Тема 6. Межличностные конфликты.
1.Конфликты в межличностных отношениях.
2. Конфликтные типы личности.
3.Управление конфликтами.
4. Способы разрешения конфликтов. Видеосюжеты «Конфликт» «Общение со сложными клиентами»
Литература.
«Введение в общую теорию конфликтов» Дмитриев А. В., Кудрявцев В.Н.,Кудрявцев С.Н. М., 1993
«Социальный конфликт» Запрудский Ю.Г. Ростов н/Д., 1992.
«Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях» проф.Сперанский В.И. М., 1995
«Психология управления» Самыгин С. И.Ростов на Дону: Изд. «Феникс» 1997
Лилиан Гласс «Вредные люди вокруг нас. Как с ними бороться?»(Серия «Сам себе психолог»).
СПб.: Питер, 2008.
«Экономическая психология » Китов А. И. М., 1997 г.
1.Конфликты в межличностных отношениях
Межличностный конфликт (МК) и его функции. В МК каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые (-) эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают (-) самочувствие.
МК выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как к средству ее разрешения.
Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.
|
Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим исследователи находят у конфликта различные функции. Чаще выделяют в конфликте конструктивные и деструктивные функции.
К конструктивным функциям относят: познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий); функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия); инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий); перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликта связаны с разрушением существующей совместной деятельности; ухудшением или развалом отношений; негативным самочувствием участников; низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
Структура и элементы МК. При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причины конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
|
В КС выявляются субъекты и объект конфликта. К субъектам МК относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица. Объект МК - то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными. Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу. Всякий МК имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъекта в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.
Влияние различий в типах людей на возникновение межличностных конфликтов.
1. Темперамент дается человеку с его рождением и определяет скорость,темп, интенсивность и ритм психических процессов и состояний человека и оказывает существенное влияние на поведение человека в МК. Например, холерика легко вовлечь в КС, а флегматика, наоборот, трудно вывести из себя.
|
2. На поведение людей в возникновении МК влияют различия в характерах людей. Различные предпочтения характеров людей лежат в основе их взаимодействия, и без их учета невозможно разрешить ни одного конфликта. Типология черт характера человека выделяет 4 пары противоположных предпочтений: Экстраверты — Интроверты Сенсорные — Интуитивисты
Логические — Эмоциональные Решающие — Воспринимающие
Каждому типу характера соответствуют четыре из приведенных предпочтений. Т.о., всего получается 16 типов характеров. Характер формируется за счет асимметрии левого и правого полушарий головного мозга к 7 годам и не изменяется радикально в течение всей жизни. Правое полушарие формирует эмоции и подсознательную деятельность, левое — логическую и рассудочную деятельность. Поэтому экстраверты никогда не становятся интровертами, и наоборот. Так же, как левши никогда не становятся правшами, хотя могут научиться более эффективно действовать другой рукой. Только благодаря невероятным усилиям можно преодолеть «свою природу», но только в поведении.
Проблема влияния типов характеров на возникновение МК и их разрешение состоит в том, что люди с противоположными предпочтениями своих типов характеров могут оказаться в ситуации совместного решения одной задачи, и их совместное взаимодействие может оказаться под угрозой. Например, экстраверта и интроверта отличает друг от друга их отношение к внешнему миру. Экстраверты черпают свою энергию из внешнего мира. А интроверты находят эту энергию внутри себя. Они фиксируют интересы на явлениях собственного внутреннего мира, которому придают наивысшую ценность.
МК между экстравертами и интровертами могут возникать из-за различия отношений в решении задач. Экстраверт динамичен, он постоянно говорит, предпочитает обсуждать все вслух. Интроверт же должен все обдумать, прежде чем высказаться. Экстраверт легко переходит к новому повороту при обсуждении проблемы и снова начинает открыто ее обсуждать. Для интроверта всякий поворот обсуждения ставит его в затруднительное положение, ему необходимо время для осмысления. При совместном решении проблемы экстраверт будет постоянно говорить, а интроверт молчать. Это молчание экстраверт может принимать за согласие и навязывать свое решение, с которым может быть в принципе не согласен интроверт, он просто не получил возможности высказаться. Такая ситуация чревата конфликтом. Более того, доминирующее поведение экстраверта при совместном взаимодействии с интровертом может послужить причиной болезни последнего.
Экстраверты, как и интроверты, могут собирать информацию противоположными путями — сенсорным или интуитивным. Люди сенсорного типа собирают информацию, опираясь на свои чувства, им необходимо все увидеть, потрогать, услышать, понюхать. Для них важнее детали и факты и меньше всего то, что они значат. Люди интуитивных предпочтений, получив информацию с помощью органов чувств, интуитивно ищут их опосредованное значение и взаимосвязи между явлениями и внутри их. Интуитивисты ко всему подходят глобально. Любая встреча человека сенсорных предпочтений с интуитивным может обернуться конфликтом.
Люди на основе полученной информации могут по-разному принимать решение. Человек логического типа при принятии решений ориентируется на поставленную цель, его внимание концентрируется на решении задачи. Человек эмоционального типа ориентируется на то, как его решение будет воспринято другими людьми, которых оно касается. Поэтому он не торопится с принятием решений. Если оба типа вынуждены принимать решение вместе, то могут быть столкновения. Но если каждый понимает предпочтения другого, то при взаимодействии они могут дополнять друг друга. Эмоциональные будут сдерживать логических от принятия скоропалительны решений, а те, в свою очередь, не дадут отложить решение на неопределенный срок.
Благополучное, бесконфликтное взаимодействие людей будет иметь большую вероятность, когда они будут уважительно относиться к мнению других. А различные взгляды на одно и то же явление вполне естественны. Недоразумения из-за несовпадения типов характеров начинаются тогда, когда бескомпромиссно отстаиваются только свои собственные предпочтения. Чем лучше люди будут знать,
черты, в первую очередь, своего характера, тем плодотворнее будет их взаимодействие с другими людьми.
3. Уровень личностного развития — еще один фактор, влияющий на возникновение МК.
Личность развивается и совершенствуется в процессе ее социализации, активного усвоения и воспроизводства социального опыта. Проблемы возникают тогда, когда поведение человека определяют только темперамент ичерты характера, а личность не участвует в этом процессе или не в состоянии «совладать с собой».
Одна из авторитетных научных концепций личности — «Я-концепция» — разработана К. Роджерсом. Эта концепция представляет осознанную, неповторимую систему представлений каждого человека о самом себе. Она формируется в процессе самопознания, через самонаблюдение и самоанализ своих поступков, переживаний, мыслей, состояний. В этом процессе происходит определение самого себя, поиски своего места в окружающем мире. «Я-концепция» — это представление о том, как бы человек действовал по отношению к самому себе. Она выступает как то, что он значит для самого себя. «Я-концепция» — это внутренний мир человека, доступный только ему. Она — это представление не только о том, какие мы есть, но и о том, какими мы себя полагаем, какими хотели бы быть. «Я-концепция» содержит в себе собственный идеал, к которому стремится ее носитель. То, как человек себя оценивает, выступает как уровень собственного достоинства. Этот процесс создания «Я-концепции» происходит на протяжении всей жизни — от адаптации в обществе в молодые годы до передачи жизненного опыта в зрелом возрасте.
Необходимость понимания «Я-концепции» заключается в том, что при межличностном взаимодействии люди не всегда поступают адекватно сложившейся ситуации, мотивация их поведения зависит от того, как они видят себя сами. Психологи находят, что самооценка человека, выраженная в «Я-концепции», может быть адекватной, завышенной и заниженной. От этих самооценок зависит и уровень притязаний каждого человека на собственное признание — адекватный, завышенный и заниженный. При адекватной самооценке и адекватных притязаниях у людей больше удач и меньше конфликтных ситуаций при взаимодействии с другими людьми. При завышенной самооценке у человека, намеренно подчеркивающего свое превосходство над другими, как правило, постоянные проблемы с окружающими. Никто не может смириться с пренебрежительным отношением к себе, реакция на такое поведение всегда негативная. Люди с завышенной самооценкой потенциально конфликтны, особенно в ситуациях различного рода поощрений и вознаграждений. У людей с заниженной самооценкой и заниженными притязаниями много неудач, а, следовательно, и переживаний неудач. Поведение человека с заниженными притязаниями формирует у него «комплекс неполноценности», несамостоятельности, зависимости от других.
4. На манипуляторов и актуализаторов делит всех людей Э. Шостром. У актуализаторов меньше проблем с окружающими, с ними легче урегулировать возникшие конфликты.
5. На экстерналов и интерналов делит всех людей Д. Роттер. Экстерналы полагают, что все, что с ними происходит, является результатом действия внешних сил, обстоятельств, случая, других людей и т.п. В своих неудачах они склонны обвинять других, что чревато конфликтными ситуациями при взаимодействии с людьми. Интерналы считают, что все происходящее с ними есть результат собственных усилий. Во всех собственных неудачах обвиняют только себя. Им присущи активная жизненная позиция, независимость, ответственность за свои поступки, МК для них неприемлемы.
6. Различия в таких типах личностей, как «художник» и «мыслитель», также могут оказывать влияние на возникновение МК из-за их различного восприятия действительности и оценки явлений. «Художник» — более общителен, у него преобладают образное мышление и эмоциональное отношение к реальности. «Мыслитель» же будет считать, что эмоции в разговоре или переговорах только мешают делу. При обсуждении какой-либо проблемы «мыслитель» будет требовать доказательств, аргументов и фактов, тогда как для «художника» может быть будет достаточно яркой, образной, эмоциональной речи.
Личностные причины конфликта связаны с наличием в любом конфликте личностных элементов. К ним относятся: основные психологические доминанты поведения личности; черты характера и типы личностей; установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности; неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения; этические ценности. Расхождение этих факторов в реальном поведении и общении человека может стать причиной конфликта, и, таким образом, противоборство между людьми может возникнуть безотносительно к объективным факторам. Хотя очень часто наблюдается взаимодействие между объективными и субъективными причинами конфликта.