Обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя или более индивидуумами. Сама по себе коммуникация не имеет никакого значения; важно ее содержание или результат. Глупость, разошедшаяся тиражом в тысячи экземпляров, остается глупостью. Истинная идея, зародившаяся в голове одного-единственного человека, не перестает быть истинной. Вот почему широко декларируемая идея «общества коммуникации» выглядит подозрительной: ее сторонники делают ставку на средства распространения информации (медиа), а не на ее содержание.
Комплекс (Complexe)
Многосоставная совокупность элементов, затрудняющая целостное восприятие предмета. Термин «комплекс» широко используется в психологии и психоанализе для обозначения группы сознательных или бессознательных представлений (желаний, мечтаний, обид и т. д.), «связанных между собой, – как говорит Фрейд, – и несущих эмоциональный заряд». В качестве примеров можно вспомнить эдипов комплекс, комплекс кастрата и т. д. Комплекс – не болезнь, а структура личности.
Во множественном числе и в повседневной речи («у него полно комплексов») часто обозначает неудовлетворенность и ощущение неполноценности.
Комплекс противостоит простоте как фактическому состоянию, результату борьбы или как добродетели.
Conatus
Conatus — способность жить или существовать. Это не потенциальное бытие, а реальное в том смысле, что оно всегда находится в процессе становления. По-латыни это слово означает усилие, тенденция, напор, стремление. На философском языке (встречается у Гоббса, Декарта, Лейбница) оно утвердилось в том значении, которое ему придал Спиноза. Сonatus какого-либо человека – это его усилие, направленное на то, чтобы утвердиться в своем бытии, другими словами, его способность существовать, сопротивляться и действовать («Этика», часть III, глава 6). Это его актуальная сущность, которая в наших глазах выглядит как желание.
|
Конечная (Причина) (Finale, Cause)
Причина – это ответ на вопрос: «Почему?» Конечная причина предполагает ответ на этот же вопрос, но с указанием цели, поэтому конечную причину называют также конечной целью. Например, как поясняет Аристотель, конечной целью прогулки является здоровье, потому что на вопрос «Почему он гуляет?» можно на вполне законном основании ответить: «Чтобы быть здоровым» («Физика», книга II, глава 3). Таким образом, конечная цель есть то, ради чего что-то существует, то, без чего оно не могло бы существовать.
Но в таком случае почему не все люди гуляют и почему они не гуляют постоянно? Разве здоровье является целью лишь для некоторых из них и в отдельные моменты их жизни? Конечно нет, но эта цель действует в указанном качестве лишь при условии, что на нее направлено актуальное и активное желание. Тем самым мы избегаем ловушки, расставленной финализмом (Финализм) и Аристотелем, и вслед за Спинозой говорим: здоровье является конечной причиной лишь постольку, поскольку желание быть здоровым является действующей причиной («Этика», часть IV, Предисловие).
Конечное (Fini)
В философии не столько нечто законченное, сколько то, что может быть таковым, что не является бесконечным. «Неоконченная симфония» – столь же завершенное произведение, как и любое другое. И мы осуждены на конечность задолго до смерти.
|
Конечность (Finitude)
Свойство иметь предел, окончание, границу, т. е. не быть бесконечным. Мыслители древности видели в нем скорее залог счастья – для того, кто умеет им довольствоваться. «Эпикур указал границы желания и страха», – восторгался Лукреций. Другого пути достичь мудрости не существует. Ложная бесконечность наших желаний обрекает нас к недовольству, несчастью, утрате чувства меры. Лишь тот, кто признает собственную конечность, способен избежать страха; мудрость есть счастливая конечность в содержащей нас бесконечности. Действительно, какое счастье быть человеком, если ты ни на что другое не претендуешь!
У мыслителей новейшего времени, особенно у экзистенциалистов, понятие конечности приобретает более мрачные черты. Оно словно напоминает об ампутации бесконечности, которая продолжает терзать нас фантомными болями. Это несчастье не быть Богом. В этом смысле конечность есть свойство человека как смертного существа. Разумеется, не он один конечен, и конечен он не только потому, что смертен. Он конечен потому, что единственный ясно осознает, что он такое (судя по всему, животные не имеют ни малейшего понятия о бесконечности, а следовательно, и о конечности) и что он умрет. Впрочем, не следует придавать смерти слишком большое значение. Мне думается, что о конечности нам гораздо больше рассказывают такие вещи, как секс и усталость.
Конкретное (Concret)
Все то, что не отделено от реальной действительности посредством абстрагирования. Конкретной может быть как сама реальность (любое тело всегда конкретно), так и способ восприятия реальности либо через органы чувств (тогда конкретное – это все то, что можно потрогать, увидеть, обонять и т. д.), либо посредством мышления, но не прибегая при этом к каким бы то ни было теориям или обобщениям. В последнем случае это почти всегда иллюзия и представляет собой попытку мыслить без слов, без понятий, без логического инструментария, т. е. попытку мышления без мысли. Конкретных мыслей не бывает; есть лишь хорошие и дурные абстракции, которые отличаются друг от друга тем, можно или нельзя с их помощью понимать происходящее и действовать.
Констатация (Assertion)
Сообщение, содержащее утверждение или отрицание чего-либо. Всякое утверждение, следовательно, является констатацией, но не всякая констатация есть утверждение (она может быть и отрицанием).