Способы воспитательного воздействия.




ОСНОВЫТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание – это:

1) целенаправленное формирование личности;

2) целенаправленное формирование в личности отношений к людям и окружающей действительности, причём, формирование понимает не как внешнее давление на личность, а пробуждение её внутренней потребности в соответствующем мышлении, деятельности, душевных переживаниях;

3) руководство процессом развития личности, которое предполагает создание необходимых условий для самовыражения личности и умелое педагогическое направление этого самовыражения.

 

Особенности воспитательного процесса:

Целенаправленность

Многофакторность

Динамичность

Длительность

Непрерывность

Комплексность

Вариативность

Двухсторонний характер

Отдалённость результатов

Цели воспитания: самооценка и социализация личности.

Задачи воспитания:

1) воспитание гражданина своей страны

2) формирование духовности личности

3) воспитание экономического мышления человека-труженика

4) воспитание психофизического здоровья

5) гармония отношений человека с природой

6) воспитание индивидуальности и коллективности в личности

7) формирование национального самосознания.

 

Принципы воспитания:

1) общественная направленность воспитания

2) связь воспитания с жизнью, трудом

3) опора на положительное

4) гуманизация воспитания

5) личностный подход

6) единство воспитательных воздействий.

Содержание воспитательного процесса:

1) формирование мировоззрения

2) воспитание гражданина своей страны

3) нравственное и эстетическое воспитание

4) трудовое воспитание

5) экологическое воспитание, гармонизация отношений человека с природой

6) физическое воспитание.

 

Сущность воспитания - это (Бордовская, Реан)

1) взаимодействие (воспитателя и воспитанника)

2) преобразование человека или группы людей

3) изменение психического состояния, сознания личности и ценностных ориентаций

4) определение цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику

5) учёт возраста, условий, генетики, психологии.

 

Что влияет на эффективность воспитания?

1. объективные факторы:

- генетическая наследственность

- состояние здоровья

- социальная и культурная принадлежность семьи, в которой живёт ребёнок

- обстоятельства биографии

- культурная традиция, профессиональный и социальный статус

- особенности страны и исторической эпохи

2. субъективные факторы:

- психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы воспитателя и воспитуемого

- система отношений с социумом

- организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего общества.

Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке, которые осуществляются под воздействием специально подготовленных воспитательных действий.

Сущность эстетического воспитания:

-формирование способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни,

-выработка эстетических чувств, вкуса и идеалов,

-развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Эстетическое воспитание учащихся реализуется по следующим направлениям:

Приобщение к различным видам и жанрам искусства

Познание прекрасного в жизни, природе, в моральном облике и поведении человека

Понимание художественных ценностей общества

Формирование эстетической потребности в области искусства

Развитие художественного восприятия и вкуса

Овладение знаниями об искусстве

Умение высказывать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности

Приобщение учащихся к художественному творчеству

Развитие способностей в музыке, изобразительном искусстве.

Методы воспитания:

Убеждения Положительного примера

Упражнений (приучений) Одобрения и осуждения

Требования Контроля за поведением

Переключения на другие виды деятельности

Способы воспитательного воздействия.

Методы воспитания проявляются через:

1)влияние воспитателя на воспитанника через убеждение, приказ, нравоучения, требование, угрозы, наказание, поощрение, личный пример, авторитет, просьбы, совет;

2)создание социальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

3)общественное мнение референтной группы, например, коллектива - школьного, студенческого, профсоюзного – личностно значимого для воспитанника или мнение авторитетного для воспитанника человека;

4) совместную деятельность воспитателя и воспитанника, общение, игру;

5) процессы обучения и самообразования, передачи информации и социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и социального общения;

6)погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.

Методические приёмы – это конкретное появление метода на практике. Например, метод убеждения осуществляется с помощью примеров, бесед, создания специальной ситуации воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника.

Средства воспитания:

- культурные ценности

- технические средства

- способы коммуникации

- мир жизнедеятельности воспитанника

- условия воспитания

- материальные средства.

ВИДЫВОСПИТАНИЯ

Объясняя природу воспитания, выделяют три парадигмы (примера):

1. социальное воспитание – приоритет социума

2. биопсихологическое воспитание – независимость индивида от влияния социума

3. основано на диалектической взаимосвязи социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих.

Классификация по институциональному признаку:

Семейное

Школьное

Внешкольное

Конфессиональное (религия, 90% верующих)

Воспитание по месту жительства.

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ.

Классификация по стилю отношений между воспитателем и воспитанником:

1. Авторитарное (принуждение, требование, оперирование природой человека, приказы)

 

Существует два варианта –

«Я - командующий» (властная дистанция, усиливается роль процедур и правил).

«Я - отец» (концентрация власти + забота и ответственность)

2. Демократическое - распределение полномочий, решение по совету с воспитанником, обращение к воспитаннику - совет, просьба, рекомендация.

Существует два варианта реализации стиля:

- «равный среди равных»

- «первый среди равных (педагог признаёт свою автономию и оказывает помощь при обращении к нему ученика)».

3. Либеральный стиль – отсутствие активного участия педагога в управлении процессом воспитания и обучения. Для выполнения работы он уговаривает воспитанника. Низкая требовательность и слабая ответственность.

4. Попустительский стиль – равнодушие, удовлетворение всех желаний и потребностей.

На практике в чистом виде проявляются редко, чаще либерально-демократический, авторитарно – демократический.

 

МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

В зависимости от философской концепции выделяют модели воспитания:

Идеализм в воспитании восходит к идеям Платона - раскрытие глубинного потенциала души. (Песталоцци, Гербарт…)

Реализм, как философия воспитания – передача всего культурного опыта через предметное отображение. Воздействуя на сознание, игнорирует эмоции.

Прагматизм - подготовка к жизни через решение реальных проблем.

Антропоцентристская модель воспитания – понимание сущности человека, совершенствование различных проявлений.

Социетарная модель воспитания – ориентация на выполнение социокультурного заказа как высшей ценности для группы людей, которая предполагает подбор содержания и средств. Например, коммунистическое – воспитание труженика и борца, националистическое – как члена главной и великой нации.

Гуманистическое – опирается на личностные и индивидуальные особенности.

Свободное воспитание (вариация демократического0 свобода выбора, критичность мышления. Познание себя.

Технократическая – (стимул – реакция – подкрепление – технология поведения)

Поликультурное воспитание предполагает учёт различных интересов и предусматривает

- адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур. Взаимодействие между людьми с разными традициями;

- ориентацию на диалог культур;

- отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов.

ТИПЫВОСПИТАНИЯ

Первый исторический тип воспитания относится к первобытному человеку и основан на естественном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи.

Воспитание осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов. Любые виды самоограничений были коллективными и носили обязательный характер.

Второй исторический тип обусловлен общественным разделением труда, имущественным и социальным неравенством. В различных социальных группах были разные педагогические задачи. Поэтому второй тип представляет историческое многообразие воспитания человека, обусловленное особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.

Великие древние цивилизации.

Дальневосточная цивилизация сложилась в Китае во второй половине 1-го тысячелетия до н. э. и утвердилась в Японии и Корее. Воспитание в рамках цивилизации практически неизменно до начало XX века.

Китайский философ Конфуцио провозгласил идею всестороннего развития человека, нравственного начала. Почтительность к старшим, стремление к достойной жизни, бесконечное самосовершенствование, добродетель, не убегая от страданий в нирвану. Культ образования, престиж образованного человека.

Южноазиатская цивилизация, центр Индия. Кастовая организация общества, ритуальный символизм. Педагогическая традиция опиралась на принцип единства трёх обязательств: перед Богом, мудрецами и предками. Через суровое воспитание преодолеть собственную природу и высвободить внутренний мир для слияния над-личным и над-социальным божественным абсолютом – достичь нирваны. Мировоззренческая основа педагогической традиции были индуизм, позднее буддизм.

Ближневосточная цивилизация сформировалась под влиянием ислама, иудаизма и христианства. Человек в мусульманской культуре – раб всемогущего Аллаха. Вырабатывались послушание, повиновение воли Аллаха, единство слова и дела, выполнения норм поведения. К фундаментальным основам исламского воспитания и обучения относились религия, знания, наука, мудрость, справедливость, мораль, одарённость человека.

Восточный тип воспитания. Жесткие требования по выполнению норм и канонов. Человек – духовное единство эмоций, воли и разума. Знание имеет вторичный характер. Типично ограничение индивидуальной свободы, независимости мышления, самостоятельности в различных сферах общественной жизни.

Западная цивилизация зародилась в античную эпоху в Древней Греции. Спарта – образец общественного и военно-физического воспитания, Афины – всестороннее и гармоническое развитие человека. Соревновательность юношей в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах помогали формировать характер. Основные черты: ценностно-рациональный характер обучения и воспитания, ориентация на развитие воли и разума, утверждение индивидуального и творческого начала, гармонизация отношений с обществом. Римский период - гражданский и политический характер, образование преимущественно риторическое.

Византия – воспитание ориентировано на познание души, самопознание, зарождается светское, книжное образование. Независимость от диктата церкви.

В России – в древний период – семейно-общинное воспитание и мифологическое образование, христианское воспитание, схоластическое образование. На протяжении длительного периода разделялось на народное крестьянское, (начальное и ремесленное образование, домостроевское (купцы и мещане), дворянское (высшее).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: