Дидактический материал к проведению квеста




Вариант легенды: «Уважаемые гости нашего города, разрешите мне от лица всех граждан поздравить вас с визитом в наш замечательный современный город и выразить неподдельную, искреннюю радость. Инфраструктура, система социально-экономического развития и устройства нашего города, гармоничное соотношение затраченных средстви производимых ресурсов не позволяет нам содержать граждан, не занятых в какой-либо деятельности, не являющихся полезными обществу. Поэтому всем мигрантам предоставляется возможность доказать свою полезность, попробовать себя в различных профессиях и заинтересовать работодателей Гόргорода. Каждому из вас будет выдана личная трудовая книжка (маршрутный лист), за 4 часа вы можете попробовать себя в определенном круге профессий, самостоятельно определить будущую направленность деятельности или же проявить свои индивидуальные способности, которые могут быть полезными для развития, функционирования и организации управления нашего города. Желаем всем удачи, пусть у каждого будет возможность проявить свои сильные стороны, мы будем рады каждому социально-полезному гражданину».

Маршрутный лист продвижения по локациям квеста ‒ «Гόргород»

На каждой из локаций, содержательное наполнение организации деятельности участников квестаосновывается на смысловом понимании сущности каждой из профессий, приведенном в Атласе профессий будущего [1].

Локация 1. «Менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ (МККП)». Это человек, который организует работу краудфандинговых платформ, проводит предварительную оценку проектов для получения краудфандингового финансирования, разбирает конфликты между вкладчиками и держателями проектов.В России этот набор навыков еще не сформировался в отдельную профессию, но на Западе менеджеры, консультанты и маркетологи, специализирующиеся на работе с краудфандинговыми проектами, уже активно предлагают свои услуги.

Модератор локации предоставляет информацию о данной профессии, раскрывая понятия: «краудфандинговая платформа», «краудфандинговое финансирование». Участникам квеста предстоит сыграть в экономическую игру, которая подразумевает раскрытие навыков и умений для данной профессии.

Правила игры: Все участники делятся на 4 команды и распределяются по стартовым площадкам (СП) внутри локации, на каждой из которых имеется свой ресурс:

СП-1 ‒ карандаш - 4 шт.;

СП-2 ‒ линейка - 4 шт.,

СП-3 ‒ бумага формата А4 - 4 шт.;

СП-4 ‒ ножницы - 4 шт.

Цель игры: заработать как можно больше денежной валюты ‒ «целковых» - путем изготовления определенных геометрических фигур.

В начале игрыучастники осуществляют вынужденный бартер имеющимися ресурсами на стартовых площадках, которые необходимы им для изготовления геометрических фигур по синему шаблону,предоставленному модератором(квадрат 3*3 см, равносторонний треугольник со стороной 7 см, круг d=10 см). Каждая геометрическая фигура имеет свою денежную стоимость.

Во время игры модератор объявляет о появлении новых геометрических фигур (параллелограмм 10*6 см; трапеция 4*6*10 см; звезда, с длиной луча 10 см), с определенной стоимостью.По истечении времени игры проводится подсчет заработанной валюты за изготовление геометрических фигур по определенным размерам.

Локация 2. «Проектировщик личной безопасности (ПЛБ)». Этоспециалист, оценивающий и проектирующий жизнь человека с точки зрения всех возможных рисков (от генетической предрасположенности к определенным заболеваниям до вероятности аварийи того, что человек станет жертвой преступления) и их предотвращения. Он может быть как постоянным консультантом, так и оказывать разовые услуги – например, если клиенту предстоит командировка в опасный регион.

Участники квеста становятся героями ролевой игры. Каждому игроку раздается индивидуальная карточка с ролью и заданием. Задача игрока - выполнить своё индивидуальное задание, не раскрыв его другим участникам квеста. Сюжет игры основан на пяти историях разных персонажей (комиссар, частный детектив, индивидуальный предприниматель, старушка-процентщица, генеральный директор ООО «ГорБанк», Раскольников, сотрудник органов опеки, безработный дровосек, работник отдела кадров, уличный музыкант, попрошайка, девушка в красном, студент), связанных так или иначе друг с другом. Модератор площадки объясняет правила игры, следит за ходом развития событий и за хронометражем, а также может давать дополнительные задания, на своё усмотрение, контролируя развитие ролевой игры (табл. 2).

Таблица 2.

Содержание миссии персонажей ролевой игры «Однажды в Гόргороде»

Персонаж Миссии
Комиссар 1. Найти свидетеля убийства старухи
Частный детектив 1. Найти «индивидуального предпринимателя» и поймать его с поличным на взяточничестве 2. Расследовать дело краденой шапки музыканта
Индивидуальный предприниматель (свидетель преступления) 1. Подкупить «комиссара» (дать взятку), чтобы он договорился с налоговой комиссией о списании долгов с его компании 2. Следить за мужчиной с топором
Старушка-процентщица, генеральный директор ООО «ГорБанк» 1. Когда последний безработный устроится на работу, объявить для всех горожан максимальное понижение ставок по кредитам. Уходит в отдел кадров 2. Выдать как можно больше кредитов
Раскольников (с начала игры владеет определенной суммой денег, на которую он сможет купить топор) 1. Купить топор у безработного «дровосека» 2. Убить «старушку-процентщицу» (это можно сделать только тогда, когда старушка останется одна)
Сотрудник органов опеки 1. Найти «старушку-процентщицу», опекать и не оставлять ее одну 2. Узнать тайну попрошайки
Безработный дровосек 1. Подать топор «Раскольникову» 2. Устроиться на работу
Работник отдела кадров 1. Трудоустроить «дровосека»; выдать ему документ о трудоустройстве 2. Объявить главе Горгорода, что последний безработный трудоустроен
Уличный музыкант (должен собирать выручку в шапку) 1. Познакомиться с девушкой в красном платье 2. Устроиться на работу через отдел кадров  
Попрошайка 1. Отозвать «сотрудника органов опеки» на личный разговор. Рассказать ему тайну о его семье 2. Украсть у уличного музыканта шапку с выручкой
Девушка в красном 1. Найти музыканта, чтобы от нее «отстал» бывший парень-студент 2. Взять кредит в ООО «ГорБанк» на выгодных условиях
Студент (бывший парень «девушки в красном») 1. Подкинуть «деньжат» музыканту, похвалить его за хорошую игру 2. Уговорить «девушку в красном» вернуться к нему

 

Локация 3. «Специалист по адаптации мигрантов (САМ)». Этопрофессионал, который обучает мигрантов национальному языку и культуре, в том числе через онлайн-платформы. Модератор локации рассказывает об одном из старейших и красивейших сел Забайкалья ‒ Красный Чикой, и, конечно же, о главном сокровище ‒ это людях, которые бережно сохраняют свою древнюю культуру «семейскихКрасночикойского района».

Участникам квеста предлагается различные красночикойские диалекты (см. табл.3) и их значения, но они перепутаны между собой. Задача участников - найти и соотнести их правильно [10].

Таблица 3

Диалектные слова Эквиваленты из литературного языка
Всамделе Хотя
Полюбовница Материнское сердце
Ихний Милостыня
Вишь Кого
Хошь Кажется
Кому-кому Возглас удивления
Издаля Выйди
Сойкнуть Этому
Вот-де Издалека
Проздравить Их
Выдь Вот
Материнско сердце Поздравить
Ончо! Вскрикнуть от испуга
Хоть Любовница
Каво Хочешь
Милостинка Видишь
Кажись В самом деле

Локация 4. «Модератор платформы общения с госорганами (МПОГ) ».Это специалист, который организует онлайн- и офлайн-диалог между общественными активистами и чиновниками, отвечающими за конкретные сферы (например, образование, ЖКХ, строительство, пенсионное обеспечение и др.), для выработки совместных решений.

Таким образом, умение выступать перед большой аудиторией является неотъемлемой составляющей частью профессии. Участникам квеста модератор показывает видеоролик о тренинге по ораторскому искусству (РодиславаГандопаса) [20] с кратким описанием приёмов публичного выступления. Модератор площадки проводит короткий мастер-класс по использованию микрофона, далее всем предстоит выполнить основное задание: каждый из участников локации становится представителем – лидером одного из предложенных направлений (образование, ЖКХ, строительство, пенсионное обеспечение и др.) и баллотируется на должность депутата Думы Горгорода.

Кандидаты на должность в депутаты составляют свою предвыборную речь, с которой выступают перед аудиторией. Выступление проходит за трибуной, оратор обязательно говорит в микрофон, демонстрируя умение владеть им. После выступлений ораторов проводится голосование: каждый участник отдает свой голос за понравившегося ему кандидата в депутаты думы Горгорода!

Локация 5. «Прораб-вотчер (ПВ)». Это специалист по строительству с применением цифровых проектов сооружений. Он может использовать системуоценивания процесса строительства и корректировать егос учетом результата анализа данных.

Модератор площадки предоставляет участникам квеста схему с изображением QR-кодов. Участники должны посчитать, проанализировать и ответить на вопросы модератора о данной профессии в их последовательности.

Вопрос QR-код Вопрос QR-код
1. Раскрыть понятие профессии «прораб» 3. Что такое «теория графов»?
2. Значение слова «watcher» 4. Надпрофессиональные навыки и умения данной профессии

 

Ответы на вопросы участники должны разместить у себя на стене в социальной сети, например (vkontakte), и создать QR-код на ссылку своей страницы, отправив код модератору данной локации.

Локация 6. «Дизайнер носимыхэнергоустройств (ДНЭ)». Занимается созданием товаров индивидуального пользования (в том числе одежды и обуви) с функцией микрогенерации энергии. Модератор площадки предоставляет информацию о профессии, раскрывая понятия: «дизайнер», «энергоустройство» и другие составляющие понятийного минимума в данной сфере, а также даёт 4 темы - направления работы «будущих дизайнеров»: 1) бытовые энергоустройства, 2) SMART-одежда, 3) устройства для автомобиля, 4) аксессуары. Участники получают задание разработать концепцию энергоустройства, его изображение, описать характеристики и представить свою разработку комиссии. Модератор площадки выступает независимым экспертом, выставляет персональные оценки участникам.

Локация 7. «Сити-фермер (СФ)». Это специалист по обустраиванию и обслуживанию агропромышленных хозяйств на крышах зданий и небоскребов крупных городов.

Модератор площадки предоставляет информацию о профессии, раскрывая понятие «сити-фермер». Для участников квеста проводится виртуальная экскурсия. Участники должны ответить на предоставленные модератором следующие вопросы, ответы на которые они найдут в ходе экскурсии:

1) Сосчитать сколько горшков с цветами в саду Костела св. Архангела Михаила в Польше.

2) Укажите местоположение роз в Летнем саду в Санкт-Петербурге.

3) Указать в какой форме геометрической фигуры подстрижены газоны в замке Луар во Франции.

Таким образом, проведение профориентационного мероприятия в форме образовательного квеста не только вызывает интерес у современной молодежи, но и способствует дальнейшему выстраиванию их индивидуальной образовательной траектории, способствует собственному восприятию в качестве субъекта профессионального самоопределения. Например: Андрей И.: «Родители мне предлагали много разных курсов посещать дополнительно, я не хотел, а сегодня однозначно понял, что мне надо на историю и английский, причем срочно», Лариса В.: «Это не только увлекательно, а мега-познавательно», Борис А.: «Крутяк!», Максим С.: «Я сегодня получил «мощный толчок» к действиям по выбору профессии», Настя Р.: «…мы вечером долго обсуждали, и пришли к выводу, что квест вначале показался нам «прикольной игрой», а потом оказалось все по-настоящему, важно понять свои возможности и желания.…», Денис В.: «Яоканчиваю 11 класс и хотел пойти на инфокоммуникационные технологии, но сомневался, а сегодня понял, что мой выбор правильный», Татьяна Н.: «Хочется продолжения. После такого «погружения» и «самовзбалтывания» чувствуешь, что знаешь чего хочешь, можешь этого достичь и однозначно достигнешь», Никита И.: «… а устроиться на работу, оказывается, не так-то просто. Хотел стать «Проектировщиком личной безопасности», но воспринял вначале все как игру, в итоге балла не хватило. Пришлось стать «Сити-фермером», тоже, конечно, нормально, но потом подумал, что в жизни тоже так может получиться, а жизнь - это не игра, где можно все быстренько исправить. Срочно «берусь за ум»». В завершение данного образовательного квеста мы получили только положительные отклики.

Выводы: резюмируя вышеизложенное, подчеркнем следующее. Квест-технология, в ракурсе изменяющегося вызова времени, является актуальной и интересной для изучения, требующей практической реализации. Несомненно, в педагогике квест-технология входит в стадию активного внедрения в образовательный процесс. Участие молодежи в образовательном квесте профоориентационной направленности, по нашему мнению, является «генеральной репетицией» их последующего серьезного и ответственного выбора.

Литература:

1. Атлас новых профессий. П. Лукша, К. Лукша, Д. Варламова, Д. Судаков, Д. Песков, Д. Коричин. Агентство стратегических инициатив. М. Сколково. Вторая редакция.2015. URL: https://atlas100.ru/ (дата обращения: 08.12.2016).

2. Бункин Д.А., Пастухова Л.С., Самохин И.Е., Суркова Е.Г., ТетерскийС.В.Методическое и организационное сопровождение профессиональной ориентации детей и молодежи: опыт межрегионального образовательного проекта «Индустриальный парк»// Отечественная и зарубежная педагогика. 2015 URL: https://cyberleninka.ru/search#ixzz4UNwEt8k2 (дата обращения: 31.12.2016)

3. Грачева Л.Ю., Родичев Н.Ф. Поддержка профессионального самоопределения молодежи: проблемы и перспективны в контексте идей непрерывного образования. В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С. 25-28.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: