Educational quest as an innovation form of professional self-determination of youth




УДК:371.8 (37.047)Педагогика

Радецкая Ирина Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Забайкальский государственный университет»

E-mail: Nikolauk2007@yandex.ru

Бусоедова Тамара Александровна

Руководитель Забайкальской краевой детской

общественной организации «Республика юных забайкальцев»

E-mail:ivdantamara@mail.ru

Бусоедов Алексей Александрович

Студентисторического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Забайкальский государственный университет»

E-mail:busoedov.alexei@mail.ru

Образовательный квест как инновационная форма

Профессионального самоопределения молодежи

Аннотация. В статье актуализируется вопрос профессионального самоопределения молодежи. Отмечается, что становление личностных характеристик у молодежи, заданных образовательными стандартами, может быть продуктивным в процессе участия в образовательном квесте профориентационнойнаправленности. Анализируются результаты исследования удовлетворённостимолодежи участием вквеста.

Участие молодежи в образовательном квесте профориентационной направленности, по мнению авторов, является «генеральной репетицией» их последующего серьезного и ответственного выбора.

Ключевые слова: образовательный квест, профессиональное самоопределение, профориентация, молодежь, профориентационный квест.

Educational quest as an innovation form of professional self-determination of youth

Annotation. The question of professional self-determination of youth is actualized in the article. It is stated that the development of youth personal characteristics posed by educational standards can be productive in the participation process of educational quest of vocational guidance direction. The research results of quest participant’s satisfaction are analyzed. Youth participation in educational quest of vocational guidance direction is general rehearsal of their following serious and responsible choice.

Key words: educational quest, professional self-determination, vocational guidance, youth, professionally oriented quest.

Введение. Обращение к проблеме профессионального самоопределения молодежи связано как с социально-экономическими изменениями, пронизывающими все сферытрудовой деятельности, так и с введением новых образовательных стандартов, в которых задан ориентир на становление личностных характеристик молодежи.Анализ личностных характеристиквыпускника, представленных в стандарте общего образования,позволил выделить те, которые, по нашему мнению направлены на профессиональное самоопределение:

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [11];

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества [12].

Различные аспекты проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации молодежи нашли отражение в исследованиях Л.Ю. Грачевой, С.С. Котовой, Н.С. Пряжникова, Н.Ф. Родичева,Л.С. Румянцевой, С.В. Тетерского, И.И. Хасановой, С.Н. Чистяковой и др.[18; 3; 14; 9].

По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2016 года, молодежь в Российской Федерации (в возрасте от 15 до 29 лет) составляет около 20 % населения страны [17]. От них, от их взглядов, в значительной степени зависит судьба нашей страны, будущее России [13].

По данным лаборатории социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, подтвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Центром трудовых исследований государственного университета Высшей школы экономики, 50% обучающихся, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46% респондентов ориентированы на поддержку взрослых; 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии; 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда [19, с. 25].

Исследователи отмечают дисбаланс на существующем в России рынке спроса и предложения специалистов, с одной стороны, сокращение жизненного цикла большинства профессий или попросту их исчезновение, с другой стороны. Это ориентирует научный поиск на мыследеятельностный вектор в обучении и воспитании [14], стимулирует к разработке новых подходов и форм работы с молодежью в процессе профессионального самоопределения [2].

Изложение основного материала статьи. Одной из таких инноваций, по нашему мнению, является квест-технология. Исследователи, Е.А. Игумнова и И.В. Радецкая, раскрывают следующие теоретические аспекты квест-технологии [5; 6; 7; 8; 16]:

- образовательный квест – интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету. Веб-квест можно рассматривать как один из видов квест-технологии;

- алгоритм квеста строится в логике технологии проблемного обучения – от постановки проблемы до путей ее решения, представления результата и рефлексии, что направлено на развитие обучающегося как активного субъекта жизнедеятельности;

- образовательные «продукты», выполняемые индивидуально или в группе в результате выполнения квеста, могут быть различными: от решения поставленной проблемы в виде ответа на вопрос до созданных мультимедиа-презентаций, роликов, сайтов, буклетов и др. В этом смысле образовательные квесты взаимосвязаны с идеями «инструментальной» педагогики и методом проектов Д. Дьюи (США) конца XIX века;

- интрига и сюжет, привнесённые в эту технологию, являются элементами игрового обучения – ролевой или приключенческой игры, которая по сущности носит командный характер;

- использование специальных компьютерных программ, информационных возможностей сети Интернет, как в ходе выполнения, так и в представлении результата квеста и обмена мнениями характеризует эту технологию как информационно-коммуникационную.

Думается, что становление личностных характеристик у молодежи, заданных образовательными стандартами, может быть продуктивным в процессе участия в образовательном квесте профоориентационной направленности.

Описание инновационного опыта. Нами был разработан и апробирован образовательный квестпрофоориентационнойнаправленности «Горгород»на основе Атласа новых профессий [1], который представлен ниже в формате технологической карты авторов Е.А. Игумновой и И.В. Радецкой (см. табл.1).

Таблица 1

Технологическая карта образовательного квеста «Горгород»

Элементы структуры Требования к разработке квеста
Название Гόргород: виртуальный город профессий будущего
Цель и задачи Содействие становлению личностных характеристик у молодежи на основе приобретения первоначального опыта в процессе профессиональнойориентации в мире новых профессий, направленного на: ‒ формирование у целевой аудитории представления об Атласе новых профессий; ‒ оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении; ‒ профессиональное просвещение, с учетом тенденций изменения рынка труда; ‒ формирование у молодежи мотивированных профессиональных намерений; ‒ «формирование способности выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки»[4].
Целевая аудитория Учащиеся 7-11 классов школ№3, №30, №49 города Чита(пилотные площадки Забайкальского регионального отделения общероссийской общественно-государственнойдетско-юношеской организации Российское Движение Школьников (РДШ))
Продолжительность квеста 3 дня, с учетом времени для организационных моментов (в том числе обед)
Направленность квеста Профессиональная ориентация. Образовательный квест «Гόргород» реализуется в Забайкальском региональном отделении РДШв рамках направления «Личностное развитие».
Легенда Участники квеста становятся гостями Гόргорода. На главной площади города с приветственной речью их встречает сити-менеджер. Для того чтобы стать полноправным жителем города, каждый участник должен доказать свою социальную значимость посредством прохождения всех локаций и определения будущей профессии.
Основное задание В результате квеста учащиеся должны доказать свою социальную полезность и трудоустроиться. Профориентационный образовательный квест «Гόргород» выстроен в следующей логике: I этап (2 дня)– сбор участников квеста, объяснение правил, знакомство с профессиями будущего, прохождение семи локаций, заполнение трудовой книжки- маршрутный лист; II этап–выбор участниками квестапрофессии будущего, «трудоустройство»,командное представление своей профессии; III этап–подведение итогов квеста: награждение и рефлексия. Необходимым условием участия в профориентационном образовательном квесте является наличие гаджета с установленной программой для считывания QR-кодов.
Сюжет Участники квеста с учетом маршрутного листа делятся на семь команд и проходят I этап, при этом каждый участник получает баллы в личный зачет. На прохождение каждой локации командам отводится 35 минут. Локации квеста: 1. Менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ (МККП). 2. Проектировщик личной безопасности (ПЛБ). 3. Специалист по адаптации мигрантов (САМ). 4. Модератор платформы общения с госорганами (МПОГ). 5. Прораб-вотчер (ПВ). 6. Дизайнер носимыхэнергоустройств (ДНЭ). 7. Сити-фермер(СФ). Квест может проходить на открытом воздухе (парк, спортивная площадка, поляна в лесу и др.).
Задания Для продвижения по сюжету разработаны основные задания первого этапа квеста и основное задание второго этапа квеста, представленные в дидактическом материале.
Квест-герои «Сити-менеджер» – глава города, координатор игры, встречает гостей на главной площади и знакомит их с правилами, традициями и законами города; «Модераторы локаций» – ответственный определенной локации, организует работу участников квеста на своей локации. «Проектировщик личной безопасности» ‒ этоспециалист, оценивающий и проектирующий жизнь человека с точки зрения всех возможных рисков (от генетической предрасположенности к определенным заболеваниям до вероятности аварий и того, что человек станет жертвой преступления) и их предотвращения. «Сити-фермер» ‒ это специалист по обустраиванию и обслуживанию агропромышленных хозяйств на крышах зданий и небоскребов крупных городов. «Менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ» ‒это человек, который организует работу краудфандинговых платформ, проводит предварительную оценку проектов для получения краудфандингового финансирования, разбирает конфликты между вкладчиками и держателями проектов. «Прораб-вотчер» ‒это специалист по строительству с применением цифровых проектов сооружений. Он может использовать системуоцениванияпроцесса строительства и корректировать его с учетом результата анализа данных. «Дизайнер носимыхэнергоустройств» ‒занимается созданием товаров индивидуального пользования (в том числе одежды и обуви) с функцией микрогенерации энергии. «Модератор платформы общения с госорганами» ‒это специалист, который организует онлайн- и офлайн-диалог между общественными активистами и чиновниками, отвечающими за конкретные сферы (например, образование, ЖКХ, строительство, пенсионное обеспечение и др.), для выработки совместных решений. «Специалист по адаптации мигрантов» ‒этопрофессионал, который обучает мигрантов национальному языку и культуре, в том числе через онлайн-платформы.
Навигаторы
Проектировщик личной безопасности (ПЛБ) Прораб-вотчер (ПВ)
Сити-фермер (СФ) Дизайнер носимыхэнергоустройств (ДНЭ)
Менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ Модератор платформы общения с госорганами (МПОГ)
  Специалист по адаптации мигрантов (САМ)  

 

Ресурсы 1. Атлас новых профессий. П. Лукша, К. Лукша, Д. Варламова, Д. Судаков, Д. Песков, Д. Коричин. Агентство стратегических инициатив. М. Сколково. Вторая редакция.2015.URL: https://atlas100.ru/ (дата обращения: 08.12.2016) 2. Виртуальные прогулки по Русскому музею URL: https://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/index-21.htm(дата обращения: 11.12.2016) 3. Панорама URL: https://www.polska.travel/panoramy/Panoramy_z_Polski/debno_kosciol_ru.html?_ga=1.245748036.1952528.1482466964(дата обращения: 11.12.2016) 4. Googl. Просмотр улиц. URL: https://www.google.com/intl/ru/streetview/#loire-castles-france/fontevraud-royal-abbey(дата обращения: 11.12.2016) 5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение». 2009. 26 с.
Локации Оборудование
1. МПОсГО Ноутбук, экран для проектора, проектор, звуковые колонки, микрофон, трибуна, урна для голосования
2. ДНЭ Бумага формата А3, карандаши, гуашь, фломастеры
3. МКиКП Карандаш - 4 шт., линейка - 4 шт., бумага формата А4, ножницы - 4 шт., шаблоны фигур (см. дидактический материал)
4. ПЛБ Конверты с заданиями для участников квеста (см. дидактический материал)
5. СФ Ноутбук, проектор, экран для проектора
6. САМ Бумага формата А4, ручки
7. ПВ Ноутбук, экран для проектора, проектор, бумага формата А4, ручки, персональные электронные гаджеты с установленной программой для считывания QR-кодов
Критерии оценивания Модератор локации выставляет баллы от 1 – 10 в «трудовую книжку» участника квеста

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: