Проективное методики разрабатывались, в основном, в клинической практике как особые техники исследования тех сторон личности, которые практически недоступны непосредственному наблюдению и выявлению с помощью методик бланкового типа (опросников). Вследствие этого требования к построению проективной методики, постановке диагностических задач и поведению психолога-исследователя имеют свою специфику.
В отличие от стандартизованных психодиагностических методик одним из признаков проективных методик является слабая структурированность стимульного материала или инструкции к заданию, что дает возможность проявиться неосознаваемым особенностям личности испытуемого: мотивам, потребностям, внутренним конфликтам, оценкам, чувствам и т.п.
При использовании же стандартизированных методик возможно сознательное или неосознаваемое изменение испытуемым своих ответов, что приводит к искажению результатов исследования, часто не улавливаемому процедурой исследования самим психологом. Это возможно потому, что «объективные» техники имеют дело преимущественно с осознанным материалом, подвергающимся «цензуре» сознания и искажению механизмами психологической защиты, особенно в случай попадания вопроса теста в конфликтагенную зону личного опыта.
Следующий отличительный признак проективного исследования состоит в том, что экспериментатор превращается в чуткого и доброжелательного партнера, а не является нейтральным по отношению к деятельности испытуемого. Неадекватное поведение психолога в экспериментальной ситуации может вызвать агрессивность по отношению к нему, что неминуемо проявится в характере ответов и приведет к искажению результатов.
|
Отличие в постановке - диагностических задач при использовании проективных техник заключается, в том, что целью исследования является получение уникальных, присущих только данному человеку особенностей личности, которые не могут быть получены при помощи нормативных методов «объективного» подхода. Такими особенностями являются стиль взаимоотношений с другими людьми, ведущие мотивы личности, гармоничность или дисгармоничность ее аффективной сферы и др.
Среди недостатков проективных методик, в особенности рисуночных, всеми исследователями отмечается частичное или полное отсутствие стандартизации, слабая подверженность проверке надежности и валидности, что вносит большую долю субъективности при оценке результатов и интерпретации данных.
Все это ведет к снижению достоверности получаемой информации.
В последнее время принимаются попытки частичной стандартизации и построения тестовых норм проективных техник, что приближает их к обычным психометрическим (ТАТ, пятка Роршаха, рисунок человека Гудинафа к др.). Однако требуется дальнейшая валидизация и обоснование интерпретационных схем анализа, что представляет собой задачи последующих исследований.
Несмотря на отсутствие данных о валидкости, неструктурированности процедуры исследования и большую долю субъективности в интерпретации, проективные методы привлекают к себе внимание и широко распространяются. В зарубежных исследованиях личности проективные методы занимают по частоте использования лидирующее положение, особенно в клинических исследованиях.
|
№18.Требования к диагностической процедуре.
Организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур
1. Педагогическая диагностика всегда требует особого внимания, особой чуткости к ребенку, обязательного его согласия и предрасположенности.
2. Педагогическая диагностика должна быть построена на совместной деятельности и взаимопомощи учителя и учащихся. Всем должно быть полезно и интересно.
3. Перед проведением педагогических диагностических процедур все учащиеся должны быть морально и психологически подготовлены к тому, чтобы воспринимать результаты диагностики спокойно, без всяких волнений и переживаний.
4. Во время проведения диагностических процедур необходимо исключить всякое постороннее влияние или взаимовлияние учащихся.
5. Работа с тестами должна проводиться в абсолютной тишине.
6. Учитель, занимающийся педагогической диагностикой, должен хранить профессиональную тайну. Сведения, полученные в процессе диагностического исследования, могут быть использованы только для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
№19. Диагностика основных свойств нервной системы
Свойства нервной системы. Проявление свойств нервной системы.
Главные закономерности открыты Павловым в 30-е годы. Павлов открывал закономерности на животных. В 40-е годы психологи обогатили концепцию свойств нервной системы. Выполнили работы по отношению к человеку. Изучались основные свойства нервной системы, так как они являются путем к изучению психофизиологической природы, индивидуально-психологическими различиями между людьми.
|
Психологическое проявление свойств нервной системы – темперамент. Основные свойства нервной системы – природная основа характера. Основные свойства нервной системы относятся к задаткам способностей.\
Соотношение типа нервной системы и темперамент. Тип нервной системы отождествляют с темпераментом – это ошибка, заблуждение. Темперамент – это характеристика психологическая.
Темперамент зависит не только от типа, но и главным образом от условий жизни, развития
Относительная устойчивость темперамента. Если наблюдать за человеком в разных ситуациях, если ведет себя сдержанно, то можно сказать, что это особенности его темперамента. Но при этом свойство темперамента – не статическая характеристика. Свойства темперамента могут меняться (достаточно медленно, под влиянием разных факторов – внешних и содержащихся характеристик личности).
Вунд – у одного и того же человека в разное время могут проявляться все 4 типа темперамента. Темперамент – это относительно устойчивая характеристика. Человек проходит все типы темперамента в разные периоды жизни. Это динамическая тенденция.
Типы нервной системы не меняются и отдельные свойства тоже, как только сформированы, сохраняются на протяжении всей жизни.
Теплов – свойства нервной системы лежат в основе характера, в формировании способностей. Врожденные особенности, влияющие на индивидуальные различия в поведении.
Павлов – для выделения 4 типов нервной системы использовал процессы возбуждения нервной системы (опирался на результаты наблюдения за животными).
уравновешенность нервной системы
сила – слабость
подвижность – инертность нервной системы
4 типа нервной системы:
слабый – меланхолический (возбуждение, торможение – слабое)
сильный – уравновешенный – подвижный - сангвиник
сильный – уравновешенный – инертный – флегматик
сильный – неуравновешенный – холерик
Выделение свойств нервной системы – важное в работе Павлова. Павлов настаивал на 4 типах нервной системы, проводя аналогию со старинным учением о темпераментах (4 субстанциях).
Теплов – главная задача – уяснить физиологическую природу каждого свойства нервной системы. Найти метод диагностики каждого свойства нервной системы.
Открыли и новые свойства нервной системы. Лабораторией Теплова лучше изучены сила и слабость нервной системы.
Сила нервной системы – проявляется в работоспособности клеток полушарий головного мозга. Определяется способностью этих клеток выдерживать длительное раздражение.
Подвижность нервной системы – у Павлова – скорость протекания нервных процессов в разных типах реагирования.
Подвижность нервной системы – у Теплова – не однородная характеристика, не единое свойство нервной системы. Можно выделить три скоростные характеристики работы нервной системы – они не зависимы друг от друга.
Лабильность нервной системы – скорость возникновения и прекращения нервного процесса.
Подвижность нервной системы – характеризуется скоростью смены одного нервного процесса другим, т.е. возбуждения – торможением, и торможения – возбуждением.
Инертность нервной системы – по Небылицину – малая подвижность.
Динамичность нервной системы – скорость образования условных рефлексов. Бывает высокая и малая динамичность.
Небылицин – 2 вида свойств нервной системы:
первичные свойства нервной системы – сила, лабильность, подвижность
вторичные свойства – свойства уравновешенности – баланса, так как полной уравновешенности быть не может. Чтобы оценить баланс, надо оценить человека по каждому из первичных свойств (баланс по силе, лабильности, подвижности нервной системы). Сопоставление дает возможность оценить баланс.
Новые свойства Теплова:
активированность нервных процессов
высокая активность - преобладает возбуждение (высокие частоты в электроэнцифалограмме)
низкая активность - преобладает торможение (низкие частоты в электроэнцефалограмме)
концентрированность – степень иррадиации по коре головного мозга.
Порциальность свойств нервной системы – у некоторых количественное значение одного свойства может быть разным в разных зонах головного мозга. Например: показатели силы нервной системы в зрительной и в слуховой коре могут не совпадать.
Существование частных и общих свойств нервной системы.
Частные свойства нервной системы – параметры отдельных сенсорных анализирующих систем.
Общие свойства нервной системы – параметры общей мозговой деятельности, имеющих внемодальный характер. Составляет основу общих характеристик динамических свойств поведения (темперамента).
Общие свойства нервной системы. Свойства отделов коры - регуляторная функция. Явление порциальности проявляется у 15-20% людей. В каком бы отделе коры не проводились измерения – количественные оценки одинаковы. Целостный тип – 80% людей.