Схоластика (Scolastique)




 

Учение и приемы школы, то есть, в наиболее распространенном толковании термина, – средневековых европейских университетов. Схоластика – это смесь христианского богословия и древнегреческой философии (в первую очередь философии Платона, оказавшей огромное влияние на мировоззрение бл. Августина, в дальнейшем – философии Аристотеля), логики и авторитаризма, научной строгости и однообразия. В свое время схоластика в немалой степени способствовала расцвету духа, позволив Западу обрести свое лицо, но закончила параличом мысли, замкнувшись в бесплодных спорах бесспорных эрудитов. Уже Монтень отзывается о схоластике с насмешливой жалостью. Декарт и вовсе выступает могильщиком схоластики. Между тем не подлежит никакому сомнению, что в мыслях схоластов таились настоящие сокровища ума. Но кому нужно сокровище, утратившее практическую ценность?

В более общем и более уничижительном смысле схоластическим часто называют учение той или иной школы, застывшее в раз навсегда заданной ортодоксии (и волей-неволей вынужденное бесконечно усложнять его детали), застывшее до такой степени, что об истинности того или иного утверждения его сторонники судят, руководствуясь не тем, насколько оно согласуется с реальностью и опытом, а исключительно указаниями Учителя. В этом смысле можно говорить о фрейдистской схоластике, о марксистско-ленинской схоластике, о схоластическом толковании Хайдеггера и т. д. Все три учения далеко не глупы. Вот почему схоластика так опасна. Как ничто другое она способна обесплодить самый выдающийся ум. Лично мне известно немало умных людей, из-за своей верности схоластике так и не создавших ничего оригинального, хотя они имели к тому все возможности.

 

Сциентизм (Scientisme)

 

Религия науки; наука, рассматриваемая как религия. Сциентист утверждает, что наука изрекает абсолютные истины, тогда как она сообщает лишь относительные знания; что наука призвана руководить всем на свете, тогда как она способна лишь описывать и (иногда) объяснять происходящее. Сциентист возводит науку в ранг догмы, а догму превращает в императив. Что же он оставляет нам от наших сомнений, нашей свободы, нашей ответственности? Науки не подчиняются ни индивидуальной воле, ни всеобщему голосованию. Что сциентист оставляет от нашей свободы выбора? От нашей демократии? Сциентизм – опасный вздор, и по этому поводу прекрасно высказался математик Анри Пуанкаре (228): «Наука выражается в изъявительном, а не в повелительном наклонении». Она говорит то, что есть, в лучшем случае, а чаще – то, что, как нам кажется, может быть, но никогда – что должно быть. Вот почему наука не способна заменить ни мораль, ни политику, ни тем более религию. Сциентизм утверждает обратное, и в этом его ошибка. Если уж на то пошло, я отдаю предпочтение позитивизму.

 

Счастье (Bonheur)

 

Довольно широко бытует мнение, что счастье – это удовлетворение всех наших желаний. Однако, будь это так, ни один человек никогда не был бы счастлив, и нам, увы, пришлось бы согласиться с Кантом, утверждавшим, что счастье – «идеал не разума, но воображения». Разве можно представить себе, что все наши желания будут когда-либо удовлетворены? Ведь мир нам не подчиняется, а мы сами чаще всего желаем именно того, чего нам не хватает. Подобное счастье – не более чем мечта, причем мечта принципиально недостижимая.

Есть и другая точка зрения, согласно которой счастье – продолжительная или постоянная радость. Но может ли радость, всегда внезапная, бурная и преходящая, быть постоянной?

Счастье нельзя свести ни к пресыщенности (удовлетворенности всех своих пожеланий), ни к довольству (постоянной радости), ни к блаженству (вечной радости). Счастье предполагает продолжительность во времени, как это подметил еще Аристотель («одна ласточка еще не делает весны; один счастливый день не делает человека счастливым»), следовательно, в счастье, как и в любви, есть свои колебания, свои взлеты и падения, свои «перебои» сердца и души. Быть счастливым не значит быть постоянно радостным (кто из нас на это способен?), но это и не значит никогда не быть радостным. Счастье – способность радоваться, не ожидая, что случится что-нибудь особенное, и не рассчитывая на какие-либо кардинальные перемены. Благодаря тому что речь идет лишь о возможности, счастье оставляет место и надежде, и опасениям, и нехватке чего-то важного, и приблизительности, т. е. всему тому, что и отличает счастье от блаженства. Счастье существует во времени как состояние каждодневной жизни. Само собой разумеется, что это субъективное и относительное состояние, настолько субъективное и относительное, что дает повод усомниться в самом его существовании. Однако тот, кто изведал, что такое несчастье, сочтет подобный довод наивным: он отлично знает, хотя бы от противного, что счастье существует. Смешивать счастье с довольством значит перекрывать себе путь к счастью. Смешивать его с блаженством значит вообще отказаться от идеи счастья. Этими заблуждениями больше других грешат подростки и философы. Мудрецы не настолько глупы.

Итак, счастьем можно назвать – во всяком случае, я предлагаю такое определение – промежуток времени, на протяжении которого радость ощущается как немедленно достижимое состояние. Тогда несчастьем я назову промежуток времени, на протяжении которого радость представляется недостижимой немедленно (иначе говоря, такое испытываемое нами чувство, что мы сможем испытать радость, только если в окружающем мире произойдет какая-либо капитальная перемена).

Поскольку речь идет не о самой радости, а о возможности радоваться, счастье является воображаемым состоянием. Значит, прав был Кант? Не совсем. Ведь это нисколько не мешает человеку быть счастливым (счастье – состояние, а не идеал), не исключает его способности радоваться (реальное есть составная часть возможного), мало того, служит одной из причин быть счастливым (воображаемое есть составная часть реальности) и радоваться (какое счастье, что меня обошли все несчастья!). Таким образом, радость являет собой содержание (иногда действительное, иногда воображаемое) счастья, как счастье являет собой естественное пристанище радости. Это что-то вроде ларца: никому не нужен сам ларец, нужна хранящаяся в нем жемчужина.

Просто стремиться к счастью значит совершать серьезную ошибку. Ведь подобное стремление означало бы надежду на завтрашний день, в котором нас нет, и отказ от жизни сегодня. Думать надо о том, что есть, – о работе, действии, удовольствии и любви, т. е. о мире, в котором мы живем. Тогда счастье придет само – если придет, а если не придет, мы будем меньше страдать от его отсутствия. Впрочем, чем меньше мы размышляем о счастье, тем легче оно достигается. «Счастье, – сказал Ален, – это награда, даруемая тому, кто не ищет никакой награды».

 

Счастливый (Heureux)

 

Счастливым мы обычно называем человека, которому повезло (отсюда «счастливый шанс»).

Природа счастья такова, что одного везения для его достижения мало, но и без него оно невозможно. Ты счастлив? Значит, ничего из того, что сильнее тебя, не мешает тебе. Но разве кто-нибудь может быть сильнее всего на свете?

Быть счастливым означает также испытывать чувство счастья. Марсель Конш, анализируя Монтеня, называет это состояние эвдемоническим cogito: «Я думаю, что счастлив, значит, я действительно счастлив». Подобный подход оставляет широкое поле для оценок, для работы над собой и для философии, и это куда лучше, чем вечно сожалеть о том, чего нет («Какое горе, что нет счастья!»). Он помогает радоваться, если возможно, тому, что есть («Какое счастье, что нет горя!»).

Способность к счастью есть черта характера. Счастливы люди, обладающие талантом быть счастливыми!

 

 

Т

 

Табу (Tabou)

 

Священный запрет. Отсюда – желание его нарушить. Из любопытства, из дерзости, из хвастовства. Вот почему ясный закон, принятый после свободного обсуждения, лучше, чем табу.

 

Тавтология (Tautologie)

 

Суждение, которое всегда истинно – либо потому, что предикат лишь повторяет субъект («Бог есть Бог»), либо потому, что оно остается справедливым независимо от своего содержания и даже независимо от истинного значения составляющих его элементов. Формальная логика вся состоит из тавтологических высказываний. «Если р содержит в себе q, то если не- q, тогда не- p » (такой тип суждения называется modus tollens). Оно всегда справедливо, независимо от содержания и истинного значения р и q.

Нетрудно заметить, что слово «тавтология» в указанном значении не имеет уничижительного оттенка. Но даже в тех случаях, когда тавтология принимает форму простого повторения, она не обязательно предосудительна. Когда Парменид говорит, что «бытие есть», он использует тавтологию. Но это не только не служит основанием для опровержения это мысли, это делает ее неопровержимой.

 

Таинство (Sacrement)

 

Ритуал освящения чего-либо, а также ритуал, в ходе которого проявляется действие чего-либо священного – что-то вроде организованного чуда. Если, например, считать брак таинством, то он становится священным и супруги не в силах его разорвать даже по обоюдному согласию – это будет расценено как святотатство. Развод служит доказательством обратного, вернее сказать, только признав, что брак не является таинством, можно допустить разводы. Ясное дело, Церковь никогда на это не пойдет. И это – лишний довод к тому, чтобы не позволять Церкви вмешиваться в наши любовные отношения.

Следует отметить, что рождение не считается таинством, а вот крещение – считается. Разумеется, это не означает, что принадлежность к Церкви делает индивидуума (даже в глазах верующих) существом более священным, чем все прочие. Это означает лишь, что в факте рождения нет ничего сверхъестественного. А ведь если задуматься, разве есть на свете что-нибудь более волнующее, чем появление на свет нового человека? И что-нибудь более безвкусное, «китчевое», чем обряд крещения? Жизнь драгоценнее всех таинств, вместе взятых, и совершенно в них не нуждается.

 

Тайна (Mystére)

 

Что-то, чего мы не в состоянии понять, но во что верим. Тем самым отличается от задачи (чего-то, что мы пока не понимаем) и апории (того, во что необязательно верить). Например, происхождение жизни является задачей. Происхождение бытия («почему скорее есть что-то, чем ничто»?) – апорией. Бог – тайной.

 

Талант (Talent)

 

Больше, чем дарование, но меньше, чем гений. Об одаренном ребенке, имеющем явные способности к математике или рисованию, невозможно сказать, талантлив он или нет. А вот талантливый, и даже гениальный художник – например, такой, как Сезанн, – может быть и не слишком одаренным. Дарование – это способность к быстрому и легкому обучению. Талант – потенциал, который реализуется только в процессе творчества. Дарование проявляется с самого рождения – видимо, здесь дело в генетике. Талант – это вечная битва, берущая начало в детстве и отрочестве. Он связан с историей всей жизни, с психологией, с испытанием себя и собственным становлением. Дарование безлично. Талант персонален и единичен – когда ему удается найти для себя творческое выражение. Все знают, что слово «талант» появилось как метафора. В знаменитой притче о талантах Иисус сравнивает способности разных людей с денежной единицей (талантом). Смысл притчи в том, что талант надобно приумножать. Так что главное в таланте – не то, что тебе дано, а то, что ты с этим даром сделаешь. Но это будет уже не талант, а творческое созидание или, напротив, творческий провал.

 

Танец (Danse)

 

Разновидность гимнастики, одновременно являющаяся искусством. Танец нацелен не столько на укрепление здоровья, сколько на достижение удовольствия, и требует не столько силы, сколько красоты и привлекательности. Обычно танец сопровождается музыкой, а зачастую именно звуки музыки и побуждают нас танцевать. Главное здесь – не мелодия, а ритм, и на этой основе можно дать определение. Танец – это ритмичное движение тела, не преследующее другой цели, кроме красоты движения. Отсюда производимое танцором парадоксальное впечатление свободы (тогда как танец требует немалых усилий), заставляющее зрителей завидовать танцующим и вызывающее в них непреодолимое желание повторять за ними все движения. Что им мешает? Отсутствие толики таланта, самозабвенности и отрешенности от забот.

 

Творчество (Création)

 

Сотворить в строгом и абсолютном значении слова значит произвести нечто из ничего, вернее, из самого себя. Таков Бог – творец мира. В более широком смысле творчеством называют такой процесс производства, который создает впечатление абсолютной новизны и оригинальности; процесс, в котором новизна и оригинальность представляют собой нечто большее, чем простое техническое усовершенствование или преобразование ранее существовавших элементов. Таково художественное творчество, результат которого нельзя свести ни к использованным материалам (мрамор, краски, ноты, язык и т. д.), ни к известным нормам и приемам. Это творение, не имеющее образца, шаблона, примера.

Не следует путать творчество с открытием, предполагающим существование объекта, и с изобретением, которое может принадлежать кому-то другому. Христофор Колумб открыл Америку – не создал ее и не изобрел (она существовала до него). Эдисон изобрел лампу накаливания – если бы он умер в младенчестве, сегодня такая лампа все равно появилась бы. Зато Бетховен свои симфонии сотворил: их не существовало до него, и они не могли быть написаны кем-нибудь другим.

 

Тезис (Thése)

 

Недоказуемое положение, способное быть предметом спора. В рамках диалектики тезисом называют суждение, именуемое первым по отношению и в отличие от второго суждения (антитезиса). Преодоление противоречия тезиса и антитезиса достигается путем введения третьего элемента – синтеза.

Своим употреблением в современном философском лексиконе слово многим обязано Луи Альтюссеру. Тезис, поясняет он, это не научное положение; он связан не с познанием, а с практикой и является не столько объектом, сколько целью высказывания. Тезис не может быть ни истинным, ни ложным (я бы сказал – ни доказуемым, ни фальсифицируемым), но он может быть справедливым или несправедливым. Значит ли это, что тезис связан со справедливостью? Вовсе нет. Просто он может доказывать правоту чего-либо (действительного отношения к практике, пусть даже теоретической) и служить предметом «рационального оправдания» («Основы самокритики. Философия и стихийная философия ученых», I и II). Это базовый элемент философии – практическое начало теории (поскольку тезис должен видоизменить что-то или произвести некое следствие).

 

Теизм (Théisme)

 

Всякое учение, утверждающее существование Бога как личности, трансцендентной и созидающей. Противоположность атеизма. Термин «теизм» не связан ни с одной определенной религией, в то же время можно сказать, что он включает их все (христианство и ислам в этом смысле суть две разновидности теизма), но не сводится ни к одной из них. Поэтому в практическом употреблении слово приобретает более определенное, хотя и более спорное значение, указывая на веру в Бога без «привязки» к какой-либо позитивной религии. Такую позицию занимал Вольтер, такую же – савойский викарий Руссо.

В отличие от деизма, сторонники теизма полагают, что хотя бы некоторые атрибуты Бога (например, то, что Бог всемогущ и вездесущ, что он – творец, что он всеблаг и справедлив, что он преисполнен любви и милосердия) познаваемы – путем аналогии, умозаключения или в результате откровения. Деизм утверждает только существование Бога; теизм претендует на познание или понимание, пусть частичное, сущности Бога. Вместе с тем граница между тем и другим достаточно размыта и предполагает наличие множества промежуточных стадий. Деизм – это смутный теизм. Теизм – строго детерминированный деизм.

 

Теист (Théiste)

 

Тот, кто верит в Бога, но не является при этом сторонником ни одной из существующих религий. Теист, поясняет Вольтер, «не примыкает ни к одной секте, которые все противоречат друг другу». Это верующий человек, не исполняющий обрядов, невоцерковленный и не признающий богословия. «Его культ – творить добро; его учение – быть покорным Богу. Магометанин предостерегает его: “Берегись, если ты не совершишь паломничество в Мекку!” Монах-францисканец взывает к нему: “Горе тебе, несчастный, если ты не пойдешь поклониться Лореттской богоматери в Нотр-Дам де Лоретт!” Ему же нет дела ни до Лоретты, ни до Мекки, зато он помогает бедным и защищает угнетенных» («Философский словарь», статья «Теист»). Следовательно, вера теиста сводится к морали? Не совсем. Атеист обходится вовсе без веры, довольствуясь одной моралью. Теисту же мало просто творить добрые дела; он верит, что творит Добро с большой буквы и в конце концов будет судим с позиций этого Добра. Вот почему он, как говорит Вольтер, «покорен Богу». Правда, непонятно, зачем покоряться тому, чего нельзя понять?

 

Телеология (Téléologie)

 

Изучение целесообразности (от древнегреческого telos – цель). Как показывает Кант, такое изучение может быть правомерным и полезным при условии, что понятие цели рассматривается как некий регулятор, что позволяет судить лишь о способности к вынесению обдуманных оценок. Иными словами, мы действуем так, как будто природа имеет какую-то цель, хотя прекрасно знаем, что доказать этого никогда не сможем («Критика способности суждения», II, 2, § 75 и § 76), и даже если полагаем, что это совсем не так. Телеология смыкается с теологией только субъективно, подчеркивает Кант. Я бы добавил: и только для тех, кто принимает ее постулаты на веру.

 

Телеономия (Téléonomie)

 

Целенаправленность без финализма, то есть без конечной цели. Цель в этом случае мыслится как следствие действующих причин (например, в дарвинизме – как следствие эволюции видов и естественного отбора).

 

Тело (Corps)

 

Небольшое количество организованной материи, в частности такое, из какого состоим все мы; объект, субъектом которого является мое «Я». Но если «тело и душа суть одна и та же вещь», как учит Спиноза, тогда тело является своим собственным субъектом, а «Я» в такой же мере управляет им, в какой является его результатом.

 

Темный (Obscur)

 

Не ясный, не светлый. Не путать с глубоким. Если какая-либо идея кажется нам непонятной, как мы можем судить, насколько она глубока? То же самое относится к ложности. Истина не обязана всегда быть светлой.

 

Темперамент (Tempérament)

 

Этимологически термин восходит к словам, обозначавшим смесь, равновесие, пропорцию.

(От этого же корня происходит музыкальный термин «темперация» – система, объединяющая два соседних звука, например до-диез и ре-бемоль. Темперацию используют для разделения октавы с целью адаптации к инструментам с фиксированными звуками, представляющими собой 12 полутонов. Один из шедевров Баха озаглавлен «Хорошо темперированный клавир»). Но чаще всего темпераментом называют особый тип индивидуальной конституции, и физической, и психической. С легкой руки Гиппократа и Галена долгое время бытовало убеждение, что этот тип зависит от более или менее равновесной смеси «гуморов» – лимфы, крови, желчи и черной желчи. Отсюда – четыре традиционных типа темперамента – флегматик (лимфа), сангвиник (кровь), холерик (желчь) и меланхолик (черная желчь). Сегодня эта классификация считается безнадежно устаревшей. Однако сама идея темперамента как одного из способов типологии личности оказалась живучей. Темперамент – это «совокупность общих черт, характеризующих индивидуальную физиологическую конституцию живого существа» (Лаланд). Я бы добавил к этому: постольку, поскольку она находит отражение в психологической конституции и может входить в ту или иную систему классификации. Темперамент – это особый, но в то же время свойственный миллионам людей способ быть своим телом. Тем самым отличается от характера, который более индивидуален и меньше зависит от физиологии. Но темперамент принимает участие в формировании характера.

 

Тенденция (Tendance)

 

Направление движения существа или процесса. Обычно употребляется относительно направления желания, но в большей мере природного (в отличие от склонности) и группового (в отличие от увлечения). Можно сказать, что тенденция – это природная склонность вида. Слово довольно близко к понятию horme (тенденция, побуждение), предложенному стоиками. Это примерно то же, что биологический conatus. «Ближе всего (horm) для всякого живого существа его собственное состояние» (Хрисипп, цит. по: Диоген Лаэртий, книга VII, 85).

 

Теодицея (Théodicée)

 

Это слово ввел в обиход Лейбниц, озаглавивший так одну из своих книг: «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла». Вопреки этимологии (dike в переводе с греческого означает «справедливость»), это понятие выражает не столько божественную справедливость, сколько «богооправдание» – своего рода «речь в защиту» Бога. Теодицея ставит своей целью показать, что Бог, как говорил Платон, ни в чем не виноват и существование зла не может служить надежным аргументом против его существования и его доброты. Книга Лейбница, хоть и не столь блестящая, как его же «Рассуждение о метафизике», – несомненный шедевр. Но это вызывающий шедевр, представляющий собой попытку доказать недоказуемое. Поэтому мы не рекомендуем читать ее в моменты боли и страдания – можно легко прийти к таким же несправедливым выводам, к каким пришел Лейбниц.

 

Теолог (Théologien)

 

Богослов, человек, посвятивший свою жизнь изучению Бога, то есть изучению того, что сказали о Боге другие люди, или, если он верит в Откровение, того, что Бог сообщил о себе сам. Труды теологов поражают своим многообразием, умом, эрудицией, а порой и глубиной. Но, несмотря на это, по прочтении сотен тысяч страниц сочинителейбогословов неизбежно приходишь к выводу, что Бог остается все таким же неопределенным и непонятным. «Я хорошо знал одного настоящего богослова, – вспоминает Вольтер. – Помимо всего прочего, он был еще и настоящим ученым и, кроме того, с недоверием относился ко всему, что знал. […] Перед смертью он признался, что зря прожил жизнь». Что это, антиклерикализм? Возможно. Но и сам св. Фома Аквинский писал перед кончиной своему другу Реджинальди, интересовавшемуся, как продвигается его работа: «Я больше не могу писать. Я видел такие вещи, перед которыми все мои писания – не более чем солома». Что именно он видел, осталось неизвестным. Но что такое солома, знают все.

 

Теология (Théologie)

 

«Наука» о Боге? Даже кавычки не спасают эту формулировку от внутреннего противоречия. Теология – не столько наука, сколько учение. Это рациональный дискурс (logos), формулируемый людьми, но направленный на Бога. Чаще всего, во всяком случае в религиях, основанных на откровении, теология основывается на том, что Бог сам сообщил о себе. Если бы он выражался при этом более ясно, теология утратила бы всякую полезность за полной ненадобностью.

Одной из разновидностей теологии является апофатическая, или отрицательная, теология, построенная не на утверждении, а на отрицании. Она не объясняет, что такое Бог (ибо это означало бы сведение Бога к человеческим категориям), зато говорит, чем Бог не является. Такая теология – хорошее средство против антропоморфизма. Еще одним таким средством, и более простым, и более эффективным, является атеизм.

 

Теорема (Théoréme)

 

Положение, доказанное в рамках гипотетико-дедуктивной системы. Из чего следует, что в философии теорем не бывает. Здесь скорее говорят о тезисах (Тезис).

 

Теоретизирование (Théorécisme)

 

Преувеличенное значение теоретического и абстрактного мышления, например вера в то, что теоретическое знание способно изменить мир, жизнь и людей. Противоположность активизму и такое же заблуждение.

 

Теоретическая Практика (Pratique Théoréque)

 

Деятельность мысли, преобразующая мысль. Ее «сырьем» служат представления, концепты, факты, теории, ценности, знания (см. Альтюссер, «За Маркса»), которые она перерабатывает или критически переоценивает с целью получения других представлений, концептов, фактов, теорий, ценностей и знаний. Примеры применения теоретической практики, разумеется, многочисленны, если не неисчислимы: каждая наука, вернее, каждый вид научной деятельности являет собой один из них; еще одним примером может служить философия, вернее, всякое философствование.

 

Теоретический (Théorétique)

 

Греческая калька, чаще всего употребляемая в том значении, какое придавал ей Аристотель. Теоретическим называют все относящееся к теории, то есть к чистому и бескорыстному знанию. Теоретические науки – математика, физика, теология суть науки, довольствующиеся познанием (в отличие от прикладных, практических наук, направленных на деятельность, в том числе производительную; см. Аристотель. «Метафизика», книга VI (Е), глава 1). Теоретическим мы называем познающий или созерцательный ум, прямо не связанный с какой бы то ни было деятельностью. Это ум, который «не мыслит ничего относящегося к деятельности и не говорит о том, чего следует избегать или добиваться» (Аристотель. «О душе», книга III, глава 9). Жизнь теоретика – это вершина мудрости и счастья (Аристотель. «Никомахова этика», книга Х, главы 7–8), это жизнь созерцателя. Она является одновременно и деятельной («деятельностью ума»), и исполненной радости («радости познания», там же).

 

Теория (Théorie)

 

Современное значение слова «теория» далеко ушло от своего греческого «прародителя» (Theoria). Для нас теория – не столько созерцание, сколько труд, не столько радость познания, сколько мыслительное усилие. Так что же такое теория? Принципиально непротиворечивая совокупность понятий и положений, имеющая целью достижение нового знания или осмысления той или иной части реальной действительности. Если положения теории состоят из аксиом и теорем, перед нами – гипотетико-дедуктивная теория. Если они представляют собой верифицируемые или фальсифицируемые гипотезы, речь идет об индуктивной, или экспериментальной, теории. И в том и в другом случае теория носит абстрактный характер. Что, разумеется, не значит, будто теория напрочь оторвана от практики. Напротив, как подчеркивает Альтюссер, в теории необходимо видеть «специфическую форму практики, так же принадлежащую к сложному единству “социальной практики” определенного человеческого общества». Вот почему мы говорим о теоретической практике: «Теоретическая практика подпадает под общее определение практики [как процесс трансформации]. Она работает с материалом (представлениями, понятиями, фактами), который дают другие практики», будь то «эмпирические», «технические» или «идеологические», преобразуя их («За Маркса», VI, 1).

 

Theoria

 

Греческое слово, в дословном переводе означающее «видение» или «созерцание». Вопреки распространенному заблуждению, этимология слова «теория» связана не с «видением Бога» (по-гречески theos), а с простым созерцанием (oros означает «созерцатель») какой-либо картины (thea – от этого же корня происходит современное слово «театр»). Тем не менее первоначально под этими «картинами» подразумевался либо оракул, либо другое религиозное действо, так что своим происхождением слово, скорее всего, в какой-то мере все же обязано религии. Уже у Платона встречается упоминание о созерцании Идей, но «прославил» его, конечно, Аристотель, обозначивший с его помощью чисто интеллектуальную деятельность, вершиной которой являются счастье и добродетель: по его мнению, созерцательная деятельность, то есть «радость познания», это «высшее счастье человека» («Никомахова этика», книга Х, глава 7) и единственно возможная божественная деятельность (там же, книга Х, глава 8).

 

Теория Предопределения (Prédéterminisme)

 

Фаталистический детерминизм (Эпикур называл его «судьбой физиков»). Причиной настоящего является прошлое, причиной будущего – настоящее, так что все и всегда предначертано заранее. Теория предопределения – растянутый во времени, ожиревший детерминизм. На мой взгляд, она обессмысливает понятие каузальности. Если существует только настоящее (частью которого мы являемся), то только оно может быть причиной и следствием. Каким же образом прошлое, которого больше нет, может управлять будущим, которого еще нет? И каким образом то и другое может распоряжаться настоящим, которое и есть все? Нет, все-таки демон Лапласа – не более чем дурной сон.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: