Сборочные процессы
Технологическая характеристика процессов сборки.
Методы сборки и сборочные базы
Технологическая характеристика процессов сборки
В качестве основных агрегатов у самолетов и вертолетов можно выделить:
- планер;
- органы приземления;
- двигатели;
- системы управления, обслуживающие планер, двигатели и шасси;
- механизмы и агрегаты, обеспечивающие выполнение специальных функций;
- специальное оборудование и средства связи.
По конструкции и технологии изготовления эти агрегаты значительно отличаются друг от друга, поэтому их изготовление требует специализации производства.
Планер самолета состоит из деталей, узлов, панелей, отсеков и агрегатов.
Деталью называется элементарная часть изделия, изготовленная из целого куска материала – заготовки.
Узлом называется несколько соединенных между собой деталей каркаса: сборные лонжероны, шпангоуты, нервюры и т.д.
Панель представляет собой соединение нескольких деталей каркаса с обшивкой.
Агрегат является законченной в конструктивном и технологическом отношениях частью планера, состоящей из панелей, узлов и деталей. Агрегаты – это крыло, фюзеляж, хвостовое оперение, элерон, стабилизатор и т.д.
Отсек - это часть агрегата.
В сборочных цехах самолетостроительного предприятия выполняются следующие виды работ:
- сборочные, включающие установку деталей планера в сборочное положение, соединение их в узлы, панели и агрегаты. Сборка планера в целом является завершающим этапом этих работ;
- монтажные, связанные с установкой на планере двигателей, приборов, систем управления и различного специального оборудования.
Необходимость членения планера на детали, узлы, панели, отсеки и агрегаты вызвано необходимостью иметь конструктивные, технологические и эксплуатационные стыки и разъемы.
Кроме того, для обеспечения удобства эксплуатации и подходов к элементам конструкции и механизмам наряду с эксплуатационными разъемами делаются различные специальные смотровые лючки, закрывающиеся крышками.
Рациональное членение конструкции позволяет существенно снизить массу, повысить ресурс и надежность конструкции в целом, что достигается резким сокращением объема соединений при одновременном увеличении габаритных размеров полуфабрикатов и деталей.
При сборке планера различают следующие основные виды работ:
- узловая сборка, включающая сборку отдельных панелей, нервюр, шпангоутов, лонжеронов и т.д.;
- агрегатная сборка, представляющая собой сборку отдельных отсеков и агрегатов;
- общая сборка, т.е. сборка планера из агрегатов с последующим монтажом на нем различного оборудования, приборов и механизмов.
Объем сборочных работ определяется конструкцией планера, физико- механическими свойствами материалов, из которых он изготовлен, и видами заготовок, из которых изготовлены отдельные детали и узлы. Трудоемкость сборочных работ для металлических самолетов клепаной конструкции составляет примерно 45...50 % общей трудоемкости изготовления самолета.
С внедрением в конструкцию самолета монолитных деталей и панелей объем сборочных работ уменьшается, причем главным образом в результате уменьшения объема работ на узловой и агрегатной сборке.
Методы сборки и сборочные базы.
Сборка представляет собой совокупность технологических операций по установке деталей в сборочное положение и соединению их в узлы, панели, агрегаты и самолет в целом.
Последовательность выполнения сборочных операций во многом зависит от конструкции, габаритных размеров и жесткости собираемых деталей.
Различают сборку по базовой детали, сборку по разметке, сборка по сборочным отверстиям.
Сборочные базы при сборке в приспособлениях. При их применении имеются следующие достоинства:
- исключается разметка и пригонка деталей;
- ускоряется и облегчается процесс сборки;
- достигается взаимозаменяемость собираемых узлов, панелей и агрегатов;
- возможна механизация процесса сборки.
Виды базирования:
- сборка по базе «поверхность каркаса»;
- сборка в приспособлении с базой «наружная поверхность обшивки»;
- сборка в приспособлении с базой «внутренняя поверхность обшивки»;
- сборка с базированием по КФО;
- базирование по отверстиям под стыковые болты (ОСБ).
Требования к деталям, поступающим на сборку:
А. По взаимозаменяемости:
- соответствие в пределах установленных допусков фактических размеров детали ее размерам по чертежу;
- воспроизведение требующегося по чертежу рельефа и формы;
- правильность положения сборочных, направляющих и базовых отверстий относительно базовых осей контура.
Б. По прочности и эксплуатационным характеристикам:
- использование материалов, требующихся марок, выполнение условий термообработки, обеспечение требуемого качества поверхности и заданной массы;
- применение заданных антикоррозионных и декоративных покрытий;
В. По специальным требованиям, оговариваемых в чертежах, технических и технологических условиях:
- выдерживание заданных зазоров между склеиваемыми или герметизируемыми поверхностями;
- сохранение перпендикулярности осей отверстий для стыковых болтов к торцам стыковых шпангоутов; наличие припусков на обработку после сборки в разделочных стендах отверстий и торцевых стыковых гребенок.
Общая характеристика применяемых в самолетостроении соединений
Соединения разделяют на: неподвижные неразъемные (клепка, сварка, пайка, склеивание), неподвижные разъемные (болтовые и винтовые) и подвижные разъемные (шарнирные соединения, болтовые валы и подшипники).
Неподвижные неразъемные соединения и неподвижные разъемные соединения обеспечивают неизменное положение собираемых деталей и узлов относительно друг друга. Подвижные соединения такие перемещения допускают.
По конструктивно-технологическим признакам соединения разделяют на6
А) соединения, выполняемые силовыми точками;
Б) соединения непрерывным швом;
В) комбинированные соединения.
Особенности соединений деталей из композиционных матери алов.