ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ




Лишь недавно был принят Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в РФ". Безусловно, это большой шаг к обеспечению и охране прав и свобод граждан и формированию правового общества, но, к сожалению, этот Закон далеко не совершенен.

Проблема заключается еще и в том, что сам механизм оказания бесплатной юридической помощи пока не может функционировать в полной мере, т.к. даже нормативная база для него не сформирована окончательно.

Как известно, несовершенство законодательства и его неполнота влечет за собой недостатки системы, которую они формируют и регулируют.

В чем же заключаются недостатки Закона?

Как пишет в своей работе Колоколов Н.: авторы Закона с поставленной перед ними задачей справились далеко не блестяще. От них требовалось немногое: очертить круг лиц, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, установить виды ее оказания, определиться с перечнем субъектов, ее оказывающих, прописать процедуру ее получения и упомянуть источники финансирования. "Несмотря на предельную конкретность задания, законодатель начал издалека: от полномочий Президента РФ, его большой политики... В результате в Законе, содержащем 5600 слов, правовому регулированию БЮП посвящено лишь несколько статей..." 30. Действительно, из множества статей далеко не все содержат конкретные нормы, а сам порядок оказания помощи конкретными органами практически не прописан. Многие нормы отсылают нас к другим законам, что совершенно не упрощает их применение. Например, лица, претендующие на получение помощи по уголовным делам, должны обращаться к УПК РФ (ч. 2 ст. 3), а если гражданин хочет получить помощь по гражданским делам, то ему вначале необходимо доказать, имеет ли он право на такую помощь. Для удобства применения Закона можно было прописать эти моменты в нем самом.

В идеале, следовало бы упростить всю систему и убрать все абстрактные нормы: четко очертить круг лиц, круг дел (без большого числа отсылок) и четко описать саму процедуру оказания бесплатной юридической помощи теми или иными органами.

Еще одной проблемой является то, что одним из оснований отказа в предоставлении бесплатной юридической помощи является обращение гражданина по вопросу, который не является правовым. Нигде в данном Законе не оговорено, какой вопрос считается правовым, а какой нет! Можно лишь догадываться, что имел в виду законодатель. А ведь эта недоработка может стать причиной отказа в помощи гражданину, который в ней очень нуждается!

Некоторые важные вопросы Закон предоставляет право решить субъектам РФ посредством издания своих законов (ст. 6, 7, ч. 1 ст. 20 и т.д. Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в РФ"). Это является проблемой, т.к. такие законы будут неизвестно когда приняты, а система бесплатной юридической помощи должна уже сейчас начинать нормально функционировать.

Что же делать? На мой взгляд, необходимо начать с совершенствования закона, чтобы он охватывал своим регулированием все вопросы, связанные с бесплатной юридической помощью и чтобы избегались по мере возможности абстрактные формулировки (как в ч. 2 ст. 6 Закона); а закончить отлаживанием самой системы оказания бесплатной юридической помощи (возможно, потребуется даже установить специальный надзор за органами, ее оказывающими, чтобы избежать злоупотреблений в данной сфере). Так же необходимо поощрять принятие законов, конкретизирующих положения Федерального закона, субъектами РФ.

Любой хорошо и слаженно работающий "механизм" в государстве начинается с грамотного и четко сформулированного закона

"Имеющиеся несовершенства некоторых формулировок, полагаем, в ближайшее время будут устранены, что позволит Закону реализовываться в полном объеме, снизить до минимума возможность злоупотреблений и получить доступ к юридической помощи гражданам, ранее такой возможности не имевшим" 31.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бесплатная юридическая помощь — важнейшая составляющая правового государства; государства, способного обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права и свободы своих граждан. Правовое государство гарантирует защищенность лиц, проживающих на его территории. Наша страна стремится стать таким государством (в ст. 1 Конституции РФ Россия провозглашается демократическим федеративным правовым государством) и делает определенные шаги к достижению этой цели. Одним из нужных шагов является создание и развитие до высокого уровня института бесплатной юридической помощи, т.к. именно он гарантирует защиту граждан от произвола, который вызван незнанием ими своих прав и непониманием некоторых важным правовых вопросов.

В работе я рассмотрела, в каких формах оказывается бесплатная юридическая помощь в РФ; органы, ее оказывающие; категории лиц, которые имеют право на ее получение; случаи, когда она оказывается и когда может быть отказано в ее оказании. Особое внимание я постаралась уделить Федеральному закону "О бесплатной юридической помощи в РФ", потому что именно им в основном регулируется этот вид помощи.

Бесплатная юридическая помощь только начинает развиваться в России. Принятие Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в РФ" является важным этапом в становлении такого вида помощи. Раньше она оказывалась лишь незначительным количеством органов и, по большей части, в рамках эксперимента; а регулирование происходило в основном на уровне законов субъектов РФ. С принятием Федерального закона, который указывает практически все органы, оказывающие такой вид помощи, и определяет лица, которые имеют право на ее получение, должна наступить новая эпоха в развитии бесплатной юридической помощи в нашей стране.

Да, этот Закон далек от идеала, но его принятие позволит институту юридической помощи развиваться и эффективно контролироваться со стороны государственных органов, потому что он содержат все основные моменты, касающиеся бесплатной юридической помощи; регулирует ее оказание на федеральном уровне; им заложены основы и установлены базовые "рамки" для этого института.

Я верю, что принятие Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" — большой шаг к устранению правового нигилизма и формированию в нашей стране настоящего правового государства.

ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Учебники и учебные пособия:

Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: У чебник. М.: Издательство КНОРУС, 2013.

2) Публикации в периодике:

Кирилловых А.А. Участники системы бесплатной юридической помощи: правовые аспекты организации деятельности// Право и экономика, 2012, № 7

Колоколов Н. Помощь бюджетная: применение ограничить//ЭЖ-Юрист,2012,№ 10

Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России // М.: PENATES-Пенаты, 2002

Лисицын В.В., Еримихина Е.В., Харченко А.В. Россия наконец-то обрела закон о бесплатной юридической помощи! // Юридический мир, 2012, № 1

Плетень А.С. Реализация конституционного права граждан на получение юридической помощи бесплатно посредством обращения в государственные юридические бюро // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 7. С 12

Соболева А. Бесплатная юридическая помощь: российская практика и стандарты Совета Европы // Российская юстиция. - М.: Юрид. лит., 2003, № 5. - С. 37-38

Телия Ю. Минюст России стал уполномоченным органом, оказывающим бесплатную юридическую помощь и контролирующим ее оказание // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (постатейный) // под ред. Ю.А. Дмитриева // ЮРКОМПАНИ, 2012

Отчет Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации за период

с апреля 2009 г. по апрель 2011 г. // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2011. N 2(32). С.36

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: