Конец Пелопоннесский войн - возникновение Македонской империи
4 в. до н.э. явился важным этапом в развитии древнегреческого искусства.
Наиболее остро кризис сказался в Афинах, потерпевших поражение в Пелопоннесских войнах.
Большое влияние на искусство оказал также кризис системы мифологических представлений. Зарождался интерес к быту и характерным особенностям психического склада человека. В искусстве ведущих мастеров 4 в. до н.э. - Скопаса, Праксителя, Лисиппа - была поставлена проблема передачи переживаний человека.
Строительство храмов продолжалось, но особенно широкое развитие получило строительство театров, палестр, гимнасиев, закрытых помещений для общественных собраний (булевтерий) и т.д. Одновременно в монументальной архитектуре появились сооружения, посвященные возвеличению отдельных личностей, не мифического героя, а личности монарха-самодержца. Например, усыпальница правителя Карии Мавсола (Галикарнасский мавзолей) или Филиппейон в Олимпии, посвященный победе македонского царя Филиппа над греческими полисами.
К середине 4 в. до н.э. относится ансамбль святилища Асклепия в Эпидавре, центром которого был храм бога-врачевателя Асклепия.
Но самым известным зданием был построенный Поликлетом Младшим театр. В нем, как т в большинстве театров того времени, места для зрителей (театрон) располагались по склону холма. 52 ряда (10 000 чел.)
Храмы Малой Азии, известные по описаниям древних авторов, дошли до наших дней в скудных остатках.
Наиболее ярко особенности развития малоазийской архитектуры сказались в построенном около 353 г. до н.э. Галикарнасском Мавзолее (арх-ры Пифей и Сатир). В древности он был причислен к семи чудесам света.
|
Здание представляло сложное сооружение, сочетавшее малоазийские традиции греческой ордерной архитектуры и мотивы, заимствованные у классического Востока. В 15 в. мавзолей был сильно разрушен. И точная реконструкция его невозможна.
О развитии скульптуры этого времени, благодаря римским копиям, можно сказать немного больше, чем об архитектуре и живописи. Отчетливо определились 2 направления. 1) - отвлеченное от жизни, уводившее ее от острых противоречий и конфликтов в мир бесстрастно холодных и отвлеченно прекрасных образов. Виднейшими представителями были Кефисодот, Тимофей, Бриаксис, Леохар.
2) - Общий характер скульптуры и искусства поздней классики в основном определялся творческой деятельностью художников-реалистов. Величайшими представителями этого направления были Скопас, Пракситель и Лисипп.
Теоретическим обобщением достижений реалистического искусства своей эпохи явилась эстетика Аристотеля.
Противоположность двух направлений выявилась не сразу. Первое время эти направления иногда противоречиво пересекались в творчестве одного мастера. Так, искусство Кефисодота (отец Праксителя) несло в себе и интерес к лирическому душевному настроению и вместе с тем черты нарочитой внешней нарядности.
Кефисодот. Эйрена с Плутосом
Портрет философа Антисфена, 375 г. до н.э. Деметрий из Алопеки
Крупнейшим мастером первой половины 4 в. до н.э. был Скопас. Образы Скопаса отличаются от образов классики бурным драматическим напряжением всех духовных сил. Скопас ввел мотив страдания, внутреннего трагического надлома. В течение своей почти полувековой деятельности Скопас выступал не только как скульптор, но и как архитектор. Дошло до нас немногое.
|
Характерно, что Скопас первым среди мастеров греческой классики стал отдавать предпочтение мрамору, почти отказавшись от применения бронзы.
Менада. 4в. до н.э. уменьшенная римская копия, Дрезден, Альбертинум
В отличие от бурного и трагического искусства Скопаса Пракситель в своем творчестве обращался к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии и спокойной задумчивости. Как и Скопас, Пракситель ищет пути раскрытия богатства и красоты духовной жизни человека.
Произведением зрелого стиля Праксителя (~350 г. до н.э.) является его «Отдыхающий сатир».
Отдыхающий Гермес с младенцем Дионисом
я
Афродита Книдская Аполлон Сауроктон (убивающий ящерицу)
Артемида из Габий
В второй половине 4 в. до н.э Македония добилась руководства в греческих делах. Сторонники старой демократии потерпели полное поражение.
Также это время известно походами Александра Македонского на Восток (334-325 гг. до н.э.), открывших новую главу в истории античного общества - эллинизм. Леохар стал придворным художником Александра Македонского и создал хрисоэлефантинных статуй царей Македонской династии для Филиппейона. Внешне декоративный характер имела и его скульптура «Ганимед, похищаемый Зевсовым орлом»:
Самой значительной работой Леохара была статуя Аполлона - знаменитый «Аполлон Бельведерский». Несмотря на прекрасное исполнение, детали скульптуры, такие как надменный поворот головы и театральность жеста чужды подлинным традициям классики.
|
К кругу Леохара близка знаменитая статуя «Артемиды Версальской»:
Величайшим художником реалистического направления был Лисипп. Реализм Лисиппа существенно отличался от его предшественников, но в его творчестве так же решалась задача раскрытия внутреннего мира человеческих переживаний и известной индивидуализации образа человека. Мастер изображает образ человека как гармонически развитую личность.
Он создал огромное множество монументальных статуй, предназначенных для украшения площадей и занимавших свое самостоятельное место в городском ансамбле. Наиболее известная - статуя Зевса. Наряду с сооружением огромных статуй Лисипп обращался к созданию статуэток, например статуя сидящего Геракла, принадлежавшая лично Александру Македонскому.
Отдыхающий Гермес, Неаполь, Национальный музей Отдыхающий Геракл. «Геракл Фарнезе»
Геракл, настигающий Керинейскую лань
Борьба Геракла с немейским львом, Эрмитаж
Портрет Александра Македонского
Голова Биаса. Рим
Образ мудреца Биаса для Лисиппа - это в первую очередь образ мыслителя. Впервые в истории искусства художник передает в своем произведении сам процесс мысли, глубокой сосредоточенной думы. Исключительный интерес представляет мраморная голова Александра Македонского. Лисипп не стремится воспроизвести со всей тщательностью внешние характерные черты облика Александра, в этом смысле его голова, как и голова Биаса, имеет идеальный характер, но сложная противоречивость натуры Александра передана с исключительной силой.
В последней трети 4 в. до н.э. в портрете разрабатывались не только принципы обобщенной психологической выразительности. Существовало и другое направление - стремившееся к передаче внешнего портретного сходства.
Голова кулачного бойца из Олимпии. Лисистрат (?)
По своему характеру эта голова уже выходит за пределы искусства поздней классики и тесно связана со следующим этапом в развитии греческого искусства.
В поздней классике получили свое развитие реалистические традиции живописи последней четверти 5в. до н.э. Крупнешим среди живописцев был Никий, которого высоко ценил Пракситель. На одной из Помпейских фресок воспроизведена картина Никия «Персей и Андромеда».
Наибольшего мастерства достиг Апеллес, бывший наряду с Лисиппом самым знаменитым художником последней трети века. Известен его портрет Александра Македонского. Он также являлся автором ряду аллегорических композиций, дававшим, согласно сохранившимся описаниям, большую пищу уму и воображению зрителей. Некоторые сюжеты были настолько подробно описаны современниками, что их часто пытались воспроизвести в эпоху Возрождения.
В 4 в. до н.э. была широко распространена и монументальная живопись. Почти полное отсутствие подлинников лишает возможности дать ей оценку.
Роспись гробницы в Казанлыке (Болгария)
Искусство 2 половины 4 в. до н.э. завершило собой длительный путь развития греческой классики. В произведениях классического искусства впервые нашел свое совершенное художественное выражение идеал гармонически развитого человека.