Предмет и значение религиоведения.




Предмет религиоведения.

Определенная позиция по отношению к религии в разных формах содержится уже в древних теоретических построениях. Философия всегда проявляла острый интерес к религии, проблемам ее сущности, роли в жизни индивида и группы людей. Это обусловлено поначалу генетической связью философии с религией, а затем их сосуществованием (с появления философии как самостоятельной специфической формы сознания и культуры).

Религиоведение как относительно самостоятельная комплексная отрасль знания складывается с начала XIX века. Оно формируется на основе философии, социологии, психологии, культурологии, языкознания, истории, этнологии, филологии, других отраслей знания. Комплексный характер религиоведения обусловлен сложностью и многоплановостью религии, ее форм и проявлений. Основополагающим в нем является философский аспект, что вызвано необходимостью целостного (сущностного) подхода к одному из самых древних, распространенных и сложных явлений культуры. Опираясь на данные частных отраслей знания, попутно изучающих отдельные стороны конкретных религий, религиоведение оказывает им помощь анализом религии в целом. На языке философии это означает, что религиоведение, являясь философской наукой, выполняет методологическую и мировоззренческую функции по отношению к гуманитарным наукам в части изучения конкретных религий. В свою очередь, религиоведение обращается к философии при уточнении собственных оснований. Итак, религиоведение (или философское религиоведение) – самостоятельная отрасль знания, предметом которого являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее структура, многообразные исторические типы (формы), взаимодействие религии с другими явлениями общества и культуры.

Множество философских школ и направлений, взаимодействие философии и общего гуманитарного, в том числе культурологического знания, социокультурные потребности конкретных групп людей определили разнообразие подходов к религии и религиоведению. Сложились различные типы, а на их основе национальные и социальные школы религиоведения. Существует теологическое (богословское) религиоведение, именуемое теологией (богословием), и нерелигиозное или светское религиоведение. В структуре светского религиоведения традиционно сильны философия религии, социология религии, психология религии, история религии. В советском религиоведении первые три объединялись в теоретическое религиоведение, а история религии составляла историческое религиоведение.1 Религиоведение, в свою очередь, являлось частью и аспектом истории и теории атеизма. В так называемой буржуазной теории религиоведение традиционно среди ведущих дисциплин. Здесь в структуре религиоведения солидное место занимает теология, а в светском религиоведении, наряду с традиционными направлениями, растет влияние феноменологии религии.2

В данной книге учтены традиции светского отечественного и зарубежного религиоведения.3 Традиционные проблемы философии и религии, в том числе методологические проблемы социологии и психологии религии объединены и представлены в первом и частично в третьем разделах. Второй раздел посвящен типам религии в ее исторической динамике. В третьем разделе выявляется место религии в культуре с позиций культурологического подхода. Альтернативный богословскому и атеистическому, культурологический подход к анализу религии с исключением феноменологии религии обусловлен несколькими обстоятельствами. Во-первых, он позволяет рассматривать с позиций гуманизма религиозную и светскую культуры как стороны диалектического противоречия. Во-вторых, достигнутый уровень феноменологии религии (современная теория Запада) по содержанию может быть истолкован как аксиология религии – составная часть культурологического подхода. В-третьих, переосмысление некоторых положений теории свободомыслия – значительного достижения советского научного атеизма – превращает ее в солидный вклад отечественной мысли ХХ века в дело разработки современной теории культуры и моделирования будущего планетарной цивилизации. Таким образом, проблематика трех разделов учебника и уровень анализа являются философскими.

Выделение этнокультурного аспекта (аспект – точка зрения, сторона рассматриваемого явления) обусловлено рядом соображений теоретико-методологического характера. Они исходят из признанного в философии положения об этнической культуре как процессе и результате жизнедеятельности самой устойчивой, динамичной и сложной социальной подсистемой – этнической общности, или, другими словами, социокультурного творчества народа (этноса) как реального субъекта и объекта исторического процесса.

В светском религиоведении как философской отрасли знаний сосуществуют понятия и термины философии, философских наук (теории культуры, диалектической логики, этики, эстетики) общих и частных гуманитарных наук, теологии и собственно религиоведческие. В системе понятий, категорий религиоведения они обретают свое место и значение, отличное от контекста теологии, философии и гуманитарных наук.

Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использовало различные методы познания – философские, культурологические, общенаучные. Сосуществуя в религиоведении они превратились (или превращаются) в специфические подходы и принципы религиоведения.

Каузальный подход изучает причинно-следственные отношения явлений религии и взаимодействующих с ней феноменов. Принцип историзма, исходя из единства исторического и логического, позволяет понимать религию как развивающееся явление. Типологический метод, представляя возможность деления и классификации изучаемых явлений по определенным признакам или основаниям, дает возможность познавать религию с помощью идеальных и конкретно-исторических типов. Системный и структурно-функциональный подходы позволяют изучать религию как динамичную систему или подсистему общества, культуры, понимать ее структуру и особенности функционирования. Культурологический подход дает возможность рассматривать религию в качестве фундаментального артефакта духовной культуры, взаимодействующего с другими, и создавать модели взаимодействия религиозной и светской культуры согласно логике парадигмы.

Изучение курса религиоведения вносит свой вклад в гуманитаризацию и гуманизацию образования. Курс содействует получению светского общеобразовательного стандарта знаний в сфере религии и на его основе – совершенствованию профессиональной подготовки студентов гуманитарных специльностей вузов.

Религиоведение приглашает к рассмотрению мировоззренческих вопросов в специфическом аспекте и помогает приобретать навыки мировоззренческого диалога, оптимального межкультурного общения в полиэтническом социуме.

Религиоведение содействует пониманию свободы совести в системе прав, свобод и обязанностей гражданина, человека, личности, а также ее реализации как личной свободы, способствует формированию, развитию правовой и политической культуры.

Трудно переоценить значение курса в понимании гуманизма, духовности, в обеспечении межнационального единства и гражданского согласия представителей разных религий, религиозного и светского мировоззрений. Усвоение содержания религиоведения подсказывает варианты разрешения глобальных проблем человечества, способы события цивилизации и личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: