Потребности в сырье, материалах следует соотнести с динамикой развития соответствующего сырьевого рынка.




МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГОУ ВПО «ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

 

М.А. Санович

И.В. Маракулина

Н.М. Кряжева

Л.А.Фуфачева

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЮ

 

для студентов очной и заочной форм обучения по специальности

080502 – Экономика и управление на предприятии (в АП)

 

 

КИРОВ 2011


УДК 338.27

ББК 65.9(2)23

 

Санович МА., Маракулина И.В., Кряжева Н.М., Фуфачева Л.А. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта для студентов очной и заочной форм обучения экономического факультета специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в АП)» - Киров: Вятская ГСХА, 2011.- 58с.

 

Рецензенты: заведующий кафедрой менеджмента,

доцент, к.э.н. Кытманов А.Л.

заведующий кафедрой организации производства и предпринимательства, доцент, к.э.н. Полушина И.С.

 

 

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены методической комиссией экономического факультета Вятской государственной сельскохозяйственной академии (протокол №6/2010-11 от 6 июня 2011г.)

 

 

 

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта для студентов очной и заочной форм обучения экономического факультета специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в АП)» окажут существенную помощь в организации самостоятельной работы студентов и написании курсового проекта

 

 

© Вятская государственная сельскохозяйственная академия, 2011

© Санович М.А., Маракулина И.В., Кряжева Н.М., Фуфачева Л.А., 2011


СОДЕРЖАНИЕ

   
Введение  
Понятие и функции бизнес-плана  
Примерный состав разделов бизнес-плана 1. Резюме 2. Исследование и анализ рынка 3. Существо предлагаемого проекта 4. Производственный план 5. План маркетинга 6. Организационный план 7. Правовое обеспечение деятельности фирмы 8. Оценка риска 9. Финансовый план 10. Стратегия финансирования  
Список использованной литературы  
Приложения  

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Курсовой проект является формой контроля, позволяющей установить объем знаний студента, его умения и навыки самостоятельной практической работы по конкретной теме в рамках отдельной дисциплины. Особенность курсовой работы по бизнес-планированию - необходимость обобщения знаний по целому ряду предметов: маркетингу, ценообразованию, анализу хозяйственной деятельности, организации и планированию производства, финансовому менеджменту, риск-менеджменту, оценке эффективности инвестиций. При выполнении данной работы студент должен самостоятельно составить бизнес-проект, используя все накопленные за период обучения знания, и обосновать его эффективность. Приобретенный в результате написания работы практический опыт послужит в дальнейшем основой для разработки мероприятий по совершенствованию бизнеса в рамках дипломного проектирования.

Курсовая работа должна включать в себя следующие элементы:

- титульный лист,

- содержание,

- разделы бизнес-плана,

- список использованной литературы,

- приложения.

Выбор темы в рамках курсовой работы может быть определен по следующим направлениям:

1. Совершенствование деятельности существующего предприятия.

1.1. Совершенствование технологии производства, смена оборудования. В этом случае обосновывается необходимая величина капитальных вложений в приобретение нового оборудования (технологии), изменение текущих затрат по эксплуатации нового оборудования (технологии) в сравнении с существующим и рассчитывается дополнительная прибыль (уменьшение убытка) предприятия от использования нового оборудования (технологии);

1.2. Совершенствование структуры управления предприятием и кадровой политики. Обосновывается необходимость предлагаемых изменений, затраты на реорганизацию структуры управления или совершенствование кадровой политики и отражается дополнительная прибыль (уменьшение убытка) от нововведений;

1.3. Совершенствование ассортимента. В данном направлении нужно учитывать достигнутый уровень использования производственных мощностей. При 100% загрузке мощностей возможны лишь замена одного наименования продукции другим или расширение мощностей. При неполном использовании мощностей предприятия возможно простое расширение ассортимента. В любом случае нужно обосновать изменение ассортимента с точки зрения потребительского спроса и его эффективности для предприятия, рассчитать дополнительный доход предприятия за счет изменения ассортимента;

1.4. Развитие новых направлений деятельности фирмы. Обосновывается выбор нового вида деятельности с точки зрения потребительского спроса и прибыльности для предприятия, объем капитальных вложений и текущие затраты по ведению нового вида бизнеса, дополнительный доход предприятия.

2. Создание нового предприятия. Обосновывается выбор вида деятельности, организационно-правовая форма и форма собственности, оценивается рынок сбыта и конкуренты, определяется потребность в ресурсах, выручка и прибыль предприятия.

 


ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

Бизнес-план - это перспективный план фирмы, связанный с оценкой перспектив бизнеса и/или привлечением финансовых средств. Бизнес-план составляется при создании новых предприятий, смене направления деятельности, вхождении в новый этап развития, а также просто для того, чтобы хорошо представлять себе перспективу развития. Таким образом, бизнес-план выполняет четыре функции:

1) первая функция связана с возможностью его использования для разработки концепции, стратегии бизнеса;

2) вторая – функция планирования. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы развития фирмы;

3) третья функция позволяет привлекать денежные средства (ссуды и кредиты);

4) четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов фирмы потенциальных партнеров.

При выполнении курсового проекта следует придерживаться следующего плана:

1. РЕЗЮМЕ

2. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЫНКА

3. СУЩЕСТВО ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА

4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

5. ПЛАН МАРКЕТИНГА

6. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

8. ОЦЕНКА РИСКА

9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

10. СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ


ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

1. РЕЗЮМЕ

 

Пишется, как правило, после составления плана. Должно быть кратким и вызывать интерес у потенциального инвестора. В резюме необходимо осветить следующие моменты:

1) основные цели фирмы, стратегию и мероприятия по достижению целей, в том числе предлагаемые в данном бизнес-плане;

2) данные о создании и регистрации фирмы (для вновь создаваемых предприятий), контактные телефоны руководства фирмы;

3) характерные условия работы фирмы (сложившийся рынок сбыта, особенности производственной и коммерческой деятельности);

4) конкурентные преимущества, в том числе приобретаемые в рамках осуществления данного бизнес-плана;

5) прогноз объема продаж;

6) ожидаемая выручка от продаж;

7) планируемые затраты на производство и осуществление проекта;

8) ожидаемая чистая прибыль;

9) необходимый объем средств и источники финансирования, соотношение собственных и заемных средств, объем кредита, процентная ставка, график возврата кредита;

10) уровень прибыльности инвестиций (для инвестиционных проектов);

11) срок окупаемости инвестиций (для инвестиционных проектов).

Объем раздела 1-3 страницы.

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЫНКА

 

Очень важно преподнести идею нового предприятия в контексте состояния дел в отрасли. При этом необходимо определить рынки, на которых предполагается работать (география рынков). Нужно также определить главный для предприятия сегмент рынка (по продукции и потребителям) и его местонахождение. Примерный перечень вопросов:

1) динамика продаж по отрасли за последние несколько лет;

2) ожидаемые темпы прироста продаж по отрасли;

3) количество новых фирм, новых видов продукции в отрасли за последние годы;

4) потенциальные конкуренты, динамика продаж, сильные и слабые стороны;

5) конкурентные преимущества фирмы;

6) потенциальные потребители, отличия потенциальных потребителей от потребителей конкурентов фирмы;

7) факторы, влияющие на спрос на каждом сегменте рынка;

8) перспективы изменения потребностей, реакция рынка на новый товар.

Предложения, излагаемые в бизнес-плане, особенно требующие долгосрочных капитальных вложений, должны быть увязаны с перспективами развития отрасли. Если отрасль, в которой функционирует предприятие, находится в стадии кризиса, спада производства и спроса, то вкладывать средства на длительный период в такие проекты нецелесообразно. В этом случае, как правило, рассматривается вариант открытия нового вида бизнеса и обосновывается перспективность выбранной новой отрасли.

Динамику продаж по отрасли, темпы её развития можно определить по статистическим данным и публикациям в периодической печати, при этом по тексту следует сделать ссылку на источник информации. Количество новых фирм и новых товаров также выявляется с помощью статистики, данных периодической печати, составляемых фирмой отчетов по анализу конкурентов, рекламной информации.

При анализе конкурентного окружения следует отметить примерное общее число конкурентов, модель рынка, на котором действует фирма (монополия, олигополия, совершенная или монополистическая конкуренция), а также привести характеристику наиболее сильных конкурентов.

Результаты анализа сводятся в таблицу.

 

 

Таблица 1 - Сравнительная характеристика товаров конкурентов

Характеристики товара Наименования конкурентов
     
Цена      
Дизайн      
Качество      
Формы сбыта (прямая доставка, торговые представители, оптовые посредники и др.)      
Интенсивность и привлекательность рекламы и т.п.      

 

По данным проведенного анализа формулируется вывод о сильных и слабых сторонах конкурентов и определяются преимущества фирмы.

Далее необходимо определить потенциальных потребителей товара, их количество и предъявляемые требования. Здесь оценивается емкость рынка данного товара и предполагаемая доля рынка фирмы.

Емкость рынка – это потенциальный или реальный объем продаж определенного товара на определенной территории (город, район, область) в течение определенного периода времени (месяц, год).

Методы оценки емкости рынка:

1) на основе структурных характеристик рынка:

Е = П – Э + И + (Он – Ок) + (Зн – Зк),

где П – объем производства продукции на данной территории;

Э – экспорт за пределы территории;

И – импорт;

Он, Ок – остатки продукции на начало и конец периода;

Зн, Зк – государственные запасы на начало и конец периода.

2) на основе норм потребления:

Е = Н * Ч,

где Н – норма потребления товара на одного жителя;

Ч – численность населения данной территории.

В качестве нормы потребления в данном расчете могут быть приняты:

- рациональные нормы потребления;

- минимальные нормы потребления, установленные законом «О минимальном продовольственном наборе»;

- фактически сложившиеся нормы потребления по данным статистики (см. приложение А).

3) на основе частоты покупок и стандартных норм расходования товара (применяется для товаров, расходуемых постепенно: зубная паста, стиральный порошок и т.п.):

Е = Р * Т * Ч,

где Р – стандартная разовая норма потребления товара;

Т – частота потребления за период;

Ч – численность потребителей.

4) на основе коэффициентов приведения объемов продаж (применяется, если известна емкость другого географического рынка данного товара):

Е = Еи * К1 * К2 * К3,

где Еи – емкость известного рынка;

К – коэффициенты приведения.

Наиболее часто используются коэффициенты приведения по численности населения, по доходам и коэффициент урбанизации. В этом случае формула выглядит следующим образом:

Е = Еи * (Ч / Чи) * (Д / Ди) * Ку,

где Ч – численность населения нового рынка;

Чи – численность населения известного рынка;

Д – среднедушевые доходы населения нового рынка;

Ди – среднедушевые доходы населения известного рынка;

Ку – коэффициент урбанизации, равный отношению числа крупных городов (с населением более 300 тыс. чел.) в регионе к общему числу городов в регионе.

Емкость рынка является верхним пределом объема продаж товара, который может быть запланирован в бизнес-проекте. При этом нужно учитывать, что фирма, как правило, не может претендовать на весь рынок в связи с наличием конкурентов. Поэтому для оценки возможного объема продаж необходимо определить долю рынка фирмы. Это может быть:

- фактически достигнутый фирмой показатель;

- доля, рассчитанная исходя из объема неудовлетворенного спроса покупателей, который можно выявить с помощью рыночных исследований (опросов экспертов или потребителей);

- доля, рассчитанная делением емкости рынка на общее число равных по силе конкурентов.

Оценив потенциальную емкость и долю рынка фирмы, можно спрогнозировать объем продаж на период составления бизнес-проекта. При этом необходимо кроме рыночных показателей учитывать производственные возможности фирмы (производственные мощности и степень их использования, возможность приобрести необходимое количество сырья и т.п.).

Методы прогнозирования величины продаж:

а) методы экспертных оценок, основанные на мнении специалистов предприятия;

б) методы экстраполяции, то есть выявление зависимости объема продаж фирмы от фактора времени. При этом необходимо помнить, что данный метод применим только при краткосрочном прогнозировании;

в) методы корреляционно-регрессионного анализа, основанные на выявлении зависимости объема продаж от уровня цен, изменения доходов потребителей, совершенствования обслуживания покупателей и т.п.;

г) по доле рынка предприятия:

ОП = Еф * ИР * Д / 100,

где ОП – прогнозный объем продаж фирмы;

Еф – фактическая емкость рынка в отчетном году;

ИР – среднегодовой индекс роста емкости рынка;

Д – планируемая доля рынка фирмы, в %.

д) на основе конечного использования продукта. Предприятия, производящие сырье и продукцию производственного назначения, могут оценить потенциальный объем продаж на основе динамики спроса на конечную продукцию, изготавливаемую из их сырья. При росте спроса на конечную продукцию растет спрос и на сырье для её производства.

 

3. СУЩЕСТВО ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА

 

Излагается суть предлагаемого проекта. На основе данных анализа отрасли и выявленных при этом проблем предлагается возможный вариант их решения, выгодный для предприятия.

Описывается планируемая к производству продукция. Выбор конкурентоспособных видов продукции может производиться:

- с использованием кривых жизненного цикла товара;

- портфельного анализа (матрица Бостонской консалтинговой группы);

- экспертных оценок конкурентоспособности.

Основные вопросы:

1) товар и его описание, включая сведения о патентной защите;

2) потребности, которые удовлетворяет товар;

3) регулярность покупок (товар повседневного спроса, товар длительного пользования);

4) насколько изменчив спрос на товар, жизненный цикл товара;

5) насколько товар отвечает требованиям закона, ГОСТов;

6) на каких рынках будет продаваться товар;

7) почему потребители отдают предпочтение данному товару;

8) основные преимущества и недостатки товара с точки зрения потребителя.

 

4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

 

Основные вопросы:

1) описание производственного процесса (представить в виде схемы);

2) необходимое оборудование;

3) необходимое сырье, материалы;

4) поставщики;

5) потребность в персонале;

6) себестоимость производимого продукта;

7) система охраны окружающей среды и утилизации отходов.

Целью данного раздела является обоснование затрат, связанных с осуществлением проекта и производством продукции. Для того чтобы обосновать величину расходов, необходимо определить потребность в оборудовании, сырье, персонале, которая вытекает из описания технологического процесса. Таким образом, начинать данный раздел следует с изложения этапов производственного цикла. При этом нужно описывать не всю технологию подробно, а только основные её элементы, необходимые для обоснования потребности (или её отсутствия) в приобретении дополнительных производственных ресурсов. Источником информации для описания технологического процесса может служить учебная литература, публикации в научных журналах, данные предприятия. Потребность в основных фондах можно отразить в следующей таблице.

Таблица 2 - Потребность в основных фондах

Виды основных фондов Потребность в основных фондах по годам реализации проекта, руб.
      n
действующие общая потребность прирост основных фондов
1. Здания, сооружения производственного назначения 2. Рабочие машины и оборудование 3. Транспортные средства 4. Прочие            
ИТОГО            

 

При приобретении оборудования следует изучить его совместимость с имеющимся оборудованием (техникой).

Рассмотрев технологию, предлагаемые изменения и дополнительные потребности в оборудовании и сырье, можно привести обоснование выбора поставщиков по следующей схеме (см. таблицу 3).

 

Таблица 3 - Сравнительная характеристика поставщиков сырья (оборудования)

Показатели Поставщики
     
Удаленность (адрес)      
Цена сырья (оборудования)      
Качественные характеристики сырья (оборудования)      
Расходы на доставку (монтаж, пусконаладочные работы)      
Гарантийное обслуживание      
Наличие скидок с цены      
Условия оплаты (кредит, предоплата) и т.п.      

 

Данные о возможных поставщиках можно получить на предприятии, а также из рекламно-информационных материалов и средств массовой информации.

Потребность в персонале может быть определена следующим образом:

а) по данным паспорта оборудования, где обычно указывается необходимая численность обслуживающих агрегат работников;

б) с учетом трудоемкости производственной программы:

Ч = ОП * Т / Ф,

где Ч – необходимая численность работников, чел.

ОП – плановый объем производства продукции, ед.

Т – трудоемкость производства единицы продукции, чел-дней / ед.

Ф – годовой фонд рабочего времени одного работника, дней;

в) по данным аналогичных предприятий.

Определяя число работников, необходимо предусмотреть совмещение должностей и повышение производительности труда, что повлечет уменьшение потребности в персонале. Однако предложения не должны противоречить действующим законодательным и нормативным актам в сфере трудового законодательства, а для повышения производительности труда необходимо предложить систему стимулирования.

Расчет себестоимости предлагаемого к производству продукта производится по статьям затрат. Перечень статей затрат можно узнать на предприятии. Он определяется отраслевыми методическими рекомендациями по планированию и калькулированию себестоимости единицы продукции (см. приложение Б). Если в бизнес-проекте обосновывается новый вид деятельности, по которому нет данных на предприятии, можно воспользоваться классификацией расходов, приведенной в 25 главе Налогового кодекса:

Статья 253. Пункт 2. Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

 

Планирование материальных затрат

К материальным относятся затраты на приобретение сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, воды и энергии на технологические цели, приобретение услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями и структурными подразделениями предприятия.

Для планирования величины материальных затрат необходимо знать нормы расхода сырья на единицу продукции, плановый объем производства, цену единицы сырья. Расчет величины материальных затрат целесообразно проводить в таблице.

Таблица 4 - Расчет потребности в сырье и материалах на производство продукции

Наименование сырья Норма расхода на единицу продукции Цена единицы сырья, руб. Стоимость сырья, руб.
1.      
2.      
3.      
Итого на единицу продукции х х  

 

 

Виды, цены и нормы расхода сырья, необходимого для производства планируемой продукции, можно узнать на предприятии, в сборниках рецептур или из публикаций в периодической печати.

Определяя потребности в сырье и материале необходимо предусмотреть их потери. Для этого разработаны нормы естественной убыли (см. приложение В).

Потребности в сырье, материалах следует соотнести с динамикой развития соответствующего сырьевого рынка.

Планирование расходов на оплату труда

К расходам на оплату труда относятся любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие, компенсационные начисления и надбавки, премии, а также суммы взносов работодателей по договорам обязательного социального страхования.

Для планирования расходов на оплату труда нужно знать дополнительную потребность в персонале, связанную с реализацией проекта, ставки заработной платы, плановый объем производства (при сдельной форме оплаты) или плановый фонд рабочего времени (при повременной форме оплаты), а также налоговые ставки (см. Приложение Г). Расчет целесообразно провести в таблице.

Для администрации предприятия в соответствии с должностью и квалификацией работника устанавливаются должностные оклады. На основе должностных окладов производится, как правило, оплата труда руководителей и специалистов.

Таблица 5 - Расчет потребности в персонале и расходов на оплату труда

Категории работников Потребность, чел. Объем производства (фонд рабочего времени) 1 работника за период (месяц, год) Сдельная расценка за единицу продукции (тарифная ставка за единицу отработанного времени), руб. Сумма заработной платы, руб.   Доплаты, премии, руб. Районный коэффициент, руб. Оплата отпуска, руб. Фонд оплаты труда, руб. Страховые взносы, руб. Итого фонд оплаты труда со страховыми взносами, руб.
1. Рабочие основного производства 2. Рабочие вспомогательного производства 3. Специалисты и служащие                    
ИТОГО за период     х              
ИТОГО на единицу продукции х х х х х          

 

Планирование величины амортизационных отчислений

Для того чтобы спланировать величину амортизационных отчислений, нужно знать первоначальную стоимость амортизируемого имущества и норму амортизации. Эту информацию можно получить в бухгалтерии предприятия или определить самостоятельно по нормативным документам (нормы амортизации) и прайс-листам поставщиков (стоимость вновь приобретаемого оборудования). Расчет величины амортизационных отчислений можно привести в таблице 6.

При планировании величины амортизационных отчислений данные в таблице 6 должны быть увязаны с информацией о вводимых в действие основных фондах (см. таблицу 2).

Таблица 6 - Расчет величины амортизационных отчислений

Амортизируемое имущество Первоначальная стоимость, руб. Срок хозяйственного использования, лет Сумма амортизации, руб.
1. 2. 3.      
ИТОГО за период   х  
ИТОГО на единицу продукции х х  

 

При этом следует учесть, что амортизацию по имеющемуся оборудованию, участвующему в реализации проекта следует перераспределить, в т.ч. на новую продукцию.

Планирование прочих расходов

К прочим расходам относятся арендные платежи, расходы на командировки, расходы на оплату услуг связи, банковских, аудиторских, юридических услуг, расходы на рекламу, представительские расходы, расходы обслуживающих производств и хозяйств, суммы налогов и сборов, относимых на себестоимость (транспортный налог, платежи за пользование природными ресурсами, местные налоги). Если перечисленные виды расходов занимают небольшой удельный вес в структуре себестоимости, их величину можно спланировать по данным прошлых лет или аналогичных предприятий в процентах от известных расходов. Возможно также детальное планирование всех перечисленных видов расходов по данным заключенных договоров на обслуживание и данным бухгалтерии предприятия.

Выполнив все перечисленные расчеты, можно спланировать общую величину производственной себестоимости продукции (см. таблицу 7).

Таблица 7 - Калькуляция себестоимости единицы продукции, руб.

  Расходы Себестоимость   Примечание
за период на единицу продукции
1. Материальные расходы     Таблица 4
2. Расходы на оплату труда со страховыми взносами     Таблица 5
3. Амортизационные отчисления     Таблица 6  
4. Прочие расходы     В % от (стр.1+стр.2+стр.3)
ИТОГО      

В некоторых случаях для удобства расчета целесообразнее использовать классификацию затрат по статьям (см. Приложение Б).

Если предприятие производит или собирается производить несколько видов продукции, то необходимо распределить косвенные затраты, которые не могут быть включены непосредственно в себестоимость каждого вида продукции. Следовательно, подлежат распределению в соответствии с тем или иным принципом (затраты, которые относятся к возделыванию многих культур, содержанию многих технологических групп животных и т. д.). Состав косвенных затрат определяется применяемой технологией и организацией процесса производства.

Коммерческая себестоимость планируется по данным раздела «План маркетинга» с учетом выбранных каналов сбыта, стоимости предлагаемой рекламной кампании и т.д.

 

5. ПЛАН МАРКЕТИНГА

 

Содержит информацию о ценах, каналах распределения, кампании по стимулированию сбыта, об организации послепродажного обслуживания.

А) Возможная цена может определяться исходя из:

-себестоимости продукции;

-цены конкурентов;

-уникальных достоинств товара;

-цены, определяемой спросом на данный товар.

Методы ценообразования:

1) «средние издержки + прибыль»

Ц = С + С * УР / 100,

где С – себестоимость единицы продукции, руб;

УР – уровень рентабельности, %.

 

2) «на основе анализа безубыточности и получения целевой прибыли»

 

ЦП + П

Ц = ИП + -----------------,

ОП

где ИП – переменные издержки на единицу продукции, руб;

ЦП – целевая прибыль за период, руб;

П – постоянные затраты за период, руб;

ОП – объем продаж за период, единиц.

 

3) «на уровне текущих рыночных цен»

Пн

Ц = Цк * ---------,

Пк

где Цк – цена товара конкурента, руб;

Пн – характеристика параметров нового товара;

Пк – характеристика параметров товара конкурента.

 

В данном разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

1) основные подходы фирмы к ценообразованию;

2) насколько цена отражает издержки, спрос, конкурентоспособность товара;

3) может ли фирма при таких ценах контролировать рынок;

4) соответствие цены имиджу фирмы;

5) отношение покупателей и посредников к цене;

6) эластичность спроса по цене.

Б) Анализ схемы распространения товаров включает следующие вопросы:

1) каналы реализации;

2) оптимальная схема транспортировки товара;

3) оптимальное расположение склада и магазина;

4) оптимальный запас товара на складе.

В) Планирование кампании по стимулированию сбыта включает следующие вопросы:

1) использование фирменного стиля, товарного знака;

2) зависимость оплаты труда работников службы сбыта от объемов продаж;

3) цели рекламы, бюджет рекламы;

4) используемые средства массовой информации (учитывается охват аудитории и стоимость рекламы);

5) оценка эффективности рекламы.

Г) Оценивая систему организации послепродажного обслуживания клиентов, необходимо осветить следующие вопросы:

1) условия гарантийного и послегарантийного обслуживания;

2) предоставляемый круг услуг в каждом из видов послепродажного обслуживания;

3) структура и месторасположение сервисных подразделений.

 

6. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

 

Этот раздел особенно важен для новых фирм. Предпринимателю необходимо обратить внимание на правовое обоснование той организационно-правовой формы, в которой он предполагает вести бизнес.

Основные вопросы:

1) дата создания и регистрации фирмы;

2) учредительные документы;

3) форма собственности;

4) наиболее значимые пайщики (акционеры) фирмы;

5) законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность фирмы.

 

7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

В данном разделе приводится информация, характеризующая организационную структуру фирмы, сведения о персонале, а также этапы реализации проекта. Все данные можно разбить на следующие группы:

А) Организационная структура фирмы:

· состав подразделений и их функции;

· организация, координирование и взаимодействие служб и подразделений фирмы;

· структура управления и др.

Б) Работники, не связанные с управлением:

· потребность в кадрах по профессиям;

· квалификационные требования;

· форма привлечения к труду;

· размер заработной платы по профессиям;

· дополнительные материальные льготы для сотрудников (страхование за счет фирмы, дотации на питание и т.п.);

· режим труда на предприятии.

Эту информацию можно представить в таблице:

Таблица 8 - Квалификационные требования к сотрудникам

Профессия Описание выполняемой работы Форма привлечения к труду Уровень квалификации Средняя заработная плата
         

 

Данные таблицы 8 должны быть увязаны с информацией, приведенной в таблице 5.

В) Управленческий персонал.

При описании управленческих кадров помимо части вопросов из предыдущей группы необходимо дополнительно указать:

· общие сведения об управленческом персонале (возраст, образование, опыт работы, владение акциями фирмы, права, обязанности);

· систему стимулирования труда управленческих работников.

Г) Кадровая политика фирмы:

· принципы отбора сотрудников;

· принципы найма;

· выбор метода и периодичности оценки качества работы сотрудников.

Д) Этапы реализации проекта.

График реализации проекта может быть представлен в следующей форме (табл. 9, прил.Г)

Таблица 9 – График реализации проекта

Период (год, кв.) Этапы реализации проекта    
           
             
             

 

Следует указать даты начала и окончания этапов.

 

8. ОЦЕНКА РИСКА

 

Очень важно уметь предвидеть трудности и заранее разработать стратегию их преодоления. В данном разделе рассматриваются вопросы:

1) перечень возможных рисков с указанием вероятности возникновения и ожидаемого ущерба (см. Приложение Д);

2) меры по профилактике и нейтрализации рисков;

3) программа страхования рисков.

Под риском понимается «возможность наступления события». В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный, нулевой и положительный.

В экономической литературе выделяются следующие виды потерь.

1) Материальные. Проявляются в непредусмотренных предпринимательским проектом дополнительных затратах или прямых потерях имущества, продукции, сырья, материалов. По отношению к каждому отдельному из перечисленных видов потерь используются свои единицы измерения. Наиболее естественно определять материальные потери в тех же единицах, в которых измеряется количество данного вида материальных ресурсов. Однако свести воедино потери, измеряемые в разных единицах, не представляется возможным, поэтому необходимо материальные потери в физическом измерении перевести в стоимостное выражение путем умножения на цену единицы соответствующего материального ресурса.

2) Трудовые – потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами. В непосредственном измерении трудовые потери выражаются в человеко-часах или просто часах рабочего времени. Перевод трудовых потерь в стоимостное, денежное выражение осуществляется путем умножения трудочасов на стоимость одного часа.

3) Финансовые – это прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов и т.п. Кроме того, финансовые потери могут быть при недополучении или неполучении денежных средств из предусмотренных источников, при невозврате долгов, неоплате покупателем поставленной ему продукции, уменьшении выручки вследствие снижения цен на реализуемые товары и услуги. Особые виды денежного ущерба связаны с инфляцией, изменением валютного курса рубля, дополнительным к узаконенному изъятием средств предприятий в государственный бюджет. Наряду с безвозвратными могут быть и временные финансовые потери, обусловленные замораживанием счетов, несвоевременной выдачей средств, отсрочкой выплаты долгов.

4) Потери времени возникают в том случае, если процесс предпринимательской деятельности идет медленнее, че



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: