Учет поступления, выбытия и аренды основных средств.




СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Учет наличия и движения собственных основных средств ведется на счете 01 «Основные средства». Это активный инвентарный счет. Как у любого активного счета, сальдо на нем дебетовое и отражает сумму первоначальной стоимости собственных основных средств на начало месяца. Оборот по дебету отражает поступление, а по кредиту – выбытие объектов (также по первоначальной стоимости).

Основанием для записей о поступлении основных средств на счет являются акты приемки-передачи основных средств.

На предприятие основные средства могут поступать безвозмездно (в частности, как субсидия правительства), могут покупаться, сооружаться собственными силами или поступать как взнос учредителей в уставный капитал. Во всех случаях оформление поступления основных средств разное.

Оформление безвозмездно полученных основных средств. В этом случае первоначальная стоимость основных средств сообщается передающей стороной или определяется экспертным путем.

Д-т сч. 01 «Основные средства» – первоначальная стоимость,

К-т сч. 87 «Безвозмездно полученные ценности» – первоначальная стоимость.

Если полученные основные средства были в эксплуатации и частично изношены, износ отражается проводкой:

Д-т сч. 87 «Безвозмездно полученные ценности» – сумма износа,

К-т сч. 02 «Износ основных средств» – сумма износа.

Счет 87 – пассивный фондовый счет, по его дебету отражается уменьшение, а по кредиту – увеличение средств, которые имеются у предприятия в виде добавочного капитала.

Покупка основных средств. Покупка и сооружение подрядным способом (силами сторонних организаций) основных средств оформляется в учете так:

1. Акцептован счет поставщиков за основные средства (акцепт счета означает обязательство произвести по нему уплату) либо счет подрядной организации за выполненные работы:

Д-т сч. 08 «Капитальные вложения» – стоимость основных средств,

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – стоимость основных средств.

Счет 08 «Капитальные вложения» служит для обобщения информации о капитальных вложениях в основные средства – затрат по строительству зданий и сооружений, на приобретение оборудования, инструментов, инвентаря. Это активный калькуляционный счет. Дебетовое сальдо отражает сумму фактических затрат по незаконченному строительству и приобретениям (по объектам, не сданным или не принятым в эксплуатацию). Оборот по дебету показывает сумму фактических затрат отчетного месяца, оборот по кредиту – списание фактических затрат, образующих первоначальную стоимость сданных в эксплуатацию объектов, а также затрат, которые не включаются в первоначальную стоимость переданных в эксплуатацию объектов, а возмещаются за счет фондов специального назначения и других источников.

2. Оплачен счет поставщиков (подрядчиков):

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – стоимость основных средств,

К-т сч. 51 «Расчетный счет» – стоимость основных средств.

3. Основные средства введены в эксплуатацию:

Д-т сч. 01 «Основные средства» – стоимость приобретения основных средств,

К-т сч. 08 «Капитальные вложения» – стоимость приобретения основных средств.

С момента ввода в эксплуатацию стоимость приобретения ранее неиспользовавшегося объекта станет его первоначальной стоимостью.

Если приобретенный объект ранее был в эксплуатации, оформляется его износ:

Д-т сч. 01 «Основные средства» – сумма износа,

К-т сч. 02 «Износ основных средств» – сумма износа.

На счете 01 данный объект будет учитываться по первоначальной стоимости, определенной как стоимость его приобретения, увеличенная на сумму износа.

Сооружение основных средств собственными силами. Основные средства могут сооружаться собственными силами (структурными подразделениями предприятия). Такое строительство называют строительством хозяйственным способом. Оно отражается в учете в несколько этапов:

1. Отражаются расходы на строительство основных средств:

Д-т сч. 23 «Вспомогательное производство»,

К-т сч. 10, 25, 70, 69 и т. д.

Этой проводкой затраты собираются по дебету аналитических счетов, соответствующих вспомогательным производствам, осуществляющим строительство.

В качестве кредитуемых счетов могут выступать:

– счет 10 «Материалы» – на сумму использованных в строительстве сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов;

– счет 25 «Общепроизводственные расходы» – на сумму цеховых расходов вспомогательных производств на строительство данного объекта;

– счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму заработной платы работников, занятых на строительстве объекта;

– счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – на сумму отчислений на социальное страхование и обеспечение (сумма определяется по начисленной заработной плате);

2. Если при строительстве ведется параллельно монтаж оборудования, этот факт отражается проводкой:

Д-т сч. 08 «Капитальные вложения» – стоимость оборудования,

К-т сч. 07 «Оборудование к установке» – стоимость оборудования.

Счет 07 активный, инвентарный. Дебетовое сальдо по счету отражает фактические затраты на имеющееся в наличии оборудование, к монтажу которого не приступили. Оборот по дебету показывает фактические затраты на вновь приобретенные объекты, требующие монтажа, а кредитовый оборот – списание фактической себестоимости оборудования, монтаж которого начат.

3. Приняты затраты вспомогательного производства по строительству (сооружению) объекта:

Д-т сч. 08 «Капитальные вложения» – сумма затрат вспомогательных цехов,

К-т сч. 23 «Вспомогательное производство» – сумма затрат вспомогательных цехов.

4. Ввод основных средств в действие:

Д-т сч. 01 «Основные средства» – первоначальная стоимость объекта,

К-т сч. 08 «Капитальные вложения» – первоначальная стоимость объекта.

Первоначальная стоимость объекта складывается из затрат вспомогательных цехов, ведущих строительство, и стоимости установленного на объекте оборудования.

Оформление вклада основных средств в уставный капитал. При поступлении основных средств в качестве вклада в уставный фонд предприятия стоимость объекта определяется по соглашению сторон – вкладчика и остальных владельцев, а сумма износа, если он есть, – сообщается вкладчиком или определяется экспертным путем.

В учете поступление основных средств отражается проводкой:

Д-т сч. 01 «Основные средства» – согласованная стоимость,

К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями» – согласованная стоимость, а износ – проводкой вида,

Д-т сч. 01 «Основные средства» – сумма износа,

К-т сч. 02 «Износ основных средства – сумма износа.

Расходы по доставке основных средств, полученных в результате покупки, включаются в их первоначальную стоимость, а расходы по доставке основных средств, полученных безвозмездно – собираются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Учет арендованных основных средств

Учет объектов в аренде ведет арендодатель (собственник имущества) на балансовых счетах, а арендатор организует забалансовый учет объектов. В плане счетов бухгалтерского учета (утвержденном приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) выделен счет 01 для всех основных средств, в том числе, для находящихся в аренде. Наряду с этим, в ПБУ 6/01 указывается, что основные средства, назначение которых — передача в аренду, следует считать доходными вложениями. Для их учета есть счет 03.

Материальные ценности, приобретенные организацией для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, принимаются к бухгалтерскому учету по дебету счета 03 в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Для учета амортизации имущества, предназначенного для предоставления во временное пользование (владение) другим организациям, на счете 02 можно открыть отдельный субсчет "Амортизация имущества, предназначенного для предоставления во временное пользование".

Аналитический учет по счету 03 ведется по видам материальных ценностей, арендаторам и отдельным объектам материальных ценностей.

Право собственности на имущество, переданное во временное пользование (владение), остается у передающей организации. Поэтому амортизацию такого имущества она должна начислять в том же порядке, что и амортизацию основных средств. Материальные ценности, учтенные на счете 03, списывают с баланса организации аналогично списанию основных средств.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Финансовый результат от выбытия основных средств определяют на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Учет операций при ликвидации основных средств в случае моральною и физическою износа, при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации

Дебет 02 «Амортизация основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» — списана сумма накопленной амортизации по выбывшим основным средствам.

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 01 «Основные средства» — списана остаточная стоимость выбывших основных средств.

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. — отражены расходы по демонтажу основных средств.

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» — оприходован лом и запчасти от ликвидации основных средств.

Дебет 99 «Прибыли и убытки» — отражен убыток от ликвидации основных средств.

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»

Учет операций по продаже основных средств

Дебет 02 «Амортизация основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» — списана сумма накопленной амортизации по выбывшим основным средствам.

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 01 «Основные средства» — списана остаточная стоимость выбывших основных средств.

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» — предъявлен счет покупателям на продажную стоимость основных средств с учетом НДС.

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» — начислен НДС с продажной стоимости основных средств.

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. — отражены расходы по демонтажу основных средств.

Дебет 99 «Прибыли и убытки» — отражен убыток от передачи основных средств.

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 99 «Прибыли и убытки» — отражена прибыль от передачи основных средств.

Учет операций по передаче основных средств как вклад в уставный капитал

Дебет 02 «Амортизация основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» — списана сумма накопленной амортизации по выбывшим основным средствам.

Выбытие объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд в размере его остаточной стоимости отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета расчетов и кредиту счета учета основных средств.

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость выбывших основных средств.

Ранее на возникающую задолженность по вкладу в уставный (складочный) капитал, паевой фонд производится запись по дебету счета учета финансовых вложений в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов на величину остаточной стоимости объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд, а в случае полного погашения стоимости объекта основных средств — в условной оценке, принятой организацией, с отнесением суммы оценки на финансовые результаты.

Дебет 58 «Финансовые вложения»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражена задолженность но вкладу в сумме остаточной стоимости основных средств.

Учет операций но безвозмездной передаче основных средств

Дебет 02 «Амортизация основных средств»

Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана сумма накопленной амортизации по выбывшим основным средствам.

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 01 «Основные средства» — списана остаточная стоимость выбывших основных средств.

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» — начислен НДС с рыночной стоимости основных средств.

Дебет 99 «Прибыли и убытки» — отражен убыток от передачи основных средств

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

При списании с баланса материальных ценностей, учтенных на счете 03, сначала следует списать сумму начисленной амортизации:

Д-т 02 К-т 03 - списана сумма начисленной амортизации.

Таким образом, на дебете счета 03 будет сформирована остаточная стоимость выбывающего имущества. Эту сумму необходимо списать в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы":

Д-т 91 К-т 03 - списана остаточная стоимость имущества, предназначавшегося для передачи во временное пользование (владение).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: