МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ГИГИЕНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Г. Ростов – на –Дону
Год
ТЕМА: Методы изучения и оценки пищевого статуса студента.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время общепринятыми показателями, характеризующими образ жизни человека, являются его состояние здоровья и питание. В свою очередь состояние здоровья определяется наличием или отсутствием заболеваний, уровнем достигнутого физического развития, устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, работоспособностью и другими показателями. Вместе с тем, неадекватное питание может быть причиной развития большого количества заболеваний алиментарного генеза, снижения работоспособности, ухудшения качества жизни и т.д. и, наоборот, посредством различных пищевых рационов можно вмешиваться через процессы пищеварения в самые различные физиологические и патологические процессы в организме.
С позиции медицинской профилактики важное значение имеет оценка взаимосвязи фактора питания и состояния здоровья человека, которая должна быть дана врачом путем разработки рекомендаций по адекватному питанию.
ЦЕЛЬ
Приобретение практических навыков по изучению и оценке фактического питания индивидуума и обоснование рекомендаций по оптимизации питания.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
3.1. Карелин О.Н. с соавторами. Руководство к практическим занятиям по военной гигиене. – К., 1985, с. 67-75
3.2. Габович Р.Д. с соавторами. Гигиена, - М. 1984, с. 136-155
|
3.3. Беляков В. Д. С соавторами. Военная гигиена и эпидемиология. – М., 1988, с. 78-104.
Дополнительная:
3.4. Пивоваров Ю.П. с соавторами. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. – М., 1983, с. 4-13, 128-135
3.5. Нестерин М.Ф. Химический состав пищевых продуктов. – М., 1979, с. 247
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
4.1. Изучите теоретический материал по основной и дополнительной литературе.
4.2. Выполните работу по предложенному алгоритму.
4.2.1. Установите паспортные данные
А. Фамилия, имя, отчество
Б. Пол
В. Возраст (полных лет)
4.2.2. Определите соматометрические показатели:
А. Длину тела – измеряется с помощью выверенных ростомера или антропометра Мартина с точностью до 0,5 см. Измерение проводят без обуви и головного убора, при этом обследуемый устанавливается у ростомера таким образом, чтобы туловище касалось вертикальной планки межлопаточной областью, ягодицами и пятками, соединенными вместе, носки врозь, верхний край козелка уха и нижний край глазницы на одной горизонтальной линии.
Б. Массу тела – измеряется с точностью до 50 грамм. Взвешивание производится утром натощак, без одежды или в легком нательном белье.
4.2.3. Расcчитайте основной обмен (Еоо)
Основной обмен устанавливается по сумме чисел А и Б, определяемый по таблице приложения 1
Еоо = А + Б
4.2.4. Рассчитайте энерготраты.
А. Расчет расхода энерготрат Е.х на различные виды деятельности осуществляется на основании хронометражных исследований, выполненных в течение нескольких дней недели с минимальными, средними и максимальными нагрузками. Для этих целей составляются хронограммы. И с учетом массы тела вычисляется расход энергии по таблице приложения 2.
|
Б. Расчет специфического динамического действия пищи (СДДП) – Есддп (осуществляется в зависимости от преимущественного вида потребляемой пищи):
углеводистой – 4-7 % от Еоо, жировой – 4-7% от Еоо, белковой – 30-40% от Еоо, при смешанных рационах СДДП составляет 10-15% от Еоо.
В. Расчет суммы энерготрат –
Етр = Ех + Есддп
4.2.5. Изучите Ваше фактическое питание.
Суждение о количественной и качественной полноценности пищевого рациона проводится по данным анализа его химического состава, который устанавливается путем санитарно-статического или лабораторного способа исследования фактического питания.
А. Для изучения индивидуального питания используйте опросный способ, с помощью которого установите фактическое потребление пищевых продуктов и блюд за определенный период (как правило, за предыдущие сутки) и заполните анкету опроса, в которой отразите структуру продуктового набора, использованного Вами в домашнем питании (таблица приложения 3).
Б. Зная среднее количество потребленных пищевых продуктов за день по таблицам химического состава пищевых продуктов (таблица приложения 4) установите калорийность и количество отдельных питательных компонентов в своем фактическом питании. Дополнительные справочные материалы находятся в приложении № 5.
4.2.6. Составьте заключение о соответствии Вашего пищевого рациона потребностям Вашего организма.
4.2.7. Обоснуйте рекомендации по оптимизации питания.
5. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
|
№ п/п | Содержание работы | Время (мин) |
1. | Введение, обьяснение хода занятия | |
2. | Опрос | |
3. | Установление паспортных данных | |
4. | Определение соматометрических показателей | |
5. | Расчет основного обмена | |
6. | Расчет энерготрат | |
7. | Заполнение анкеты набора пищевых продуктов | |
8. | Определение химического состава пищевых продуктов | |
9. | Написание заключения | |
Приложение № 1
Основной обмен (ккал / сут.) в зависимости от массы тела и пола (число А)