниям были подвержены рентабельность продаж, оборачиваемость активов, а также финансовый рычаг.
Итак, резкие изменения рентабельности собственного капитала большей частью обусловлены структурой пассивов (финансовый рычаг). Гораздо слабее на результативный показатель влияла оборачиваемость активов и их рентабельность.
Таким образом, анализ абсолютных и относительных показателей управления прибылью ООО «Каприкорн Интернейшнл» показал, что балансовая и чистая прибыль предприятия имела тенденцию к увеличению, что можно оценить положительно. Коэффициент рентабельности активов уменьшился за отчетный период времени на 6,51 п.п., т.е. эффективность использования инвестированного капитала понизилась.
Коэффициент рентабельности собственного капитала также понизился, т.е. эффективность использования собственного капитала сократилась.
Чистая рентабельность предприятия также имела тенденцию к снижению в рассматриваемом периоде, что можно оценить негативно.