Искусство Римской Республики




История искусств. Искусство Древнего Рима

Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян: оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь - этрусков, с греческим искусством. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом. В дальнейшем некоторое значение в сложении римского искусства имело и искусство народов, вошедших в состав Римской Империи, - галлов, германцев, кельтов, иберов и т.д.

 

Искусство Древней Италии и Древнего Рима делится на 3 основных периода:

1. искусство доримской Италии (3 т. до н.э. - 3 в. до н.э.)

2. искусство Римской республики (3-1 вв. до н.э.)

3. искусство Римской империи (конец 1 в. до н.э. - 5 в н.э.)

 

Этрусское искусство

Страна этрусков, располагавшаяся на берегу Тирренского моря, простиралась на восток до Апеннинского горного хребта. Северная граница Этруррии в конце 7 в. до н.э. доходила до реки По, а на юге захватывала Кампанью (Неаполитанскую область); с конца 6 в. до н.э. этруски занимали территорию нынешней Тосканы.

Этрурия представляла собой союз двенадцати городов-государств. Правящей группировкой у этрусков была военно-жреческая знать. Основой хозяйства в Этруррии было земледелие. Из-за обилия болот в больших масштабах велись работы по искусственному осушению. Широко развитая морская торговля играла важную роль в экономике Этрурии и способствовала развитию ее культуры. Этруски входили в соприкосновение с греками, карфагенянами, египтянами и другими народами и многое у них перенимали, не теряя при этом самобытности.

 

Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к 6 - началу 5 в. до н.э. В это время Этрурия испытывала сильное воздействие греческой культуры, и в этот же период этрусское искусство переживало свой расцвет. Витрувий указывает на большую положительную роль этрусского зодчества в развитии римской архитектуры. Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н.э. Но памятники этрусской архитектуры дошли до нашего времени в очень незначительном количестве.

 

Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э. Археологический музей, Флоренция

 

 

Об архитектуре храмов можно судить только по остаткам фундаментов, обнаруженных в Сеньи, в Орвьето, в Старых Фалериях. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме); одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Внутреннее помещение - целла - обычно делилось на три части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам). Богатство скульптурного и живописного убранства, а также яркая полихромия.

 

Реконструкция некрополя Монтероцци. Тарквиния Фундаменты домов в этрусском городе Марцаботто

 

Древнейшим типом построек были, повидимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи. Здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные.

 

 

Этрусская урна из Кьюзи в виде дома. Камень. 3 в. до н. э. Берлин.

 

Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него располагались другие помещения: справа и слева - помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок. В этих же домах находились лавки и мастерские. Они размещались в той стороне дома, которая выходила на улицу, за ними обычно находилось помещение для жилья.

Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой тумулусы - курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами.

 

Сцена пира. Гробница Леопардов в Тарквиниях. V в. до н. э. Национальный музей этрусского искусства, Рим

 

Большой интерес представляют росписи стен этих гробниц. От 6 - начала 5 в. до н.э. дошло несколько десятков расписных склепов - в Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи, Орвьето и др. На гладкий, плотный известняк краски наносились непосредственно; крупнозернистая или пористая поверхность покрывалась слоем штукатурки, которая служила грунтом. Краски употреблялись минеральные; росписи выполнялись в технике фрески, то есть по сырому грунту. Палитра этрусского художника в архаический период состояла из черной, белой, красной и желтой краски, позже появляются голубой и зеленый цвета. Белый или желтоватый грунт служил фоном для изображений. Живопись на стене располагалась поясами. Цоколь обозначался рядом продольных разноцветных полос. Живописная декорация гробниц связана с расписными греческими вазами ориентализирующего и чернофигурного стилей.

 

 

Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто повторяются. Обычно это сцены, где умерший изображен участником веселого, многолюдного пира, сопровождаемого танцами юношей и девушек.

 

Прекрасным образцом этрусской скульптуры времени ее расцвета является голова статуи Гермеса из Вей. Одной из важных находок были колоссальные статуи воинов, сделанные из глины.

 

Голова Гермеса из Вей. Глина. Около 500 г. до н. э

 

Статуя воина. Глина. Около 500 г. до н. э. Нью-Йорк. Метрополитен-музей

 

Статуя воина. Найдена около Витербо, Италия. Около 500 г. до н. э.

 

Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету. Он связано с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. Характерным видом этрусской скульптуры является монументальные терракотовые саркофаги с портретами умерших.

Саркофаг из Черветри. Глина. Около 500 г. до н. э. Рим. Вилла папы Юлия

 

В 6 в. достигла большого мастерства обработка бронзы: употреблялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Самым известным произведением является статуя Капитолийской волчицы. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема (фигуры утрачены, существующие ныне выполнены в 15 в.)

 

Капитолийская волчица. Бронза. 6 в. до н. э. Рим. Палаццо Консерватори

 

 

 

Период 5 - 4 вв. до н.э. в Этрурии был временем экономического застоя. Искусство этого периода также переживало застой - оно как бы остановилось на ступени архаики. Но именно в это время народы Италии - этруски, самниты, римляне, оски и другие - приходят в особенно тесное соприкосновение с греками, в первую очередь с теми, которые населяли Великую Грецию. В этих богатых греческих полисах культура стояла на высоком уровне развития и искусство Великой Греции лишь в малой мере отличалось от искусства метрополии.

Новый подъем этрусское искусство переживает в 3 - 2 вв. до н.э., однако под воздействием греческого этрусское искусство в этот период теряет в значительной степени своеобразие.

 

Бронзовые изделия этрусских ремесленников этого времени - зеркала, украшенные гравировкой, чаши, кубки, цисты для хранения свитков - по прежнему отличаются высоким уровнем художественного ремесла.
К концу эпохи эллинизма, когда самостоятельности Этрурии был положен конец, этрусское искусство следует уже рассматривать вместе с римским искусством.

 

Искусство Римской Республики

Внешнеполитическая история Римской республики со времени установления республиканского строя в конце 6 в. до н.э. до начала периода империи в конце 1 в. до н.э. разделяется на несколько этапов. Первоначально Рим, являвшийся небольшим городом-государством, вел борьбу со своими ближайшими соседями - племенами латинов, эквов, вольсков - и подчинил их своей власти.

 

Следующим Этапом было покорение Римом всей Италии. К концу республиканского периода завершилось завоевание всех средиземноморских государств и превращение Рима в огромную мировую державу.

В конце республиканского периода - во 2 - 1 вв. до н.э. - Нарастали противоречия между правящей верхушкой и массами свободного населения. Эти конфликты нашли свое отражение в долголетних ожесточенных гражданских войнах 1 в. до н.э.

 

Мировосприятие римлян было более трезвым и практическим, нежели поэтическое мировосприятие древних греков. В культуре огромной военно-административной римской державы преобладание было на стороне тех видов искусства и наук, которые имели непосредственно практическое значение. Отсюда - ведущая роль официальной гражданской архитектуры в римском искусстве, отсюда - развитие в скульптуре индивидуального портрета и исторического рельефа, отсюда - исключительное развитие различных областей римского права и т. д.

 

Напротив, в таких видах искусства, как монументальная скульптура и живопись, а также в поэзии римляне были менее оригинальны, и здесь сильнее выражена их зависимость от греческих и эллинистических образцов.

 

 

Акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н.э. (выделен красным)

 

Известно огромное значение мифологии для греческого искусства. Римская религия, не имевшая того поэтического характера, который составлял основу греческой религии, была бедна образами, их божества имели отвлеченный характер, не обладали никакими качествами и вовсе не изображались. Но это было благоприятной почвой для заимствования культов и мифов других народов. Уже в 4 в. до н.э. римляне привели истолкование образов своих богов в соответствии с образами богов Греции.

 

 

 

Аппиева дорога (Виа Аппиа). Начата постройкой в 312 г. до н. э.

 

Как указывалось, архитектура была ведущим искусством Древнего Рима. Если для Греции главным типом архитектурного сооружения был храм, то в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а позже императора: форумы, триумфальные арки, амфитеатры, термы, базилики, дворцы и виллы, инженерные сооружения, обслуживавшие города римской державы и прежде всего - гигантский центр метрополии, город Рим. Строительная техника поднимается на большую высоту, развивается инженерное искусство, использующее достижения эллинистической науки. Создаются грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н.э.), дороги (Виа Аппиа, 312 г. до н.э.), мосты, сточные каналы (Клоака Максима в Риме).

 

На рубеже 2-3 вв. до н.э. входит в употребление новый строительный материал - водоупорный и чрезвычайно прочный римский бетон. В 3-1 вв. до н.э. облик Древнего Рима существенно изменился. Приток богатств из завоеванных стран способствовал развитию роскоши, стали все больше появляться произведения греческого искусства. Римляне широко использовали достижения греческой архитектуры, но перерабатывая их. Так, созданная греками система архитектурных ордеров имела у римлян декоративный характер.

Древнейшим местным типом римского храма был, по-видимому, круглый в плане храм - пример, храм Весты в Тибуре (Тиволи) 1 в. до н.э.

 

 


В период поздней Республики в Риме уже сложился тип театрального здания. К сооружениям этого типа относятся Большой театр в Помпеях, театр Помпея на Марсовом поле в Риме (55-52 гг. до н.э.) Принципиальным отличием римского театра от греческого было то, что римский театр представлял собой самостоятельное здание, а не вырубался в скале, как греческий; второй особенностью было наличие здания сцены, тогда как в греческом театре классической эпохи за сценической площадкой развертывался реальный ландшафт.

 

 

Реконструкция Театра Помпея на Марсовом поле в Риме

 

Амфитеатр, представлявший собой как бы соединение полукружий двух театров и предназначавшийся для различных зрелищ - травли зверей, гладиаторских боев и др., - был всецело римским изобретением и достиг наиболее полного развития в императорскую эпоху в амфитеатре Флавиев - Колизее (80 г.)
К монументальным сооружениям эпохи республики относятся гробницы римской знати, располагавшиеся вдоль больших дорог за воротами Рима. Надгробия сооружались в виде саркофагов, столбов, обелисков.

 

Центром деловой и общественной жизни Древнего Рима был Римский Форум (Форум Романум). Этот комплекс был создан по принципу свободной, живописной планировки.
Форум Романум: 1. Храм Согласия. 2. Храм Веспасиана 3. Храм Сатурна. 4. Форум Романум. 5. Базилика Юлил. 6. Храм Януса. 7. Храм Цезаря. 8. Арка Августа. 9. Храм Кастора и Поллукса. 10. Храм Весты. 11. Храм Антонина Пия и Фаустины. 12. Базилика Максенция. 13. Арка Тита.

 

 

 

В Древнем Риме существовало два типа италийского дома: 1- домус (лат.

domus) — дом-особняк одного рода; 2 -инсула — многоэтажный городской жилой дом, где живёт множество семей. Архитектура жилых домов эпохи республики лучше всего может быть прослежена в Помпеях, так как в Риме большинство домов этого времени было разрушено. Лучше всего сохранились «Дом Пансы», «Дом Фавна», «Дом серебряной свадьбы».

 

 

«Дом Веттиев», Помпеи. Внутренний дворик

 

 

Схема стандартного домуса

 

Лучше других сохранились «Вилла мистерий», «Вилла Диомеда» обе близ Помпей, «Вилла папирусов» близ Геркуланума. Непременной принадлежностью виллы был большой водоем - писцина.

Вилла мистерий. Реконструкция

 

Фрески виллы Мистерий (ок. II-I в. до н. э.) Помпеи

 

Неотъемлемой принадлежностью богатых жилых домов была стенная живопись. В Помпеях сохранилось много росписей. Лучшими образцами дошедших до нас росписей являются фрески из «Виллы мистерий» в Помпеях, из виллы в Боскореале, из дома Ливии на Палатине в Риме и т.д. Часто росписи представляют собой копии произведений греческих мастеров 4в. до н.э.

 

 

Росписи виллы в Боскореале

 

 

 

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников, равных по значению произведениям греческой статуарной пластики. Распространен образ облаченного в тогу римлянина, занятого выполнением своих государственных обязанностей (так называемый тогатус).

 

Статуя оратора (так называемый Авл Метелл). Бронза. Около 100 г. до н. э. Флоренция. Археологический музей

 

Портрет римлянина (так называемый первый консул Брут). Бронза

 

Доминирующее положение в римской скульптуре занимает портрет, который был связан с погребальным культом. Обычай снимать с покойника восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов (пенатов и ларов) послужил одним из толчков к созданию портрета и способствовал возникновению устойчивой традиции точной передачи внешнего облика покойного.

Здесь заложено отличие римского портрета от греческого. В Греции достойным увековечивания считался только выдающийся человек, прославившийся своей деятельностью. Напротив, задача римского мастера - увековечение данного конкретного лица, часто ничем не примечательного, причем от художника требовалось прежде всего бесспорное индивидуальное сходство. На первом этапе развития римского портрета некоторая его незрелость сказывается в слабом раскрытии внутреннего облика модели, в увлечении второстепенными деталями.

Статуя римлянина, совершающего возлияние. Мрамор. 1 в. до н. э. Рим. Ватикан.


К позднему периоду республиканской эпохи относятся портреты Цицерона и Помпея, дающие чрезвычайно наглядное представление о личных качествах этих исторических деятелей. Например, громадная слава и авторитет Помпея, прозванного еще при жизни Великим, не заслонили от художника истинных качеств личности Помпея.

Портрет Цицерона. Мрамор. 1 в. до н. э. Рим. Капитолийский музей

 

 

Портрет Помпея Великого. Новая глиптотека Карлсберга

 

 


К середине 1 в. до н.э. римское искусство уже сложилось в своих основных чертах и заняло ведущее место в искусстве античного мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: