Анализ прибыли и рентабельности ООО "Каприкорн Интернейшнл", проведенный в предыдущем разделе, показал, что на предприятии имеются проблемы в части формирования прибыли, а именно, проблемы, связанные с ценообразованием и затратами, поэтому необходима разработка принципов и методов реализации управленческих решений по устранению данных проблем.
Операционный анализ — неотъемлемая часть управленческого учета. В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.
Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
Для расчета показателей безубыточности предприятия составим таблицу 8.
Таблица 8
Формирование эффекта производственного рычага
Показатели | 2005г. | 2006г. | 2007г. | |||
Сумма, тыс.руб. | % | Сумма, тыс.руб. | % | Сумма, тыс.руб. | % | |
1.Выручка (нетто) от реализации | 937 620 | 1 707 665 | 2 278 477 | |||
2.Переменные издержки | 747 012 | 79,67 | 1 144 750 | 67,04 | 1 456 613 | 63,93 |
3. Маржинальный доход (стр.1-стр.2) | 190 608 | 20,33 | 562 915 | 32,96 | 821 864 | 36,07 |
4. Постоянные издержки | 62 143 | 6,63 | 222 759 | 13,04 | 229 420 | 10,07 |
5. Операционная прибыль (стр.3-стр.4) | 128 465 | 13,70 | 340 156 | 19,92 | 592 444 | 26,0 |
6.Сила воздействия производственного рычага (стр.3/стр.5) | 1,4837 | - | 1,6549 | - | 1,3872 | - |
7.Порог рентабельности (пороговая выручка от реализации) | 305 671 | - | 675 846 | - | 636 041 | - |
8.Запас финансовой прочности в абсолютном выражении (стр. 1 – стр. 7) | 631 949 | - | 1 031 819 | - | 1 642 436 | - |
9.Запас финансовой прочности в относительном выражении (стр. 8 / стр.1 * 100%) | - | 67,40 | - | 60,42 | - | 72,08 |
Из данных таблицы 8 следует, что реализация товаров ООО "Каприкорн Интернейшнл" в 2007 г. принесла предприятию прибыль в размере 592 444 тыс.руб. Удаленность от точки безубыточности, которая составила 636 041 тыс.руб. в стоимостном выражении, означает, что у предприятия есть запас финансовой прочности (1 642 436 тыс.руб.). Чтобы не было угрозы для финансового положения предприятия, т.е. не попадая в зону убыточности, предприятию необходимо повысить выручку от реализации на 72,08%. Эффект экономического рычага составляет 1,39 и показывает, что ООО "Каприкорн Интернейшнл" должно увеличить прибыль от продаж на 1,39% при увеличении выручки от реализациина 1% при сложившейся структуре затрат.
|
Таким образом, целью политики управления финансовыми потоками является обеспечение максимизации благосостояния собственников ООО "Каприкорн Интернейшнл" в настоящем и перспективном периоде.
Следовательно, эффективное управление финансовыми потоками ООО "Каприкорн Интернейшнл" может быть достигнуто путем разработки и реализации политики управления прибылью, которая должна решать ряд задач: обеспечение максимизации размера и высокого качества формируемой прибыли, обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия, формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли, постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Система управления прибылью ООО "Каприкорн Интернейшнл" согласно проведенного анализа, должна реализоваться путем осуществления мероприятий по повышению эффективности управления затратами.
|
В условиях все возрастающей значительной конкуренции среди предприятий смежной сферы необходимо устойчиво заявлять о себе и поэтому нужно постоянное увеличение объемов клиентов, т.е. необходим постоянный поиск клиентов, нуждающихся в услугах производственного объединения. Для этого необходимо улучшение качества услуг; рост производительности труда, сокращение производственного цикла, улучшение на этой основе использования основных фондов, вовлечения запасов в хозяйственный оборот и ускорения оборачиваемости капитала, снижение себестоимости, роста прибыли, снижение налогового бремени.
Проведем планирование прибыли на 2008 год.
Доходами ООО "Каприкорн Интернейшнл" являются: выручка от реализации готовой продукции, работ, услуг, а также от реализации на сторону продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств организации; проценты, начисленные по суммам средств, числящихся на счетах организации в банках.
В расходы предприятия входят затраты на обращение и сбыт продукции; штрафы, пени и неустойки, начисленные за нарушение хозяйственных договоров, потери от списания долгов, дебиторской и кредиторской задолженности, суммы налога на прибыль и другие платежи в бюджет за счет прибыли.
Рассчитаем прибыль аналитическим способом. Определим базовую рентабельность, т.е. отношение ожидаемой прибыли к полной себестоимости сравнимой товарной продукции в таблице 9.
Как видно из таблицы 9, базовая рентабельность определена 56,42%.
Таблица 9
Расчет базовой рентабельности ООО "Каприкорн Интернейшнл", тыс.руб.
|
Показатели | 2007 г. |
1.Сравнимая товарная продукция: а) по действующим ценам (без НДС, акцизов) б) по полной себестоимости | 2 278 477 1 456 613 |
2. Прибыль на объем сравнимой товарной продукции (а-б) | 821 864 |
3. Базовая рентабельность, % (стр.2 100/стр.1б) | 56,42 |
В 2008 году предусмотрено увеличение сравнимой товарной продукции на 72,08%: 2 278 477 х 172,08: 100 = 3 920 803 тыс.руб.
Прибыль должна увеличиваться на 1,39% при росте выручки на 1%, таким образом, получим, что прибыль на объем сравниваемой товарной продукции должна увеличиться на 1,39 х 72,08 = 100,19%, т.е. она составит 821 864 х (100+100,19) = 1 645 289 тыс.руб., отсюда себестоимость выпуска в 2008 году составит: 3 920 803 – 1 645 289 = 2 275 514 тыс.руб.
Рентабельность в 2008 году будет равна: 1 645 289 х 100: 2 275 514 = 72,3%, т.е. она увеличивается на 72,3 – 56,42 = 15,88%.
Проанализируем, как плановая прибыль повлияет на показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО "Каприкорн Интернейшнл".
Коэффициент рентабельности активов, исчисленный по прибыли от реализации продукции:
В 2007 г.: 821 864: 3 702 273 = 0,222.
В 2008г.: 1 645 289: 3 702 273 = 0,4444.
Из расчета становится очевидно, что в плановом году коэффициент рентабельности активов повышается и составит 44,44% против 2007г. – 22,2%. Это означает, что повышается прибыльность активов, их использование принесет больше прибыли на 44,44 – 22,2 = 22,24 коп., нежели в 2007г.
Коэффициент рентабельности собственного капитала:
В 2007г.: 821 864: 1 718 316 = 0,4783.
В 2008г.: 1 645 289: 1 718 316 = 0,9575.
В 2008 году коэффициент повысится и составит 95,75% против 47,83% в 2007г. Это означает, что на каждый рубль собственного капитала приходится больше прибыли на 95,75 – 47,83 = 47,92 коп., что собственники предприятия могут оценить как положительный фактор.
Коэффициент рентабельности продаж:
В 2007г.: 821 864: 2 278 477 = 0,3607.
В 2008г.: 1 645 289: 3 920 803 = 0,4196.
В 2008г. значение коэффициента повышается и составит 41,96% против в 2007г. – 36,07%, поэтому можно сказать, что на каждый рубль продукции будет приходиться больше прибыли на 41,96 – 36,07 = 5,89 коп., чем в 2007г.
На основании вышеизложенного можно сделать обобщающий вывод, что рассчитанные коэффициенты рентабельности, характеризующие эффективность деятельности ООО "Каприкорн Интернейшнл" свидетельствуют, что при данном уровне запланированной прибыли – 1 645 289 тыс.руб. ООО "Каприкорн Интернейшнл" сможет улучшить свои финансовые показатели и стать успешно развивающимся, финансово устойчивым предприятием, лидером среди конкурентов.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать ряд важных выводов и обобщений.
Ориентация отечественной экономики на рыночные отношения потребовала пересмотра отношения к прибыли, что обусловлено ее особым местом в системе хозяйствования.
Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.
Экономическое содержание прибыли тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.
Основными функциями прибыли являются: учетная, оценочная, стимулирующая. Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.
Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью. Прибыль, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.
Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой прибыли предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте прибыльности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.
Реализация товаров ООО "Каприкорн Интернейшнл" в 2007 г. принесла предприятию прибыль в размере 592 444 тыс.руб. Удаленность от точки безубыточности, которая составила 636 041 тыс.руб. в стоимостном выражении, означает, что у предприятия есть запас финансовой прочности (1 642 436 тыс.руб.). Чтобы не было угрозы для финансового положения предприятия, т.е. не попадая в зону убыточности, предприятию необходимо повысить выручку от реализации на 72,08%. Эффект экономического рычага составляет 1,39 и показывает, что ООО "Каприкорн Интернейшнл" должно увеличить прибыль от продаж на 1,39% при увеличении выручки от реализациина 1% при сложившейся структуре затрат.
Таким образом, целью политики управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников ООО "Каприкорн Интернейшнл" в настоящем и перспективном периоде.
На основании вышеизложенного можно сделать обобщающий вывод, что рассчитанные коэффициенты рентабельности, характеризующие эффективность деятельности ООО "Каприкорн Интернейшнл" свидетельствуют, что при данном уровне запланированной прибыли – 1 645 289 тыс.руб. ООО "Каприкорн Интернейшнл" сможет улучшить свои финансовые показатели и стать успешно развивающимся, финансово устойчивым предприятием, лидером среди конкурентов.
Список использованной литературы
1.Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия - М.: Экономика и финансы АКДИ, 2007.
2.Анализ хозяйственной деятельности в промышленности под общей редакцией Стражева В.И. - Минск: Высшая школа, 2006.
3.Бабо А. Прибыль - М.: Экономика, 2008.
4.Басапов М.И. Анализ хозяйственной деятельности. - М.: Экономика, 2007.
5.Бланк И.А. Управление прибылью – 2-е изд., расш. и доп. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2008.
6.Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2007.
7.Вакуленко Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений – М.:ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ГЕРДА, 2007.
8.Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Под ред. Соколова Я.В. - М.: Финансы и статистика, 2008.
9.Горфинкель В. Я. Экономика предприятия - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.
10.Грунин О., Грунин С. Экономическая безопасность организации – СПб.: Питер, 2008.
11.Дайле А. Практика контроллинга – М.: Финансы и статистика, 2006.
12.Ефимова О.В. Финансовый анализ – М.: Филинъ, 2006.
13.Калашников С.С. Как повысить рентабельность – М.: Политиздат, 2007.
14.Ковалева А.М. Финансовый менеджмент – М.:ИНФРА-М, 2006.
15.Кондраков Н.П. Основы финансового анализа – М.: Главбух, 2008.
16.Кравченко Л. И. Анализ финансового состояния предприятия -Минск: ПКФ "Экаунт", 2007.
17.Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент / Учебное пособие – М.: Издательство «Дело и сервис», 2007.
18.Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия - М.: ЮНИТИ, 2006.
19.Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: Учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007.
20.Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования - Мн.: Вышейш. шк., 2007.
21.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие/ Г.В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2007.
22.Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006.
23.Семенов В. М., Баев И. А., Терехов С. А. Экономика предприятия Под ред. Семенова В. М. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.
24.Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент – М.: Перспектива, 2007.
Финансовое управление фирмой. Под ред. Терехина В.И. - М.: Экономика, 2006.
25.Хеддевик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий - Пер. с англ - М.: Финансы и статистика, 2006.
26.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий – М.: ИНФРА-М, 2007.
27.Шим Д. К., Сигел Д. Г. Финансовый менеджмент – М.: Экономика, 2008.
Приложения
Приложение 1
Динамика технико-экономических показателей ООО "Каприкорн Интернейшнл"
Показатели | Ед. изм. | 2005г. | 2006г. | 2007г. |
А | В | |||
1. Выручка от реализации | ||||
- в действующих ценах | Тыс. руб. | |||
- в сопоставимых ценах | Тыс. руб. | |||
1.1. Темпы роста | ||||
- к базисному году | % | 165,6 | 227,1 | |
- к предыдущему году | % | 165,6 | 137,2 | |
2. Прибыль от продаж | ||||
2.1. Темпы роста | ||||
- к базисному году | % | 264,8 | 461,2 | |
- к предыдущему году | % | 264,8 | 174,2 | |
3. Прибыль до налогообложения | Тыс. руб. | |||
3.1. Темпы роста | ||||
- к базисному году | % | 130,2 | 152,9 | |
- к предыдущему году | % | 130,2 | 117,4 | |
4. Чистая прибыль | Тыс. руб. | |||
5.1. Темпы роста | ||||
- к базисному году | % | 116,2 | 129,8 | |
- к предыдущему году | % | 116,2 | 111,7 | |
5. Рентабельность продаж (стр.3/стр.2*100%) | 13,7 | 19,9 | ||
5.1. Темпы роста | ||||
- к базисному году | % | 145,4 | 189,8 | |
- к предыдущему году | % | 145,4 | 130,5 | |
6. Полная себестоимость | Тыс.руб. | |||
6.1. Темпы роста | ||||
- к базисному году | % | 153,2 | ||
- к предыдущему году | % | 153,2 | 127,2 |
[1] Бланк И.А. Управление прибылью – 2-е изд., расш. и доп. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2008. С.258.
[2] Шим Д. К., Сигел Д. Г. Финансовый менеджмент – М.: Экономика, 2008. С.158.
[3] Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования - Мн.: Высшая шк., 2007. С.321.
[4] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий – М.: ИНФРА-М, 2007. С.106.
[5] Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: Учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. С.214.
[6] Кондраков Н.П. Основы финансового анализа – М.: Главбух, 2008. С.183.