Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Космический полёт»
Форма организации: совместная деятельность в игровой форме
Цель: формирование умения более широко и творчески использовать в играх знания о планетах солнечной системы, о космических кораблях, комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Задачи:
Образовательные:
Ø Расширять словарный запас словами: планета, солнечная система, космонавт, конструктор, пульт управления, телескоп, созвездие, спутник, комета, метеорит, невесомость;
Ø Учить развивать сюжет на основе полученных знаний;
Ø Формировать умение детей решать проблемные ситуации в игровой деятельности;
Воспитательные:
Ø Воспитывать дружеские взаимоотношения, умения договариваться, мириться, уступать, разрешать конфликты, возникающие во время игры;
Ø Воспитывать ответственность за исполнения роли;
Ø Способствовать созданию устойчивого, жизнерадостного, активного настроения;
Развивающие:
Ø Развивать самостоятельность в создании игровой среды, с соблюдением всех правил и норм поведения в игре.
Планируемые результаты:
Создание положительного эмоционального настроя для осмысления и закрепления в памяти детей нового материала
Оборудование и материал: телефон (электронное письмо), воздушные шарики,части ракеты для аппликации, клей, чемоданчик с секретом: стетоскоп, гаечный ключ, половник, увеличительные стекла (фотоаппараты), канистры с ракетным топливом, конструктор.
Технологическая карта совместной деятельности детей и взрослого
Этап занятия, продолжительность | Задачи этапа | Методы, приёмы, формы возможные виды детской деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результаты |
1.Психологический настрой 1мин. | Создание эмоционального настроения на взаимодействие с детьми | Словесный | Придумано кем-то и просто и мудро: При встречи здороваться «Доброе утро!» | Приветствие, дети здороваются, у детей формируется психологическая готовность к образовательной деятельности. | Позитивный настрой детей |
2.Вводно-организационный 2 мин. | Создание интересной мотивации к деятельности | Словесный | - Ребята, сегодня утром по дороге в детский сад, я получила письмо, которое пришло мне на электронную почту! А что такое электронная почта? Электронная почта-это электронный адрес (почтовый ящик), в который отправляют письма, фотографии, картинки с помощью интернета с телефона или компьютера. | Ответы детей: | Готовность детей к образовательной деятельности |
3.Мотивационно - побудительный 3 мин. | Обеспечение восприятия и запоминания детьми изучаемого материала | -Хотите узнать от кого это письмо? «Помогите, помогите, планета роботов в большой опасности!!! На нас обрушился метеоритный дождь и уничтожил всех роботов на нашей планете. Смог уцелеть только я один. Помогите, помогите, кто может!!!» - Ребята, вы хотите помочь роботам? - А как мы можем помочь роботам? - А зачем же нам помогать этим не известным роботам? - Правильно ребята, мы должны помогать тем, кто попал в беду! А ещё мы сильные и смелые, ловкие и умелые! | Ответы детей: Ответы детей: | Осмысления детьми материала НОД | |
4.Актуализация 1мин. | Обеспечение мотивации, принятия цели детьми | - Только вот на чем мы будем добираться в космос? - Для этого нужно пройти испытание и собрать все детали нашей ракеты, вы готовы к этому? - Приступим к нашим испытаниям!!! - У меня в руках воздушный шарик. - Как вы думаете, с помощью воздушного шарика можно показать, как быстро летит космическая ракета? А как? - Что будет, если надуть шарик и его отпустить? - Давайте ребята проверим. - Каждый берет один воздушный шарик, надувает его и отпускает. - Что произошло с шариками? - А почему же они взлетели? - А как вы думаете, можно догнать шарик пока он летит? Сейчас надуем один шарик и попробуем его догнать. - Ребята, смогли бы вы догнать свой шарик? Давайте вместе попробуем. – Вот также стремительно, как наш шарик, взлетает космическая ракета (за счет реактивной силы, которая даёт стремительный толчок, так же как и воздух, выходящий из нашего шарика) - Мы выполнили испытание правильно, наша ракета получила первую деталь. - Для путешествия на ракете нам нужно распределить роли. Давайте сформируем команду. - Кто управляет полётом? - Каким должен быть командир? - Все правильно вы говорите! Но один командир не может лететь на корабле, ему нужна команда! Кто отгадает мою загадку, тот будет командиром: «Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, тёмный и необычайный, В нём живут вселенные, звезды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты». (Космос) - И так у нас есть командир ракеты. - Но вы ребята, не расстраивайтесь, потому что в настоящей команде есть люди разных и не менее важных профессий. У меня есть чемоданчик с секретом, в котором каждый найдет, что необходимо при полете в космос. Каждый из вас достанет какой-нибудь предмет. - Людям, какой профессии принадлежит эта вещь? - Зачем на космической ракете нужны врачи? - Значит, ты Вероника будешь космонавтом-доктором и в случаи болезни тебе необходимо лечить больных на ракете. - Людям, какой профессии принадлежит эта вещь? Правильно! А что делают они? - Значит, ты Ваня будешь космонавтом-механиком. - Людям, какой профессии принадлежит эта вещь? - А как вы думаете, как едят космонавты в невесомости, если все летает: тарелки, ложки, вилки, кружки? - Космонавты не готовят себе еду, им доставляют еду грузовой космический корабль. Пищу измельчают в пюре и помещают в тюбики, как крем для рук или зубная паста. Космонавты, когда кушают, выдавливают пищу прямо в рот. - А какие блюда могут быть в этих тюбиках, мы сейчас и узнаем. Повар приготовил для вас суп картофеля? Как будет называться такой суп? А если из рыбы? Из гороха? Из фасоли? - Повар сварил для вас компот из вишни? Как будет называться такой компот? Из огурцов? Из слив? Из груш? - Молодцы! - Ксюша, ты будешь ответственная за питание в нашей космической команде. -Кому принадлежит эта вещь? - Кто может сказать, чем занимаются ученые в полете? - Вы будете учеными. - Ну, вот наш экипаж сформирован. Но необходим ещё один человек, который следит за полётом с Земли и согласовывает действия экипажа. Если ни кто не возражает, то я буду диспечером-оператором, буду с земли руководить полетом. А если вдруг вам понадобится моя помощь, то я окажусь рядом с вами. - Молодцы, ребята! Мы получаем вторую деталь нашей ракеты. Впереди нас ждут новые испытания. Все готовы к новым испытаниям? Вы знаете, что в космосе все предметы легкие и даже человек становится легким как пушинка. Как называется это явление? - Ребята, вы можете рассказать и показать, как передвигается человек в невесомости? - А давайте вместе попробуем Молодцы, справились с испытанием! Получаем третью деталь нашей ракеты. - Я вижу, что все справились с испытаниями. Осталось собрать и дать название нашей космической ракете и можно отправляться в полёт! Ракета готова к полёту! Для того чтоб ракета полетела ей необходимо ракетное топливо. Чтобы мы смогли без проблем долететь до планеты роботов! Осталось только пройти медицинский осмотр перед полётом. Диспечер-оператор: Прошу экипаж пройти медицинский осмотр перед полётом, так как вас ждут перезагрузки и невесомость. Доктор, займите своё рабочее место и приступайте к работе. Граждане-космонавты, пожалуйста, пройдите на медицинский осмотр в кабинет врача. 1.Диспечер-оператор: Скажите нам, пожалуйста, доктор, все ли здоровы? 2.Диспечер-оператор: Все ли могут лететь в космос? 3.Диспечер-оператор: Приготовится к старту! Пристигнуть ремни! 4.Диспечер-оператор: Ключ на старт! 5.Диспечер-оператор: ВНИМАНИЕ! До старта осталось 10 секунд. Считаем:10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 Пуск! (звучит звук ракеты) Диспечер-оператор: Держать курс на планету роботов! Диспечер-оператор: Посмотрите, какая красота за стеклом иллюминатора. За каждую отгаданную загадку вы будете получать топливо. Ø Светит, сверкает, всех согревает (солнце) Ø Освещает ночью путь, звездам не даёт заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, в небе светит нам (луна) Ø По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели и сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает (звезды) Ø Почти со скорость света осколок летит от планеты, К Земле направляясь, летит и летит Небесный космический (метеорит) Ø Сверкает огромным хвостом в темноте, Несётся среди ярких звёзд в пустоте. Она не звезда, не планета, Загадка Вселенной – (комета) Диспечер-оператор: Всем членам экипажа занять свои места. Диспечер-оператор: Внимание, командиру экипажа! К вашему кораблю приближается небесное тело. Доложите, что вы видите! Диспечер-оператор: Внимание экипаж, наш корабль приближается к планете роботов. Пристегнуть ремни. Диспечер-оператор: Приготовится к посадке. Диспечер-оператор: Вот мы и на планете роботов. Поступил сигнал, что на планете роботов есть кислород и можно дышать воздухом без скафандров. Открыть люк, приступить к высадке. Диспечер-оператор: Космонавты-ученные доложите, что вы видите? Диспечер-оператор: Вы сможете их отремонтировать? Диспечер-оператор: Внимание всем членам экипажа! На планете роботов очень короткий световой день. Нам необходимо покинуть планету до наступления темноты. - Приготовиться к старту! Пристегнуть ремни. Диспечер-оператор: ВНИМАНИЕ! До старта осталось 10 секунд. Считаем:10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 Пуск! (звучит звук ракеты) Диспечер-оператор: Мы покидаем планету роботов и возвращаемся на Землю. Молодцы, вы отлично справились со своим заданием! Диспечер-оператор: Внимание! Всем членам экипажа занять свои места! Приготовится к посадке на Землю Диспечер-оператор: Начинаем обратный отсчёт: 10-9-8-7-6-5-4… посадка! С возвращением вас, ребята!!! - Вот мы и в детском саду. Ребята, нам пришло новое электронное письмо с планеты роботов. «Дорогие ребята, большое спасибо за то, что прилетели и починили нас». Ребята, вам понравилась игра? Вы соблюдали правила? Как вы считаете, все мы справились со своими ролями? Что нового мы узнали о космосе? Поднимите руку те, кто хочет, когда вырастет, стать космонавтом? - Чтобы космонавтом стать, Надо потрудиться. День с зарядки начинать, Хорошо учиться. Слабакам не по плечу Звездные дороги. На корабль могут взять Только сильных, ловких. - Давайте с вами ребята будем стараться быть похожими на космонавтов, а значит быть сильными, ловкими, умными здоровыми. Наше путешествие не закончилось, предлагаю в нашей группе открыть школу космонавтов. | Ответы детей: | ||
5.Практическая работа (Продуктивная деятельность) 25-30мин. 6.Рефлексивно-корригирующий 4-5мин | Словесный, практический Экспериментальная деятельность с элементами дыхательной гимнастики Сюжетно-ролевая игра «Космонавты проходят медосмотр перед полётом» Вопросно-ответная форма общения | Ответы детей: Ответы детей: Дети берут по одному воздушному шарику, надувают его и отпускают Ответы детей Дети выполняют задание. Ответы детей: Дети пытаются догнать улетевший шарик. Ответы детей: Ответы детей: Ответы детей: Дети по очереди достают атрибуты из чемодана, тем самым определяют себе роль Ответы детей: Ответы детей: Ответы детей: Ответы детей: Ответы детей: Ответы детей: Ответы детей: Ответы детей: Ответы детей: Ответы детей: Дети выполняют плавные движения и передвигаются по группе Дети выполняют аппликацию Придумывают название ракеты Космонавт-доктор: «Здравствуйте! Проходите! Пожалуйста, откройте рот, повернитесь, дышите глубже. Отлично! Жалобы есть? У вас отличное здоровье, можно смело отправляться в полёт» 1..Космонавт-доктор: Да, все здоровы 2.Космонавт-доктор: Да, все могут лететь. 3.Командир: Есть приготовиться к старту! Есть пристегнуть ремни! 4.Командир: Есть ключ на старт! 5.Считаем:10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 Пуск 5.Командир: Есть держать курс на планету роботов! Ответы детей: Командир: Есть занять свои места. Командир: Вижу светящее тело с длинным хвостом. Я, думаю это комета. Командир: Есть пристегнуть ремни Командир: Есть приготовиться к посадке. Командир: Есть открыть люк и приступить к высадке. Ученные: Видим много частей от сломанных роботов Вся команда: Мы постараемся! Дети собирают робота из конструктора Командир: Есть приготовиться к старту! Есть пристегнуть ремни. Считаем:10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 Пуск Командир: Есть приготовиться к посадке! Считаем:10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 Посадка! Ответы детей: | Погружение в игровую деятельность Правильность и осознанность ответов детей |