Технологическая характеристика процессов сборки




Сборочные процессы

Технологическая характеристика процессов сборки.

Методы сборки и сборочные базы

Технологическая характеристика процессов сборки

 

В качестве основных агрегатов у самолетов и вертолетов можно выделить:

- планер;

- органы приземления;

- двигатели;

- системы управления, обслуживающие планер, двигатели и шасси;

- механизмы и агрегаты, обеспечивающие выполнение специальных функций;

- специальное оборудование и средства связи.

По конструкции и технологии изготовления эти агрегаты значительно отличаются друг от друга, поэтому их изготовление требует специализации производства.

Планер самолета состоит из деталей, узлов, панелей, отсеков и агрегатов.

Деталью называется элементарная часть изделия, изготовленная из целого куска материала – заготовки.

Узлом называется несколько соединенных между собой деталей каркаса: сборные лонжероны, шпангоуты, нервюры и т.д.

Панель представляет собой соединение нескольких деталей каркаса с обшивкой.

Агрегат является законченной в конструктивном и технологическом отношениях частью планера, состоящей из панелей, узлов и деталей. Агрегаты – это крыло, фюзеляж, хвостовое оперение, элерон, стабилизатор и т.д.

Отсек - это часть агрегата.

В сборочных цехах самолетостроительного предприятия выполняются следующие виды работ:

- сборочные, включающие установку деталей планера в сборочное положение, соединение их в узлы, панели и агрегаты. Сборка планера в целом является завершающим этапом этих работ;

- монтажные, связанные с установкой на планере двигателей, приборов, систем управления и различного специального оборудования.

Необходимость членения планера на детали, узлы, панели, отсеки и агрегаты вызвано необходимостью иметь конструктивные, технологические и эксплуатационные стыки и разъемы.

Кроме того, для обеспечения удобства эксплуатации и подходов к элементам конструкции и механизмам наряду с эксплуатационными разъемами делаются различные специальные смотровые лючки, закрывающиеся крышками.

Рациональное членение конструкции позволяет существенно снизить массу, повысить ресурс и надежность конструкции в целом, что достигается резким сокращением объема соединений при одновременном увеличении габаритных размеров полуфабрикатов и деталей.

При сборке планера различают следующие основные виды работ:

- узловая сборка, включающая сборку отдельных панелей, нервюр, шпангоутов, лонжеронов и т.д.;

- агрегатная сборка, представляющая собой сборку отдельных отсеков и агрегатов;

- общая сборка, т.е. сборка планера из агрегатов с последующим монтажом на нем различного оборудования, приборов и механизмов.

Объем сборочных работ определяется конструкцией планера, физико- механическими свойствами материалов, из которых он изготовлен, и видами заготовок, из которых изготовлены отдельные детали и узлы. Трудоемкость сборочных работ для металлических самолетов клепаной конструкции составляет примерно 45...50 % общей трудоемкости изготовления самолета.

С внедрением в конструкцию самолета монолитных деталей и панелей объем сборочных работ уменьшается, причем главным образом в результате уменьшения объема работ на узловой и агрегатной сборке.

Методы сборки и сборочные базы.

Сборка представляет собой совокупность технологических операций по установке деталей в сборочное положение и соединению их в узлы, панели, агрегаты и самолет в целом.

Последовательность выполнения сборочных операций во многом зависит от конструкции, габаритных размеров и жесткости собираемых деталей.

Различают сборку по базовой детали, сборку по разметке, сборка по сборочным отверстиям.

Сборочные базы при сборке в приспособлениях. При их применении имеются следующие достоинства:

- исключается разметка и пригонка деталей;

- ускоряется и облегчается процесс сборки;

- достигается взаимозаменяемость собираемых узлов, панелей и агрегатов;

- возможна механизация процесса сборки.

Виды базирования:

- сборка по базе «поверхность каркаса»;

- сборка в приспособлении с базой «наружная поверхность обшивки»;

- сборка в приспособлении с базой «внутренняя поверхность обшивки»;

- сборка с базированием по КФО;

- базирование по отверстиям под стыковые болты (ОСБ).

 

Требования к деталям, поступающим на сборку:

А. По взаимозаменяемости:

- соответствие в пределах установленных допусков фактических размеров детали ее размерам по чертежу;

- воспроизведение требующегося по чертежу рельефа и формы;

- правильность положения сборочных, направляющих и базовых отверстий относительно базовых осей контура.

Б. По прочности и эксплуатационным характеристикам:

- использование материалов, требующихся марок, выполнение условий термообработки, обеспечение требуемого качества поверхности и заданной массы;

- применение заданных антикоррозионных и декоративных покрытий;

В. По специальным требованиям, оговариваемых в чертежах, технических и технологических условиях:

- выдерживание заданных зазоров между склеиваемыми или герметизируемыми поверхностями;

- сохранение перпендикулярности осей отверстий для стыковых болтов к торцам стыковых шпангоутов; наличие припусков на обработку после сборки в разделочных стендах отверстий и торцевых стыковых гребенок.

 

Общая характеристика применяемых в самолетостроении соединений

Соединения разделяют на: неподвижные неразъемные (клепка, сварка, пайка, склеивание), неподвижные разъемные (болтовые и винтовые) и подвижные разъемные (шарнирные соединения, болтовые валы и подшипники).

Неподвижные неразъемные соединения и неподвижные разъемные соединения обеспечивают неизменное положение собираемых деталей и узлов относительно друг друга. Подвижные соединения такие перемещения допускают.

По конструктивно-технологическим признакам соединения разделяют на6

А) соединения, выполняемые силовыми точками;

Б) соединения непрерывным швом;

В) комбинированные соединения.

Особенности соединений деталей из композиционных матери алов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: