РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО»
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
9-е КЛАССЫ
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы
учитель искусства.
Самоздра С.А.
ХАРЦЫЗСК
Содержание
1 Пояснительная записка. 3
2 Тематическое планирование. 4
3 Критерии оценивания. 5
4 Календарно-тематическое планирование. 8
5 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по изобразительному искусству. 10
6 Планируемые результаты.. 11
Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству в 9-х классах составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:
· Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки от 07.08.2020 № 120-НП, зарегистрированного в Минюсте 13.08.2020 № 4000;
· Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки от 26.09.2020 г. № 1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
· Приказа МОН ДНР № 1172 от 25.08.2020 г. "Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2020-2021 учебном году";
· Приказа МОН ДНР от 03.08.2020 г. № 1237 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2020-2021 учебный год»;
|
· Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Искусство». 9 класс / сост. Минасян Н. Г. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 50 с. (д ля образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования), разработанной на основанииПриказа Министерства образования и науки от 26.09.2020 г. № 1180 «О присвоении примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»
· Рабочего учебного плана муниципальной общеобразовательной организации «Харцызская средняя школа № 22», утверждённого приказом СШ № 22 от 31.08.2020 № 137
Программа обеспечивает формирование основ художественной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие художественных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды художественной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественно-творческой деятельности. В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Изучение предмета «Искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История», «Литература», «Обществознание», «География».
|
В Рабочем учебном плане СШ № 22 на изучение предмета «Искусство» отводится в 9-х классах 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Оценивание осуществляется по 3 главным аспектам:
Художественно-теоретическая деятельность. Знание специальной художественной терминологии, понимание художественных особенностей направлений, стилей, видов, жанров, законов развития искусства.
Восприятие искусства. Способность эмоционального восприятия произведений искусства, определение их связи с жизненными явлениями; умение обосновывать личностное эстетическое отношение к художественному произведению и автору; способность интерпретировать художественно–культурное явления.
Художественно-практическая деятельность. Использование художественно-теоретического материала, приобретенных художественных умений, навыков в практической работе и во внеурочной деятельности.
2 Тематическое планирование
Класс
Период обучения | Название тематического блока | Количество отводимого времени | |
по плану | по факту | ||
Раздел І ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ЯЗЫК ИСКУССТВА | |||
Тема 1 | Виды и язык искусства | 1 час | 1 час |
Тема 2 | Визуальные искусства | 5 часов | 5 часов |
Тема 3 | Жанровая палитра музыкального искусства | 3 часа | 2 часа |
Тема 4 | Театр как синтез искусств | 2 часа | 3 часа |
Тема 5 | Экранные искусства | 2 часа | 2 часа |
Тема 6 | Синтез искусств – органичное единство художественных средств и образных элементов различных искусств, воплощающий универсальную способность человека эстетически осваивать мир | 2 часа | 2 часа |
Тема 7 | Полихудожественный образ мира | 2 часа | 1 час |
Раздел II ИСКУССТВО – ОПЫТ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПОЗНАНИЕ ИСКУССТВА – ПОЗНАНИЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | |||
Тема 8 | Через искусство к «портрету» эпохи | 1 час | 1 час |
Тема 9 | Искусство и мир человека | 1 час | 1 час |
Тема 10 | Художественные направления и стили в искусстве | 8 часов | 8 часов |
Раздел III ИСКУССТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ | |||
Тема 11 | Особенности культур Запада и Востока | 1 час | 1 час |
Тема 12 | Искусство и окружающая среда | 2 часа | 2 часа |
Тема 13 | Искусство родного края | 4 часа | 4 часа |
Тема 14 | Поликультурность современного общества | 1 час | 2 часа |
Всего |
Критерии оценивания
|
оценка | Критерии оценивания учебных достижений учащихся |
Художественно-теоретические знания Ученик (ца) · имеет прочные, глубокие знания по предмету в рамках программы: · демонстрирует знание и понимание художественных особенностей направлений, стилей, жанров, законов развития искусства, общественно-эстетических идеалов и их отражение в искусстве конкретной эпохи, общества, художника, духовно-нравственных ценностей, концепций человека; · свободно ориентируется в месте и роли рассматриваемого художественного явления в развитии мировой удожественной культуры; · знает гуманистические и эстетические ценности различных народов мира; · демонстрирует умение осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа. Восприятие искусства Ученик (ца): · проявляет яркую эмоциональность в восприятии произведений искусства и их связь с жизненными явлениями; · глубоко проникает в суть замысла творца; · высказывает и обосновывает личное идейно-эстетическое отношение к произведению, автору; · имеет собственную сформированную художественную позицию по отношению к воспринимаемому произведению и автору; · предлагает нетипичные, интересные варианты интерпретации художественно-культурных явлений; Художественно-практическая деятельность Ученик (ца): · самостоятельно использует тематический материал, приобретенные художественные умения, навыки в практической деятельности на уроках и во внеурочное время; · демонстрирует сформированный эстетический вкус: эмоционально-эстетические предпочтения, понимание эстетических достоинств произведений искусства и окружающего мира. | |
Художественно-теоретические знания Ученик (ца): · обнаруживает хорошее знание тематического материала; · может раскрыть общую характеристику периода, художественных направлений и стилей, определять мировое значение художественного явления, но приводит не все существенные признаки и факты, их характеризующие; · демонстрирует достаточный понятийный запас, хотя может допускать неточности в использовании специальной терминологии; · умеет аргументировать свою точку зрения; · излагает свои мысли последовательно и грамотно, · умеет вести диалог. Однако при ответе испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщения, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры, произведений искусства. Восприятие искусства Ученик (ца): · воспринимает произведения различных видов искусства достаточно эмоционально; · демонстрирует умение делать художественный анализ произведений, но часто ограничивается описанием отдельных образов, деталей, пересказом сюжета; · ограниченно использует понятийный и категориальный аппарат художественной культуры; · выражает личное отношение к художественному явлению, но недостаточно аргументированно. Художественно-практическая деятельность Ученик (ца): · демонстрирует осознанное использование тематического материала; · способен применять его в практической деятельности, но иногда с помощью учителя; · проявляет желание к творческой самостоятельности; · стремится применять приобретенные знания и умения в практической деятельности; · в суждениях присутствуют интересные аналогии, ассоциации. | |
Художественно-теоретические знания Ученик (ца): · в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал; · формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями художественной культуры. Восприятие искусства Ученик (ца): · не проявляет интереса к восприятию произведений искусства; · может воспринимать и интерпретировать только определенную часть тематического художественного материала; · не умеет самостоятельно анализировать культурно-художественные явления, делать сравнения, выводы; · умение анализировать произведение искусства сводится к его пересказу (описанию); · не выражает личное отношение к художественному явлению, или оно выражается констатацией позиции: «нравится – не нравится». Художественно-практическая деятельность Ученик (ца ): · слабо владеет определенной сформированной системой эстетических суждений, понятий, взглядов на действительность; · не имеет желания проявлять самостоятельность в творческой деятельности, самовыражении; · нуждается в периодической теоретической и практической помощи учителя | |
Художественно-теоретические знания Ученик (ца): · демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала; · нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. · не может самостоятельно оценить художественные факты; · демонстрирует недостаточно сформированные навыки устной речи, имеются отклонения от литературных норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке; · в общих словах и сбивчиво описывает направления и стили, не приводит конкретные примеры художественных явлений, произведений искусства. Восприятие искусства Ученик (ца): · мало эмоционален; · имеет низкий уровень восприятия художественных образов; · воспринимает и воспроизводит отдельные фрагменты художественных образов с конкретным образно-художественным содержанием, однозначно их характеризует; · не выражает личное отношение к художественным явлениям; · отсутствует анализ произведений; · в ответах не устанавливаются даже несложные реальные связи и зависимости. Художественно-практическая деятельность Ученик (ца ): · имеет элементарные навыки и умения творческой художественной деятельности; · не может сосредоточиться при выполнении практической работы; · не справляется с поставленной целью урока; - требует постоянно теоретической и практической помощи учителя. | |
Художественно-практическая деятельность Ученик (ца) выявляет полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала, не может ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Не выполняет практическую работу. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя. |
4 Календарно-тематическое планирование
№ урока | 9 А | 9 Б | 9 В | Тема урока | Рабочие примечания | |||
Дата урока | Дата урока | Дата урока | ||||||
план | факт | план | факт | план | факт | |||
Раздел І (16 часов / 16/15 часов) ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ЯЗЫК ИСКУССТВА 1 четверть | ||||||||
03.09 | 01.09 | 01.09 | Виды и язык искусства. | |||||
10.09 | 15.09 | 15.09 | Архитектура – каменная летопись столетий | |||||
17.09 | 22.09 | 22.09 | Всякий сможет колоть камень и только единицы – его оживить. Искусство скульптуры | |||||
24.09 | 29.09 | 29.09 | Ритмы линий. Искусство графики. Художественная фотография. Компьютерная графика | |||||
01.10 | 06.10 | 06.10 | Живопись – философия в красках | |||||
08.10 | 13.10 | 13.10 | Искусство рук человеческих. Декоративно-прикладное искусство | |||||
15.10 | 20.10 | 20.10 | Жанровая палитра музыкального искусства Вокальная музыка | |||||
22.10 | Камерно-инструментальная и симфоническая музыка. Музыка массовых жанров. | |||||||
2 четверть | ||||||||
05.11 | 03.11 | 03.11 | Музыкально-театральные направления музыки. | |||||
12.11 | 10.11 | 10.11 | Театральное искусство | |||||
19.11 | 17.11 | 17.11 | Хореография - вид сценического искусства | |||||
26.11 | 24.11 | 24.11 | Телевидение как искусство и средство коммуникации. | |||||
03.12 | 01.12 | 01.12 | Методы кинематографа. Виды кино. Жанры кинематографа. Видеоклип. | |||||
10.12 | 08.12 | 08.12 | Синтез искусств – органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств | |||||
17.12 | 15.12 | 15.12 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении | |||||
24.12 | 22.12 | 22.12 | Полихудожественный образ мира | |||||
3 четверть Раздел II (10 часов / 10/9 часов) ИСКУССТВО – ОПЫТ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПОЗНАНИЕ ИСКУССТВА – ПОЗНАНИЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. | ||||||||
14.01 | 12.01 | 12.01 | Через искусство к «портрету» эпохи | |||||
21.01 | 19.01 | 19.01 | Искусство и мир человека | |||||
28.01 | 26.01 | 26.01 | Понятия: «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль художника». Периодизация развития художественной культуры. | |||||
04.02 | 02.02 | 02.02 | Искусство Древних цивилизаций: Древний Египет и Древний Восток | |||||
11.02 | 09.02 | 09.02 | Колыбель европейской цивилизации. Искусство Древней Греции и Древнего Рима | |||||
18.02 | 16.02 | 16.02 | Искусство Средневековья. Романский, готический стили | |||||
25.02 | 02.03 | 02.03 | Искусство Ренессанса и барокко | |||||
04.03 | 09.03 | 09.03 | Искусство классицизма и романтизма | |||||
11.03 | 16.03 | 16.03 | Искусство реализма и импрессионизма | |||||
18.03 | Художественные направления искусства ХХ и ХХІ вв.: от модернизма к постмодернизму. | |||||||
4 четверть Раздел III (9 часов / 9 /8 часов) Искусство как универсальный способ общения | ||||||||
01.04 | 30.03 | 01.04 | Особенности культур Запада и Востока | |||||
08.04 | 06.04 | 08.04 | Искусство и окружающая среда Формы сохранения произведений искусства | |||||
15.04 | 13.04 | 15.04 | Распространение художественных ценностей через дизайн и рекламу | |||||
22.04 | 20.04 | 22.04 | Искусство родного края. Памятники культуры и искусства | |||||
29.04 | 27.04 | 29.04 | Культурно-художественные заведения | |||||
06.05 | 04.05 | 06.05 | Памятные места края, связанные с жизнью и творчеством известных деятелей искусства и культуры | |||||
13.05 | 18.05 | 13.05 | Региональные центры народных ремесел и промыслов. Этнорегиональный фольклор | |||||
20.05 | 25.05 | 20.05 | Поликультурность современного общества | |||||
27.05 | Урок обобщения знаний. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по изобразительному искусству
1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки от 07.08.2020 № 120-НП, зарегистрированного в Минюсте 13.08.2020 № 4000.
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования Донецкой Народной Республики, утверждённая Приказом Министерства образования и науки от 26.09.2020 г. № 1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
3. Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Искусство». 9 класс / сост. Минасян Н. Г. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 50 с. (д ля образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования), разработанной на основанииПриказа Министерства образования и науки от 26.09.2020 г. № 1180 «О присвоении примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики».
4. Приказ МОН ДНР № 1172 от 25.08.2020 г. "Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2020-2021 учебном году".
5. Приказ МОН ДНР от 03.08.2020 г. № 1237 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2020-2021 учебный год».
6. Гайская, Е. О. Искусство: 9 класс: методическое пособие к учебнику Г. И. Даниловой / Е.О. Гайская. — М.: Дрофа, 2017. — 144 с.
7. Аксёнова, А. С. История искусств: просто о важном: стили, направления и течения: / Алина Аксёнова. - Москва: Бомбора™, 2019.
8. Колбышева, С.И. Искусство (отечественная и мировая художественная культура): учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения: (с электронным приложением) Захарина И.Г. Томашева [и др.]. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2019 – 144 с.
9. Азбука ИЗО. Музеи мира: [Электронный документ]. Режим доступа: https://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr
10. Шедевры зарубежных художников: [Электронный документ]. Режим доступа: https://www.openclass.ru/node/203070
11. Виртуальный музей искусств: [Электронный документ]. Режим доступа: https://www.museum-online.ru/
12. Музейные головоломки: [Электронный документ]. Режим доступа: https://muzeinie-golovolomki.ru/
13. Сайт словарь терминов искусства: [Электронный документ]. Режим доступа: https://www.artdic.ru/index.htm
14. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников: [Электронный документ]. Режим доступа: https://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Планируемые результаты
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить обучающимся возможность:
• иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка различных видов искусства;
• определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов, режиссеров, узнавать наиболее значимые их произведения;
• размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
• давать личностную оценку произведению, воспринимаемому на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным художественным явлениям;
• выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
• использовать знания об искусстве музыкантах, художниках, скульпторах и пр., художественно-исторических эпохах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки, организации художественной выставки в школе.