Разумный человек, его появление связано с одновременной выработкой правил поведения (специальных регуляторов). Любая социальная общность, какой являлся род, предполагает упорядоченность общественных отношений, стабильность. Достигнуть этого можно не только с помощью власти, но и социальных правил.
Социально значимые отношения регулировались обычаями, ритуалами, обрядами, мифами, моральными и религиозными велениями, созданными на основе повседневного опыта и несущими воспитательную нагрузку, и выражающими волю всего общества.
Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Является одним из основных регуляторов, сложившихся, как указывалось, в результате длительного повторения и вошедших в привычку. С помощью такого мощного регулятора, как обычай, регулировались производство, обмен товарами, брачные отношения, воспитание детей, отношения с другими родами и племенами и т.д. Понятно, что по содержанию обычаи были самые разные и закрепляли, например, принципы общей собственности на землю, леса и берега, а также порядок и сроки обмена товарами, начала первобытной нравственности, справедливости, представления о добре и др.
Обряды - правила поведения, заключающиеся в символических действиях и глубоко проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели.
Религиозные нормы - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Данные правила поведения регламентировали поведение людей на основе религиозных представлений. Религиозные правила в жизни человека пришли позже обычаев и табу. Человек не мог объяснить многие явления природы, слепо им покорялся, веря в сверхъестественное. Обязательной составляющей религиозного воспитания являлось жертвоприношение богам даров; часто это были животные, иногда и люди.
|
Миф - предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникающее в первобытном обществе.
Общая характеристика
Эпохе первобытности присущи следующие особенности:
- происходил антропогенез - биологическая эволюция человека,
- завершившаяся, по мнению разных ученых от 40 до 100 тысяч лет назад, возникновениемвида "Человек разумный" (Homo sapiens), а также основных человеческих рас - далее глубоких эволюционных изменений в биологической природе человека уже не происходило;
- шло формирование мышления (или интеллекта) человека, его языка - в последующие периоды они только развивались;
- человечество распространилось по всем континентах;
- люди переходят к воспроизводственного хозяйства (от охота и собирательства к земледелия и скотоводства)
- наряду с антропогенезом разворачивается социогенеза - формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родоплеменной организации;
- складываются первые мировоззренческие представления, ранние формы религиозных представлений, мифологических систем.
Среди этих важнейших процессов, которые заложили фундамент истории человечества, стоит и составление культуры как специфической сферы человеческого общества. В первобытном обществе в главном занятии людей - охоте - были объединены:
- технологические приемы изготовления орудий труда
- стихийные знания о привычках животных,
- социальные связи, которые выражаются в форме охоты (индивидуальная, коллективная),
- религиозные представления - магические действия по обеспечению успеха, которые в свою очередь включали элементы художественной культуры:песни, танцы, живопись.
Именно вследствие такого синкретизма характеристика культуры первобытного общества предполагает целостное рассмотрение явлений его материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого деления.
|
Вывод
Первобытно-общинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества.В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник около 1 – 1,5 млн. лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени. Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть: базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса; была непосредственно общинной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления; опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода; осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.). Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества – выжить
|
Содержание
1)Введение
2)Общая характеристика
3)Периоды развития первобытного общества
4)Каменный век
5)Медный век
6)Бронзовый век
7)Железный век
8)История развития общественных отношений
9)Управление и власть
10)Особенности социальных регуляторов
11)Вывод
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №2
Реферат по экологии
На тему: «Первобытное общество и природа»
Выполнила:
Ученица М-10-2 класса
Васильева Елена
Проверила:
Учитель экологии
Тихонова Л.А.
Чебоксары 2013
Список использованной литературы:
1) Интернет-источник: https://ru.wikipedia.org
2) Национальная историческая энциклопедия: https://interpretive.ru
3) Большая энциклопедия школьника: https://for-schoolboy.ru
4) Российская электронная библиотека «Эрудиция»: https://www.erudition.ru