Введение
Тема «Система цен и их классификация» актуальна, потому что в повседневной жизни каждого человека окружают цены, во всех отраслях, везде присутствует цена в том или ином виде (заработную плату работникам выплачивают исходя из оценивания их труда)
От цены зависит выбор подхода в управлении хозяйством, в процессе финансового оздоровления, дальнейшее развитие рыночных отношений, достижение сбалансированности национальной экономики, рост национального дохода и повышение эффективности конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия различных форм собственности.
Цена является одним из основных звеньев рыночной экономики и представляет собой не только гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, но и важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров (продукции), при этом она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики страны.
Цель курсовой работы – исследование понятия цена, виды цен и их классификация, выполнить практические расчёты по условному предприятию.
Основные задачи, поставленные в исследовании темы данной курсовой работы следующие:
1. Исследовать: систему цен и их классификацию
2. Рассмотреть: сущность цены и её значение
3. Обобщить: виды цен и их классификация»
4. Произвести расчёты по заданной теме.
Курсовая работа состоит из 2-х глав, введения, заключения и списка литературы. В теоретической главе рассмотрены основные понятия, Цен и их классификации.
Во 2-ой главе проведены практические расчеты.
В заключении отражены основные выводы о проделанной работе.
Раздел 1. Система цен и их классификация
|
Сущность цены и её значение
Цена является одним из основных звеньев рыночной экономики и представляет собой не только гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, но и важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров (продукции), при этом она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики страны.
По мнению - П.Ф. Парамонова:
Цена – это:
1) денежное выражение стоимости товара;
2) экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производствотовара общественно необходимого рабочего времени;
3) количественное соотношение спроса и предложения конкретного товара. [4]
В других источниках цена выступает как:
- Денежное выражение стоимости;
- Денежное выражение системы ценообразующих факторов;
- Инструмент рыночной конкуренции;
- Характеристика товара на рынке
- Один из элементов рынка (наряду со спросом, предложением и конкуренцией);
- Количество денег (товаров, услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги);
- Денежное выражение ценности товара (услуги) при обмене;
- Один из элементов комплекса маркетинга.
Таким образом, обобщая исследуемое понятие, можно сделать вывод, что: Цена — количество денег, запрашиваемое за продукцию, или сумма благ (ценностей), которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги. [10]
Принципы и методики определения цен, на товары и услуги определяет – ценовая политика.
|
Выделяют микро- (на уровне фирмы) и макро- (в сфере государственного регулирования цен и тарифов) уровни формирования цен.[3]
Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и тактику ценообразования.
Ценовая стратегия предполагает позиционирование предлагаемого продукта на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и построению стратегии. Также в рамках ценовой стратегии выбираются используемые методики определения (установления) цены, а также формы ценовой дискриминации.
В дальнейшем в рамках реализации стратегии разрабатываются тактические мероприятия (для стимулирования продаж), включая системы ценовых скидок и неценовых поощрений покупателей.
В ходе реализации ценовой политики руководство фирмы должно корректировать непосредственные мероприятия и следить за временем изменения стратегии. Цены активно используются в конкурентной борьбе для обеспечения достаточного уровня прибыли. Определение цен товаров и услуг является одной из важнейших проблем любого предприятия, так как оптимальная цена может обеспечить его финансовое благополучие. Проводимая политика цен во многом зависит от вида предлагаемых предприятием товаров или услуг. Она формируется в тесной связи с планированием производства товаров или услуг, выявлением запросов потребителей, стимулированием продаж. Цена должна устанавливаться таким образом, чтобы, с одной стороны, удовлетворять нужды и потребности покупателей, а с другой — способствовать достижению поставленных предприятием целей, заключающихся в обеспечении поступления достаточных финансовых ресурсов. Ценовая политика направлена на установление таких цен товаров и услуг в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, которые позволят получить запланированный предприятием объем прибыли и решить другие стратегические и оперативные задачи.
|
В рамках общей политики ценообразования решения принимаются в соответствии с положением на целевом рынке предприятия, методами и структурой маркетинга. Общая ценовая политика предусматривает осуществление скоординированных действий, направленных на достижение долго- и краткосрочных целей предприятия. При этом его руководство определяет общую ценовую политику, увязывая в интегрированную систему отдельные решения: взаимосвязь цен товаров в рамках номенклатуры фирмы, частоту использования специальных скидок и изменения цен, соотношение цен с ценами конкурентов, выбор метода установления цен новых товаров.
Определение политики ценообразования базируется на основе следующих вопросов:
· какую цену мог бы заплатить за товар покупатель;
· как влияет на объем продаж изменение цены;
· каковы составляющие компоненты издержек;
· каков характер конкуренции в сегменте рынка;
· каким должен быть уровень пороговой цены (минимальной), обеспечивающий безубыточность фирмы;
· какую скидку можно предоставить покупателям;
· повлияют ли на увеличение объема продаж доставка товара и другие дополнительные услуги.
Общая политика предприятия в итоге должна быть направлена на удовлетворение конкретных потребностей человека. Однако, если потребитель колеблется, какому товару отдать предпочтение, основываясь зачастую на неосознанных соображениях, предприятие посредством проведения активной сбытовой политики должно попытаться повлиять на его выбор в пользу своей продукции. Поэтому определение ценовой политики представляет собой одно из важнейших направлений практической деятельности предприятия, так как при любых условиях недопустимо устанавливать цены без серьёзного анализа возможных последствий каждого из вариантов решения данного вопроса.
Ценовая политика отражает общие цели фирмы, которые она стремится достичь, формируя цены своей продукции. Политика цен — это общие принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен своих товаров или услуг.
С помощью различных методов ценообразования устанавливают конкретную цену в зависимости от определенных обстоятельств или поставленных целей. Для принятия окончательного решения по ценам менеджер должен рассмотреть все предлагаемые варианты расчета цен. В процессе установления цены продукции предприятие (фирма) должно четко определить цели, которые оно хочет достичь. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цены новой продукции. К возможным целям ценовой политики относятся:
· обеспечение выживаемости фирмы;
· максимизация текущей прибыли;
· завоевание лидерства по показателю «доля рынка»;
· завоевание лидерства по показателю «качество продукции»;
· политика «снятия сливок»;
· краткосрочное увеличение объемов сбыта продукции.
При анализе цены конкурента основное внимание должно быть обращено на систему скидок, которые он предоставляет. В мировой практике насчитывается около 20 видов скидок с цены:
- Бонусные скидки за оборот даются постоянным покупателям в зависимости от оборота продаж.
- Прогрессивные скидки предоставляются покупателю за количество, объем покупки, серийность.
- Товарообменный зачёт или скидка предоставляется за возврат старого, ранее купленного у данной фирмы товара.
- Экспортная скидка при продаже товара на экспорт.
- Функциональные скидки или скидки в сфере торговли предоставляются производителям службами товародвижения за выполнение определенных функций.
- Специальные скидки даются продавцом тем покупателям, в которых продавец более заинтересован.
- Скрытые скидки предоставляются покупателю в виде бесплатных образцов (пробников и пр.).
На уровне экономической системы устанавливаются общие принципы формирования цен в стране (административно или на основе рыночного механизма). В дальнейшем правительство может вмешиваться в ценообразование отдельных предприятий как в рамках антимонопольной политики (тарифная политика), так и в рамках поддержания стабильности цен (ценовые ограничения).
Государственная тарифная политика реализуется в рамках антимонопольной деятельности и поддержки конкуренции на рынках. Как правило, тарифная (ценовая) политика используется при регулировании естественных монополий.
Ценовые ограничения - используются правительством для удержания инфляции (во Франции в 1960-е годы в рамках индикативного планирования), а также для поддержания малоимущих граждан в условиях высокой инфляции (ограничения на рост цен на товары первой необходимости).
Основными факторами выработки эффективной ценовой политики фирмы влияющих на уровень цен являются:
- спрос на продукцию;
- государственное регулирование цен;
- издержки по производству и реализации продукции;
- инфляция;
- конкуренция;
Значительное влияние на цену товара оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели.
Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций:
1) Учётная - учитывает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию продукции, через эту функцию цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей (валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капиталовложений, рентабельность и прочие);
2) Распределительная – государство, через ценообразование, осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, путём включения в себестоимость многих налогов;
3) Функция сбалансирования спроса и предложения - через установление равновесной цены;
4) Функция рационального размещения производства - перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли;
5) Стимулирующая - цена может стимулировать ускорение Научно-технического прогресса, инновационную деятельность.
Таким образом в различных литературных, либо интернет-источниках указаны практически разные трактовки термина «Цена», но всё оно сводится к одному:
Цена – это сумма денег, за которую покупатель может (готов) - купить товар, а продавец (производитель) – продать.
Каждая фирма должна определить для себя, как она хочет развиваться и в каком направлении, т.е. производя какую-либо продукцию, компания должна изучить политику конкурентов, и узнать цену по которой реализуется этот товар и определить, как реализуется этот товар по той или иной цене.
Если рассматривать цену, и ценовую политику со стороны государства, то государство в основном занимается антимонопольной деятельностью, т.е. создаёт условия всем предприятиям для деятельности. Если какая-то компания выяснит «идеальную цену» и сможет реализовывать большое количество продукции по своей цене, то другим компаниям ничего не останется делать как делать цены такими-же как и у образовавшегося монополиста, либо делать цены ниже себе в ущерб, и становиться монополистом. Государство старается делать какие-то стандарты для цен, чтобы они были более-менее единые в каждом регионе.