ОСНОВЫТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание – это:
1) целенаправленное формирование личности;
2) целенаправленное формирование в личности отношений к людям и окружающей действительности, причём, формирование понимает не как внешнее давление на личность, а пробуждение её внутренней потребности в соответствующем мышлении, деятельности, душевных переживаниях;
3) руководство процессом развития личности, которое предполагает создание необходимых условий для самовыражения личности и умелое педагогическое направление этого самовыражения.
Особенности воспитательного процесса:
Целенаправленность
Многофакторность
Динамичность
Длительность
Непрерывность
Комплексность
Вариативность
Двухсторонний характер
Отдалённость результатов
Цели воспитания: самооценка и социализация личности.
Задачи воспитания:
1) воспитание гражданина своей страны
2) формирование духовности личности
3) воспитание экономического мышления человека-труженика
4) воспитание психофизического здоровья
5) гармония отношений человека с природой
6) воспитание индивидуальности и коллективности в личности
7) формирование национального самосознания.
Принципы воспитания:
1) общественная направленность воспитания
2) связь воспитания с жизнью, трудом
3) опора на положительное
4) гуманизация воспитания
5) личностный подход
6) единство воспитательных воздействий.
Содержание воспитательного процесса:
1) формирование мировоззрения
2) воспитание гражданина своей страны
3) нравственное и эстетическое воспитание
4) трудовое воспитание
5) экологическое воспитание, гармонизация отношений человека с природой
6) физическое воспитание.
Сущность воспитания - это (Бордовская, Реан)
1) взаимодействие (воспитателя и воспитанника)
2) преобразование человека или группы людей
3) изменение психического состояния, сознания личности и ценностных ориентаций
4) определение цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику
5) учёт возраста, условий, генетики, психологии.
Что влияет на эффективность воспитания?
1. объективные факторы:
- генетическая наследственность
- состояние здоровья
- социальная и культурная принадлежность семьи, в которой живёт ребёнок
- обстоятельства биографии
- культурная традиция, профессиональный и социальный статус
- особенности страны и исторической эпохи
2. субъективные факторы:
- психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы воспитателя и воспитуемого
- система отношений с социумом
- организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего общества.
Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке, которые осуществляются под воздействием специально подготовленных воспитательных действий.
Сущность эстетического воспитания:
-формирование способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни,
-выработка эстетических чувств, вкуса и идеалов,
-развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
Эстетическое воспитание учащихся реализуется по следующим направлениям:
Приобщение к различным видам и жанрам искусства
Познание прекрасного в жизни, природе, в моральном облике и поведении человека
Понимание художественных ценностей общества
Формирование эстетической потребности в области искусства
Развитие художественного восприятия и вкуса
Овладение знаниями об искусстве
Умение высказывать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности
Приобщение учащихся к художественному творчеству
Развитие способностей в музыке, изобразительном искусстве.
Методы воспитания:
Убеждения Положительного примера
Упражнений (приучений) Одобрения и осуждения
Требования Контроля за поведением
Переключения на другие виды деятельности
Способы воспитательного воздействия.
Методы воспитания проявляются через:
1)влияние воспитателя на воспитанника через убеждение, приказ, нравоучения, требование, угрозы, наказание, поощрение, личный пример, авторитет, просьбы, совет;
2)создание социальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
3)общественное мнение референтной группы, например, коллектива - школьного, студенческого, профсоюзного – личностно значимого для воспитанника или мнение авторитетного для воспитанника человека;
4) совместную деятельность воспитателя и воспитанника, общение, игру;
5) процессы обучения и самообразования, передачи информации и социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и социального общения;
6)погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Методические приёмы – это конкретное появление метода на практике. Например, метод убеждения осуществляется с помощью примеров, бесед, создания специальной ситуации воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника.
Средства воспитания:
- культурные ценности
- технические средства
- способы коммуникации
- мир жизнедеятельности воспитанника
- условия воспитания
- материальные средства.
ВИДЫВОСПИТАНИЯ
Объясняя природу воспитания, выделяют три парадигмы (примера):
1. социальное воспитание – приоритет социума
2. биопсихологическое воспитание – независимость индивида от влияния социума
3. основано на диалектической взаимосвязи социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих.
Классификация по институциональному признаку:
Семейное
Школьное
Внешкольное
Конфессиональное (религия, 90% верующих)
Воспитание по месту жительства.
СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ.
Классификация по стилю отношений между воспитателем и воспитанником:
1. Авторитарное (принуждение, требование, оперирование природой человека, приказы)
Существует два варианта –
«Я - командующий» (властная дистанция, усиливается роль процедур и правил).
«Я - отец» (концентрация власти + забота и ответственность)
2. Демократическое - распределение полномочий, решение по совету с воспитанником, обращение к воспитаннику - совет, просьба, рекомендация.
Существует два варианта реализации стиля:
- «равный среди равных»
- «первый среди равных (педагог признаёт свою автономию и оказывает помощь при обращении к нему ученика)».
3. Либеральный стиль – отсутствие активного участия педагога в управлении процессом воспитания и обучения. Для выполнения работы он уговаривает воспитанника. Низкая требовательность и слабая ответственность.
4. Попустительский стиль – равнодушие, удовлетворение всех желаний и потребностей.
На практике в чистом виде проявляются редко, чаще либерально-демократический, авторитарно – демократический.
МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ
В зависимости от философской концепции выделяют модели воспитания:
Идеализм в воспитании восходит к идеям Платона - раскрытие глубинного потенциала души. (Песталоцци, Гербарт…)
Реализм, как философия воспитания – передача всего культурного опыта через предметное отображение. Воздействуя на сознание, игнорирует эмоции.
Прагматизм - подготовка к жизни через решение реальных проблем.
Антропоцентристская модель воспитания – понимание сущности человека, совершенствование различных проявлений.
Социетарная модель воспитания – ориентация на выполнение социокультурного заказа как высшей ценности для группы людей, которая предполагает подбор содержания и средств. Например, коммунистическое – воспитание труженика и борца, националистическое – как члена главной и великой нации.
Гуманистическое – опирается на личностные и индивидуальные особенности.
Свободное воспитание (вариация демократического0 свобода выбора, критичность мышления. Познание себя.
Технократическая – (стимул – реакция – подкрепление – технология поведения)
Поликультурное воспитание предполагает учёт различных интересов и предусматривает
- адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур. Взаимодействие между людьми с разными традициями;
- ориентацию на диалог культур;
- отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов.
ТИПЫВОСПИТАНИЯ
Первый исторический тип воспитания относится к первобытному человеку и основан на естественном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи.
Воспитание осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов. Любые виды самоограничений были коллективными и носили обязательный характер.
Второй исторический тип обусловлен общественным разделением труда, имущественным и социальным неравенством. В различных социальных группах были разные педагогические задачи. Поэтому второй тип представляет историческое многообразие воспитания человека, обусловленное особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.
Великие древние цивилизации.
Дальневосточная цивилизация сложилась в Китае во второй половине 1-го тысячелетия до н. э. и утвердилась в Японии и Корее. Воспитание в рамках цивилизации практически неизменно до начало XX века.
Китайский философ Конфуцио провозгласил идею всестороннего развития человека, нравственного начала. Почтительность к старшим, стремление к достойной жизни, бесконечное самосовершенствование, добродетель, не убегая от страданий в нирвану. Культ образования, престиж образованного человека.
Южноазиатская цивилизация, центр Индия. Кастовая организация общества, ритуальный символизм. Педагогическая традиция опиралась на принцип единства трёх обязательств: перед Богом, мудрецами и предками. Через суровое воспитание преодолеть собственную природу и высвободить внутренний мир для слияния над-личным и над-социальным божественным абсолютом – достичь нирваны. Мировоззренческая основа педагогической традиции были индуизм, позднее буддизм.
Ближневосточная цивилизация сформировалась под влиянием ислама, иудаизма и христианства. Человек в мусульманской культуре – раб всемогущего Аллаха. Вырабатывались послушание, повиновение воли Аллаха, единство слова и дела, выполнения норм поведения. К фундаментальным основам исламского воспитания и обучения относились религия, знания, наука, мудрость, справедливость, мораль, одарённость человека.
Восточный тип воспитания. Жесткие требования по выполнению норм и канонов. Человек – духовное единство эмоций, воли и разума. Знание имеет вторичный характер. Типично ограничение индивидуальной свободы, независимости мышления, самостоятельности в различных сферах общественной жизни.
Западная цивилизация зародилась в античную эпоху в Древней Греции. Спарта – образец общественного и военно-физического воспитания, Афины – всестороннее и гармоническое развитие человека. Соревновательность юношей в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах помогали формировать характер. Основные черты: ценностно-рациональный характер обучения и воспитания, ориентация на развитие воли и разума, утверждение индивидуального и творческого начала, гармонизация отношений с обществом. Римский период - гражданский и политический характер, образование преимущественно риторическое.
Византия – воспитание ориентировано на познание души, самопознание, зарождается светское, книжное образование. Независимость от диктата церкви.
В России – в древний период – семейно-общинное воспитание и мифологическое образование, христианское воспитание, схоластическое образование. На протяжении длительного периода разделялось на народное крестьянское, (начальное и ремесленное образование, домостроевское (купцы и мещане), дворянское (высшее).