Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по изобразительному искусству




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО»

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

9-е КЛАССЫ

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Составитель рабочей программы

учитель искусства.

Самоздра С.А.

 

ХАРЦЫЗСК

Содержание

 

1 Пояснительная записка. 3

2 Тематическое планирование. 4

3 Критерии оценивания. 5

4 Календарно-тематическое планирование. 8

5 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по изобразительному искусству. 10

6 Планируемые результаты.. 11

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по искусству в 9-х классах составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:

· Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки от 07.08.2020 № 120-НП, зарегистрированного в Минюсте 13.08.2020 № 4000;

· Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки от 26.09.2020 г. № 1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

· Приказа МОН ДНР № 1172 от 25.08.2020 г. "Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2020-2021 учебном году";

· Приказа МОН ДНР от 03.08.2020 г. № 1237 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2020-2021 учебный год»;

· Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Искусство». 9 класс / сост. Минасян Н. Г. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 50 с. (д ля образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования), разработанной на основанииПриказа Министерства образования и науки от 26.09.2020 г. № 1180 «О присвоении примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»

· Рабочего учебного плана муниципальной общеобразовательной организации «Харцызская средняя школа № 22», утверждённого приказом СШ № 22 от 31.08.2020 № 137

Программа обеспечивает формирование основ художественной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие художественных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды художественной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественно-творческой деятельности. В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Изучение предмета «Искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История», «Литература», «Обществознание», «География».

В Рабочем учебном плане СШ № 22 на изучение предмета «Искусство» отводится в 9-х классах 35 часов (из расчета 1 час в неделю).

Оценивание осуществляется по 3 главным аспектам:

Художественно-теоретическая деятельность. Знание специальной художественной терминологии, понимание художественных особенностей направлений, стилей, видов, жанров, законов развития искусства.

Восприятие искусства. Способность эмоционального восприятия произведений искусства, определение их связи с жизненными явлениями; умение обосновывать личностное эстетическое отношение к художественному произведению и автору; способность интерпретировать художественно–культурное явления.

Художественно-практическая деятельность. Использование художественно-теоретического материала, приобретенных художественных умений, навыков в практической работе и во внеурочной деятельности.

 

2 Тематическое планирование

Класс

Период обучения Название тематического блока Количество отводимого времени
по плану по факту
  Раздел І ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ЯЗЫК ИСКУССТВА    
Тема 1 Виды и язык искусства 1 час 1 час
Тема 2 Визуальные искусства 5 часов 5 часов
Тема 3 Жанровая палитра музыкального искусства 3 часа 2 часа
Тема 4 Театр как синтез искусств 2 часа 3 часа
Тема 5 Экранные искусства 2 часа 2 часа
Тема 6 Синтез искусств – органичное единство художественных средств и образных элементов различных искусств, воплощающий универсальную способность человека эстетически осваивать мир 2 часа 2 часа
Тема 7 Полихудожественный образ мира 2 часа 1 час
  Раздел II ИСКУССТВО – ОПЫТ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПОЗНАНИЕ ИСКУССТВА – ПОЗНАНИЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА    
Тема 8 Через искусство к «портрету» эпохи 1 час 1 час
Тема 9 Искусство и мир человека 1 час 1 час
Тема 10 Художественные направления и стили в искусстве 8 часов 8 часов
  Раздел III ИСКУССТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ    
Тема 11 Особенности культур Запада и Востока 1 час 1 час
Тема 12 Искусство и окружающая среда 2 часа 2 часа
Тема 13 Искусство родного края 4 часа 4 часа
Тема 14 Поликультурность современного общества 1 час 2 часа
Всего      

Критерии оценивания

 

оценка Критерии оценивания учебных достижений учащихся
  Художественно-теоретические знания Ученик (ца) · имеет прочные, глубокие знания по предмету в рамках программы: · демонстрирует знание и понимание художественных особенностей направлений, стилей, жанров, законов развития искусства, общественно-эстетических идеалов и их отражение в искусстве конкретной эпохи, общества, художника, духовно-нравственных ценностей, концепций человека; · свободно ориентируется в месте и роли рассматриваемого художественного явления в развитии мировой удожественной культуры; · знает гуманистические и эстетические ценности различных народов мира; · демонстрирует умение осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа. Восприятие искусства Ученик (ца): · проявляет яркую эмоциональность в восприятии произведений искусства и их связь с жизненными явлениями; · глубоко проникает в суть замысла творца; · высказывает и обосновывает личное идейно-эстетическое отношение к произведению, автору; · имеет собственную сформированную художественную позицию по отношению к воспринимаемому произведению и автору; · предлагает нетипичные, интересные варианты интерпретации художественно-культурных явлений; Художественно-практическая деятельность Ученик (ца): · самостоятельно использует тематический материал, приобретенные художественные умения, навыки в практической деятельности на уроках и во внеурочное время; · демонстрирует сформированный эстетический вкус: эмоционально-эстетические предпочтения, понимание эстетических достоинств произведений искусства и окружающего мира.
  Художественно-теоретические знания Ученик (ца): · обнаруживает хорошее знание тематического материала; · может раскрыть общую характеристику периода, художественных направлений и стилей, определять мировое значение художественного явления, но приводит не все существенные признаки и факты, их характеризующие; · демонстрирует достаточный понятийный запас, хотя может допускать неточности в использовании специальной терминологии; · умеет аргументировать свою точку зрения; · излагает свои мысли последовательно и грамотно, · умеет вести диалог. Однако при ответе испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщения, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры, произведений искусства. Восприятие искусства Ученик (ца): · воспринимает произведения различных видов искусства достаточно эмоционально; · демонстрирует умение делать художественный анализ произведений, но часто ограничивается описанием отдельных образов, деталей, пересказом сюжета; · ограниченно использует понятийный и категориальный аппарат художественной культуры; · выражает личное отношение к художественному явлению, но недостаточно аргументированно. Художественно-практическая деятельность Ученик (ца): · демонстрирует осознанное использование тематического материала; · способен применять его в практической деятельности, но иногда с помощью учителя; · проявляет желание к творческой самостоятельности; · стремится применять приобретенные знания и умения в практической деятельности; · в суждениях присутствуют интересные аналогии, ассоциации.
  Художественно-теоретические знания Ученик (ца): · в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал; · формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями художественной культуры. Восприятие искусства Ученик (ца): · не проявляет интереса к восприятию произведений искусства; · может воспринимать и интерпретировать только определенную часть тематического художественного материала; · не умеет самостоятельно анализировать культурно-художественные явления, делать сравнения, выводы; · умение анализировать произведение искусства сводится к его пересказу (описанию); · не выражает личное отношение к художественному явлению, или оно выражается констатацией позиции: «нравится – не нравится». Художественно-практическая деятельность Ученик (ца ): · слабо владеет определенной сформированной системой эстетических суждений, понятий, взглядов на действительность; · не имеет желания проявлять самостоятельность в творческой деятельности, самовыражении; · нуждается в периодической теоретической и практической помощи учителя
  Художественно-теоретические знания Ученик (ца): · демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала; · нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. · не может самостоятельно оценить художественные факты; · демонстрирует недостаточно сформированные навыки устной речи, имеются отклонения от литературных норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке; · в общих словах и сбивчиво описывает направления и стили, не приводит конкретные примеры художественных явлений, произведений искусства. Восприятие искусства Ученик (ца): · мало эмоционален; · имеет низкий уровень восприятия художественных образов; · воспринимает и воспроизводит отдельные фрагменты художественных образов с конкретным образно-художественным содержанием, однозначно их характеризует; · не выражает личное отношение к художественным явлениям; · отсутствует анализ произведений; · в ответах не устанавливаются даже несложные реальные связи и зависимости. Художественно-практическая деятельность Ученик (ца ): · имеет элементарные навыки и умения творческой художественной деятельности; · не может сосредоточиться при выполнении практической работы; · не справляется с поставленной целью урока; - требует постоянно теоретической и практической помощи учителя.
  Художественно-практическая деятельность Ученик (ца) выявляет полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала, не может ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Не выполняет практическую работу. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя.

 

 

 

4 Календарно-тематическое планирование

№ урока 9 А 9 Б 9 В Тема урока     Рабочие примечания
Дата урока Дата урока Дата урока
план факт план факт план факт
Раздел І (16 часов / 16/15 часов) ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ЯЗЫК ИСКУССТВА 1 четверть
  03.09   01.09   01.09   Виды и язык искусства.  
  10.09   15.09   15.09   Архитектура – каменная летопись столетий  
  17.09   22.09   22.09   Всякий сможет колоть камень и только единицы – его оживить. Искусство скульптуры  
  24.09   29.09   29.09   Ритмы линий. Искусство графики. Художественная фотография. Компьютерная графика  
  01.10   06.10   06.10   Живопись – философия в красках  
  08.10   13.10   13.10   Искусство рук человеческих. Декоративно-прикладное искусство  
  15.10   20.10   20.10   Жанровая палитра музыкального искусства Вокальная музыка  
  22.10           Камерно-инструментальная и симфоническая музыка. Музыка массовых жанров.  
2 четверть
  05.11   03.11   03.11   Музыкально-театральные направления музыки.  
  12.11   10.11   10.11   Театральное искусство  
  19.11   17.11   17.11   Хореография - вид сценического искусства  
  26.11   24.11   24.11   Телевидение как искусство и средство коммуникации.  
  03.12   01.12   01.12   Методы кинематографа. Виды кино. Жанры кинематографа. Видеоклип.  
  10.12   08.12   08.12   Синтез искусств – органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств  
  17.12   15.12   15.12   Синтез искусств в театре, кино, на телевидении  
  24.12   22.12   22.12   Полихудожественный образ мира  
3 четверть Раздел II (10 часов / 10/9 часов) ИСКУССТВО – ОПЫТ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПОЗНАНИЕ ИСКУССТВА – ПОЗНАНИЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
  14.01   12.01   12.01   Через искусство к «портрету» эпохи  
  21.01   19.01   19.01   Искусство и мир человека  
  28.01   26.01   26.01   Понятия: «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль художника». Периодизация развития художественной культуры.  
  04.02   02.02   02.02   Искусство Древних цивилизаций: Древний Египет и Древний Восток  
  11.02   09.02   09.02   Колыбель европейской цивилизации. Искусство Древней Греции и Древнего Рима  
  18.02   16.02   16.02   Искусство Средневековья. Романский, готический стили  
  25.02   02.03   02.03   Искусство Ренессанса и барокко  
  04.03   09.03   09.03   Искусство классицизма и романтизма  
  11.03   16.03   16.03   Искусство реализма и импрессионизма  
  18.03           Художественные направления искусства ХХ и ХХІ вв.: от модернизма к постмодернизму.  
4 четверть Раздел III (9 часов / 9 /8 часов) Искусство как универсальный способ общения
  01.04   30.03   01.04   Особенности культур Запада и Востока  
  08.04   06.04   08.04   Искусство и окружающая среда Формы сохранения произведений искусства  
  15.04   13.04   15.04   Распространение художественных ценностей через дизайн и рекламу  
  22.04   20.04   22.04   Искусство родного края. Памятники культуры и искусства  
  29.04   27.04   29.04   Культурно-художественные заведения  
  06.05   04.05   06.05   Памятные места края, связанные с жизнью и творчеством известных деятелей искусства и культуры  
  13.05   18.05   13.05   Региональные центры народных ремесел и промыслов. Этнорегиональный фольклор  
  20.05   25.05   20.05   Поликультурность современного общества  
  27.05           Урок обобщения знаний.  

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по изобразительному искусству

1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки от 07.08.2020 № 120-НП, зарегистрированного в Минюсте 13.08.2020 № 4000.

2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования Донецкой Народной Республики, утверждённая Приказом Министерства образования и науки от 26.09.2020 г. № 1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

3. Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Искусство». 9 класс / сост. Минасян Н. Г. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 50 с. (д ля образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования), разработанной на основанииПриказа Министерства образования и науки от 26.09.2020 г. № 1180 «О присвоении примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики».

4. Приказ МОН ДНР № 1172 от 25.08.2020 г. "Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2020-2021 учебном году".

5. Приказ МОН ДНР от 03.08.2020 г. № 1237 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2020-2021 учебный год».

6. Гайская, Е. О. Искусство: 9 класс: методическое пособие к учебнику Г. И. Даниловой / Е.О. Гайская. — М.: Дрофа, 2017. — 144 с.

7. Аксёнова, А. С. История искусств: просто о важном: стили, направления и течения: / Алина Аксёнова. - Москва: Бомбора™, 2019.

8. Колбышева, С.И. Искусство (отечественная и мировая художественная культура): учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения: (с электронным приложением) Захарина И.Г. Томашева [и др.]. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2019 – 144 с.

9. Азбука ИЗО. Музеи мира: [Электронный документ]. Режим доступа: https://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr

10. Шедевры зарубежных художников: [Электронный документ]. Режим доступа: https://www.openclass.ru/node/203070

11. Виртуальный музей искусств: [Электронный документ]. Режим доступа: https://www.museum-online.ru/

12. Музейные головоломки: [Электронный документ]. Режим доступа: https://muzeinie-golovolomki.ru/

13. Сайт словарь терминов искусства: [Электронный документ]. Режим доступа: https://www.artdic.ru/index.htm

14. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников: [Электронный документ]. Режим доступа: https://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

 

Планируемые результаты

 

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить обучающимся возможность:

• иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка различных видов искусства;

• определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов, режиссеров, узнавать наиболее значимые их произведения;

• размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

• давать личностную оценку произведению, воспринимаемому на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным художественным явлениям;

• выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

• использовать знания об искусстве музыкантах, художниках, скульпторах и пр., художественно-исторических эпохах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки, организации художественной выставки в школе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: