Тема 5. Бюджетное право Российской Федерации.




Бюджетное устройство Российской Федерации (Л – 8)

 

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обе­спечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

Термин «бюджет» происходит от английского слова «budget» - «коше­лек», «сумка»1. Бюджетные фонды (бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ, бюд­жеты муниципальных образований) занимают ведущее место в финансовой системе. В бюджет­ных фондах сосредоточивается основная масса централизованных финан­совых ресурсов государства и входящих в его состав муниципальных об­разований. Каждое публично-правовое образование в составе государства имеет бюджет, занимающий самостоятельное место в бюджетной системе.

В финансово-правовой науке бюджет рассматривается в трех аспектах:

1. материальный, т.е. бюджет - централизо­ванный фонд денежных средств публично-правового образования). Признаки бюджета как фонда:

- денежный характер, учитываемый БК РФ (ст. 6).

- в бюджете сосредото­чены денежные средства (доходы), направляемые на публично значимые цели (расходы).

- бюджет входит в состав казны, выступающей объектом права собственности.

2. экономический, т.е. сосредоточенные в бюджете денежные средства выражают формирование экономических отношений, нацеленных на распределение и пе­рераспределение национального дохода через централизованные фонды в общественно значимых целях.

3. правовой, т.е. нормативное правовое регулирование осуществляется государ­ством. Все виды бюджетов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных зако­нов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государствен­ных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты - в форме муниципальных правовых актов.

Правовые нормы, регулирующие формирование, изменение и прекращение отношений, связанных с бюд­жетами всех уровней, составляют бюджетное право.

Бюджетное право - совокупность правовых норм, регулирующих бюджет­ные отношения, возникающие в рамках бюджетной деятельности государ­ства и муниципальных образований в связи с функционированием бюдже­тов, а именно централизованных публичных фондов, сосредоточивающих денежные средства для финансового обеспечения задач и функций государства и му­ниципальных образований.

Предмет бюджетного права - отношения, возника­ющие в связи с образованием, распределением и использованием системы денежных фондов государства и му­ниципальных образований.

Система бюджетного права РФ - совокупность регулирующих бюджетную деятельность государства и муниципальных образований правовых норм, сформировавшихся в рамках финансового права с учетом специфики сферы действия.

Структура системы бюджетного права РФ:

1. бюджетное устройство государства;

2. состав и принципы бюджетной системы государства;

3. система доходов и расходов бюджета;

4. источники финансирования дефицита бюджета;

5. бюджетная компетенция РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

6. бюджетный процесс;

7. правовой статус субъектов бюджетного права;

8. межбюджетные отношения;

9. бюджетный кредит;

10. государственный и муниципальный кредиты;

11. бюджетный контроль;

12. ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Нормы бюджетного права РФ:

1. о бщая часть ( нормы, регулирующие бюджетную систему и бюджетное устройство Российского государства, бюджетный контроль, ответствен­ность за нарушение бюджетного законодательства РФ, статус субъектов бюджетного права).

2. Особенная часть ( нормы, регулиру­ющие доходы и расходы бюджета, государственный и муниципальный кре­дит, межбюджетные отношения, бюджетный процесс).

Источники бюджетного права:

1. Конституция РФ – «…федеральный бюджет относится к исключительной компетенции Российской Федерации…» (п. з ст.71);

2. Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон о федеральном бюджете, Федеральный закон о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;

3. законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов,

4. муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах,

5. иные федеральные законы РФ, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

Методы бюджетного права - совокупность приемов и способов государственного воздействия на отношения, возникающие и развивающиеся в рамках бюджетной дея­тельности государства и муниципальных образований.

1. Императивный метод (метод властных предписаний) - наделение одних субъектов бюджетного правоотношения властными полномочиями по отношению к другим субъектам бюджетного правоотношения; наличие в любом бюджетном правоотношении обязательного субъекта - государ­ства (муниципального образования) в лице его уполномоченных органов; жесткое нормативное регулирование правомочий субъектов бюджетного права; совпадение прав субъектов бюджетного права с обязанностями (в большинстве случаев).

2. диспозитивный метод - предоставление субъектам бюджетных правоотношений альтернативной возможности выбора вариантов поведе­ния в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством (ст. 31.1 БК РФ - предусматривает принцип равенства бюджетных прав субъек­тов РФ, муниципальных образований; ст. 72 - регулирует отдельные вопросы размещения государственных и муниципальных заказов на поставку товаров для государственных и му­ниципальных нужд; ст. 80 - устанавливает возможность применения норм гражданского зако­нодательства к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юри­дическим лицам; ст. 105 - предусматривает возможность реструктуризации государствен­ного или муниципального долга путем частичного списания (сокращения) суммы основного долга и некоторых других).

Бюджетные правоотношения - финансовые правоотношения, возникающие в рамках бюджетной деятельности государства и муниципальных образо­ваний в целях формирования, распределения и использования централизо­ванных денежных фондов - бюджетов.

Классификация бюджетных правоотношений:

1.0. по содержанию:

1.1. бюджетные правоотношения, возникающие в процессе формирования доходов;

1.2. бюджетные правоотношения, возникающие в процессе расходов бюджетов;

1.3. бюджетные правоотношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, составления и утверждения отчетов об их исполнении;

1.4. межбюджетные отношения - правоотношения, возникающие в связи с распределением бюджетных средств между бюджетами публично-правовых образований разных уров­ней в форме межбюджетных трансфертов - дотаций, субсидий, субвенций;

1.5. контрольные бюджетные правоотношения - правоотношения в связи с осуществлением мероприятий по бюджетному контролю упол­номоченными органами (контроль в ходе подготовки проекта бюджета, рассмотрения и утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления и утверждения отчета об исполнении бюджета - в рамках всех стадий бюд­жетного процесса) и др.

2.0. по субъектам:

2.1. между Российской Федерацией и субъектами РФ; между Российской Федерацией и муниципальными образованиями; субъектами РФ и муниципальными образованиями; различными субъектами РФ; различными муниципаль­ными образованиями;

2.2. между органами исполнительной власти, осуществляющими исполнение бюджетов;

2.3. между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления; органами государственной вла­сти РФ и органами местного самоуправления; органами муниципальных образований различных уровней по поводу вопросов реализации бюджет­ных полномочий;

2.4. между Правительством РФ и Государственной Думой РФ;

2.5. между Государственной Думой и Со­ветом Федерации РФ;

2.6. между Федеральным Собранием и Президентом РФ.

3.0. По экономическому критерию:

3.1. собственно финансовые правоотношения - связаны с движением денежных (бюджетных) средств. Данные правоотношения носят распределительный характер (рас­пределение общественного продукта в виде денежных средств, имеющих статус бюджетных и принадлежащих государственной (муниципальной) казне); безэквивалентность (государство воздействует на уже распределен­ную в его пользу часть национального дохода в ходе бюджетного процесса); организационная связанность с функционированием централизованных денежных фондов (бюджетов).

3.2. не финансовые правоотношения (объекты этих отношений носят нематериальный характер: проект бюджета, правовые акты о бюджете; смета до­ходов и расходов казенных учреждений, правовые акты об утверждении отчета об исполнении бюджета; различные доку­менты бюджетной отчетности.

4.0. по функ­циям права:

4.1. Регулятивные бюджетные правоотношения - упорядочиваю­щее воздействие норм бюджетного права на общественные отношения, возникающие в связи с функционированием бюджетов, и установление связей между субъектами бюджетного права посредством реализации прав и обязанностей (бюджетные правоотноше­ния: по поводу формирования бюджетов и их совокупности как бюджетной системы РФ; по поводу формирования доходов бюджетов; осуществления расходов бюджета; межбюджетные отношения; правоотношения по бюд­жетному процессу относительно бюджетов и др.).

4.2. Охранительные бюджетные правоотношения - возникают в случае на­рушения субъектами бюджетного права прав и (или) неисполнения (не­полного исполнения) обязанностей, установленных нормами бюджетного права (гл. 29-30 БК РФ).

Субъекты бюджетных правоотношений:

1.0. государство, государственные и административно-террито­риальные образования:

1.1. Российская Федерация;

1.2. субъекты РФ (республики, края, обла­сти, автономная область и автономные округа, города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);

1.3. местные административно-территориальные образования (поселения);

2.0. государственные и местные органы власти:

2.1. законодательные (представительные) органы государствен­ной власти и местного самоуправления;

2.2. исполнительные органы власти и местного самоуправления;

3.0. государственные юридические лица и иные хозяйствующие субъекты:

3.1. бюджетные учреждения;

3.2. государственные унитарные предприятия;

3.3. муниципальные унитарные предприятия.

Субъект бюджетного правоотношения либо участвует в распре­делении доходов и расходов между бюджетами разных уровней, либо является участником бюджетного процесса, либо получает из бюджета денежные средства в форме финансирования или кре­дитования.

 

Бюджетное устройство РФ - характеристика государства, связанная с формированием и функци­онированием бюджетной системы, представленной бюджетами входящих в состав государства публично-правовых образований, установлением нормативных правовых требований к соответствующим бюджетным отноше­ниям. В соответствии с разд. I БК РФ бюджетное устройство РФ состоит из следующих элементов:

Бюджетная классификация РФ (ст. 18 - 23.1 БК РФ) – группа доходов бюд­жетов, расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюд­жетов бюджетной системы, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоста­вимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Элементы бюджетной классификации РФ:

1. классификация доходов бюджетов;

2. классификация расходов бюджетов;

3. классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;

4. классификация операций публично-правовых образований.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации (КБК), присвоение кодов ее составным частям, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной си­стемы РФ, осуществляются Минфином России.

Бюджетная система РФ (ст. 10 – 15 БК РФ) - основанная на эко­номических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура бюджетной системы РФ:

1.0. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ.

1.1. Федеральный бюджет предназначен для исполнения расходных обяза­тельств РФ.

1.2. Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, об­разуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предна­значенный для реализации конституционных прав граждан на социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую по­мощь. В соответствии со ст. 144 БК, в РФ функционируют следующие государственные вне­бюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) c его территориальными (региональ­ными) государственными ФОМС.

2.0. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государствен­ных внебюджетных фондов. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для ис­полнения расходных обязательств субъекта РФ. Формиро­вание, утверждение, исполнение бюджета субъекта РФ и контроль за его исполнением осуществляются субъектами РФ в лице их компетентных органов государственной власти с соблюдением требований, установлен­ных федеральным законодательством, а также законами конкретного субъ­екта РФ.

3.0 местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюд­жеты внутригородских муниципальных образований городов федераль­ного значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений). Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназна­чен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются муниципальными образованиями в лице органов местного самоуправления с соблюдением тре­бований, установленных федеральным законодательством, законами субъ­екта РФ, на территории которого расположено муниципальное образова­ние, а также актами муниципальных образований.

Принципы бюджетной системы (ст. 28-38.2) - требования, предъявляемые к бюджетной системе и обеспечивающие взаимосвязь и функционирование ее бюджетов, их относи­тельную обособленность друг от друга в целях эффективности бюджетных отношений на различных территориальных уровнях.

1. Принцип единства бюджетной системы РФ - единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной докумен­тации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, фор­мирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной си­стемы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетно­сти бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ).

2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансиро­вания дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ - закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюдже­тами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формирова­нию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-право­вых образований.

3. Принцип самостоятельности бюджетов

3.1. право и обязанность органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

3.2 право и обязанность органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;

3.3. право органов государственной власти и органов местного само­управления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о на­логах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

3.4. право органов государственной власти и органов местного само­управления в соответствии с БК РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

3.5. недопустимость установления расходных обязательств, подлежа­щих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефици­тов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обяза­тельств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и бо­лее бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

3.6. право органов государственной власти и органов местного само­управления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюд­жетных трансфертов;

3.7. недопустимость введения в действие в течение текущего финансо­вого года органами государственной власти и органами местного самоу­правления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законо­дательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в за­коны (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих ком­пенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

3.8. недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по рас­ходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюд­жетов.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований - определение бюджетных полномочий органов го­сударственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование нало­говых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюдже­тов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, уста­новленными БК РФ.

5. принцип полноты отражения доходов, расходов и источ­ников финансирования дефицитов бюджетов - все доходы, расходы и ис­точники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах (ст. 32 БК РФ).

6. Принцип сбалансированности бюджета - объем предусмо­тренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефи­цита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источни­ками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

7. Эффективность использования бюджетных средств - при составлении и исполне­нии бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достиже­ния заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использова­нием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст. 34 БК РФ).

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов бюд­жетной системы РФ - расходы бюджета не могут быть увя­заны с определенными доходами бюджета и источниками финансирова­ния дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, полученных из дру­гих бюджетов бюджетной системы РФ; средств целевых иностранных кре­дитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств са­мообложения граждан; расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ; расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ; отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года, расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов (ст. 35 БК РФ).

9. Принцип прозрачности (открытости):

9.1. обязательное опубликование в СМИ ут­вержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представле­ния информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципаль­ных образований;

9.2. обязательную открытость для общества и средств массовой информа­ции проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо вну­три законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполни­тельным органом государственной власти (местной администрацией);

9.3. обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на едином портале бюджетной си­стемы РФ;

9.4. стабильность и преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета» (ст. 36 БК РФ).

10. Принцип достоверности бюджета - надежность пока­зателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (ст. 37 БК РФ).

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов - получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (рас­порядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

13. Принцип единства кассы - зачисление всех кассовых посту­плений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в со­ответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципаль­ными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муници­пального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ (ст. 38.2 БК РФ).

 

Бюджетный процесс - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного про­цесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и ут­верждению бюджетной отчетности (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс регулируется БК РФ (ч. III, ст. 152-264.11), а также принятыми в соответствии с ним ФЗ, подзаконными актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муни­ципальных образований.

Субъекты бюджетного процесса:

- Президент РФ;

- высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального об­разования;

- законодательные (представительные) органы государственной вла­сти и представительные органы местного самоуправления;

- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

- ЦБ РФ;

- органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, Росфиннадзор, контрольные органы субъектов РФ и муниципальных образований);

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансиро­вания дефицита бюджета;

- получатели бюджетных средств (ст. 152 БК РФ);

- казенные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие полу­чатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляю­щие отдельные операции со средствами бюджетов в допускаемых законом случаях (ст. 156, 161, 162 БК РФ).

Стадия бюджет­ного процесса - совокупность действий уполномоченных органов власти, осуществляющихся в строгой последовательности в рамках соответствую­щей процессуальной деятельности. Названия стадий бюджетного процесса едины для бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Стадии осуществления бюджетного процесса в РФ:

1. Стадия составления проекта бюджета ( гл. 20 (ст. 169-184) БК РФ). Составление проектов бюджетов является исключительной прерога­тивой органов исполнительной власти - Правительства РФ, высших ис­полнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное же фор­мирование проектов бюджетов осуществляют Минфин России, соответ­ствующие финансовые органы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Проект федераль­ного бюджета составляется и утверждается сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период); проекты бюджетов субъектов РФ, проекты местных бюджетов - сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

При составлении проекта бюджета учитываются: Бюджетное послание Президента РФ; прогноз социально-экономического развития территории; сводный финансовый баланс Российской Федерации; среднесрочный финансовый план (перспективный финансовый план) (субъектов РФ, муниципальных образований); долгосрочные целевые программы.

2. Стадия рассмотрения и утверждения проекта бюджета (ст. 184.1-213 БК РФ). После рассмотрения органом законодательной (представи­тельной) власти в трех чтениях проект бюджета приобретает юридическую силу правового акта. Принятый ГД РФ ФЗ о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в течение 14 дней. При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Со­ветом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

3. Стадия исполнения бюджета (ст. 215.1 – 242 БК РФ). На данной стадии обеспечивается полное и своевременное поступление нало­говых и неналоговых платежей (доходов) в бюджет, распределение финан­совых средств между бюджетами в порядке межбюджетных отношений, реализация бюджетных обязательств - финансирование задач и меропри­ятий, запланированных в предстоящем финансовом периоде, осуществле­ние оперативного учета и контроля за движением бюджетных средств.

Исполнение федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется непосред­ственно Федеральным казначейством.

Исполнение бюджета осуществляется с учетом принципа единства кассы (ст. 38.2 БК РФ). Это означает, что для кассового обслуживания ис­полнения бюджетов Федеральное казначейство открывает в ЦБ РФ соот­ветствующий счет, через который осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов бюджетной системы РФ (единый счет по испол­нению бюджета) (ст. 215.1 БК РФ).

4. Стадия составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета. На данной стадии сопоставляются результаты исполнения бюджетов с показателями, заложенными в бюджет в ходе составления и утверждения бюджета. Ут­верждение отчета об исполнении бюджета в качестве правового акта сле­дует рассматривать в качестве формы реализации бюджетного контроля со стороны законодательных (представительных) органов.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит внешнему контролю со стороны специального контрольного органа (Счетной палаты РФ при­менительно к федеральному бюджету, региональных и местных контроль­ных органов применительно к региональным и местным бюджетам соот­ветственно).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: