Диагностические методики, тесты, опросники в виде карточек, содержащих информацию об изучаемых психологических характеристиках, возрастные особенности испытуемых, включают описание методик и рекомендации по их использованию, содержат рецензии ведущих специалистов, описание преимущества или недостатков тех или иных диагностических методик, отражают области применения, а также перечень рекомендованной научной литературыАвторы: Борисова Е.М. Гуревич К.М. Логинова Г.П. Козлова В.Т.
Плюсы:
Отказ от статистической нормы как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения к критериям социально-психологического норматива. Другими словами, психологу нет необходимости, определяя меру успешности какого-нибудь старшеклассника или абитуриента, обращаться к континуму всей совокупности или выборки.
Важный признак, отличающий АСТУР от традиционных тестов: задания разрабатывались таким образом, чтобы разные виды логических и логико-функциональных отношений были представлены более или менее равномерно.
Минусы:
Так как содержание заданий в тексте взято из школьных программ, этот тест может использоваться только для абитуриентов указанных специализаций (имеет узкоспециализированное предназначение).
Логинова Г.П.
Области применения:
Исследование в качестве вступительных экзаменов при профодборе по специальностям общественно - гуманитарного, физико - математического и естественно-научного направления
Общее описание:
Данный тест включает в себя методическое руководство, бланки ответов для испытуемых, ключ и нормативные показатели по возрастам. Тест, включает 8 субтестов:
1 субтест: осведомленность;
|
2 субтест: двойные аналогии;
3 субтест: лабильность;
4 субтест: классификация;
5 субтест: обобщение;
6 субтест: логические схемы;
7 субтест: числовые ряды;
8 субтест: геометрические фигуры.
Все задания теста составлены на материале школьных программ и учебников и предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы. Проведение теста занимает около 1,5 часов.
Методические рекомендации: перед тем как использовать данный тест в работе, психологу необходимо самому хорошо изучить методическое руководство, уметь ориентироваться в демонстрационном материале и в бланках для испытуемого по субтестам. Психологу также необходимо четко знать инструкции к субтестам, уметь корректно ответить на вопросы ребенка, если они возникнуть после объяснения инструкции. При этом важно соблюдать все правила проведения методики, чтобы не перейти на «подсказывание». Все субтесты выполняются четко по времени.
При обработке результатов тестирования можно получить не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого.
Тест назван АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). При разработке теста получили дальнейшее развитие те принципы конструирования диагностических методик, которые использовались при создании Школьного Теста Умственного Развития (ШТУР). Это принципы нормативной диагностики, т.е.диагностики, ориентированной не на статистическую норму, а на социально-психологический норматив.
В отличии от традиционного теста начинается в задания теста включены только те понятия и умственные действия, которые представлены в школьных учебных программах. Если авторы традиционных тестов интеллекта при отборе понятий исходили в основном из собственного опыта и интуиции, то авторы АСТУРа исходили из того, что умственное развитие учащихся в основном представлено школьным обучением. Школьные программы содержат те требования к умственному развитию, которые выступают перед учащимися как обязательные. Практика обучения показывает их доступность для всех психически нормальных детей.
|
Работа по отбору понятийного содержания заданий проводилась совместно с опытными учителями и методистами. Были проанализированы учебные программы и учебники 9-11 классов. Включенный в задания теста перечень понятий и умственных действий представляет то, что можно считать социально-психологическим нормативом (СПН).
Созданный по такому принципу нормативный тест АСТУР имеет иные, чем традиционные тесты, способы представления и обработки диагностических данных, основным среди которых является отказ от статистической нормы как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения к критериям социально-психологического норматива. Другими словами, психологу нет необходимости, определяя меру успешности какого-нибудь старшеклассника или абитуриента, обращаться к континуму всей совокупности или выборки.
Нужно просто сопоставить полученные данные с общим числом заданий в тесте. Также можно определять успешность испытуемого в каждом субтесте. Имеется проверенный авторами несложный способ сопоставления результатов с критериями социально-психологического норматива по выборке в целом.
|
В тесте АСТУР есть еще один важный признак, отличающий его от традиционных тестов: задания разрабатывались таким образом, чтобы разные виды логических и логико-функциональных отношений были представлены более или менее равномерно. Кроме того, в заданиях примерно в равных частях даны понятия из трех учебных циклов: естественно-научного, физико-математического и общественно-гуманитарного. Все это позволяет проводить более углубленный и всесторонне качественный анализ результатов тестирования: учитывать не только общее число выполненных и невыполненных заданий, но и устанавливать, насколько хорошо или плохо учащиеся владеют отдельными логическими операциями, а также понятиями тех или иных учебных циклов.
