Программа психолого-педагогического сопровождения
Подростков «группы риска»
Подростковый возраст является одним из самых сложных в жизни человека. Подросток остро нуждается в принятии и поддержки со стороны взрослых. Он требует отношения к себе, как к личности самостоятельной и индивидуальной.
Проводя мониторинг развития личности подростка (2003-2008 год.) был сделан вывод о том, что для учащихся 12-15 лет нашей школы характерны следующие личностные особенности:
Первое, для подростков характерна неадекватность самооценки. Высоким уровнем самооценки отличается 70-75% детей, что свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.
Второе, 56-64% подростков имеют высокий уровень тревожности, который может провоцировать развитие эмоциональных нарушений и неврозов.
Третье, подросткам характерен инфантилизм (55-63%), который свидетельствует о неумении самостоятельно принимать решение, о безволии.
Четвертое, подростки агрессивны. Около 60% учащихся проявляют ту или иную форму агрессивности.
Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняют процесс адекватного развития личности ребёнка.
С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.
Таким образом, появилась необходимость создания программы психолого- педагогического сопровождения подростков. Программы психологической помощи и поддержки.
Цель программы: эмоционально-личностная коррекция, укрепление психологического здоровья школьников.
Основные задачи программы
Ø Изучение личностных особенностей и черт характера подростков.
Ø Восстановления ощущения ценности собственной личности.
Ø Овладение способами взаимодействиями с самим собой и окружающим миром.
Ø Формирование позитивной моральной позиции.
Ø Осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.
Ø Первичная профориентация.
Ø Развитие компетентности в социальном функционировании.
Программа реализуется по четвертям
1 четверть Изучение индивидуальных особенностей подростков.
Диагностика личностного и интеллектуального развития.
2 четверть: Индивидуальная работа.
Поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы
поддержки и формирование проекции на будущее.
3 четверть: Групповая работа.
Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир
вокруг меня»
4 четверть: Психодиагностический мониторинг
Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста.
Особенности детей «группы риска»
ü Наличие неблагоприятных социальных условий.
ü Медицинские проблемы, усугубляющие физическое и психическое состояние
ребёнка.
ü Отклоняющееся от нормы поведение.
ü Трудности обучения.
Психологические основы работы с детьми «группы риска»
· Развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей.
· Появление веры в духовный рост.
· Удовлетворение базовых потребностей в самоуважении и любви.
Условия реализации потенциальных возможностей подростков
§ Создание благоприятной социально – психологической обстановки доверия.
§ Формирование ценностных ориентаций у ребёнка и у окружающих его взрослых.
Первая четверть
Изучение индивидуальных особенностей подростков
Цель этапа: выявление детей «группы риска», диагностика личностного и интеллектуального развития подростков.
Выявление детей «группы риска»
Группы критериев | Критерии, определяющие «группу риска» |
Учебно-педагогические | -имеют стойкую неуспеваемость - прогуливают, пропускают занятия без причин |
Поведенческие | - имеют стойкие нарушения поведения - испытывают трудности во взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками - употребляют алкоголь, ПАВ |
Социальные | - живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребёнку, алкоголизм родителей) - живут в малообеспеченной семье - живут не с родителями |
Медицинские | - имеют хронические заболевания внутренних органов - имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи - часто и длительно болеют - состоят на учёте у психоневролога |
Психологические | - имеют нарушения эмоционально – волевой сферы - имеют высокий уровень агрессивности |
Диагностика личностного и интеллектуального развития
детей «группы риска»
Изучаемые особенности личности | Методы диагностики |
Самооценка Характерологические особенности Индивидуально-типологические особенности Интеллектуальное развитие Эмоционально-волевая сфера Интересы и склонности Ценностные ориентации Межличностные отношения | - Методика «Дембо- Рубенштейна» - Методика экспресдиагностики характерологических особенностей личности (вариант опросника Г.Айзенка) - Опросник К.Леонгарда - Методика «ДДЧ» - ПДО - Методика Баса-Даарки - Тест «Несуществующее животное» - ШТУР - КОТ - Тест Торэнса - Методика самооценки эмоциональных состояний - Опросник «Автономность и зависимость» - Методика «Потребность в достижениях» - Карта интересов - Опросник профессиональных склонностей - Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича - Социометрический опрос - «ЦТО» - Методика Рене Жиля» |
Вторая четверть