Изучение индивидуальных особенностей подростков




Программа психолого-педагогического сопровождения

Подростков «группы риска»

 

 

Подростковый возраст является одним из самых сложных в жизни человека. Подросток остро нуждается в принятии и поддержки со стороны взрослых. Он требует отношения к себе, как к личности самостоятельной и индивидуальной.

Проводя мониторинг развития личности подростка (2003-2008 год.) был сделан вывод о том, что для учащихся 12-15 лет нашей школы характерны следующие личностные особенности:

Первое, для подростков характерна неадекватность самооценки. Высоким уровнем самооценки отличается 70-75% детей, что свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.

Второе, 56-64% подростков имеют высокий уровень тревожности, который может провоцировать развитие эмоциональных нарушений и неврозов.

Третье, подросткам характерен инфантилизм (55-63%), который свидетельствует о неумении самостоятельно принимать решение, о безволии.

Четвертое, подростки агрессивны. Около 60% учащихся проявляют ту или иную форму агрессивности.

Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняют процесс адекватного развития личности ребёнка.

С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.

Таким образом, появилась необходимость создания программы психолого- педагогического сопровождения подростков. Программы психологической помощи и поддержки.

 

Цель программы: эмоционально-личностная коррекция, укрепление психологического здоровья школьников.

 

 


Основные задачи программы

 

Ø Изучение личностных особенностей и черт характера подростков.

Ø Восстановления ощущения ценности собственной личности.

Ø Овладение способами взаимодействиями с самим собой и окружающим миром.

Ø Формирование позитивной моральной позиции.

Ø Осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.

Ø Первичная профориентация.

Ø Развитие компетентности в социальном функционировании.

 

Программа реализуется по четвертям

1 четверть Изучение индивидуальных особенностей подростков.

Диагностика личностного и интеллектуального развития.

 

2 четверть: Индивидуальная работа.

Поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы

поддержки и формирование проекции на будущее.

 

3 четверть: Групповая работа.

Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир

вокруг меня»

 

4 четверть: Психодиагностический мониторинг

Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста.

 

 

Особенности детей «группы риска»

ü Наличие неблагоприятных социальных условий.

ü Медицинские проблемы, усугубляющие физическое и психическое состояние

ребёнка.

ü Отклоняющееся от нормы поведение.

ü Трудности обучения.

Психологические основы работы с детьми «группы риска»

· Развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей.

· Появление веры в духовный рост.

· Удовлетворение базовых потребностей в самоуважении и любви.

Условия реализации потенциальных возможностей подростков

§ Создание благоприятной социально – психологической обстановки доверия.

§ Формирование ценностных ориентаций у ребёнка и у окружающих его взрослых.

Первая четверть

Изучение индивидуальных особенностей подростков

Цель этапа: выявление детей «группы риска», диагностика личностного и интеллектуального развития подростков.

 

Выявление детей «группы риска»

Группы критериев Критерии, определяющие «группу риска»
Учебно-педагогические -имеют стойкую неуспеваемость - прогуливают, пропускают занятия без причин
Поведенческие - имеют стойкие нарушения поведения - испытывают трудности во взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками - употребляют алкоголь, ПАВ
Социальные - живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребёнку, алкоголизм родителей) - живут в малообеспеченной семье - живут не с родителями
Медицинские - имеют хронические заболевания внутренних органов - имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи - часто и длительно болеют - состоят на учёте у психоневролога
Психологические - имеют нарушения эмоционально – волевой сферы - имеют высокий уровень агрессивности  

Диагностика личностного и интеллектуального развития

детей «группы риска»

Изучаемые особенности личности Методы диагностики
Самооценка Характерологические особенности Индивидуально-типологические особенности Интеллектуальное развитие Эмоционально-волевая сфера Интересы и склонности Ценностные ориентации Межличностные отношения - Методика «Дембо- Рубенштейна»   - Методика экспресдиагностики характерологических особенностей личности (вариант опросника Г.Айзенка)     - Опросник К.Леонгарда - Методика «ДДЧ» - ПДО - Методика Баса-Даарки - Тест «Несуществующее животное»   - ШТУР - КОТ - Тест Торэнса   - Методика самооценки эмоциональных состояний - Опросник «Автономность и зависимость»     - Методика «Потребность в достижениях» - Карта интересов - Опросник профессиональных склонностей     - Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича   - Социометрический опрос - «ЦТО» - Методика Рене Жиля»

Вторая четверть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: