Притягательная сила: «мишень» идентифицируется с «агентом», либо испытывает влечение к нему.




Тема 1 Понятийный аппарат психологии влияния

Лекция 1

 

Цель лекции: познакомить с понятийным аппаратом психологии влияния

План

1. Понятийный аппарат психологии влияния по Ковалеву.

2. Понятийный аппарат психологии влияния по Кабаченко.

3. Классификация методов влияния.

 

Основные понятия: влияние, воздействие,личность, познавательная деятельность, социум, группа, референтная группа, лидер, руководитель, власть, харизма, социальный автоматизм, метод, средство.

Список рекомендуемой литературы:

1. Психология влияния [Сост. А.В, Морозов] – СПб.: М.:Харьков; Минск: Питер, 2001

2. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. – СПб.: Речь, 2004

3. Урбанов А.А. Психология управления: Учебное пособие, 2003

4. Кабаченко Т.С. Методы пс

ихологического воздействия. – СПб, 2005

5. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – М.: Речь, 2002

Понятийный аппарат психологии влияния по Ковалеву

Воздействие — активное влияние субъекта на объект, не обязательно явное или с обратной связью. Влияние - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека (объекта влияния), его установок, намерений, представлений и оценок в ходе взаимодействия с ним. Различают направленное и ненаправленное влияния.

Социальное влияние - влияние, оказываемое одним человеком на другого человека, в то время как он сам остается сравнительно недосягаемым для ответного воздействия. Существует несколько разных

видов социального влияния, хотя один человек (агент) может оказывать все виды влияния одновременно в своих отношениях с другим человеком (мишенью):

Сила принуждения: возможность осуществлять наказание

Сила вознаграждения: возможность награждать за требуемое поведение

Сила авторитета: «мишень» считает, что «агент» обладает намного превосходящими знаниями или способностями

Юридическая (законодательная) сила: «мишень» считает, что агент облечен властью принимать решения и отдавать приказы

Притягательная сила: «мишень» идентифицируется с «агентом», либо испытывает влечение к нему.

В фундаментально-парадигмальной концепции Г.А.Ковалева раскрываются особенности психологии воздействия и взаимодействия. Под воздействием в широком смысле слова понимается «…процесс (физический, химический, биологический, символический), реализующийся в ходе взаимодействия двух или более систем, результатом которого является изменение состояния хотя бы одного из них. Эффектом психологического воздействия относительно человека является изменение его субъективных характеристик (потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения) в результате взаимодействия этого человека с коммуницирующей с ним системой».

Рассматривая проблему воздействия и взаимодействия в широком методологическом контексте, Г.А.Ковалев выявил парадигмальное содержание категорий воздействия и взаимодействия и в результате глубокого методологического анализа выделил три парадигмы психологической науки, воплощающие сущность и потенциалы трех стратегий психологического воздействия.

В первой - «объектной» (или «реактивной») - парадигме человек и его психика в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия внешних условий и как продукт этих условий.

Вторая - «субъектная» (или «акциональная») - парадигма исходит из представления об активности человека и индивидуальной избирательности психического отражения внешних воздействий, где субъект сам оказывает преобразующее воздействие на поступающую к нему извне психологическую информацию.

Третья - «субъект-субъектная» (интерсубъектная) или диалогическая - парадигма рассматривает психику как открытую систему, находящуюся в постоянном взаимодействии с миром и людьми, причем она обладает внутренним и внешним контурами регулирования. Такое понимание психики позволяет рассматривать ее как многомерное и «интерсубъектное» по своей природе образование.

Весьма важно, что «объектная» и «субъектная» парадигмы воплощают в себе идеологию монологического мировоззрения - научного и житейского, а интерсубъектная парадигма представляет собой парадигму диалогического миропонимания и мироотношения.

В соответствии с представлениями об «объектной» и «субъектной» парадигмах в психологической науке можно говорить об «объектном» и «субъектном» воздействии, но нельзя говорить об «интерсубъектном» воздействии, поскольку интерсубъектные феномены всегда являются феноменами взаимодействия, а не воздействия (точно так же в рамках психологической науки некорректно говорить об «объектном» и «субъектном» взаимодействии). Таким образом, психология воздействия зиждится на монологической установке миропонимания, а психология взаимодействия предполагает диалогическое миропонимание, диалогическое мироотношение.

Высоко оценивая методологические идеи Г.А.Ковалева о соотношении воздействия как феномена монологической парадигмы и взаимодействия как феномена диалогической парадигмы, следует сказать, что в концепции трех парадигм (и трех уровней) психологического анализа сущность и природа взаимодействия раскрываются скорее на уровне внешней макрофеноменологии, нежели на уровне внутренней микрофеноменологии экзистенциального анализа общения, воздействия и взаимодействия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: