Над сочинением-рассуждением 9.3 ОГЭ по русскому языку




Памятка для работы

Над сочинением-рассуждением 9.1 ОГЭ по русскому языку

Задание.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания А.И. Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать внимание читателя, производить на него сильное впечатление» Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.И. Горшкова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

• 1. Вступление. Рассуждение о смысле высказывания

• 2. Первый пример и его роль в тексте

• 3. Второй пример и его роль в тексте

• 4. Вывод

 

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.

• Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает.

• Кроме существительного высказывание, можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.

Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.

ВСТУПЛЕНИЕ

Автор пишет о...

В высказывании... говорится о... Действительно...

Как отмечает...

Бесспорно мнение автора о том, что...

Я полностью согласен с...

Не могу не согласиться с...

Я поддерживаю мнение...

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

• Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …

• Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения..

• Пример можно найти в предложении № …

• Рассмотрим предложение... В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

• Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, итак, в заключение, как видим…

Итак, можно увидеть, что…

Нам удалось доказать, что...

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

 

Памятка для работы

Над сочинением-рассуждением 9.2 ОГЭ по русскому языку

 

Формулировка задания:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Быть хорошо воспитанным человеком - это прежде всего значит глубоко уважать тех, кто живёт рядом с тобой на нашей земле, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце…».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Структура сочинения-рассуждения 15.2. ОГЭ по русскому языку:

 

1. Вступление (несколько общих слов о проблеме, которая обозначена в тезисе, + сам тезис + предложение поразмышлять над поставленным вопросом).
2. Первый аргумент: пример + комментарий.
3. Второй аргумент: пример + комментарий.
4. Заключение (вывод по тезису, умозаключение).

 

План работы над сочинением, рекомендации

1. Вступление. Объяснение -размышление о смысле приведённой цитаты, обозначение значимых понятий, выражение намерения доказать правильность высказывания примерами из текста.

Пример:

" На мой взгляд, такие понятия, как "воспитание" и " уважение", - тема для серьёзных размышлений. Поэты и писатели раскрывают важность данных понятий, укрепляя жизненные ориентиры в обществе. Об этом свидетельствует Тэсс Т.Н.в приведённом высказывании. Попробуем доказать его справедливость примерами из текста".

 


Речевые клише:

1) - Действительно...

- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

- В фрагменте произведения...

- Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

- Текст заканчивается словами: "…".

- На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

- Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

- Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...

-Автор показывает формирование внутреннего...

- По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем:

- В этом отрывке автор говорит о том, что…

- Смысл данного отрывка я понимаю так: …

- В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

2)- Свои слова (эту мысль) я докажу примерами из текста.

- Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах из текста.

- Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

- Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.

- Давайте порассуждаем и ответим на поставленный вопрос.

- Докажем эту мысль на примерах, взятых из текста.

- Попробую доказать это на примерах, взятых из текста.


 

2. Первый аргумент: пример + комментарий.
Пример:

"Проиллюстрировать данную мысль можно, обратив внимание на предложение № 41. В нём автор говорит о том, что женщина, неправильно указавшая дорогу пожилому человеку, побежала вслед за ним, чтобы исправить сою ошибку, хотя сумки в руках её были тяжелы, и шла она совсем в другую сторону".

 


Речевые клише:

1)- Во-первых,...

- Давайте заглянем в текст. Вот предложение...

- Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …

- Проиллюстрировать данную мысль можно на примере предложения...

- Рассмотрим предложение... В нѐм говорится о том, как...

- Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор говорит…

- Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

- Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры...

- Убедимся в этом, обратившись к тексту...

- Присмотримся повнимательнее к словам в тексте...

- Обратимся к тексту русского писателя...

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к...предложению из текста...

- Подтвердить данный аргумент можно примером из... предложения текста...

- В подтверждении собственных выводов приведу пример из... предложения прочитанного мною текста...

2) - В нём автор говорит...

- Действительно, автор утверждает...

- Таким образом, автор считает...

- В данном предложении говорится о...

- Предложение №.. подтверждает мысль о том, что…


3. Второй аргумент: пример + комментарий.
Пример:

" Далее рассмотрим в качестве примера следующие предложения (46 и 47). Причитав их содержание, мы осознаем, что заставило женщину сделать это. Перед нами человек воспитанный, уважающий не только себя, но и окружающих, который по-другому поступить не может".

 


Речевые клише:

1)- Следующим аргументом может служить пример из... предложения...

- Далее следует привести пример из... предложения...

- Пример из... предложения может стать иллюстрацией к....

- Во-вторых,...

- Также пример можно найти в предложении № …

- Далее рассмотрим в качестве примера предложение №…

- Вот ещё одно предложение..., иллюстрирующее...

2)- И мы понимаем, что....

- Нам открывается...

- Мне ясен смысл...

- Мы убеждены в том, что...

- Это позволяет судить о том, что...

- Это говорит о том, что...


 

4. Заключение (вывод по тезису, умозаключение).Пример:

" Подводя итог вышесказанному, мы видим, что примеры из текста стали убедительным доказательством того, что воспитание глубоко связано с уважением тех, "кто живёт рядом с тобой на нашей земле, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце…"

 


Речевые клише:

- Делая выводы из выше изложенных умозаключений...

- Таким образом, можно сделать вывод, что...

- Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу...

- Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль... о том, что...

Памятка для работы

над сочинением-рассуждением 9.3 ОГЭ по русскому языку

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: