Реорганизация кредитной организации.




Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации в случаях, установленных подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 17 "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”. Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

В случае получения требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации кредитной организации.

Органы управления кредитной организации обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении.

Слияние с более сильным в финансовом отношении партнером является одним из методов оздоровления банка. Но, находясь в слабой переговорной позиции, ищущая слияния сторона будет пытаться завысить свою стоимость или приуменьшить серьезность своих проблем, в то время как поглощающая сторона, занимающая сильную позицию, будет занижать эту стоимость.

Для приобретающей банк стороны, слияние должно представлять определенную ценность. Ею, например, может быть клиентура поглощаемого банка, сеть его отделений и/или занимаемая им на рынке ниша, к которой поглощающий партнер проявляет интерес. Нельзя преувеличивать ценность таких элементов, особенно в сопоставлении с расходами, связанными со слиянием предприятий, трудностями, возникающими при объединении двух различных организаций, и необходимостью произвести значительные вливания капитала. Позиция на переговорах кандидата на слияние, пытающегося таким образом оздоровить банк, является довольно слабой. Но в конце концов, если стороны не захотят объединяться, никто не в силах принудить их к этому.

Таким образом, можно отметить, что под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признание арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Существует множество факторов, влияние которых приводит кредитные организации к несостоятельности (банкротству). Эти факторы можно условно разделить на внешние и внутренние группы.

Одним из наиболее важных внешних факторов является политическая ситуация в стране. Она определяется идеологией партии, находящейся у власти, и высшего руководства страны.

Наибольшее значение в эффективном (или не эффективном) управлении банковскими рисками имеет стратегия банка. Разработка стратегии банка - это поиск равновесия между силами банка и окружающей его обстановкой.

Существуют следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

) финансовое оздоровление кредитной организации;

) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее - временная администрация);

) реорганизация кредитной организации.


Глава 2. порядок разработки и оценки планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций

 

2.1 Порядок составления планов санации (финансового оздоровления) кредитными организациями

 

Кризисное состояние банковской системы требует принятия неотложных мер по ее укреплению и поддержанию финансовой устойчивости. В этой связи Банк России в целях обеспечения стабильности и надежности банковской системы, возложенной на него Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ” ужесточает и совершенствует надзор за деятельностью кредитных организаций. Важная роль в механизме надзорных мер отводится санации (финансовому оздоровлению) кредитных организаций.

Санация, санирование (от лат. sanatio - лечение, оздоровление) - это система мероприятий, проводимых для предотвращения банкротства кредитных организаций.

Применительно к кредитным организациям, испытывающим финансовые трудности, под санацией следует понимать разработку и осуществление мер по восстановлению их платежеспособности.

Требование о разработке плана санации предъявляется к кредитным организациям за нарушение некоторых пруденциальных норм деятельности.

План санации кредитной организации составляется в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России - письмом Банка России от 22.11.1996 N 363 (ред. от 30.04.1997)"О планах санации кредитных организаций" и письмом Банка России от 30.04.97г. № 443 "О методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями" и содержит следующую информацию.

Часть 1. Оценка ситуации в кредитной организации

Общие сведения о кредитной организации

Идентификационные сведения о кредитной организации:

полное официальное наименование кредитной организации;

почтовый и юридический адрес;

номера и даты выдачи лицензий; виды лицензий и перечень ведущихся в соответствии с этими лицензиями операций;

наименование территориального учреждения Банка России, осуществляющего контроль за деятельностью кредитной организации;

банковские реквизиты (коды (статистический, налоговый и др.); БИК, номер корреспондентского счета кредитной организации, открытый в территориальном учреждении Банка России); местонахождение и номера корреспондентских субсчетов филиалов кредитной организации;

Ф.И.О., телефоны, факсы членов наблюдательного и исполнительного органов кредитной организации.

Организационно-правовой статус, структура уставного капитала кредитной организации, вложений собственных средств кредитной организации в уставные капиталы других организаций:

организационно-правовая форма кредитной организации;

организационная структура кредитной организации: филиалы, представительства, дочерние и зависимые организации (их юридический статус, характеристика их деятельности, почтовый адрес, телефон и факс);

перечень участников кредитной организации, владеющих более 5% ее уставного капитала с указанием их почтового адреса, телефона и факса, а также сведения об акционеров, владеющих более 20% акций кредитной организации;

количество участников с разбивкой на юридических, физических лиц, резидентов и нерезидентов, а также сотрудников банка с указанием доли каждой из вышеперечисленных групп в уставном капитале кредитной организации;

участие кредитной организации в уставных капиталах дочерних и зависимых организаций, других организаций, а также в холдингах и финансово-промышленных группах, с указанием суммы и процента участия в уставном капитале указанных юридических лиц, а также характеристики их деятельности;

Структура органов управления кредитной организацией:

структура органов управления кредитной организации;

характеристика членов исполнительного органа (Ф.И.О., возраст, образование и квалификация, предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности, срок работы в кредитной организации, доля их участия в уставном капитале кредитной организации).

Кадровый состав кредитной организации:

количество сотрудников кредитной организации всего, в том числе руководящий состав, сотрудники занятые непосредственно банковской деятельностью и обслуживающий персонал;

размер фактического среднемесячного фонда оплаты труда за последний год и других расходов, связанных с содержанием персонала.

Внешний аудит:

наименование аудиторской фирмы (аудитора) кредитной организации, номер и дата лицензии, выданной Банком России аудиторской фирме (аудитору);

к плану санации кредитной организации прилагаются развернутые заключения аудиторской фирмы (аудитора), подготовленные для руководства кредитной организации, за последние два года.

Роль и значение кредитной организации в экономике региона (Российской Федерации):

ситуации на рынке банковских услуг в регионе деятельности кредитной организации;

круг клиентуры, обслуживаемой кредитной организацией, а также и виды банковских операций;

возможные последствия несостоятельности кредитной организации для банковской системы (региона, страны).

Динамика развития кредитной организации и причины возникновения финансовых трудностей.

Причины возникновения финансовых трудностей:

проведение рискованной кредитной политики;

неудовлетворительная процентная политика (привлечение ресурсов под более высокую процентную ставку, чем их размещение);

неудовлетворительное финансовое положение должников кредитной организации;

иммобилизация средств в недвижимость и прочие активы не приносящие доход;

низкое качество управления кредитной организацией;

другие причины.

Динамика развития кредитной организации.

Представляются балансы кредитной организации по состоянию на 1 января за последние пять лет. В случае, если кредитная организация существует менее пяти лет, то указанные данные приводятся с первого года функционирования этой организации.

Финансовое состояние кредитной организации.

Информация о финансовом состоянии кредитной организации должна в обязательном порядке включать:

отчетность кредитной организации по формам и срокам, предусмотренным в письме Банка России от 25.03.97 N 429 "Об отчетности кредитных организаций, представляемой Банку России в рамках надзора" по состоянию на последнюю отчетную дату;

балансы дочерних и зависимых организаций на последнюю отчетную дату, доля участия данной кредитной организации в уставных капиталах которых составляет более 35 процентов;

перечень и суммы взаимных требований и обязательств кредитной организации к дочерним и зависимым организациям на последнюю отчетную дату;

структура источников формирования собственного капитала кредитной организации на последнюю отчетную дату в абсолютных суммах и процентах к общей сумме капитала;

перечень дебиторов и кредиторов кредитной организации на последнюю отчетную дату, на долю которых приходится более 1% общей суммы соответствующей задолженности, с указанием сумм требований (обязательств);

анализ качества кредитного портфеля на последнюю отчетную дату: состав просроченной ссудной задолженности к общей сумме ссудной задолженности, доля просроченных обязательств должников банка к общей сумме обязательств юридических и физических лиц перед кредитной организацией, доля просроченной задолженности в общей сумме активов, полнота создания резерва на возможные потери по ссудам, с указанием абсолютных сумм, в процентах к сумме соответствующих активов, к общей сумме активов;

перечень и сумма внебалансовых обязательств кредитной организации на последнюю отчетную дату;

расшифровка счетов доходов и расходов по их структуре, в абсолютных суммах и в процентах к общей сумме, за последние 3 месяца;

средневзвешенная стоимость привлеченных средств, в том числе межбанковских и клиентских ресурсов, средневзвешенная доходность активов, в том числе по рабочим активам и по совокупным активам, по средствам, размещенным на межбанковском рынке и по выданным кредитам, процентная маржа по активно-пассивных операциям (указанные сведения приводятся по состоянию на последнюю отчетную дату);

среднемесячный размер административно-хозяйственных расходов кредитной организации за последний год;

оценка ситуации в части риска, связанного с колебаниями курсов иностранных валют (валютный риск);

оценка ситуации в части риска, связанного с колебаниями рыночных процентных ставок (процентный риск);

оценка риска, связанного с возможностью невыполнения заемщиком своих финансовых обязательств (кредитный риск);

описание ситуации с формированием депозитного портфеля (депозитный риск);

оценка на последнюю отчетную дату инвестиций, кредитов, направленных на развитие предприятий, относящихся к одной отрасли (отраслевой риск);

перечень и суммы взаимных требований и обязательств кредитной организации участникам и их аффилированным компаниям (с расшифровкой) на последнюю отчетную дату;

оценка состояния и рыночной стоимости инвестиций кредитной организации в основные средства (здания и сооружения, капитальные вложения), ценные бумаги, участие в хозяйственной деятельности и т.п. на последнюю отчетную дату;

данные о взносах кредитной организации в фонд обязательных резервов Банка России за последние 6 месяцев.

Часть 2. Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Основными целями мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации является восстановление собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и возврат кредитной организации к нормальной и устойчивой работе.

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:

· оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

· изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

· изменение организационной структуры кредитной организации;

· иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами.

. Финансовая помощь кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами может быть оказана в следующих формах:

) размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;

) предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;

) предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;

) перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;

) отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;

) дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;

) прощения долга кредитной организации;

) новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

. Денежные средства на банковских счетах и во вкладах в кредитной организации могут быть использованы ее кредиторами для увеличения уставного капитала кредитной организации в порядке, установленном Банком России.

. Решение о формах и об условиях оказания финансовой помощи кредитной организации принимается самой кредитной организацией и лицом, оказывающим ей финансовую помощь.

Часть 3. Результаты санирования.

Ориентировочные показатели на конец каждого квартала в период санации.

Ориентировочные показатели на момент завершения санации.

В этой части должны приводиться следующие данные:

динамика изменения обязательных экономических нормативов;

изменение размера собственных средств (капитала) кредитной организации, рассчитанного в соответствии с требованиями Инструкции Банка России № 1;

изменение суммы не оплаченных в срок расчетных документов из-за отсутствия средств на корреспондентском счете кредитной организации.

План санации должен быть подписан руководителем исполнительного органа и утвержден руководителем наблюдательного органа этой кредитной организации.

К плану санации должны быть приложены таблицы расчетов экономических показателей, достижение которых предусматривается планом санации, копии договоров (соглашений), подтверждающих принятие на себя учредителями (участниками) и/или третьими лицами обязательств по участию в финансовом оздоровлении кредитной организации, другие документы, свидетельствующие о принятых (принимаемых) мерах со стороны кредитной организации по реализации имущества, а также получению дополнительных доходов.

Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации (планы санации), которые разрабатываются в соответствии с требованиями, рассмотренными в предыдущем пункте данной главы, представляются кредитными организациями в Главные управления (Национальные банки) Банка России (далее - учреждения Банка России). Планы санации должны быть рассмотрены учреждением Банка России в срок не более одного месяца. При необходимости по плану санации могут быть сделаны замечания, а сам план возвращен на доработку.

2.2 Порядок оценки Территориальными учреждениями Банка России планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций

 

Учреждения Банка России оценивают планы финансового оздоровления кредитных организаций в соответствии с Указанием Банка России от 13.11.97г. № 18-у "О введении в действие новых методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации)".

Устанавливается реальное финансовое положение кредитной организации, оценивается реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определяется возможность восстановления платежеспособности, ликвидности и дальнейшего развития кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению.

Для установления реального финансового положения кредитной организации выясняется, имеется ли у нее недостаток собственных средств (капитала) и ликвидных активов, а также определяется их размер.

Для определения недостатка собственных средств (капитала) рассчитывается прежде всего сумма, необходимая для покрытия возможных и имеющихся потерь (обесценения) активов, и устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (не начисленная задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, кредиторами и вкладчиками, в том числе по процентам, штрафам, пеням и неустойкам), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, поручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был совершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации (неучтенные штрафы, пени и неустойки могут определяться, в частности, по данным баланса кредитной организации и картотеки к внебалансовому счету 90904).

Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющихся потерь (обесценения) активов, определяется путем оценки стоимости всех активов кредитной организации.

Определение реальной стоимости активов кредитной организации осуществляется на основе оценки их рыночной стоимости в случае их обращения на вторичных финансовых и иных рынках, а при отсутствии таковой - расчетным способом.

При невозможности осуществить сплошную оценку качества активов проводится их выборочная оценка. На основе выборочной оценки качества однородных активов по форме средневзвешенных величин определяется качество всех активов кредитной организации.

Под однородными активами понимаются активы, имеющие общую экономическую сущность (учтенные векселя, кредиты, направленные в определенную отрасль экономики, остатки по корреспондентским счетам и т.п.).

Выборочная проверка может осуществляться путем охвата не менее 30% активов как от общей их стоимости, так и от их общего количества.

При наличии актов инспекционных проверок оценку качества активов рекомендуется производить, основываясь на их данных.

Недостаток капитала определяется как разница между суммой собственных средств (капитала), которая минимально необходима для выполнения экономических нормативов, пересчитанных на основе показателей расчетного баланса, и суммой собственных средств (капитала), имеющейся у кредитной организации согласно расчетному балансу.

Для определения недостатка у кредитной организации ликвидных средств следует на основе показателей расчетного баланса оценить разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами (под указанными обязательствами в целях настоящих рекомендаций принимается значение символа Овт, используемого при расчете экономического норматива Н2 согласно инструкции Банка России № 1). К этому значению прибавляется сумма недовзноса депонируемых в Банке России обязательных резервов и сумма обязательств, не учтенных в балансе, и внебалансовых обязательств, момент платежа по которым наступил. В качестве ликвидных активов используются данные символа - ЛАт, который рассчитывается при определении экономического норматива Н2 (инструкция Банка России № 1).

При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению (плана санации) проверяется прежде всего соответствие этих мероприятий требованиям действующего законодательства и нормативных актов Банка России. Затем мероприятия оцениваются с точки зрения сроков их выполнения и способности реально обеспечить восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации.

При оценке мер, принимаемых учредителями (участниками), кредиторами и третьими лицами, выясняется, имеются ли у кредитной организации надлежащим образом оформленные договоры и иные документы, подтверждающие реальность намерений указанных лиц.

Анализ финансового положения учредителей (участников), кредиторов и других потенциальных инвесторов (санаторов) целесообразно осуществлять за период не менее двух лет.

При оценке мероприятий по сокращению административно-хозяйственных расходов кредитной организации выясняется, насколько они будут обеспечивать нормальное ее функционирование и выполнение ею намеченных мероприятий по финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в частности, сравнить по структуре и динамике планируемые и ранее произведенные расходы. Это позволит определить реальность планируемого снижения тех или иных расходов.

При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение доходности операций кредитной организации, определяется, в какой степени кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и позволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти направления бизнеса, возможности направлять свободные денежные средства в какие-либо активные рентабельные операции. В этих случаях следует учитывать способность кредитной организации восстановить осуществление своевременных расчетов через свои корреспондентские счета.

В целях оценки эффективности активных операций необходимо проводить анализ их доходности в сравнении со средней доходностью подобного рода операций в данном регионе (экономическом районе) или стране в целом.

При оценке реальности реализации активов кредитной организации прежде всего определяется возможность реализации данного актива вообще, а затем - возможность его реализации по планируемой цене и в установленные планом сроки.

При оценке мероприятий по взысканию дебиторской задолженности следует учитывать: имеются ли судебные решения и вступили ли они в законную силу, какова вероятность исполнения судебных решений с учетом имущественного положения дебиторов.

Признанные реальными мероприятия следует оценивать с точки зрения их влияния на финансовое оздоровление кредитной организации, имея в виду, что выполнение всех этих мероприятий должно обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности, то есть покрыть недостаток капитала и ликвидных средств.

В этих целях мероприятия, направленные на восстановление ликвидности кредитной организации, анализируются в первую очередь, так как обеспечение своевременных расчетов по текущим обязательствам является одним из основных условий выполнения данной кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению.

Все мероприятия по финансовому оздоровлению (включая меры по поддержанию функционирования) кредитной организации оцениваются сначала по отдельности, а затем в комплексе. На этой основе рассчитываются ориентировочные показатели деятельности кредитной организации на период проведения санации, которые сравниваются с показателями, предусмотренными утвержденным планом санации.

При оценке влияния указанных мероприятий на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации следует исходить из того, что кредитная организация будет осуществлять в период проведения санационных мероприятий все присущие ей операции, в том числе формирование различных резервов, включая резервы под возможные потери стоимости активов, обязательные резервы, депонируемые в Банке России, и резервный фонд.

В случае, если анализ мероприятий, предусмотренных планом санации, свидетельствует о возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации, необходимо оценить возможность ее устойчивого развития на перспективу. При этом учитываются, в частности, следующие факторы:

конкурентоспособность кредитной организации с точки зрения квалификации ее персонала, объема и качества предлагаемых услуг, уровня банковских технологий и сервиса;

наличие устойчивых источников доходов;

перспективы выполнения пруденциальных норм деятельности; наличие устойчивой клиентской базы;

заинтересованность собственников кредитной организации в ее развитии.

В зависимости от результатов оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации учреждение Банка России должно сделать соответствующие выводы и принять решение либо о продолжении проведения санации данной кредитной организации, либо о применении к ней мер надзорного реагирования вплоть до направления в Банк России ходатайства об отзыве у данной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Таким образом, можно отметить, что Банк России в целях обеспечения стабильности и надежности банковской системы, возложенной на него Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ” ужесточает и совершенствует надзор за деятельностью кредитных организаций. Важная роль в механизме надзорных мер отводится санации (финансовому оздоровлению) кредитных организаций.

Применительно к кредитным организациям, испытывающим финансовые трудности, под санацией следует понимать разработку и осуществление мер по восстановлению их платежеспособности.

Учреждения Банка России оценивают планы финансового оздоровления кредитных организаций в соответствии с Указанием Банка России от 13.11.97 г. № 18-у "О введении в действие новых методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации)".

Устанавливается реальное финансовое положение кредитной организации, оценивается реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определяется возможность восстановления платежеспособности, ликвидности и дальнейшего развития кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению.


Заключение

 

Планы финансового оздоровления в разные годы пришлось разрабатывать очень многим российским банкам. И оказалось, что практически все поступавшие в ТУ планы санирования в первоначальном варианте не соответствовали требованиям Банка России и были возвращены в банки на доработку.

Наиболее частая ошибка, встречавшаяся в планах санации - ориентация на недостоверный бухгалтерский баланс. Как правило, составители планов более чем приблизительно представляли себе размеры дефицита средств у банков, а потому и предлагавшиеся ими практические меры не могли быть адекватными. Другим распространенным недостатком планов являлся их декларативный характер, т.е. отсутствие документов, которые бы подтверждали реальность запланированных мероприятий.

Выяснились и иные важные обстоятельства.

Во-первых, даже если план санации принят, это не значит, что банк его выполнит.

Во-вторых, усилия временных администраций в большинстве случаев не дают положительных результатов (у большинства банков, в которые направлялась такая администрация, лицензии были отозваны), а нередко введение временной администрации оказывалось запоздалой и потому неоправданной мерой (администрации приходили в фактически уже переставшие действовать банки). Кроме того, были вопросы, связанные с составом временных администраций.

В-третьих, объектами обязательного санирования рассматриваются только банки 4-й группы проблемности, т.е. "находящиеся в критическом финансовом положении". А это значит, что во многих из них убытки и дефицит ресурсов так велики, что невозможно найти инвесторов для их оздоровления. Представляется целесообразным, чтобы ЦБ подключался к санированию в тот момент, когда банки еще не вошли в стадию банкротства. С этой точки зрения, возможно, более перспективными для санирования следовало бы признать банки 3-й группы проблемности - "испытывающие серьезные финансовые трудности".

В-четвертых, нуждаются в углубленной проработке методические основы санации.

В-пятых, острой остается проблема несовпадения интересов банков и ЦБ, отражающегося и на успешности санационных процедур. Нередко сам банк или его собственники не заинтересованы не только во введении временной администрации, но и в санации. Но и представители ЦБ, так или иначе участвующие в санации, должны больше думать о том, чтобы своими действиями не навредить банку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: