Тема: Ранние формы верований.




Лекция

Из лекции Вы узнаете о том, как и почему древние сообщества людей пришли к коллективной вере в потусторонние силы. Изучив учебный материал Вам нужно написать краткий конспект, где должны быть раскрыты основные понятия:

Ø Типы ранних форм верований:

- фетишизм,

- тотемизм,

- анимизм и культ предков,

- магия,

- шаманизм.

Ø Их основные черты и отличия.

Ø Постараться понять, чем эти формы верований отличаются от религии.

Ø Подумать существуют ли в нашей жизни проявления остатков этих форм верований и, если, да, то как это проявляется.

Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе. Первобытным народам было неведомо понятие "природа", поэтому предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием "мана". Этот термин ученые позаимствовали у аборигенов Полинезии и Меланезии, которые называли так силу, управляющую природными процессами. Человек обладает маной, когда он счастлив, удачлив и демонстрирует какие-то необычные успехи, например, как земледелец, воин или вождь. Мана посылается богами, что предполагает их обладание маной в первую очередь.

У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить все опасности. Эта форма религиозных верований получила название "фетишизм" (от португальского "фетиш" - сделанный). Впервые она была обнаружена португальскими моряками в Западной Африке в XV в., а затем аналоги фетишизма были выявлены в религиях почти всех стран, а также в ходе археологических раскопок, дающих материал о верованиях первобытных людей.

Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб ископаемого животного, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помотать на охоте...) Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменился другим.

Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным уважением к выбранному ими предмету. За оказанную помощь его благодарили, за беспомощность наказывали. В этом плане показателен африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, то и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканки вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно их выполнит.

Очевидно, в глубокой древности люди не наделяли избранные ими предметы человеческими свойствами, не одухотворяли и тем более не обожествляли их. Суть первобытного фетишизма заключалась в том, что человек усматривал в поразивших его воображение предметах свойства, которые обнаруживались в них при помощи обычных органов чувств.

Ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм - веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческого коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились все его члены. Как предполагают ученые, это обстоятельство послужило основой для возникновения тотема (на языке североамериканских индейцев племени оджибве ототем - род его) - животного предка, считающегося покровителем рода. Такой вид томизма получил название Зоолатрия и характерен больше для племен охотников и рыболовов. Для собирателей и земледельцев в большей степени присуща зависимость от растений и их одухотворение, такой тип томизма называют фитолатрия.

В более поздние времена в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема. Это вено, с одной стороны, к усилению культа предков и веры в их особые возможности, а с другой - к изменению отношения к самому тотему, в частности, к появлению запретов на употребление тотемов в пищу, за исключением тех случаев, когда поедание тотема носило ритуальным характер и напоминало о древних нормах и правилах.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать социальный статус, права и обязанности членов первобытного коллектива. Таким образом, вокруг тотема, стали складываться устойчивые связи и нормы жизни людей, мифы и предания, и особая форма зависимости людей от своего мифологического предка, основанная на поклонении и почитании его.

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть об анимизме (от латинского "анима" - душа) - вере в существование душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан Э. Тейлором в работе "Первобытная культура". Согласно его теории эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышления древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, "первобытный человек" вырабатывает понятия о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п.

Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.д. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем в монотеизм.

В отличие от тотемизма, ориентированного на внутренние потребности данной родовой группы, на отличия ее от других, анимистические представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны и доступны всем и каждому, причем воспринимались вполне однозначно. Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т. п. Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой пруд - все это в представлении первобытного дикаря имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз так, то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревьям следовало относиться со вниманием, т. е. приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии.

Аниматизм, или вера в души людей, прежде всего покойников, которые продолжали свое существование главным образом именно в бестелесной форме, служил как бы соединяющим звеном между групповыми тотемистическими и всеобщими анимистическими верованиями и обрядами. Воздавая должное душам покойных предков, первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мире потусторонних сил.

Анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи. То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие - оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты, талисманы, священные реликвии является не чем иным, как пережитком первобытного фетишизма. Отголоски тотемизма можно найти в существующих во многих религиях пищевых запретах, в изображении сверхъестественных существ в облике животных и т.п.

К ранним формам религии относится магия (в буквальном переводе с древнегреческого - колдовство). Она представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (затворов, заклинаний т.д.)

Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления и обряды носили общий характер, то со временем произошла их дифференциация. Современные специалисты классифицируют магию по методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия делится на контактную (путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальную (магический акт направлен на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности), парациальную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю магической силы), имитативную (воздействие на подобие субъекта, куклу, например). По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т.д.

Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди - колдуны и маги, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы, надежды соплеменников, воздействовать на сверхъестественные силы. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в самые критические моменты. Поэтому колдуны и маги пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.

Со временем магия превратилась в один из наиболее существенных компонентов развитой религии, включающей определенную систему магических действий - обрядов, таинств, молитв, и т.п. В быту магия сохранилась вплоть до наших дней в виде заговоров, гаданий, предсказаний, веры в "дурной глаз", "порчу".

На ранних этапах развития человеческого общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том какая из этих форм возникла раньше, а какая - позже, вряд ли возможно. Очевидно, речь должна идти о комплексе религиозных верований. Именно комплекс рассмотренных первобытных верований стал ядром так называемых племенных религий, которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного племени условия обитания, социальные связи, особенности материальной культуры.

Шаманизм - это не столько форма религиозных верований, сколько вид религиозной практики. Но описание шаманизма позволяет понять мифологическую картину мира тем племен, где этот вид деятельности существует. Шаман (неистовый, исступленный человек) - это посредник между людьми и духами, земным миром и местами обитания духов на небе и под землей. Таким образом, шаманизм подразумевает сложную мифическую «географию». Мир делится на несколько сфер - верхний, нижний и собственно, земной мир, где обитают люди. Верхний и нижний мир являются обиталищем душ умерших, духов и богов. Для перемещения между мирами существуют определенные пути, которым следует шаман. Часто такой путь мыслится как путешествие по Мировому Древу, соединяющему разные уровни мира. В каждом из миров есть свои опасности. Перемещаясь между мирами, шаман способен «догнать» и «вернуть» душу умирающего человека; вылечить больного, изгнав духа, вызвавшего болезнь. Поскольку все значимые события происходят в результате воздействия тех или иных духов, постольку шаман, умеющий входить с ними в контакт и влиять на них, - весьма значимая и влиятельная фигура. К его помощи прибегали во всех ситуациях, когда только лишь человеческих сил было недостаточно для достижения успеха.

Шаман обретал особую силу, поскольку духи «избирали» его на роль посредника. Прежде чем стать шаманом, человек проходил через довольно суровые испытания. Этнографами описан феномен «шаманской болезни», которую должен был перенести человек для того, чтобы «родиться заново» и обрести власть над духами. Шаман переживал эту болезнь тяжело, известны рассказы о том, как духи «убивали» шамана, «снимали мясо с его костей», а потом «воссоздавали» шамана заново. Другие рассказы повествуют о том, как будущие шаманы пытались отказаться от своего шаманского призвания, но духи мучили их, пока они не соглашались. Не все племена, знакомые с шаманизмом, знают феномен «шаманской болезни». Шаманами становились и в результате посвящения, инициации, проводимой старшим шаманом после обучения у него. В некоторых племенах считалось, что шаманами должны быть только те люди, у которых в роду уже были шаманы. В других - это не считалось обязательным условием. Шаманами могли быть как мужчины, так и женщины, хотя в некоторых племенах - только мужчины.

Для перемещения между мирами шаман входил в особое психическое состояние, применяя разные способы - от употребления растительных средств, изменяющих сознание, до особых ритуалов, вводящих шамана в своеобразный транс – сеанс камлания. В результате душа шамана обретала самостоятельность, и пока тело оставалось на месте, путешествовала по иным мирам и общалась с духами. Часто соплеменники шамана помогали ему войти в транс, участвуя в совместном ритуале. Пребывая в трансе, шаман, тем не менее, мог рассказывать присутствующим соплеменникам о том, что делает и где находиться его душа. Но это «путешествие», в отличии от магического сеанса, всегда носило и носит коллективную благую цель и представляет для шамана реальную опасность. Это самое, главное и принципиальное отличие сути шаманизма от магии.

Заключение

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Но это не значит, что они существовали только в первобытном обществе. В этом обществе они только возникли и являлись господствующими формами религиозной стороны жизнедеятельности первобытного человека. Но существовали они всегда, на протяжении всей истории человеческой культуры. Различные формы их проявлений мы можем четко обнаружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях. Они также существуют в виде суеверий и других пережитков прошлого в сознании людей. Пищевые запреты, причастие - отдаленный отголосок табу и тотемизма. Вера в амулеты, талисманы, в другие священные реликвии живет в сознании современного человека – отголосок фетишизма. Магические символические действия - составная часть всей современной обрядности. Вера в заговоры, порчу, гадания - никогда не исчезала из сознания и практики людей. Может быть, стоит прислушаться к мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Боаса: «Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для всего человечества».

Устные вопросы для закрепления материала и самопроверки

1. Охарактеризуйте тотемизм и фетишизм как ранние формы религии. Есть ли их следы в современной культуре?

2. Охарактеризуйте магию. Встречались ли вы с проявлениями современной магии?

3. Дайте характеристики анимизму и культу предков. В чем их взаимосвязь?

4. В чем состоит своеобразие племенных религий?

5. Что такое политеизм и монотеизм?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: