Бюджетное устройство Российской Федерации (Л – 8)
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).
Термин «бюджет» происходит от английского слова «budget» - «кошелек», «сумка»1. Бюджетные фонды (бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований) занимают ведущее место в финансовой системе. В бюджетных фондах сосредоточивается основная масса централизованных финансовых ресурсов государства и входящих в его состав муниципальных образований. Каждое публично-правовое образование в составе государства имеет бюджет, занимающий самостоятельное место в бюджетной системе.
В финансово-правовой науке бюджет рассматривается в трех аспектах:
1. материальный, т.е. бюджет - централизованный фонд денежных средств публично-правового образования). Признаки бюджета как фонда:
- денежный характер, учитываемый БК РФ (ст. 6).
- в бюджете сосредоточены денежные средства (доходы), направляемые на публично значимые цели (расходы).
- бюджет входит в состав казны, выступающей объектом права собственности.
2. экономический, т.е. сосредоточенные в бюджете денежные средства выражают формирование экономических отношений, нацеленных на распределение и перераспределение национального дохода через централизованные фонды в общественно значимых целях.
3. правовой, т.е. нормативное правовое регулирование осуществляется государством. Все виды бюджетов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты - в форме муниципальных правовых актов.
|
Правовые нормы, регулирующие формирование, изменение и прекращение отношений, связанных с бюджетами всех уровней, составляют бюджетное право.
Бюджетное право - совокупность правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, возникающие в рамках бюджетной деятельности государства и муниципальных образований в связи с функционированием бюджетов, а именно централизованных публичных фондов, сосредоточивающих денежные средства для финансового обеспечения задач и функций государства и муниципальных образований.
Предмет бюджетного права - отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием системы денежных фондов государства и муниципальных образований.
Система бюджетного права РФ - совокупность регулирующих бюджетную деятельность государства и муниципальных образований правовых норм, сформировавшихся в рамках финансового права с учетом специфики сферы действия.
Структура системы бюджетного права РФ:
1. бюджетное устройство государства;
2. состав и принципы бюджетной системы государства;
3. система доходов и расходов бюджета;
4. источники финансирования дефицита бюджета;
5. бюджетная компетенция РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
6. бюджетный процесс;
7. правовой статус субъектов бюджетного права;
8. межбюджетные отношения;
9. бюджетный кредит;
10. государственный и муниципальный кредиты;
11. бюджетный контроль;
12. ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
|
Нормы бюджетного права РФ:
1. о бщая часть ( нормы, регулирующие бюджетную систему и бюджетное устройство Российского государства, бюджетный контроль, ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ, статус субъектов бюджетного права).
2. Особенная часть ( нормы, регулирующие доходы и расходы бюджета, государственный и муниципальный кредит, межбюджетные отношения, бюджетный процесс).
Источники бюджетного права:
1. Конституция РФ – «…федеральный бюджет относится к исключительной компетенции Российской Федерации…» (п. з ст.71);
2. Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон о федеральном бюджете, Федеральный закон о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;
3. законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов,
4. муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах,
5. иные федеральные законы РФ, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.
Методы бюджетного права - совокупность приемов и способов государственного воздействия на отношения, возникающие и развивающиеся в рамках бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.
1. Императивный метод (метод властных предписаний) - наделение одних субъектов бюджетного правоотношения властными полномочиями по отношению к другим субъектам бюджетного правоотношения; наличие в любом бюджетном правоотношении обязательного субъекта - государства (муниципального образования) в лице его уполномоченных органов; жесткое нормативное регулирование правомочий субъектов бюджетного права; совпадение прав субъектов бюджетного права с обязанностями (в большинстве случаев).
|
2. диспозитивный метод - предоставление субъектам бюджетных правоотношений альтернативной возможности выбора вариантов поведения в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством (ст. 31.1 БК РФ - предусматривает принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; ст. 72 - регулирует отдельные вопросы размещения государственных и муниципальных заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд; ст. 80 - устанавливает возможность применения норм гражданского законодательства к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам; ст. 105 - предусматривает возможность реструктуризации государственного или муниципального долга путем частичного списания (сокращения) суммы основного долга и некоторых других).
Бюджетные правоотношения - финансовые правоотношения, возникающие в рамках бюджетной деятельности государства и муниципальных образований в целях формирования, распределения и использования централизованных денежных фондов - бюджетов.
Классификация бюджетных правоотношений:
1.0. по содержанию:
1.1. бюджетные правоотношения, возникающие в процессе формирования доходов;
1.2. бюджетные правоотношения, возникающие в процессе расходов бюджетов;
1.3. бюджетные правоотношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, составления и утверждения отчетов об их исполнении;
1.4. межбюджетные отношения - правоотношения, возникающие в связи с распределением бюджетных средств между бюджетами публично-правовых образований разных уровней в форме межбюджетных трансфертов - дотаций, субсидий, субвенций;
1.5. контрольные бюджетные правоотношения - правоотношения в связи с осуществлением мероприятий по бюджетному контролю уполномоченными органами (контроль в ходе подготовки проекта бюджета, рассмотрения и утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления и утверждения отчета об исполнении бюджета - в рамках всех стадий бюджетного процесса) и др.
2.0. по субъектам:
2.1. между Российской Федерацией и субъектами РФ; между Российской Федерацией и муниципальными образованиями; субъектами РФ и муниципальными образованиями; различными субъектами РФ; различными муниципальными образованиями;
2.2. между органами исполнительной власти, осуществляющими исполнение бюджетов;
2.3. между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления; органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления; органами муниципальных образований различных уровней по поводу вопросов реализации бюджетных полномочий;
2.4. между Правительством РФ и Государственной Думой РФ;
2.5. между Государственной Думой и Советом Федерации РФ;
2.6. между Федеральным Собранием и Президентом РФ.
3.0. По экономическому критерию:
3.1. собственно финансовые правоотношения - связаны с движением денежных (бюджетных) средств. Данные правоотношения носят распределительный характер (распределение общественного продукта в виде денежных средств, имеющих статус бюджетных и принадлежащих государственной (муниципальной) казне); безэквивалентность (государство воздействует на уже распределенную в его пользу часть национального дохода в ходе бюджетного процесса); организационная связанность с функционированием централизованных денежных фондов (бюджетов).
3.2. не финансовые правоотношения (объекты этих отношений носят нематериальный характер: проект бюджета, правовые акты о бюджете; смета доходов и расходов казенных учреждений, правовые акты об утверждении отчета об исполнении бюджета; различные документы бюджетной отчетности.
4.0. по функциям права:
4.1. Регулятивные бюджетные правоотношения - упорядочивающее воздействие норм бюджетного права на общественные отношения, возникающие в связи с функционированием бюджетов, и установление связей между субъектами бюджетного права посредством реализации прав и обязанностей (бюджетные правоотношения: по поводу формирования бюджетов и их совокупности как бюджетной системы РФ; по поводу формирования доходов бюджетов; осуществления расходов бюджета; межбюджетные отношения; правоотношения по бюджетному процессу относительно бюджетов и др.).
4.2. Охранительные бюджетные правоотношения - возникают в случае нарушения субъектами бюджетного права прав и (или) неисполнения (неполного исполнения) обязанностей, установленных нормами бюджетного права (гл. 29-30 БК РФ).
Субъекты бюджетных правоотношений:
1.0. государство, государственные и административно-территориальные образования:
1.1. Российская Федерация;
1.2. субъекты РФ (республики, края, области, автономная область и автономные округа, города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
1.3. местные административно-территориальные образования (поселения);
2.0. государственные и местные органы власти:
2.1. законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления;
2.2. исполнительные органы власти и местного самоуправления;
3.0. государственные юридические лица и иные хозяйствующие субъекты:
3.1. бюджетные учреждения;
3.2. государственные унитарные предприятия;
3.3. муниципальные унитарные предприятия.
Субъект бюджетного правоотношения либо участвует в распределении доходов и расходов между бюджетами разных уровней, либо является участником бюджетного процесса, либо получает из бюджета денежные средства в форме финансирования или кредитования.
Бюджетное устройство РФ - характеристика государства, связанная с формированием и функционированием бюджетной системы, представленной бюджетами входящих в состав государства публично-правовых образований, установлением нормативных правовых требований к соответствующим бюджетным отношениям. В соответствии с разд. I БК РФ бюджетное устройство РФ состоит из следующих элементов:
Бюджетная классификация РФ (ст. 18 - 23.1 БК РФ) – группа доходов бюджетов, расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Элементы бюджетной классификации РФ:
1. классификация доходов бюджетов;
2. классификация расходов бюджетов;
3. классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
4. классификация операций публично-правовых образований.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации (КБК), присвоение кодов ее составным частям, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляются Минфином России.
Бюджетная система РФ (ст. 10 – 15 БК РФ) - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Структура бюджетной системы РФ:
1.0. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ.
1.1. Федеральный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств РФ.
1.2. Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 144 БК, в РФ функционируют следующие государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) c его территориальными (региональными) государственными ФОМС.
2.0. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. Формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта РФ и контроль за его исполнением осуществляются субъектами РФ в лице их компетентных органов государственной власти с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством, а также законами конкретного субъекта РФ.
3.0 местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений). Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются муниципальными образованиями в лице органов местного самоуправления с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством, законами субъекта РФ, на территории которого расположено муниципальное образование, а также актами муниципальных образований.
Принципы бюджетной системы (ст. 28-38.2) - требования, предъявляемые к бюджетной системе и обеспечивающие взаимосвязь и функционирование ее бюджетов, их относительную обособленность друг от друга в целях эффективности бюджетных отношений на различных территориальных уровнях.
1. Принцип единства бюджетной системы РФ - единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ).
2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ - закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
3. Принцип самостоятельности бюджетов
3.1. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
3.2 право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;
3.3. право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;
3.4. право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с БК РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);
3.5. недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
3.6. право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
3.7. недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
3.8. недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований - определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.
5. принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов - все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах (ст. 32 БК РФ).
6. Принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
7. Эффективность использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст. 34 БК РФ).
8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов бюджетной системы РФ - расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ; средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ; расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ; отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года, расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов (ст. 35 БК РФ).
9. Принцип прозрачности (открытости):
9.1. обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
9.2. обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
9.3. обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на едином портале бюджетной системы РФ;
9.4. стабильность и преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета» (ст. 36 БК РФ).
10. Принцип достоверности бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (ст. 37 БК РФ).
11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
12. Принцип подведомственности расходов бюджетов - получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
13. Принцип единства кассы - зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ (ст. 38.2 БК РФ).
Бюджетный процесс - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс регулируется БК РФ (ч. III, ст. 152-264.11), а также принятыми в соответствии с ним ФЗ, подзаконными актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований.
Субъекты бюджетного процесса:
- Президент РФ;
- высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
- ЦБ РФ;
- органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, Росфиннадзор, контрольные органы субъектов РФ и муниципальных образований);
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
- получатели бюджетных средств (ст. 152 БК РФ);
- казенные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов в допускаемых законом случаях (ст. 156, 161, 162 БК РФ).
Стадия бюджетного процесса - совокупность действий уполномоченных органов власти, осуществляющихся в строгой последовательности в рамках соответствующей процессуальной деятельности. Названия стадий бюджетного процесса едины для бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Стадии осуществления бюджетного процесса в РФ:
1. Стадия составления проекта бюджета ( гл. 20 (ст. 169-184) БК РФ). Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой органов исполнительной власти - Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное же формирование проектов бюджетов осуществляют Минфин России, соответствующие финансовые органы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Проект федерального бюджета составляется и утверждается сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период); проекты бюджетов субъектов РФ, проекты местных бюджетов - сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).
При составлении проекта бюджета учитываются: Бюджетное послание Президента РФ; прогноз социально-экономического развития территории; сводный финансовый баланс Российской Федерации; среднесрочный финансовый план (перспективный финансовый план) (субъектов РФ, муниципальных образований); долгосрочные целевые программы.
2. Стадия рассмотрения и утверждения проекта бюджета (ст. 184.1-213 БК РФ). После рассмотрения органом законодательной (представительной) власти в трех чтениях проект бюджета приобретает юридическую силу правового акта. Принятый ГД РФ ФЗ о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в течение 14 дней. При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
3. Стадия исполнения бюджета (ст. 215.1 – 242 БК РФ). На данной стадии обеспечивается полное и своевременное поступление налоговых и неналоговых платежей (доходов) в бюджет, распределение финансовых средств между бюджетами в порядке межбюджетных отношений, реализация бюджетных обязательств - финансирование задач и мероприятий, запланированных в предстоящем финансовом периоде, осуществление оперативного учета и контроля за движением бюджетных средств.
Исполнение федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется непосредственно Федеральным казначейством.
Исполнение бюджета осуществляется с учетом принципа единства кассы (ст. 38.2 БК РФ). Это означает, что для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает в ЦБ РФ соответствующий счет, через который осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов бюджетной системы РФ (единый счет по исполнению бюджета) (ст. 215.1 БК РФ).
4. Стадия составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета. На данной стадии сопоставляются результаты исполнения бюджетов с показателями, заложенными в бюджет в ходе составления и утверждения бюджета. Утверждение отчета об исполнении бюджета в качестве правового акта следует рассматривать в качестве формы реализации бюджетного контроля со стороны законодательных (представительных) органов.
Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит внешнему контролю со стороны специального контрольного органа (Счетной палаты РФ применительно к федеральному бюджету, региональных и местных контрольных органов применительно к региональным и местным бюджетам соответственно).