МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям №7 - №15
Модуль «ФАРМАЦЕВИМЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ».
учебной дисциплины (модуля) «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»
для специальности 060301 «ФАРМАЦИЯ»
курс 3 семестр 5
Составитель: Сонина Л.Н. к.б.н., старший преподаватель
Степачёва О.М. ассистент
Рецензент: Степанов С.В. к.фарм.н., доцент
Владивосток 2014
1. Тема занятия №7: Фармакопейный анализ соединений кислорода: раствор перекиси водорода, натрия тиосульфата.
2. Мотивация изучения темы: овладеть методами фармакопейного анализа соединений кислорода: раствора перекиси водорода, натрия тиосульфата.
3. Цели занятия:
3.1 Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ПК-35: способность и готовность проводить анализ лекарственных препаратов с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи.
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - пермангометрический метод титрования, формулы, латинские, русские и химические названия, реакции идентификации, методы количественного определения, свойства препаратов VI группы периодической системы, условия хранения и применение в медицинской практике.
«Уметь» - проводить оценку качества раствора перекиси водорода и натрия тиосульфата по показателям указанным в статье ГФ Х.
«Владеть» - методологией оценки качества лекарственных препаратов на основе общих и частных закономерностей фармацевтической химии.
4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы:
|
4.1 Энергетика и направление химических реакций. Скорость химических реакций. Основные свойства неорганических соединений различных групп. Виды химических связей.
4.2 Основные положения теории ионных равновесий применительно к реакциям кислотно-основного, окислительно-восстановительного, осадительного и комплексонометрического характера; методы и способы выполнения качественного анализа; методы, приемы и способы выполнения химического и физико-химического анализа для установления качественного состава и количественных определений.
4.3 Процессы, протекающие в водных растворах. Основные начала термодинамики.
4.4 Общие методы оценки качества лекарственных средств.
4.5 Номенклатура лекарственного растительного сырья. Основные группы биологически активных соединений природного происхождения.
4.6 Закономерности фармакокинетики и фармакодинамики. Виды лекарственной несовместимости. Правила выписывания рецептов.
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому заданию:
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1) Какие препараты перекиси водорода включены в ГФ X? Чем они отличаются друг от друга?
2) Какими химическими реакциями можно доказать подлинность препаратов перекиси водорода? Напишите уравнения химических реакций.
3) Чем стабилизируют раствор перекиси водорода (приказ №308 от 21.10.97 г.)?
4) Как устанавливают кислотность при испытаниях препаратов перекиси водорода на доброкачественность?
5) Какие методы анализа используют для количественного определения препаратов перекиси водорода? Напишите уравнения химических реакций.
|
6) Для' каких целей применяют препараты перекиси водорода в медицинской практике? Каковы условия их хранения?.
7) Какими химическими реакциями можно идентифицировать натрия тиосульфат? Напишите уравнения химических реакций.
8) Как проводится количественное определение натрия тиосульфата? Напишите уравнение химической реакции.
9) В чем сущность способов обнаружения примесей в натрия тиосульфате?
10) На каких химических свойствах основано применение натрия тиосульфата в медицинской практике?
11) При неправильном хранении препараты перекиси водорода постепенно разлагаются. Какие факторы способствуют процессу разложения и как он происходит? Какие условия повышают устойчивость этих препаратов и как их следует стабилизировать?
12) В зависимости от условий выполнения реакции может происходить окисление или восстановление перекиси водорода. Как использовать эти свойства для количественного определения препарата?
5.2 Задания для СРС во внеучебное время:
1) Кислород, способы получения, свойства, способы количественного определения.
2) Вода очищенная, вода для инъекций, способы получения, свойства.
5.3 Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию:
1. В химических реакциях проявляют свойства как окислителя, так и восстановителя ЛС:
а) натрия тиосульфат;
b) натрия нитрит;
c) раствор водорода пероксида;
d) серебра нитрат.
2. Методом перманганатометрии можно количественно определить все лекарственные вещества, кроме: а) железа сульфата;
|
b) натрия нитрита;
c) серебра нитрата;
d) раствора пероксида водорода.
3. Содержание перекиси в магния перекись:
a) 33%
b) 3%
c) 25%
d) 35%
4. Мочевину в растворах гидроперита открывают с помощью реакции:
a) серебрянное зеркало
b) биуретовая реакция
c) лигниновая проба
d) реакции конденсации
5. Общими фармакопейными реакциями определения подлинности на ион натрия, являются реакции с…
a) раствором цинк-уранил-ацетатом
b) раствором антимоната калия
c) раствором винной кислоты
e) раствором кобальта нитрита натрия
f) окрашивание пламени
6. Реакциями определения подлинности на тиосульфат-ион, являются реакции с…
a) хлороводородной кислотой
b) хлорной кислотой
c) хлоридом железа
e) надхромовой кислотой
f) серной кислотой
7. Количественное определение натрия тиосульфата определяют с помощью метода:
а) аргентометрия;
b) броматометрия;
c) йодхлорметрия;
d) йодометрия.
8. Какой индикатор применяется при количественном определении натрия тиосульфата:
а) метиловый оранжевый;
b) крахмал;
c) нейтральный красный;
d) йодкрахмальная бумага
9. При хранении натрия тиосульфат в сухом теплом воздухе, он:
а) плавится;
b) расплывается;
c) выветривается;
d) мутнеет.
10. В качестве стабилизатора в растворе перекиси водорода используют:
а) лимонную кислоту;
b) щавеливую кислоту;
c) натрия бензоат;
d) барбитуровую кислоту.
10. В качестве стабилизатора в гидроперите используют:
а) лимонную кислоту;
b) щавеливую кислоту;
c) натрия бензоат;
d) барбитуровую кислоту.
11. При отравлениях цианидами применяют лекарственный препарат:
а) натрия нитрит;
b) гидроперит;
c) натрия тиосульфат;
d) магния перекись.
12. Наличие стабилизатора лимонную кислоту обнаруживают по реакции с:
а) хлоридом железа;
b) хлоридом кальция;
c) хлоридом натрия;
d) хлоридом калия.
6. Этапы проведения занятия:
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
I Вводная часть занятия | 5-10% | ||
Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | ||
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к деятельности менеджера, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | ||
II Основная часть занятия | 80-90% | ||
Контроль исходных знаний, умений и навыков (ЗУН) | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня ЗУН, обеспечение исходного уровня | ||
Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе | ||
Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | ||
Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | ||
Реализация планируемой формы занятия (лабораторная работа) | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | ||
Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | ||
III Заключительная часть занятия | 5-10% | ||
Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | ||
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер |
7. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов (СРС) в учебное время (выполнение лабораторной работы):