При анализе используются методы статистических и экспертных оценок.
Основным учетным и отчетным документом является сопроводительный лист ССМП с талоном к нему (УФ 114/у), отчет ССМП – УФ № 40
Все показатели деятельности учреждения СМП
могут быть объединены в 5групп
Показатели обеспеченности
- обеспечение отдельными выездными бригадами на 1000 жителей.
Рассчитывают показатели обеспечения по виду, типу, и профилям бригад, т.е. обесп. врач, фельдшер линейными и специальным бригадам.
- обеспеченность населения телефонной связью по вызову 03 (‰). ССМП должна быть обеспечена городской телефонной связью из расчета 2 ввода 03 на 100 тыс. населения;
- обеспеченность радиосвязью машин СМП (%)
- обеспеченность станции санитарным автотранспортом (на 1000 жителей). Для ССМП 1 санитарный автотранспорт с населением на 10 тыс. жителей.
2. Показатели объема деятельности ССМП или отд.
- нуждаемость населения в СМП. При этом рассчитывают уровень обращаемости населения на 1000 жителей.
- структура нуждаемости в СМП по этапам (на дому, в производстве, в пути, в общественных местах и т.д.) (в %)
- охват больных СМП на отдельных этапах (в %)
- загруженность одной бригады за сутки и за год (среднее кол-во выездов).
Среднесуточная нагрузка на 1 бригаду – 13,3вызовов (2003)
3. Показатель оперативности Время ожидания начала обслуживания – 18 мин.(2003)
- своевременное оказание экстренной медицинской помощи на данном этапе т.е. удельный вес выездов с опозданием (в %). Анализ выездов с опозданием проводится по временным интервалом от 5 до 15′,16 - 30′,позднее 1 часа. А также этот показатель распределяется по классам, группам, отдельным нозологическим формам заболеваний, по времени суток, днями недели, месяцам, периодам года.
|
Анализ позволяет определить необходимые мероприятия по своевременности оказания медицинской помощи:
- среднее время (t) затрачиваемое бригадой на 1 выезд
- среднее t затраты бригады на следование к месту случая, оказание медицинской помощи, на госпитализацию.
- среднее t выполнения одного вызова и по этапам, t определяется для каждого вида и профиля бригад.
Зная уровень и структуру обращаемости и среднее время выполнения 1 выезда можно определить потребность в выездных бригадах с учетом их специализации
- средний радиус (r) обслуживания (км)
- ср. километраж на 1 вызов
4. Показатели адекватности – соотношение адекватности достигнутых результатов затраченных средств.
- частота непрофильных выездов (на 100 выездов). При этом учитывается выезда к больным, помощь которым должна оказываться АПУ. Данный показатель косвенно характеризует качество работы АП звена.
- профильность работы бригад по их специализациям (на 100 выездов)
- частота отказов, рассчитывается на 100 обращений на ССМП
- частота безрезультатных выездов (на 100 обслуживающих выездов)
- структура безрезультатных выездов (ложные, практически здорова, если не найден адрес, смерть до прибытия СМП, отказ от МП, обслуживание больных до приезда СМП, алкогольное опьянение без показаний для МП, хозяйственное и другие перевозки).
- занятость специализированной бригады по профилям (%) - это удельный вес t, отработанного специализированной бригады по своему профилю в общем времени работы бригады по плану. Для оценки этого показателя необходимо учитывать причины, по которым специализированные бригаы не были заняты по профилю.
|
Показатели качества СМП
- удельный вес вызовов, выполненных врачебными, фельдшерскими бригадами (%)
- удельный вес вызова, выполненных специализированными бригадами (в % к числу вызовов выполненных врачебными бригадами.
- летальность на догоспитальном этапе, как в целом, так и по классам больными, по отделениям нозологическим группам, по полу, возрасту (%)
- качество диагностики на доклиническом этапе (% расхождения диагноза бригады СМП с заключительным диагнозом стационара): % гипердиагностики бригад СМП Расхождение диагнозов со стационаром – 4,1 % (2003) в динамике снижается;
- суммарный % гипер- и гиподиагностики на догоспитальном этапе. Качество догоспитальной диагностики изучается по отдельным назологическим формам. При этом используется дополнительная учетно-оперативная документация «Журнал учета приема больных и отказа от госпитализации» 0,01/у, медицинская карта стационарного больного, карта выбывания из стационара и др.
- показатели качества лечения экстренных больных на догоспитальном этапе (на 100 больных). Своевременное оказание МП, полнота проводимого лечения, адекватность лечения. Оценка проводится соответственными специалистами (хирург, травматолог, кардиолог), выборочно по профилю
– повторность выезда (удельный вес повторных в течение суток вызовов по 03). Анализ повторных вызовов проводится за квартал, полугодия, год по отдельным бригадам, по врачам, фельдшерам, по нозологическим формам и др.
|
ИПО
Уровень обращаемости - за последние 20 лет отмечается увеличение потока вызовов.
Какие факторы?
1.Неуправляемые
2. Управляемые
1. Неуправляемые – дают спонтанное повышение вызовов, на это влияет демографическая ситуация, тип патологии, тип населенных пунктов, климат.
Ø Демографическое постарение населения. У лиц старше 60 лет уровень вызовов в 3-5 раз выше, чем у остального населения за счет высокой заболеваемости (2 раза выше по сравнению с 40 летними, мультиморбидность (наличие нескольких заболеваний: у 55-60 % имеются 3 заболевания), атипическое течение заболеваний, на фоне изменой активности, мобильности больного.
Ø Если доля населения больше 60 лет превышает 20%, то 2/3 объема вызовов скорой медицинской помощи падает на данный контингент.
Ø Перекос между мужским и женским населением. У женщин гипертоническая болезнь чаще.
Ø 80 % вызовов СМП– это терапевтические заболевания, притом хронические заболевания. Доля хронических заболеваний ¼ до ¾ всех вызовов. Скорая обслуживает в 4 раза больше хронических заболеваний, чем поликлиника (больные с бронхиальной астмой чаще обращаются в СМП, чем в поликлинику.
1. патология органов кровообращения - 42,50%
- Гипертония
- Стенокардия
- Нарушение ритма
2. патология органов дыхания- бронхиальная астма
Пневмония
Нарушение дыхательных путей при ОРЗ и гриппе (дети) 11-23%
3. Пищеварение – синдром острого живота:
холецистит, язвенная болезнь - 11-22%
4. Травмы.
Ø Тип населенного пункта – в городах с миллионным населением возрастает доля ССС заболеваний, травм и бронхиальной астмы, гиподинамии, астенических неврозов и психологических расстройств. В некоторых городах с высокой плотностью населения и социальной неоднородностью населения возникают стрессовые ситуации - психический дискомфорт, психическое отчуждение.
Ø Климат, сезонность - в холодное время вызовов больше, т.к. частая декомпенсация заболеваний за счет простудных заболеваний, метеоусловий, кроме этого метеоусловия влияют на ССС..
2. Управляемые факторы
1. Уровень санитарной грамотности населения
2. Качество работы поликлинической службы
3. Политика здравоохранения в области скорой медицинской помощи – вызовы поступают в часы работы поликлиники.
Непрофильные вызовы. С точки зрения скорой, уровень непрофильных обращений от 24 до 64% и спец. бригад - 16%
1. Уровень санитарной грамотности.
Ø У большинства населения неверное представление о функции скорой: 78% повторно обращается, говоря, что они повторяют вызов, чтобы быть под контролем квалифицированных врачей: 30% не имеют представления о задачах скорой.
Ø Не умеют оказывать само- и взаимопомощь. У нас низкая медицинская активность особенно у лиц с высшим образованием и у молодых. 78% кардиологических больных молодого возраста не вызывают врачей (у больных, госпитализированных стенокардией в течение месяца не взывали врача).
Ø Мнение о том, что можно самостоятельно купировать, не знали об осложнениях, и стресс.
2. Фактор качества работы поликлиники
Скорая помощь – зеркало работы участковой службы. Установлен обратный процесс в работе поликлиники и скорой.
Выражается в колебаниях недельной и суточной обращаемости. Вызов на скорую в выходные дни 10-36% и в понедельник участки загружены. Суточная обращаемость - до 40% всех вызовов от 18 до 20 часов. Так как прекращается вызов на дом из поликлиники, а заболеваемость растет вечером.
Доведение информации, что врача поликлиники можно вызвать вечером. Если больной не знает, то он 1,5 раза больше вызывает СМП.
На часы работы поликлиники 50-75% вызовов скорой в течение дня.
Второй фактор качество работы поликлиники:
- отсутствие систематического лечения в поликлинике. 42% диспансерных больных обращаются на скорую.
- многие отмечают, что низкое качество диспансеризации заставляет обращаться за скорой.
- низкая квалификация участкового врача.
Дорогие лекарства. 20% вызовов скорой, чтобы не ходить в аптеку.
40% больных как средство госпитализации.