АСТУР включает 9 наборов заданий (субтестов): осведомленность, двойные аналогии (1 часть), понимание инструкций, классификации, обобщения, логические схемы, числовые закономерности, пространственные представления, двойные аналогии (2 часть). Испытание теста проводилась на выборке учащихся 10–11 классов и абитуриентов городов Москвы, Калуги, Коломны, Липецка, Волгограда. Всего в экспериментах приняло участие около 500 старшеклассников и абитуриентов.
Материалы теста составляют две тетради, соответствующие двум параллельным формам А и Б. Надежность теста определялась путем повторного тестирования (другой формой) через 14 дней. Коэффициенты ранговой корреляции для отдельных субтестов располагаются в пределах от 0,62 до 0,77. Для общего балла r АБ=0,74. Эти коэффициенты указывают также на эквивалентность форм А и Б. Уровень значимости приведенных коэффициентов р>0,001.
Определялся еще один вид надежности – гомогенность, т.е. вычислялись коэффициенты попарной корреляции заданий в каждом субтесте. Они находятся в пределах 0,98–0,99 (для обеих форм).
Валидность теста определялась путем сопоставления успешности его выполнения со школьной успеваемостью и с результатами поступления в вуз. Коэффициенты ранговых корреляций теста (ф.А и ф.Б) и школьной успеваемости порядка r=0,40 (р>0,001); корреляции между тестом и результатами поступления в вуз порядка 0,70 (р>0,001).
Приведенные выше данные позволяют считать, что разработанный тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.
№37.Диагностика акцентуаций характера.
Комплект методик для диагностики акцентуации характера
В комплект методик для диагностики акцентуации характера включены: Характерологический опросник Г. Шмишека и Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).
Характерологический опросник Г. Шмишека (Schmieschek Fragebogen) предназначен для диагностики типа акцентуации личности испытуемых в возрасте от 14 лет и старше. Он был опубликован Г. Шмишеком в 1970 г. С помощью опросника определяются 10 типов акцентуации личности, описанные К.Леонгардом. Опросник состоит из 88 вопросов, касающихся особенностей поведения человека, его переживаний.
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) — это личностный опросник, предназначенный для определения типов акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14 – 18 лет). Методика была разработана А.Е. Личко и его сотрудниками в середине 70-х годов.
Опросник состоит из 25 наборов фраз-утверждений, отражающих отношение разных патохарактерологических типов к ряду жизненных проблем. В каждом наборе содержится 10-19 утверждений. Полученные результаты оценивают по двум оценочным шкалам: объективной и субъективной.
С помощью объективной шкалы ПДО могут быть диагностированы типы акцентуаций характера и психопатий а также ряд дополнительных диагностических показателей. Шкала субъективных оценок предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый (или каким хочет его представить).
Опросники могут быть использованы как для индивидуального, так и для группового обследования.
Руководство к Патохарактерологическому диагностическому опроснику для подростков составлено А.Е. Личко (д. п. н.) и Н.Я. Ивановым (к. п. н.) (2001 г.). Оно содержит подробное изложение методики, описание схемы ее проведения, оценки и анализа результатов, описание диагностируемых типов, данные о валидности и надежности.
Комплектация методик: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство к ПДО, регистрационные бланки для каждой из методик, ключи, тестовая тетрадь с текстами Характерологического опросника Г. Шмишека и ПДО (1 шт.).
Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок
В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. Е. Патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о “преходящих подростковых акцентуациях характера” [Личко А.Е., 1977].
В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко; Александров; 1973).
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.
В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.
Психопатии - это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.
Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период.
Таковы три критерия - тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, - позволяющие отличать психопатии.
Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.
Существуют две классификации типов акцентуаций характера. Первая предложена K. Leongard (1968) и вторая - А. Е. Личко (1977). Приводим сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким (1977).
Тип акцентуированной личности,
-по К. Леонгарду
Тип акцентуации характера,
+по А.Е. Личко
-Лабильный (аффективно-лабильный и аффективно-экзальтированный)
+Лабильный циклоид
-Сверхподвижный
-Эмотивный
+Лабильный
-Демонстративный
+Истероидный
-Сверхпунктуальный (педантичный)
+Психастенический
-Ригидно-аффективный
-Неуправляемый (возбудимый)
+Эпилептоидный
-Интравертный
+Шизоидный
-Боязливый (тревожный)
+Сенситивный
-Неконцентрированный или неврастенический
+Астено-невротический
-Экстравертный
+Конформный
-Слабовольный
+Неустойчивый
+Гипертимный
+Циклоидный
№38.Диагностика функциональных состояний.
ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИ
Учитывая сказанное в предыдущих разделах нашего сайта, следует остановиться на методических вопросах диагностики и прогнозирования функциональных состояний человека. Большинство, соотнося полученные результаты между собой, для оценки функциональных состояний используют три типа методов: физиологические, поведенческие и субъективные. К этим методам обычно добавляются показатели работоспособности, получаемые путем прямых профессиографических измерений, либо с помощью экспертных оценок. Физиологические методы рассматриваются многими исследователями в качестве базовых. Они в большинстве случаев позволяют раздвинуть рамки условно-рефлекторных и поведенческих подходов в изучении функциональных состояний, а также подойти к исследованию количественных показателей состояний различных функциональных систем (Илюхина В. А., 1986).
Среди огромного количества физиологических методик оценки функционального состояния человека все чаще используется электроэнцефалография (ЭЭГ). По пространственно-временной организации биоэлектрической активности в диапазоне ЭЭГ определяют изменения состояния мозга в соотношении с протеканием того или иного вида приспособительной деятельности. Однако, как показывает накопленный опыт, ЭЭГ адекватна анализу изменений функционального состояния головного мозга в течение секунд и десятков секунд. Анализ больших массивов данных ЭЭГ (регистрация их в течение часов, дней, месяцев) с учетом ее пространственной организации в условиях многоканальной регистрации, как правило, осуществляется путем усреднения результатов и сопряжен с большими трудностями даже при использовании ЭВМ. Кроме того, как справедливо замечает В. А. Илюхина (1986), нельзя не отметить ограничения информативной значимости ЭЭГ в оценке функционального состояния ЦНС. В исследованиях на человеке до настоящего времени не обнаружено сходства динамики биопотенциалов головного мозга (в диапазоне ЭЭГ) в существенно различающихся ситуациях. Это прежде всего относится к широко распространенному (особенно в неврологической клинике) типу ЭЭГ, т, е. низковольтной, дезорганизованной, полиморфной электроэнцефалограмме, которая с одинаковой вероятностью может регистрироваться и при повышении, и при снижении уровня активации головного мозга, Аналогичные результаты получены и нами при регистрации низковольтной ЭЭГ у одних и тех же испытуемых как в состоянии относительного покоя, так и в предстартовом состоянии, По нашему мнению, это может указывать на неспецифичность динамики биопотенциалов как показателя функционального состояния головного мозга.
Более тонким индикатором функциональных состояний ЦНС являются вызванные потенциалы, импульсная активность нейронов и сверхмедленные физиологические процессы. В целом очевидно, что динамика биоэлектрической активности в диапазоне ЭЭГ, вызванные потенциалы, импульсная активность нейронов и сверхмедленные процессы имеют взаимодополняющее значение для характеристики функциональных состояний головного мозга, его образований и отдельных элементов (Бехтерева Н. П., 1980).
Учитывая важную роль симпатоадреналовой и гипофиз-адреналовой систем в механизмах стрессорных реакций при оценке функциональных состояний, наряду с физиологическими, применяются и биохимические методы. В качестве типичных корреляторов повышенной напряженности и стресса обычно является увеличение содержания в крови и моче работающего человека 17-оксикортикостероидов, «гормонов стресса» - адреналина и норадреналина.
Поведенческие методики исследования функциональных состояний предусматривают использование коротких тестовых испытаний, характеризующих эффективность различных психических процессов. В этом случае проблема оценки функционального состояния выступает как типичная психометрическая задача: описать и количественно оценить происшедшие под влиянием определенных причин сдвиги исследуемых психических процессов. Основными показателями выполнения психометрических тестов являются успешность и скорость выполнения заданий.
Результативность оценки функциональных состояний значительно возрастает при использовании, наряду с поведенческими методиками, методик субъективной оценки. Перспективность применения субъективных методик в диагностических целях объясняется многообразием проявлений симптоматики различных состояний во внутренней жизни индивида – от хорошо знакомого каждому комплекса ощущений усталости до специфических изменений самоафферентации, возникающих в необычных условиях деятельности. Подтверждая истину этих положений, С. Г. Геллерштейн писал, что субъективные <…> есть не что иное, как отражение состояния объективных процессов в сознании или ощущениях самого человека.
Субъективные методики объединены в два основных методических направления: метод опроса (опросник) и метод шкалирования субъективных переживаний.
Среди поведенческих и субъективных методик оценки функциональных состояний наиболее часто применяют методики самооценки состояний по В. А. Доскину, Спилбергеру-Ханину и др. С помощью простейших методик исследования памяти, внимания и мышления оценивается «интеллектуальный компонент функционального состояния». В исследованиях по определению функционального состояния довольно часто учитывается и сенсомоторный компонент. Приведенный выше краткий анализ использования физиологических, биохимических, поведенческих и субъективных методик для оценки функционального состояния показывает, что использование одной из них в отдельности не дает полной и всесторонней информации. Преодолеть этот недостаток можно только путем использования комплексных методов диагностики. При этом для оценки функциональных состояний рекомендуют использование интегральных оценок, коэффициентов или критериев работоспособности, которые учитывают изменение как психофизиологических параметров, так и прямых показателей эффективности деятельности.
Проблема оценки функциональных состояний тесно связана с проблемой их прогнозирования, а правильный прогноз, очевидно, является необходимым условием эффективности упреждающих воздействий. Такое положение, на наш взгляд, можно в полной мере отнести к рассматриваемой в данной работе проблеме, т. е. к психофизиологическому обеспечению стрессоустойчивости в экстремальных условиях.
«Знать, чтобы предвидеть. Предвидеть, чтобы действовать», - так сформулировал тесную связь планирования и прогнозирования французский философ XIX столетия Опост Конт.
Перефразируя О. Конта, можно сказать так: «Хорошо знать исходное функциональное состояние, чтобы лучше предвидеть. Лучше предвидеть для того, чтобы правильно действовать», - ибо возможность оперативного предсказания последующего состояния обусловлена его закономерной связью с предшествующим состоянием. При этом медицинский или медико-биологический прогноз не является окончательной рекомендацией или выбором, это только одна из многовариантных, научно обоснованных оценок. В настоящее время возможности прогнозирования в медицине и физиологии существенно возросли в связи с использованием современной вычислительной техники и математических методов.
Однако для получения объективных результатов прогнозирования необходимо выбрать методики, наиболее соответствующие объекту прогноза. Прогнозирование функционального состояния, надежности и эффективности профессиональной деятельности, как и оценка функционального состояния, о которой говорилось выше, не может быть достигнуто применением одной какой-либо методики. Использование нескольких методик прогнозирования существенно повышает достоверность прогнозов. Только комплексные методы могут решить проблемы прогнозирования в медицине и физиологии. Кроме того, достоверность прогнозов значительно возрастает при исследовании взаимосвязи отдельных компонентов функционального состояния с уровнем работоспособности или эффективности деятельности. Так, показана важная роль исходного уровня самооценки для правильного понимания закономерностей реагирования человека в стрессовых ситуациях (Пейсахов Н. М., 1984); высокая степень связи уровня реактивной тревожности оператора перед работой с эффективностью его деятельности в режиме экстремальной информационной нагрузки (Попов С. Е., 1983), а также у летного состава корабельной авиации с условиями их профессиональной деятельности (Михайленко А. А. с соавт., 1990), прогностичность показателей интеллектуальной сферы, в частности, кратковременной памяти, внимания, мышления, скорости переработки информации, показателей сенсомоторики, типа ВИД в эффективности военно-профессиональной и спортивной деятельности (Егоров А. С., Заг-1рядский В. П., 1973). Все это позволяет сделать вывод о том, что для достоверного прогнозирования любой профессиональной деятельности по исходному функциональному состоянию необходима комплексная его оценка с учетом всех без исключения компонентов. Таким образом, индивидуальное и групповое прогнозирование эффективности деятельности по исходному функциональному состоянию является комплексной психофизиологической и медико-биофизической проблемой. Наглядным примером индивидуального и группового прогнозирования по исходному функциональному состоянию является прогнозирование спортивных результатов в зависимости от форм предстартового состояния спортсмена или спортивной команды. Так, повышению спортивных результатов способствует состояние готовности – умеренное эмоциональное возбуждение. Со стояние стартовой лихорадки – резко выраженное возбуждение способствует как повышению, так и понижению спортивных результатов, а стартовая апатия – угнетение и депрессия – ведет к снижению спортивных результатов. Анализ рассмотренных выше положений показывает, что существует реальная возможность прогнозирования последующей деятельности по исходному функциональному состоянию. Вместе с тем при решении практических задач диагностики и прогноза функциональных состояний нельзя забывать о нелинейной природе связей между различными функциями и свойствами системы психики (Забродин Ю. М. 1983).
Функциональное состояние как объект диагностики и прогнозирования должно рассматриваться в качестве иерархической системы. К высшему уровню относится субъективный компонент, отражающий личностное отношение человека к самому себе и окружающему. На втором и третьем местах находятся соответственно интеллектуальный и сенсомоторный компоненты, характеризующие наличный уровень способностей индивида к деятельности. Наконец, четвертое место в иерархии занимает физиологический компонент, информирующий о функциональных резервах и «цене» предстоящего состояния и правильном соотношении его со структурой предстоящей деятельности. В связи с вышеизложенным о возможности прогнозирования функциональных (стрессовых) состояний, нами высказана гипотеза о том, что интимные механизмы психофизиологического обеспечения стрессоустойчивости и прогностические признаки его зависят от исходного функционального состояния организма и заложены в нем.
№42.Шкала самооценки тревожности
Спилберг Ч.Д.
Предмет диагностики
Диагностика личности
Области применения
Методику используют в индивидуальной и групповой работе, для измерения тревожности как свойства личности
Общее описание
Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) адаптирована Ю.Л. Ханиным.
Представляет собой инструмент для измерения тревожности как свойства личности и как состояния в какой-либо определенный момент — в прошлом, настоящем и будущем.
Одной из преимуществ методики является концептуальная четкость в дифференциации этих двух параметров, измеряемых двумя самостоятельными подшкалами, содержащими по 20 вопросов-суждений в каждой.
Спилбергер выделил 40 наиболее информативных пунктов
20 — для измерения состояния тревожности;
20 — для измерения личностной тревожности.
Испытуемому предлагается ответить на вопросы шкалы самооценки, указав, как он себя чувствует в данный или какой-либо определенный момент (реактивная тревожность — вопросы 1-20) либо как он себя чувствует обычно (личностная тревожность — вопросы 21-40). На каждый вопрос возможны 4 ответа по степени интенсивности («Вовсе нет», «Пожалуй, так», «Верно» и «Совершенно верно» — для состояния тревожности) и по частоте («Почти никогда», «Иногда», «Часто», «Почти всегда» — для личностной тревожности).
Для снижения вероятности образования установки на положительные или отрицательные вопросы в каждую подшкалу включено примерно одинаковое число суждений, характеризующих высокую и низкую степень тревожности. Ответ 1 на высокотревожные вопросы означает отсутствие либо легкую степень тревожности, ответ 4 — высокую тревожность. Низкотревожные вопросы сформулированы так, что ответ 1 означает высокую степень тревожности. При обработке результатов балльные оценки в этих вопросах имеют обратную направленность.
Каждый вопрос может быть оценен от 1 до 4 баллов. Самый простой способ подсчета итогового результата по любой шкале заключается в отдельном суммировании данных по прямым и обратным вопросам, затем вычитании из суммы прямых суммы обратных и прибавлении постоянного числа: 50 — для подшкалы реактивной тревожности (вопросы 1-20) и 35 — для подшкалы личностной тревожности (вопросы 21-40).
Оценка уровня (интенсивности) как состояния тревожности, так и личностной тревожности производится в диапазонах:
20-30 — низкий уровень;
31-45 — средний уровень;
46 и выше — высокий уровень
№47. Диагностика мотивационной сферы личности.