Понятийный аппарат психологии влияния по Кабаченко




Психотехника (от греч. ψυχή — душа, и др.-греч. τεχνικός от τέχνη — искусство, мастерство, умение) — отрасль психологии, получившая широкое распространение в 1910—1930-х гг. и изучавшая приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с психологией труда, профориентацией и профотбором. В настоящее время содержание психотехники, её проблемы и методы вошли в сферу прикладной психологии: психологии труда, организационной психологии, инженерной психологии.

Под мишенью воздействиями понимаем то, в отношении чего на конкретном этапе воздействия решаются конкретные воздейственные задачи.

ТЕХНОЛОГИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ. Обозначим алгоритм решения психологических задач, приводящий к определенному социальному эффекту как технологию. К числу хорошо известных технологий, наряду с канализацией настроения, относят, например, " кооптацию " (привлечение неформального лидера к сотрудничеству с формальной структурой в целях изменения его системы ценностей), " партиципацию " (имитация участия авторитетных представителей общественности к выработке решений в целях снижения уровня их оппозиционной деятельности), " одомашнивание несогласия " (имитация критики и самокритики со стороны представителей управляющей системы в случае озабоченности масс конкретными действиями, положением дел в целом, для разрядки общественной напряженности). В политической практике используют так называемые избирательные технологии или формирование и распространение определенных образов.

МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ. Способы решения определенной психологической задачи обозначим понятием "метод психологического воздействия". Таким образом, термин "метод воздействия" привязан к определенной психологической задаче.

ПРИЕМ ВОЗДЕЙСТВИЯ. Реализацию метода воздействия в конкретных условиях мы обозначаем как прием воздействия.

СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНО И СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. В психологической литературе различают несколько так называемых стратегий воздействия: манипулятивную, императивную и развивающую. Данная классификация опирается на несколько параметров психологического воздействия. Так, "манипулирование рассматривается как подсознательное стимулирование в обход внутреннего контроля, по типу психотерапевтического эффекта. Императивная стратегия не затрагивает глубинные структуры личности, а поддерживает имеющиеся когнитивные структуры, хорошо действует в экстремальных ситуациях. В отличие от этих двух стратегий, развивающая стратегия ориентирована на долгосрочный эффект, на изменение личности и осуществляется в процессе длительного диалогового контакта с человеком. Диалоговое воздействие, направленное на формирование структуры личности, возможно при длительном общении в процессе обучения и воспитания".

Таким образом, основными различительными параметрами в данной характеристике выступает субъект-субъектный или субъект-объектный характер отношений между взаимодействующими субъектами, ориентация на краткосрочное или долговременное взаимодействие, на уровень отражения информации (ориентация на осознание информации или бессознательный уровень).

ПРОИЗВОЛЬНОЕ И НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Воздействие может быть произвольным, когда действующая сторона предполагает вызван, определенный психологический эффект, или, другими словами, имеет интенцию оказать воздействие на кого-либо (человека, группу, общество в целом).

Вместе с тем, психологическое воздействие может быть и непроизвольным, когда заранее возможные его результаты не планируются.

ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Кроме уже рассмотренных ранее видов психологического воздействия можно указать на возможность существования прямого и косвенного воздействия. Косвенное воздействие не ориентировано на конкретных людей в конкретный момент времени, но касается определенной ситуации. Совсем другое дело, когда изменение экономического поведения становится следствием конкретной рекламы. Здесь прослеживается прямая связь между побудительной причиной и последующим результатом изменения поведения. Регулирование экономического поведения посредством рекламы - прямое воздействие.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ И ОПОСРЕДОВАННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Если мы вспомним разнообразные ситуации, в которых проявляется психологическое воздействие, то можно отметить различие между ними и еще по одному параметру - наличию непосредственного или опосредованного контакта между взаимодействующими сторонами.

ЯВНОЕ И СКРЫТОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Психологическое воздействие может осуществляться явно, когда этот факт не маскируется, более того, на нем может фиксироваться внимание. В других случаях факт воздействия, его источник маскируются.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ. Еще одним параметром, отличающим один вариант воздействия от другого, является его краткосрочность или длительное применение. Наличие возможности оказывать длительные воздействия - очень важный ресурс воздействующей стороны. Вместе с тем, нельзя утверждать, что краткосрочное, единичное воздействие - всегда менее эффективно, чем долгосрочное. Достаточно часто можно услышать фразу: "Этот случай изменил всю мою жизнь!" Следовательно, все дело в обеспечении высокой субъективной значимости единичного краткосрочного воздействия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: