Виды нематериальных активов




Понятие интеллектуальной собственности.

К началу 21 века информация о состоянии нематериальных активов компаний стала определяющим фактором для фондового рынка. Появились целевые отрасли промышленности, которые зависят от прав на интеллектуальную собственность. Нематериальный характер интеллектуальной собственности позволяет тиражировать её с минимальными затратами, что делает её чрезвычайно уязвимой для несанкционированного воспроизводства.

Основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт, являющийся результатом творческих усилий его создателей. Интеллектуальный продукт может иметь разные формы:

Ø Открытие, изобретение

Ø Образцы новой продукции

Ø Технологии

Ø Информация, услуги

С правовой точки зрения, объектом интеллектуальной собственности являются документально подтвержденные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Понятие интеллектуальной собственности охватывает 2 типа объектов:

1 промышленной собственности

2 авторского права

к промышленной собственности относят изобретения, товарные наименования, прототипы, конфиденциальную информацию.

К объектам авторского права относят результаты творчества, а т.ж. базы данных, программы, WEB страницы.

Исключительные права, предоставленные патентовладельцу распространяются на сущность объекта, т.е. идею (творчество).

Исключительные авторские права приобретает создатель формы выражения, а не идея или информация о ней. Эти права ограждают автора от несанкционированного копирования.

Срок действия патента не более 20 лет, для авторского права – жизнь автора +50 лет.

Охрана интеллектуальной собственности является ключевым моментов в инновационной деятельности. Состояние патентной системы может стимулировать, либо сдерживать инновационную активность ввиду особой нематериальной природы, отсутствия или лишения патентных прав означает утрату самой собственности.

Исторические предпосылки рынка интеллектуальной собственности.

Основными предпосылками рынка интеллектуальной собственности явились:

ü Превращение технологий в товар

ü Создание системы прав собственности на научно-технические достижения

После первой промышленной революции впервые технология появилась на рынке. Первоначально она сопутствовала средствам производства, лишь развитие патентной системы позволило технологии стать товаром.

С появлением публикуемых государством патентов, общество стало получать оперативную информацию об изобретениях.

Патентовать стали многие нематериальные объекты.

Современный рынок интеллектуальной собственности сложился в последней четверти 20 века. Этому способствовало превращение знания в фактор экономического роста с главным ресурсом – информационной технологией, а т.ж. глобализация рынков. Это вызвало необходимость установления единых правил патентного закрепления и в 1967 г. в Стокгольме была учреждена всемирная организация интеллектуальной собственности.

Передача технологий и оценка нематериальных активов.

Патентное соглашение – торговая сделка, при которой владелец уступает свои права на использование изобретения.

Лицензионное соглашение – собственник нематериальных активов предоставляет другой стороне разрешение на использование прав на интеллектуальную собственность в определенных пределах.

НОУ-ХАУ – предоставление технологического опыта, секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, управленческого характера, использование которого обеспечивает конкурентное преимущество.

Инжиниринг – предоставление технологических знаний, необходимых для наладки оборудования, его использование и т.д.

Основной формой научно-технического обмена является лицензионная торговля. Она стабильно в 3-4 раза превышает темпы роста традиционной торговли. Подобные сделки заключаются, в основном, в США, Евросоюзе и Японии. Как правило, предметом сделки являются права на использование запатентованного изобретения. Обычно лицензия содержит разного рода ограничения.

В связи с тем, что торговля интеллектуальной собственностью становится одним из основных видов деятельности ряда компаний, необходимо осуществлять оценку нематериальных активов. Это особенно актуально для товарного знака. Если раньше он подтверждал качество товара, то сейчас он сам превратился в продукт.

Налоговый департамент США выделил 5 категорий нематериальных активов:

1 патенты и изобретения

2 авторские права

3 товарные знаки

4 лицензии

5 методы, программы, системы

Лучший способ оценки нематериальных активов – это выставить их на торги, т.е. предоставить возможность рынку самому определить стоимость продукта.

Один из способов оценки – метод дополнительного дохода. Один и тот же товар продается с использованием и без использования бренда. Разница в выручке умножается на прогнозируемый ЖЦТ.

Вопросы для повторения (самоконтроля)

1. Объяснить сущность понятия интеллектуальной собственности.

2. Представить анализ исторических предпосылок формирования рынка интеллектуальной собственности

3. Представить анализ видов способов передачи технологий и оценка нематериальных активов

4. Представить анализ видов нематериальных активов

 

15 лекция: Государственное регулирование инновационной деятельности.

План.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: