Тема:Образ Чацкого в системе образов комедии «Горе от ума»
Цели урока:
- продолжать формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
- развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;
- воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.
II. Проверка домашнего задания.
Вопросы:
- Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?
- Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
- Кто из героев комедии нам должен быть ближе?
- Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
- Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?
III. Беседа по ранее изученному материалу
Вопросы:
1. К какому направлению принадлежит комедия? Почему? Вспомните – 4 действия, прототипы героев, живой язык, 3 единства, говорящие фамилии;
2. В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?;
3. Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?;
4. Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации;
|
5. Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?
IV. Изучение новой темы
1/Характеристика главного героя по плану
2. Личная драма Чацкого.
3. Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?
4. Одинок ли Чацкий?
5. Кто Чацкий – победитель или побеждённый?
6. Значение образа Чацкого.
Слово учителя (запись темы в тетрадях)
Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?
1 Чацкий взволнован, оживлён, счастлив. Его появление вызывает симпатии. Но он не знает, что Софья его не любит.
Что вызывает гнев Чацкого? | Что провозглашает Чацкий? | ||
Крепостное право; жестокость помещиков. | Гуманность, уважение к простому русскому человеку. | ||
Карьеризм, чинопочитание. | Службу делу, а не лицам. | ||
Невежество. | просвещение | ||
Рабская мораль, безгласие. | Свободу мысли и высказываний. | ||
Пренебрежение к национальной культуре | Уважение к национальным нравам, языку; развитие национальной культуры. |
VII. Чацкий в борьбе со старым миром.
: Казалось бы порок не наказан, и добродетель не торжествует в комедии. Однако читатель твёрдо убеждён в моральной победе Чацкого над старым миром.
|
6. Чтение фрагмента статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Чацком.Слайд 7
7. Слово учителя о значении образа Чацкого.
Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.
8. Одинок ли Чацкий?
С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.
Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.
9. Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.
Работа класса с таблицей.
Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина” (подводят выводы 2 учащихся).
Сопоставительные признаки | ||
Происхождение | ||
Воспитание, образование | Свободное, в доме Фамусова | |
Жизненные ценности | “ И награжденья брать и весело пожить” | |
Отношение к Софье | “ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека” | |
Отношение к фамусовскому обществу | Не приемлет мораль фамусовского общества |
Физминутка (проводит учитель).
|
Обобщение по всей теме
Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…
V. Итоги урока.
Вопросы:
- Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?
- Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
- Кто из героев комедии нам должен быть ближе?
- Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
- Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?
VI. Домашнее задание:
a. анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно.характеристика образа Чацкого на основе монологов
b. статья уч.с.152-157