Курсант «нестандартного роста»




PERSONA NOTA: ЯН ФРЕНКЕЛЬ

Развернутый анонс музыкальной ностальгии в литературном клубе

«Прикосновение» библиотеки «Фолиант», посвященной 100-летию

Со дня рождения советского композитора - песенника

 

Песни Яна Френкеля (1920 - 1989), известного советского композитора – песенника, и музыка, написанная им к различным кинофильмам, по сей день воспринимаются так, словно они написаны совсем недавно. Он создавал незатейливые с виду, но необыкновенно проникновенные мелодии, которые хочется слушать снова и снова. Одна только песня «Журавли», написанная им на стихи Расула Гамзатова, живет уже более полувека и переведена на многие языки мира, в том числе на иврит и идиш. А между тем 21 ноября 2020 года исполняется ровно 100 лет со дня рождения композитора.

Другой композитор, Оскар Фельцман, как-то сказал, что, даже если бы Ян Френкель написал в своей жизни только три песни: «Журавли», «Русское поле» и «Калина красная», он был бы выдающимся композитором своего времени. А ведь его перу принадлежит более трехсот (!) песен, инструментальных сочинений, музыки к семидесяти с лишним кинофильмам, мультфильмам, теле- и радиопередачам.

В преддверии 100-летнего юбилея композитора, 19 ноября 2020 года, в 14.00., в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» состоится музыкальная ностальгия: «Ян Френкель. О разлуках и встречах». Читатели, пришедшие на арт-встречу, познакомятся с биографией музыканта, чуть ближе прикоснутся к его жизни и творчеству. В исполнении тольяттинской исполнительницы Галины Демасюк послушают самые известные песни, слова которых написаны на музыку Френкеля и, наверняка, получат несравненное удовольствие, спев некоторые из них хором.

Итак.

 

Сын клезмера

 

Ян Абрамович Френкель родился 21 ноября 1924 года в Киеве, но официальным годом его рождения считается 1920-й год. Отец Яна - Абрам Натанович Френкель - был родом из Речицы Гомельской области. Работал он парикмахером, а музыкантом-клезмером подрабатывал играл на скрипке на еврейских свадьбах и праздниках. До революции парикмахеры-музыканты не были необычным явлением: часто они ездили из местечка в местечко, предлагая свои услуги - и подстричь, и сыграть! Помимо этого Абрам Френкель преуспел в преподавании игры на скрипке: так, один из его учеников, Михаил Владимирский, стал лауреатом Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов.

Мать Яна Френкеля - Нехума Нухимовна Дымерец - происходила из украинского города Дымер. Она работала белошвейкой и растила детей, а их в семье Френкелей было пятеро: два мальчика (Михаил и Ян) и три девочки (Марина, Татьяна и Зоя).

Раннее детство Яна прошло в поселке Пологи Запорожской области Украины. Возможно, семья переехала туда из-за волны погромов в Киеве. Мать Яна долго болела и скончалась в 1936 году, когда мальчику было всего 12 лет. Сохранилось свидетельство, что уже во взрослом возрасте Ян Абрамович часто подчеркивал, что слово «мать» нужно писать только с большой буквы.

Детей помогла вырастить няня Мария. Семья была дружной. До школы старшие сестры учили маленького Яна читать. А еще он любил он изучать географическую карту. Ту карту, что висела у них на стене, знал наизусть.

Из всех детей именно Яна отец решил всерьез обучать игре на скрипке. Уже в 4 года он дал ему в руки инструмент. По-видимому, Абрам Френкель горько сожалел о том, что необходимость зарабатывать на жизнь когда-то помешала ему заниматься музыкой профессионально. И поэтому решил положить все силы на то, чтоб хотя бы его сын, когда вырастет, стал великим скрипачом. Занимался с ним сам по книге Леопольда Ауэра «Моя школа игры на скрипке».

С рождения у Яна было слабое здоровье, половину детства он провел в больницах и санаториях. Однако ни отец, ни впоследствии сам будущий композитор не считали частые хвори помехой для занятий музыкой.

Уроки обычно проходили в парикмахерской. В одной комнате Френкель-старший подстригал клиентов, а в другой, за приоткрытой дверью, водил смычком маленький Ян. Стоило сыну взять неверную ноту, как отец просил прощения у клиента, отправлялся в соседнюю комнату и «вразумлял» мальчика.

Муштра дала результаты. После переезда в Киев Ян был зачислен сразу в третий класс музыкальной школы.

Среди будущих звезд

А уже в 13 лет стал студентом Киевской консерватории. Отбор способных детишек проводился по всей Украине. В это время игру Яна Френкеля услышал профессор Киевской консерватории Яков Магазинер. Преподаватель был поражен чистотой интонации и тем, как мальчик «сжился» со скрипкой. Он взял его в свой класс, в котором, кстати, учился и Владимир Шаинский, будущий создатель мелодий многих известнейших на всю страну песен для детей и взрослых. А мальчик, с которым он сидел за одной партой, Игорь Шамо, впоследствии стал автором киевского гимна «Как тебя не любить, Киев мой!». Игру Яна профессор Магазинер демонстрировал своим студентам как образец чистой игры на скрипке.

В школе Ян учился легко по всем предметам, любил математику. С первых же занятий он увлекся сочинительством, стал пробовать импровизировать, а затем и писать собственные пьески и этюды для скрипки. С помощью своего педагога он научился делать фортепианные переложения и оркестровки. И вскоре получил право посещать в Киевской консерватории занятия знаменитого композитора Бориса Лятошинского

Спустя много лет Ян Френкель отмечал в интервью, что в те годы с удовольствием почти каждый день посещал разнообразные концерты. Как музыкант-исполнитель он был воспитан на скрипичной музыке Г. Венявского, Ш. Берио, А. Вьетана...

 

Курсант «нестандартного роста»

 

22 июня 1941 года Ян Френкель собрался с друзьями на футбольный матч, но началась война. А уже 6 июля юношу мобилизовали на трудовой фронт на Донбасс. Тогда же все члены его семьи были эвакуированы в город Чкалов (ныне - Оренбург). Как рассказывал Ян Френкель впоследствии в радиопередаче Вильяма Савельзона «Встречи на улице Оренбургской», в этом городе, на улице Девятого Января, жила сестра его отца.

Спустя какое-то время юный музыкант смог приехать к семье в Чкалов, где первые месяцы помогал отцу работать, осваивая азы парикмахерского дела, так как на тот момент у него не было скрипки. Когда наконец удалось приобрести инструмент, Ян Френкель стал работать в эстрадно-джазовых коллективах, пребывавших в то время в эвакуации в Чкалове, играл в «джаз-оркестре» областного театра эстрады. Известно также, что он выступал в кинотеатре «Октябрь» на Советской улице. Отметим, что в ту пору в Чкалове нашли временный приют многие деятели культуры и творческие коллективы, например, работал там Малый оперный театр из Ленинграда, где у Яна Френкеля было много друзей-музыкантов.

В 1942 году будущий композитор решил пойти на фронт, для чего, согласно свидетельству родственников, исправил в документах год своего рождения, приписав себе сразу несколько лет. Так официальным годом рождения Яна Френкеля стал 1920-й. В военкомате ему поверили: юноша был очень высок ростом и хорошо сложен (во взрослом возрасте рост Яна Френкеля составлял около двух метров).

В сентябре 1942 года его направили на учебу в Чкаловское зенитно-артиллерийское училище. Сохранилось необычное свидетельство сослуживца Яна Френкеля, командира роты Иосифа Мирмовича, о том, что из-за «нестандартного» роста Яну не хватало продовольственного пайка, и поэтому для него постоянно приходилось брать добавку, а еще перешивать форму.

В военном училище Ян Френкель написал одну из первых, а, возможно, и самую первую песню «Шел пилот по переулку» на слова В. Дыховичного и А. Раскина. По-видимому, опубликована она не была, Рукопись этого произведения также пока не обнаружена, а возможно, уже не существует.

 

Фронтовой музыкант

По окончании училища будущего композитора направили на фронт. В 1943 году он был тяжело ранен. После выписки из госпиталя Ян Френкель вернулся в Чкалов, работал музыкантом в областной филармонии, в Концертно-эстрадном бюро: играл на скрипке, рояле. Стал пробовать себя в сочинении эстрадной музыки.

Его друг - саксофонист Александр Блехман после ранения под Ленинградом тоже попал Чкалов, где играл на ударных в том же оркестре, что и Френкель. Позже Блехман начал карьеру эстрадного актера, а Ян Френкель писал танцевальную музыку для его выступлений. И потом всю жизнь Френкель сохранял привязанность к танцевальному жанру, в первую очередь вальсу.

По состоянию здоровья Ян был признан негодным к несению воинской службы, но он снова попросился на фронт - музыкантом. Сначала служил концертмейстером во фронтовом театре эстрады на Карельском фронте, потом - во фронтовом филиале Московского театра оперетты, который возглавила Заслуженная артистка РСФСР, певица Клавдия Новикова (настоящее имя - Хавка Новак). Театр прикомандировали к Первому Украинскому фронту. Ян Френкель занимался музыкальным оформлением спектаклей театра, играл на скрипке, фортепиано и аккордеоне.

День Победы Ян Френкель встретил в Берлине. Как вспоминал сам композитор, последнее выступление их концертной бригады состоялось в ставке командования.

 

Семейное счастье

 

Со своей будущей супругой Ян Френкель познакомился в военные годы. Юная красавица-актриса Театра Красной Армии Наталья Лорис-Меликова, происходившая из старинного графского рода, стала ему верной подругой на всю жизнь. Вместе они прожили 45 лет, до самой смерти Френкеля..

После заключения брака супруги поселились в небольшой комнате коммуналки, где прожили много лет. Здесь в семье появилась дочь Нина, которую Ян Абрамович назвал в память о своей маме.

В ожидании прибавления в семействе вся родня уверяла, что у Натальи Михайловны непременно родится мальчик. И только Ян Абрамович утверждал, что это окажется девочка. Больше того, он в точности угадал дату рождения дочери. А в дальнейшем окружил ее нежной отцовской заботой и вниманием.

Правда, помня о методах преподавания собственного отца, он не позволил девочке заниматься музыкой. Ян Абрамович заявил, что одного музыканта в семье более, чем достаточно.

Вместо обучения нотной грамоте Нина била по мячу. Баскетболистка, участница молодежной сборной, она много ездила на соревнования по стране и за рубеж. В одной из поездок девушка познакомилась с будущим мужем, итальянцем, и в 1980 году переселилась в Италию. Своего первенца она с согласия супруга назвала в честь собственного отца..

 

Расставание со скрипкой

После войны Ян Абрамович, его супруга и дочь поселились в Москве, в коммунальной квартире в доме на Неглинной улице. В эти годы Ян Френкель работал музыкантом-исполнителем: сначала в Главном управлении цирков, затем в тресте ресторанов Москвы. Он продолжил совершенствовать свое мастерство скрипача, импровизатора, стал и отличным джазовым аккордеонистом - пригодились навыки, полученные во время службы во фронтовом театре.

Композитор и джазмен Юрий Саульский, слышавший игру молодого музыканта в послевоенные годы, высоко оценил его талант и «истовую влюбленность в джаз»:

- Всеобщее восхищение вызывал Ян Френкель. Звук его скрипки был очень теплым, полным, задушевным, интонации исключительно точными. Френкель также был талантливым импровизатором. Как сейчас вижу - большого роста, слегка сутулый, он подходил к микрофону и играл на скрипке так, что все останавливалось, замирало. Скрипка была как бы его продолжением... Это был не просто виртуоз - это был настоящий артист джаза.

В 1948 -1951 годах Ян Френкель руководил оркестром Мосэстрады и по совместительству работал аранжировщиком в Музфонде СССР.

Скрипку пришлось оставить: он больше не мог долго играть из-за проблем с сухожилиями - сказались последствия тяжелых условий службы на фронте. Десятилетний опыт работы в качестве аранжировщика позволил ему стать одним из лучших оркестровщиков в стране. И, конечно, композитор продолжал создавать собственные произведения. Главным образом - инструментальные.

Сочинял камерную музыку, правда, никому кроме самых близких друзей ее не показывал. Писал эстрадные пьесы, произведения крупной формы для эстрадно-симфонических оркестров под управлением Н. Минха, В. Людвиковского, Э. Рознера, Л. Утесова, а позже - музыку к радиопостановкам. Некоторые произведения этого периода были созданы Яном Френкелем в соавторстве с композитором Ильей Шаховым.

В 1960 году Яна Френкеля приняли в Союз композиторов СССР. Этот год во многом стал переломным в карьере композитора: в 1961 году им была написана музыка к мультфильму «Две сказки» режиссера Леонида Амальрика. Так началась композиторская фильмография Яна Френкеля, включившая в себя более семидесяти кинофильмов, документальных фильмов и мультфильмов. В жанре киномузыки он проработал всю жизнь.

 

Оптимальный вариант высказывания

Но окончательно свое композиторское призвание Ян Френкель нашел в песне. Этот жанр стал для него «оптимальным вариантом высказывания». Начался новый этап творческой биографии.

Сам Ян Френкель так охарактеризовал свое обращение к жанру песни:

- Это было словно взрыв. У меня появилась потребность высказаться, неодолимое желание передать то, что накопилось в душе за прошедшие сложные годы - годы юности, войны, годы сурового возрождения нашей земли. Такая потребность возникает, наверное, у каждого человека. Мне помогла песня. Она дала мне возможность беседовать с людьми, делиться тем, что испытал, что видел.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов им были написаны первые получившие известность песни: «Дальняя песенка» и «Годы» - обе на стихи Марка Лисянского. За последующие 30 лет Ян Френкель стал признанным мастером песенного жанра. В рамках музыкально-просветительской и гастрольной деятельности он объездил всю страну и стал одним из первых композиторов-песенников, самостоятельно исполнявших собственные произведения в авторских концертах. Лучшим исполнителем своих песен был он сам.

 

Поддержка Шостаковича

 

Но не все гладко было в карьере Яна Френкеля. В середине 1960-х годов его чуть было не исключили из Союза композиторов: некоторым коллегам не понравилась его песня «Алма-Ата - не город, а сама мечта» на стихи Ю. Рихтера - веселая песня о столице Казахстана, написанная в популярных ритмах того времени. И, несмотря на то, что руководству республики эта песня пришлась по душе, в одной из газет вышла разгромная статья, а композитора вызвали на собрание, где, потрясая той самой газетой, начали критиковать его творчество.

Атмосфера накалялась. И тут на заседание Союза композиторов пришел Дмитрий Шостакович и поинтересовался, что происходит. К тому времени Ян Френкель уже был автором двух очень популярных в те годы песен: «Что тебе сказать про Сахалин?» и «Текстильный городок» - именно их и упомянули «критики», рассказывая Шостаковичу, о том, что, собственно, происходит.

Но Дмитрий Дмитриевич, к их удивлению, ответил, что песня «Текстильный городок» ему нравится, а вторую он никогда не слышал - и попросил поставить пластинку с записью. После прослушивания маэстро вынес вердикт: «Очень мелодично...»

После такой оценки Шостаковича Яна Френкеля оставили в покое, и больше вопрос о его исключении не ставился. Но можно только догадываться, о чем думал и что чувствовал Ян Абрамович на этом заседании.

В 1960-е годы началась активная гастрольная деятельность Яна Френкеля. С этого времени и до конца своих дней он часто ездил с концертами, в составе творческих делегаций по всей стране - от Прибалтики до Дальнего Востока. По словам самого Френкеля, «песня начинается со знания жизни. Сидя дома не напишешь о том, что делается, например, в Братске. Людей, ритм жизни, душевный настрой надо увидеть своими глазами! Потому что человеческий «климат»' со временем меняется. И он знает молодость и дряхлость, и ему свойственны лихорадка, жар дерзаний и спокойное похолодание. Нужно уметь понять, почувствовать и все это передать в песне».

В одном из интервью композитор сказал, что, если бы позволяло здоровье, он приезжал бы домой только записать сочиненные произведения и снова отправлялся бы в путь. Так важны были для него эти впечатления. Возможно, такая потребность в непосредственном общении со слушателями сформировалась в нем еще во времена юности, когда он «кочевал» по фронту в составе концертной бригады...

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: