Дом Учителя Уральского федерального округа
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО,
НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Первый этап
Авторы заданий: | Вылегжанина Ирина Андреевна, канд. пед. наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». |
Тагильцева Юлия Ринатовна, канд. филол. наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». | |
Рецензент: | Веснина Людмила Евгеньевна, канд. филол. наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». |
Русский язык 10 класс
Проводится в честь Гридиной Татьяны Александровны
Время выполнения работы 1 час 15 минут
______________ | ______________ | ______________ | ______________ | ______________ | ______________ | ______________ |
Фамилия | Имя | Отчество | Нас. пункт | Область | ОУ № | Код участника |
Таблица ответов
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
|
|
Инструкция по выполнению работы
На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.
Часть 1 состоит из 5 заданий (1 – 5), оцениваемых в 1 балл.
Часть 2 состоит из 5 заданий (6 – 10), оцениваемых в 3 балла.
Часть 3 состоит из 10 заданий (11 – 20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11 – 15) – на установление соответствия и 5 заданий (16 – 20) – на установление правильной последовательности.
Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21 – 25), оцениваемых в 6 баллов.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.
Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время. Ответы занесите в специальную таблицу ответов.
Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.
В заданиях 1–5 выберите один правильный ответ из пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1. Какое слово пропущено в предложении? (1 балл)
Т.А. Гридина в соавторстве с Н.И. Коноваловой выпустила «Школьный _____ словарь русского языка: 4000 слов».
1) словообразовательный 2) грамматический 3) орфоэпический | 4) толковый 5) фразеологический |
|
2. В каком слове ударение падает на последний слог? (1 балл)
1) иксы 2) опошлить 3) лекторов | 4) клала 5) плодоносить |
3. В каком слове пишется одна буква Н? (1 балл)
1) броше…ый 2) очень перче…ый суп 3) пече…ый в золе картофель | 4) усиле…ый 5) призна…ый |
Прочитайте текст 1 и выполните задания, которые к нему прилагаются (4–9).
(1)А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. (2)Мглы как не бывало. (3)Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. (4)На далекое пространство видны черепа и камни. (5)Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. (6)Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздается чье-то удивленное «а-а!» и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. (7)Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... (8)Немножко жутко. (9)А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. (10)О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. (11)Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова. (А.П. Чехов)
4. Определите способ образования слова РАЗЛИЧИТЬ (предложение 3): (1 балл)
1) приставочный 2) суффиксальный 3) приставочно-суффиксальный | 4) неморфологический 5) бессуффиксный |
5. Сколько грамматических основ в предложении 7? (1 балл)
1) 1 основа | 2) 2 основы | 3) 3 основы | 4) 4 основы | 5) 5 основ |
Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 6–10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.
6. Укажите верные объяснения написания слов: (3 балла)
1) непонятной (предложение 7) – прилагательное можно заменить синонимом без не
2) необ…ятной (предложение 10) – разделительный ъ пишется в середине слова (не после приставки) перед о
3) шевельнут…ся (предложение 9) – в неопределенной форме глагола пишется ь
4) (на)стороже (предложение 9) – наречие пишется слитно, так как слова стороже нет
5) свеж… (предложение 3) – глагол с шипящим на конце пишется без мягкого знака
6) во…ходит (предложение 1) – приставка с-, так как приставки з- в русском языке нет
7. Укажите верные утверждения: (3 балла)
1) предложение 4 осложнено однородными подлежащими
2) в предложении 6 слово ЧЬЕ-ТО является личным местоимением
3) в предложении 6 слово ЧАЩЕ – наречие в форме сравнительной степени
4) предложение 11 связано с предыдущим возвратным местоимением
5) в предложении 9 слово ХОТЬ является наречием
6) предложение 8 безличное
8. В каких случаях верно указаны грамматические основы предложений? (3 балла)
1) предложение 1: 1) восходит луна, 2) ночь становится бледной и томной
2) предложение 3: 1) воздух прозрачен, свеж и тепел, 2) видно и можно
3) предложение 11: 1) страшно, красиво и ласково, глядит и манит, 2) кружится голова
4) предложение 2: бывало
5) предложение 7: 1) тени ходят, 2) всматриваться, 3) высятся и громоздятся образы
6) предложение 5: фигуры смотрят
9. Какие из данных слов образованы суффиксальным способом? (3 балла)
1) шевельнуться (предложение 9) 2) туманные (предложение 7) 3) восходит (предложение 1) | 4) безграничность (предложение 10) 5) жутко (предложение 8) 6) непонятной (предложение 7) |
10. В каких словах пишутся двойные согласные? (3 балла)
1) импре(с/сс)арио 2) ра(в/вв)ин 3) э(м/мм)играция | 4) пятиба(л/лл)ьный 5) то(р/рр)еро 6) ка(н/нн)ский |