Песни для близких друзей




Яну Френкелю было доступно все - он мог писать музыку совершенно разнообразную по характеру, стилю и жанру, тонко улавливал суть режиссерского видения кинофильма.

Френкель написал музыку к таким известным в свое время кинолентам и мультфильмам как «Белые росы», «Бегущая по волнам», «Приключения желтого чемоданчика», «Женщины», «Новые приключения неуловимых», «Корона Российской империи, или снова неуловимые», «Вылет задерживается», «Двое в пути», «Неисправимый лгун», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Подвиг Одессы», «Стойкий оловянный солдатик», «Бабушкин зонтик» и др.

Поэтами-соавторами Яна Френкеля - или, как он называл их, «друзьями-поэтами» были: Константин Ваншенкин, Инна Гофф, Расул Гамзатов, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Марк Лисянский, Анатолий Поперечный, Роберт Рождественский, Евгений Долматовский, Леонид Дербенев - и этот список может быть продолжен. Вместе с ними композитор создал множество замечательных песен, ставших в свое время «хитами». Некоторые из них звучат и в наши дни, но большинство незаслуженно, забыто: «Август» («Скоро осень, за окнами август...»), «Вальс расставания» («Кружится, кружится пестрый лесок, кружится, кружится старый вальсок...»), «Калина красная», «Матери», «Русское поле», «А самолеты сами не летают», «Сколько видано», «Романтика», «Ветер северный, умеренный до сильного», «Что тебе сказать про Сахалин», «Страдание», «Желтые листья», «Он и она», «Тропка уходит», «Лист осенний»...

Песню Яна Френкеля «Калина красная» часто принимают за русскую народную. Таковой посчитал ее даже выдающийся дирижер, композитор и знаток русской музыки Евгений Светланов. Тот факт, что песня до такой степени «ушла в народ», Ян Абрамович считал высшей оценкой своего мастерства.

К большому сожалению, совсем мало известна в наши дни инструментальная музыка Яна Френкеля. Трогательная или трагичная, беззаботно-веселая или задумчиво-элегичная, то романтически возвышенная, то искрящаяся юмором или нотками гротеска, она всегда наполнена неповторимым внутренним светом, особым магнетизмом и теплом души автора.

Песни Яна Френкеля исполняли ведущие отечественные певцы и певицы того времени, работавшие на эстраде: Марк Бернес, Нина Бродская, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Майя Кристалинская, Анна Герман, Владимир Ивашов...

Но у композитора были собственные, вполне справедливые, требования к качеству исполнения каждой своей песни. Об этом он говорил так:

- Признаюсь откровенно: я редко получаю удовольствие, слушая свои песни по радио или с эстрады. Иногда мне становится стыдно - неужели это я написал? Может быть, я просто придираюсь? Может, меня мучает своеобразная авторская ревность, и я хочу, чтобы все воспринимали мою песню именно так, как воспринимаю ее я? Нет, я смело могу отвести от себя такое подозрение. Недавно я слышал, как поет «Русское поле» Арташес Аветян. И мне не мешал ни акцент, ни совершенно для меня необычный подход к нотному тексту. Потому что этот певец понял песню нутром, растворился в ней, стал ее частицей. И если у меня порой действительно появляется желание защитить каким-то образом свою бедную музыку, то происходит это вовсе не из-за разногласий в трактовке. Я имею в виду грубые исполнительские погрешности и прямые недоработки. К сожалению, и на эстраде брак - не редкость.

Ян Френкель писал музыку для выступлений Ефима Березина и Юрия Тимошенко (комический дуэт Тарапуньки и Штепселя), Марии Мироновой и Александра Менакера, Аркадия Райкина (так, для него в соавторстве с Игорем Шафераном была написана песня «Добрый зритель в девятом ряду»), Юрия Никулина (на его стихи Ян Френкель создал песню о жизни артистов цирка «Необыкновенный отель») и других артистов.

Близким другом композитора был актер Андрей Миронов. Он являлся для него «связующим звеном между старым поколением актеров и новым». Интересно, что у семьи Мироновых-Менакер была как бы «своя» мелодия, написанная Яном Френкелем. Изначально она звучала в инструментальном варианте в спектакле Марии Мироновой и Александра Менакера «Мужчина и женщины», а много позже к этой музыке, уже для собственных выступлений, попросил сочинить слова их сын - так родилась песня на стихи Роберта Рождественского «Я выхожу на сцену».

В 1985 году Андрей Миронов поставил в московском Театре Сатиры спектакль по пьесе Григория Горина «Прощай, конферансье», об артистах фронтовой концертной бригады и исполнил там главную роль. Конечно, эта тема была необычайно близка Яну Френкелю, написавшему прекрасную музыку к постановке. А в 1987 году Миронов записал в сопровождении ансамбля «Мелодия» под управлением Бориса Фрумкина пластинку «Это песня для близких друзей...», полностью состоявшую из песен Яна Френкеля.

 

«Какой же он народный артист, если он композитор?»

 

В 1970-е годы Ян Френкель выиграл конкурс на новую оркестровую редакцию Гимна СССР. Комиссия изучила множество вариантов, созданных авторитетнейшими музыкантами страны. Каждая из версий исполнялась под номером, без указания имен авторов. В результате комиссия выбрала именно оркестровку Френкеля. Так получил высшее признание его дар оркестровщика-аранжировщика, проявившийся еще в детстве и отшлифованный в процессе десятилетней работы в Музфонде.

А в 1979 году Ян Френкель был избран заместителем председателя Правления Союза композиторов РСФСР. Коллеги вспоминали, что назначение его на этот пост порадовало тогда многих - трудно было бы найти более отзывчивого, ответственного, справедливого человека.

Ян Френкель был одним из организаторов и членом жюри многих музыкальных фестивалей и конкурсов: в Сопоте, Сочи, Москве, Ленинграде, Владивостоке и других городах, а также дней национальной музыки в различных регионах страны. Продолжались его поездки и как композитора-исполнителя собственных песен. Ян Френкель обладал очень приятным тембром голоса, а звук его игры на фортепиано отличался особой красотой и выразительностью. Обычно композитор аккомпанировал себе сам - там, где не было пианино, он брал в руки аккордеон, гитару или скрипку.

В 1982 году Яну Френкелю была присуждена Государственная премия СССР - за песни последних лет.

Ян Френкель часто бескорыстно поддерживал молодых талантливых композиторов и исполнителей. Например, с большой теплотой вспоминали о нем композиторы Марк Минков и Александр Нагаев. Незаменим он был для коллег и в бытовых, почему-то действительно сложно решавшихся тогда, вопросах - получении телефона, машины, квартиры, обеспечении делегаций гостиничными номерами. Люди вспоминали, что каждый раз, жертвуя своим временем, Ян Френкель ходил просить за того или иного человека по инстанциям, и ему шли навстречу, ведь к тому времени его профессиональный авторитет и известность были так высоки, что отказать ему просто не могли.

Всем были известны несгибаемая принципиальность и честность Френкеля, хотя ему самому эти качества порой доставляли только неприятности. Так, например, журналист Александр Кикнадзе рассказывал в одной из своих публикаций, что однажды Яну Френкелю позвонили и сообщили о присвоении очередного звания, но заметили, что перед этим, ему «хорошо было бы подписать» одно антисионистское письмо. В ответ на это предложение Френкель просто уехал на неделю в Подмосковье, никого не поставив в известность о своем местонахождении. Таким образом, письмо он не подписал, а

Народным артистом СССР после этого стал только через несколько лет - в 1989 году, за несколько дней до смерти. По воспоминаниям одного из руководителей Союза композиторов, Владислава Казенина, это звание всенародно любимому композитору «наверху» давать не хотели под весьма абсурдным предлогом: «Какой же он народный артист, если он композитор?»

 

«Придут иные времена...»

 

Символично, что последняя песня, опубликованная Яном Френкелем, называлась «Отчего ты плачешь?» ( на стихи Инны Гофф). Он исполнил ее на концерте в Томске весной 1989 года.

Несмотря на слабые легкие, Ян Абрамович был заядлым курильщиком. Эта вредная привычка привела в итоге к непоправимым последствиям. В конце 1980-х ему поставили диагноз - рак легких. Втайне надеясь на исцеление, Ян Абрамович перебрался в Латвию, на курортное побережье Балтийского моря. Но смена климата не помогла, и в 25 августа 1989 года композитор скончался. Произошло это в Риге. Прощались с ним под «Журавлей» в исполнении М. Бернеса - песню, к которой Френкель когда-то написал одну из своих лучших мелодий.

В 1990 году друзья композитора провели серию концертов его памяти.

А в 2000 году по инициативе Иосифа Кобзона на доме, где Ян Френкель жил последние годы, была открыта мемориальная доска. Также в Запорожье (Украина) в 2019 году установили памятный камень с именем Яна Френкеля. Он стоит на аллее выдающихся людей, чья жизнь была связана с этим краем.

Внук Яна Френкеля - Ян Александрович Френкель тоже стал музыкантом. В интервью он вспоминал, что дедушка принимал активнейшее участие в его профессиональном становлении, поощрял склонность к джазу, учил основам эстрадно-джазовой оркестровки и игре на аккордеоне. В доме была отличная коллекция аудиозаписей джазовых музыкантов: Ян Абрамович собирал записи Стефана Граппелли, Оскара Питерсона, Арта Тейтума, Дюка Эллингтона и многих других.

В 1991 году внук Френкеля эмигрировал в США, где окончил Манхэттенскую школу музыки как композитор. Он стал отличным оркестровщиком, джазовым пианистом, органистом и аккордеонистом, автором многих сочинений. В наши дни Ян Френкель-младший работает директором отделения инструментальной музыки Академии Береговой охраны США, руководителем нескольких ансамблей и преподавателем джазового фортепиано, ведет активную гастрольную деятельность, выступает с известными джазовыми музыкантами современности.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ваншенкин К. Я. Писательский клуб. - М.: «Вагриус», 1998.

2. Вечерний звон. - М.: «Вагриус», 2003.

3. Казенин В. И. Мы - большие друзья. - М.: «ИД Композитор», 2007.

4. Кикнадзе А. В. Бакинская подкова. - М.: «Азеррос», 2003.

5. Колкер А. Н. Лифт вниз не поднимает. - СПб.: «ЛИК», 1998.

6. Марягин Л. Г. Изнанка экрана. - М.: «Детектив-пресс», 2003.

7. Савельзон В. Л. Оренбургская история в лицах. - Оренбург, 2000.

8. Танич М. И. Играла музыка в саду. - М.: «Вагриус», 2001.

9. Фельцман О. Б. Не только воспоминания. - М.: «Олма-пресс», 2000.

10. Шмыга Т. И. Счастье мне улыбалось. - М.: «Вагриус», 2001.

 

Интернет:

1. Кучевская Н. Композитор Ян Абрамович Френкель/ Наталья Кучевская

//https://zen.yandex.ru/media/jeps_ru/kompozitor-ian-abramovich-frenkel-5e21a7323639e600ad0d1c1d

 

29.10. 20. Россинская Светлана Владимировна, гл библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com; 30-78-00.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: