внимание, что ему хочется сбежать на край света.
Из предложений 15–21 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Из предложений 18–24 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
Из предложений 3–9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастия прошедшего времени пишется НН».
Замените разговорное слово «диковинная» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Среди предложений 5–11 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 29–35 найдите сложное предложение с союзной
сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
| (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы. (29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!
(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.
– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре.
(35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.
– (36)3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила
мама. – (37)Мы очень рады.
(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург.
Ответами к заданиям 2–15 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
| В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик не хочет, чтобы в семье его восхваляли?»
1) Потому что ему приходится прикладывать огромные усилия, чтобы оправдать такое отношение родных.
2) Потому что он чувствует себя совершенно недостойным любви родителей и старшей сестры.
3) Потому что он чувствует, что похвалы портят его характер,
Делают его эгоистичным, чёрствым.
4) Потому что ему хочется, чтобы его принимали в семье таким,
Замените словосочетание «говорит радостно» (предложение 13), построенное основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Выпишите грамматическую основу предложения 9.
Среди предложений 12–17 найдите все предложения с однородными
членами. Напишите номера этих предложений.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
На следующий день,(1) после того как я смазал по физиономии Костику,(2)отец сказал:
– Драться,(3) конечно,(4) нехорошо. А всё-таки смелый какой,(5)
а! Ниже на две головы,(6) а пошёл в наступление,(7) решился!
Укажите количество грамматических основ в предложении 32. Ответ запишите цифрой.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Отец и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе только одно из заданий: 15.1, 15.2, 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания.
|
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
|