Разработка проекта севооборотов, системы обработки почвы и комплексных мер борьбы с сорняками
Методическое пособие
Издание второе, переработанное
Составители: Н. Ю. Каменских, Я. В. Субботина
Пермь
ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА
УДК 631.582 + 631.51 + 632.51
ББК 41.41
Р 177
Рецензенты: доцент кафедры почвоведения, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент И. А. Самофалова; доцент кафедры растениеводства, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Е. А. Ренёв
Разработка проекта севооборотов, обработки почвы и комплексных мер борьбы с сорняками [текст]: Методическое пособие, издание второе, переработанное / сост. Н. Ю. Каменских, Я. В. Субботина; М-во с.-х. РФ; ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА. – Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2014 – 37 с.
Методическое пособие предназначено для самостоятельной работы по разработке проекта севооборотов, системы обработки почвы и комплексных меры борьбы с сорняками и выполнения курсового проекта. Методическое пособие составлено в соответствии с учебной программой, отражены основные методы расчетов, даны указания к действию и определены этапы разработки проекта. Пособие предназначено для студентов направления 110400.62 «Агрономия» очной и заочной формы обучения.
Работа рассмотрена на заседании кафедры общего земледелия и защиты растений и рекомендована методической комиссией факультета агротехнологий и лесного хозяйства, протокол № 10 от 10 декабря 2013 г.
Рекомендовано к печати методической комиссией факультета агротехнологий и лесного хозяйства, протокол № 7 от 24 декабря 2013 г.
© ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2014
Содержание
|
Введение
Раздел 1. Общие сведения о хозяйстве
1.1. Природные условия района расположения хозяйства
1.2. Характеристика климатических условий
1.3. Морфологическая и агрономическая характеристика наиболее распространенной пахотной почвы хозяйства
1.4. Характеристика земельных угодий хозяйства
Раздел 2. Расчет структуры посевных площадей
2.1. Расчет структуры посевных площадей и урожайности на год освоения севооборотов
2.2. Распределение посевных площадей по севооборотам
Раздел 3. Разработка системы севооборотов
3.1. Разработка полевого севооборота
3.2. Разработка кормового севооборота
3.3. Сравнительная экономическая оценка продуктивности полевого и кормового севооборотов
3.4. Трансформация земельных угодий
3.5. Планы освоения севооборотов
3.6. Ротация севооборотов
3.7. Схематический план размещения освоенных севооборотов
Раздел 4. Система обработки почвы в полях освоенного севооборота
4.1. Задачи, решаемые при проведении приемов обработки почвы в севообороте и чистых парах
4.2. Система обработки почвы в полевом севообороте
4.3. Система обработки почвы в кормовом севообороте
4.4. Меры борьбы с эрозией почвы
Раздел 5. Меры борьбы с сорными растениями
5.1. Предупредительные меры борьбы с сорняками
5.2. Истребительные меры борьбы с сорными растениями
Заключение о работе
Список рекомендуемой литературы
Приложения
Введение
В современных условиях накопленный научный потенциал мало реализуется в производственном процессе. Для сбалансированного развития сельского хозяйства необходим системный подход. Основой системы земледелия является севооборот – научно обоснованное чередование культур и паров на территории и во времени. Роль севооборота в современных условиях заключается в биологизации земледелия, регулировании режима питания и поддержании содержания органического вещества, предотвращении водной эрозии, регулировании фитосанитарного состояния посевов и почвы, экологизации земледелия.
|
Поэтому специалист, получающий специальность, связанную с производством продукции растениеводства, должен иметь представление о проектировании системы севооборотов, их размещении в пространстве, заполнении документации, связанной с чередованием культур.
Курсовой проект выполняется в 4 семестре на основе данных, собранных в хозяйстве или полученных у преподавателя. Проект представляет упрощенную форму расчетов и проектирования системы севооборотов, комплексных мер борьбы с сорняками и системы обработки почвы в севооборотах. Проект содержит следующие разделы:
1. Общие сведения о хозяйстве;
2. Расчет структуры посевных площадей;
3. Разработка системы севооборотов;
4. Разработка планов освоения и ротации севооборотов;
5. Система обработки почвы освоенных севооборотов;
6. Меры борьбы с сорными растениями.
Для написания курсового проекта необходимо собрать следующие сведения:
1. Местонахождение хозяйства или предприятия;
2. Производственное направление хозяйства (специализация);
3. Экспликация земель (заполняется таблица № 1);
|
4. Исходная структура посевных площадей (на год составления курсового проекта) и урожайность культур за последние 3 года (данные заносят в таблицу 2);
5. Характеристика наиболее распространенной почвы хозяйства;
6. Характеристика условий землепользования: климат, рельеф, степень эродированности, наличие неблагоприятных условий;
7. Степень и тип засоренности полей, список преобладающих сорных растений.
Разработка проекта предполагает последовательное выполнение ряда работ в соответствии с планом, заполнение определенной формы таблиц и пояснений в виде текста.
Цель курсового проекта – научить студентов самостоятельно разрабатывать систему севооборотов, систему обработки почвы и комплексные меры борьбы с сорняками.
Задачи курсового проекта:
· приобретение навыков анализа почвенно-климатических и земельных ресурсов хозяйства;
· овладение методикой проектирования, оценки севооборотов и разработки планов освоения севооборотов;
· умения разработки рациональной системы обработки почвы и мер борьбы с сорными растениями в севооборотах в конкретном районе и хозяйстве по заданию преподавателя, исходя из фактических природно-климатических условий;
· ознакомление с документацией по севооборотам в хозяйстве и целенаправленное использование научной литературы.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 110400.62 «Агрономия» степень подготовки «бакалавр», утвержденным Министерством образования 22 декабря 2009 г. №811 написание курсового проекта по дисциплине «Земледелие» предусматривает формирование компетенций: способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1); способность распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции (ПК-3); готовность установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования (ПК-6); готовность обосновать систему севооборотов и землеустройства сельскохозяйственного предприятия (ПК-10); готовность адаптировать системы обработки почвы под культуры севооборота с учетом плодородия, крутизны и экспозиции склонов, уровня грунтовых вод, применяемых удобрений и комплекса почвообрабатывающих машин (ПК-11).
Пособия и материалы: почвенные очерки, справочные материалы, рабочие тетради, учебные пособия (учебники, практикумы, монографии).
Раздел 1. Общие сведения о хозяйстве
Во введении определить задачи земледелия при воспроизводстве и увеличении плодородия почвы, повышении урожайности, основные направления развития современного земледелия, изложить научные основы чередования культур.
Указывается название и месторасположения хозяйства, его специализация.