Проективные методики предполагают, в основном, индивидуальную работу с испытуемым и в большей своей части бывают бланковыми или предметными. Различают следующие группы проективных методик:
- конститутивные проективные методики – группа методик, предполагающих структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции);
- конструктивные проективные методики – методики, предполагающие создание из оформленных деталей осмысленного целого (МАР, тест мира и его разнообразные модификации);
- интерпретативные проективные методики – группа методик, предполагающих истолкование испытуемыми какого-либо события, события (ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди);
- аддитивные проективные методики (или методики дополнения) – группа методик, предполагающих завершение предложения, рассказа, истории (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга);
- экспрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих изучение экспрессивных проявлений активности человека. Объединяют методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др., а также методики изучения продуктов творчества: рисование на свободную или заданную тему (тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома и т.д);
- катартические проективные методики – группа методик, предполагающие осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама, проективная игра);
- импрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.
|
Для подавляющего большинства проективных методик характерны следующие признаки:
- относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого, т.е. возможен широкий диапазон разнообразных решений;
- отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора (здесь не может быть правильных или неправильных ответов);
- обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением или интегральная диагностика ряда личностных свойств, а не измерение какой-либо отдельной психической функции.
Современные тенденции в применении
Проективных методик
Если ранее основное внимание уделялось разработке и применению проективных тестов, то в последнее время предпринимаются попытки более тщательному и основательному формированию необходимой теоретической базы проективной психологии. Сегодня различаются следующие значимые направления в концептуализации поведения и личности в проективной психологии.
1. Личность все больше рассматривается как процесс, а не скопление совокупности относительно статичных черт, использующихся индивидом в ответ на раздражители.
2. Личность, изучаемая проективными способами, считается про-цессом, на который постоянно влияют взаимодействия индивида с соб-ственной физической и социальной средами, с одной стороны, и состояние и сила его потребностей с другой.
3. В проективной психологии усиливается тенденция полагаться на теорию поля как на достаточный критерий для подведения под него про-ективных поведенческих данных.
|
4. Под влиянием психоаналитического мышления существует заметная тенденция к утверждению суждений о личности двух классов: динамическое (полевое) и генетическое (историческое и эволюционное). Существует стойкая приверженность к представлению, что личность как процесс является постоянно развивающейся реальностью, функционирующей с рождения и до смерти. Таким образом, изучение и рассмотрение личности обязано быть чем-то вроде временного гештальта, и требуются данные, связанные с продольным подходом к личности. Проективные методы, применяемые на различных этапах личностного процесса, представляют собой поперечные аналитические попытки создать наиболее существенные серии заключений относительно значимых генетических факторов, формировавших личность, как это представляется в какой-либо данный момент ее жизненной истории.
5. Возрастает интерес к созданию картины «личности как целого». Ясно, что проективные методики не стремятся к завершенной формулировке личности в целом, поскольку это на самом деле представляет невыполнимую задачу, а скорее стремятся дать ряд значимых описательных утверждений о личности, которые могут оказаться полезными для специфических и часто довольно узких намерений.
6. Существует заметная тенденция к построению концептуальной схемы, относительно которой можно сделать адекватные формулировки различных личностей в клинических целях.
Таким образом, стремление к наведению порядка в концептуальном обосновании является оптимистичной - с точки зрения дальнейшего развития проективной психологии - тенденцией.
|
Вопрос № 10. Рисунок семьи.
Проективные рисуночные методики "Рисунок семьи" и "Кинетический рисунок семьи"
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений
Автор: Administrator
27.04.2010 08:26
Исторически использование методики "Рисунок семьи" (РС) связано с общим развитием "проективной психологии". В настоящий момент трудно определить "пионера" в использовании "Рисунка семьи" для изучения межличностных отношений.
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Вульфа (Wolff W., 1947),В. Хьюлса (Hulse W., 1951), И. Минковского, М. Поро, Л. Кормана (Corman L., 1964) и др. Сегодня наиболее известна модификация Р. Бернса и С. Кауфмана (Burns R., Каufman S., 1972), — "Кинетический рисунок семьи" (КРС).
В работах советских авторов также обращается внимание на связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными межличностными отношениями (Захаров А.И., 1977; 1982; Кольцова Н.Н., 1980; Мухина В.С., 1981; Хоментаускас Г.Т., 1985 и др.).
Назначение методики
Проективная методика "Рисунок семьи" (как и "Кинетический рисунок семьи") является полифункциональной. В зависимости от целей исследования, от методологической базы, на которой строится исследование, методику "Рисунок семьи" и ее модификации можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи ("семья глазами ребенка"). С другой стороны, данную методику можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности "Я-образа" ребенка, его половой идентификации. Оба этих аспекта – "семья глазами ребенка" и "развитие ребенка в семье", - так или иначе, являются объектом интереса семейных психологов и исследователей в области психологии семьи. Полифункциональность методики позволяет одновременно отнести ее также к группам методов, предназначенных для диагностики детско-родительских и сиблинговых отношений.
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение методики в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности вжиться в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной методике.
Диагностическая процедура
Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Ребенку дается инструкция:
(РС) - "Нарисуй, пожалуйста, свою семью".
(РС) – "Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь".
(КРС) – "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".
(КРС) – "Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не "мультяшек" и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого, делающим что-нибудь, какое-либо действие"*.
Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово "семья", так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, необходимо просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 мин). При выполнении задания следует отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:
Скажи, кто тут нарисован?
Где они находятся?
Что они делают? Кто это придумал?
Им весело или скучно? Почему?
Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: "Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?", "Кого мама позовет идти с собой?" ит. п.).
После опроса можно (но не обязательно) попросить ребенка решить шесть условных ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные. Российский психолог Е.И. Рогов предлагает следующие шесть ситуаций:
Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?
Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
Ты имеешь "№" билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
Ты получил в. подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Интерпретация методики "Рисунок семьи"
Для интерпретации психологу необходимо располагать объективной информацией:
а) о возрасте исследуемого ребенка;
б) о составе его семьи, возрасте братьев и сестер;
в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.
Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части:
Анализ структуры "Рисунка семьи";
Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи;