УД «Организация работы с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии»
Уважаемые студенты!
Так как по этому предмету у нас было всего 2 часа, и не известно выделят ли нам еще время, посылаю вам документ с дополнениями (у вас есть распечатки, подобные этой). Синим цветом выделено то, что мы записали бы на занятиях. Нет необходимости переписывать это в тетрадь. Сохраните или распечатайте этот документ.
Для диф. зачета вы делаете отдельную работу. Кто-то уже сдал ее. Те, кто не сдавал, могут отправить мне ее в электронном виде на e-mail SidorovaOF18@gmail.com
Раздел 1. Теоретические основы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
Тема 1.1 Возрастные закономерности психомоторного развития
Самостоятельная работа
1. Причины и распространенность аутизма.
2. Характеристика интеллектуального развития детей с РДА.
Литература: Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. с. 302, 303
Материал к лекциям
1. Психофизиологическая характеристика раннего возраста
Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформулирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Ниной Михайловной Аксариной:
1. Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп.
Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития. Быстро происходит физическое развитие, и чем меньше ребенок, тем интенсивнее. Так, за первый год рост ребенка увеличивается на 25 см, вес ребенка утраивается. Совершенствуются все функции организма, в том числе условно-рефлекторная деятельность коры головного мозга, формируются все виды внутреннего торможения, динамические стереотипы, а к концу 1-го года развивается вторая сигнальная система.
К 3 годам ребенок овладевает всеми основными движениями (ходьба, бег, лазание, бросание, в цель, плясовые движения) и тонкими движениями пальцев. Он приобретает много знаний и представлений об окружающих предметах, ориентируется в форме, цвете, величине предметов.
Особенно большое значение в психическом развитии отводится овладению речью: ребенок, не умея при рождении произнести ни одного членораздельного звука, к 1-му году употребляет около 10 слов и понимает название многих действий и предметов, а к 3 годам его словарь содержит более 1000 слов.
На протяжении 3 лет у ребенка развиваются и все функции речи, а с ней и мышление. Речь становится средством общения с окружающими и средством познания. Речь взрослых является средством воспитания, при помощи речи можно регулировать поведение ребенка, его эмоциональное состояние.
У детей развивается мышление: они сравнивают, устанавливают сходство, обобщают, делают элементарные умозаключения. У детей быстро развиваются и такие психические процессы, как внимание, память, а на 3-м году - и воображение. За 3 года в зависимости от условий воспитания быстро формируются различные навыки (как положительные, так и отрицательные). Развиваются многие виды деятельности (игра, наблюдение, конструктивная и изобразительная деятельность и др.).
Закладывается эмоциональная основа личности: дети по-разному реагируют на все, у них формируется различное отношение к окружающему - одно им нравится, вызывает улыбку, радость, на другое они сердятся, плачут. В поведении ребенка можно видеть проявления многих свойственных человеку эмоций - радость, гнев, страх, смущение, удовлетворение, эстетическое чувство, застенчивость, обида и др. Уже на 1-м году у детей начинают устанавливаться различные взаимоотношения со взрослыми, закладываются основные черты характера и элементарные нравственные качества личности.
Таким образом, первые 3 года жизни являются периодом быстрого становления и развития всех особенностей, свойственных человеку.
2. Процесс развития скачкообразен и неравномерен.
Резко, скачкообразно, в 1 год 5 мес. - 1 год 6 мес. удлиняется работоспособность (удлиняется период бодрствования), так же скачкообразно увеличивается количество слов в этот период. В 2 года 8-10 мес. скачкообразен переход к качественно новому виду игры - переход от игры воспроизведения окружающих действий к ролевой игре и др.
Темп и значение разных линий развития в различные периоды жизни ребенка неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» (т. е. наиболее значимые) линии развития. Они имеют наибольшее значение для данного возраста, своевременное развитие их обеспечивает переход на качественно новый этап. Так, например, в возрасте 7-8 мес. ведущим движением является ползание, так как оно полезно для общего физического развития и расширяет ориентировку в окружающем. В возрасте 1 года 6 мес.-1 года 9 мес. очень важно овладеть способностью обобщать предметы по существенным признакам, так как это будет способствовать дальнейшему развитию мышления, формированию понятий.
В 1 год -1 год 5 мес. происходит быстрое развитие понимания речи, но медленнее нарастание активного словаря. Научившись новому, приобретя новое умение, действие, на какой-то период времени оно становится доминирующим в поведении ребенка. Так, например, научившись ходить самостоятельно, ребенок почти перестает играть, а «неудержимо» ходит. Произнеся впервые какое-то слово, он многократно повторяет его в течение дня. На разных возрастных этапах ребенок оказывается особо чувствительным к определенного рода воздействиям. «При наличии соответствующих педагогических условий наиболее легко развиваются определенные психические процессы и качества, которые очень трудно сформировать на более поздних возрастных этапах» (Л. С. Выготский).
3. Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.
Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто находится в отрицательном эмоциональном состоянии, если отсутствуют условия для его активной деятельности. Крепкий, физически полноценно развивающийся ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и психически лучше развивается, а веселые, подвижные дети лучше развиваются не только психически, но и физически более развиты и выносливы.
Вместе с тем даже незначительные нарушения в состоянии здоровья детей вызывают изменения их общего самочувствия – они становятся раздражительными или вялыми, быстро утомляются. И наоборот, любое заболевание легче протекает, если удается поддержать хорошее эмоциональное состояние заболевшего ребенка.
Маленьким детям свойственна физическая и психическая ранимость. Дети этого возраста легко заболевают при незначительных ошибках в уходе и при недостаточном удовлетворении их органических потребностей.
Легко нарушается и состояние возбудимости их нервной системы. Хотя на протяжении 3 лет длительность периода непрерывного активного бодрствования значительно увеличивается и к 3 годам достигает 5-6 ч (т. е. почти так же, как и у дошкольника 6 лет), однако ребенку раннего возраста нужен более частый отдых в течение одного отрезка бодрствования в виде более частой смены разных видов деятельности. Периоды непрерывной продуктивной деятельности у этих детей меньше, они больше утомляются.
4. В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния.
Все поведение маленького ребенка, его действия, устойчивость внимания, работоспособность зависят в основном от того, нравится это ему, интересно, доставляет удовольствие или нет. Только то, что ребенок воспринимает охотно, с интересом, дает хороший результат.
Характерной чертой раннего детства является лабильность их эмоционального состояния, изменчивость. В результате самых ничтожных поводов бодрое состояние ребенка может смениться плачем и наоборот, еще не высохли слезы от обиды, как он уже снова улыбается. Очень велика внушаемость и тонкая дифференцировка эмоций окружающих - еще не понимая слов, ребенок уже рано хорошо понимает, сердятся на него или нет. Дети рано улавливают характер взаимоотношений между близкими, чувствуют настроение окружающих и легко им заряжаются.
5. Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее.
Ребенок рождается с врожденной сенсомоторной потребностью, т. е. с потребностью получать различные (зрительные, слуховые, тактильные и др.) раздражения, и с потребностью в разнообразной двигательной активности. С момента рождения ребенок проявляет активный поиск этих раздражений, ярко выраженный ориентировочный рефлекс «что такое?» (И. П. Павлов) или рефлекс «новизны». На основе этого ориентировочного рефлекса при правильном отношении взрослых позже появляется интерес ко всему окружающему, особенно новому, что затем превращается в специальную ориентировочно-познавательную деятельность, желание узнать «а что?» «а почему?», «а как?», «куда?» и т. д. Очень высока у детей и потребность в двигательной активности. Они много и разнообразно двигаются, различно действуют и почти все время активно что-то делают. Все это является ярко выраженной особенностью маленького ребенка и способствует быстрому физическому и умственному его развитию. Ограничение движений ребенка (гиподинамия), бедность и однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии.
6. Реализация потенциальных возможностей развития ребенка зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.
Характерной особенностью периода раннего детства является высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.
Здоровый ребенок обладает богатыми потенциалами (возможностями) развития. Применяя различные специальные меры, можно получить значительно более высокий уровень той или иной линии развития. Так, например, ребенка значительно раньше можно научить различать все цвета, плавать, читать, выучить наизусть длинное стихотворение и др. Задача воспитания - полнее использовать богатые природные возможности ребенка, но без ущерба для здоровья и их нервной системы, и правильно отобрать наиболее существенное, значимое для данного возраста детей.
Для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений, навыков.Ребенок 3 лет способен на сравнительную устойчивость внимания, но в то же время он легко отвлекается по самым незначительным поводам (например, приход во время интересного занятия постороннего лица).
Реакция детей раннего возраста имеет более длительный латентный период, т. е. время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребенка. Например, когда взрослый задает ребенку 1 года 3 мес. -1 года 5 мес. какой-либо вопрос или предлагает произвести какое-то действие, то его ответная реакция наступает не сразу, а лишь через некоторое время.
Очень рано (с первых месяцев) у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, которая быстро становится такой же сильной, как и органические потребности. Без частого общения со взрослым нельзя обеспечить эмоционально-положительное состояние детей этого возраста, неизбежны нарушения возбудимости, нельзя достигнуть своевременного психического развития и формирования нравственных качеств личности. Значима в раннем возрасте и роль непосредственных воздействий взрослых на ход развития. Ребенок рождается крайне беспомощным, не имея почти никаких готовых форм поведения. Только после показа взрослого ребенок может складывать пирамиду, ставить кубик на кубик, произносить слова, рисовать, лепить и др. Дети раннего возраста нуждаются в значительно более частомнепосредственном обучающем руководстве взрослого.
2. Факторы, оказывающие влияние на развитие ребенка
С момента зачатия ребенка, во внутриутробном периоде, негативные воздействия могут нарушить или изменить ход развития плода. Здоровье - состояние живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции.
Биологический уровень здоровья (совокупность антропометрических, физических, биохимических и биологических параметров) - отсутствие или наличие болезней у ребенка.
Большинство детей имеют с рождения проблемы ортопедического характера (дисплазии тазобедренных суставов, подвывихи, плосковальгусные стопы), неврологического характера (перинатальная энцефалопатия, нарушения тонуса мышц, терморегуляции, сна, приема пищи, дыхания), склонны к аллергическим реакциям, наблюдаются проблемы пищеварения (вздутие живота, дисбактериоз, нерегулярный стул).
В неблагополучных семьях на указанные проблемы новорожденного, как правило, внимания не обращают. Недостаточность питания и несоответствие одежды ребенка времени года создают условия для «естественного» и ежедневного закаливания ребенка. Поэтому в этих семьях дети либо болеют очень редко, если иммунитет ребенка позволил ему адаптироваться к таким условиям существования, либо дети проводят большую часть времени в больницах разного профиля. Получается, что дети из неблагополучных семей часто выглядят здоровыми, но таковыми не являются. Относительное соматическое здоровье в раннем возрасте не означает здоровье в более позднем периоде. У таких детей уже в младшем школьном возрасте имеется ряд хронических расстройств, которые можно было предупредить в раннем возрасте, обеспечивая соответственное питание и лечение.
Особое место в рамках соматического здоровья ребенка занимают простудные заболевания. Часто болеющие дети медленнее усваивают материал по возрасту (приходится пропускать занятия). Ослабленный иммунитет не способствует активности познавательной деятельности, а значит, тормозится развитие высших психических функций - памяти, внимания, мышления, речи.
Психологический уровень здоровья подразумевает соответствие двигательного, психического, личностного и речевого развития ребенка возрастным нормативам.
Принятые нормы развития имеют широкий диапазон, который нижней границей имеет отставание в развитии. Можно самостоятельно определить степень отставания или опережения ребенком возрастных нормативов, зная примерные показатели развития на каждый возрастной период. Самыми распространенными отставаниями в развитии являются задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР).
Социальный уровень здоровья подразумевает степень усвоения социальных норм поведения, формирования у ребенка социальных мотивов деятельности и регулирования собственного поведения, а также микроклимат в семье.
Наиболее распространенным примером социальной причины отставания ребенка в развитии является феномен «социально-педагогической запущенности», когда ребенок при достаточных предпосылках для интеллектуального и речевого развития, но при отсутствии внимания, заботы и общения со стороны родителей начинает отставать в психофизических параметрах развития и не может усваивать материал общеобразовательных программ детского сада и школы.
Другим распространенным примером негативного социального влияния является невротизация детей дошкольного возраста в результате завышенных требований к ребенку со стороны чрезмерно «активных» родителей, подавление самостоятельности и инициативы ребенка.
3. Характеристика перинатальной энцефалопатии
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) является неврологической проблемой развития ребенка. Перинатальная энцефалопатия - это расстройства центральной нервной системы новорожденных и детей первых месяцев жизни, развившиеся в связи с поражением головного мозга до рождения ребенка (внутриутробно) или в период родов.
По данным ведущих отечественных педиатров, перинатальная отягощенность в нашей стране за последнее десятилетие возросла в 1,9 раза и составила 544,7 на 1000 родившихся.
Перинатальный - период от 28 недель внутриутробной жизни ребенка до 7 суток после рождения. Энцефалопатия - повреждение головного мозга. Причиной ПЭП является кислородное голодание (гипоксия) плода, что может происходить в течение всей беременности или в какой-то промежуток, например во время болезни беременной женщины.
К сожалению, точных и широко распространенных методов определения гипоксииплода сегодня не существует. Медики для распознавания кислородной недостаточности плода опираются на клинические признаки; затяжная желтуха новорожденного, синюшность носогубного треугольника, дрожание подбородка при плаче, пронзительный крик, трудности успокоения ребенка или чрезмерное спокойствие и заторможенность ребенка, трудности сосания и дыхания и другие. Клинические признаки жизнеспособности ребенка фиксируются по шкале Апгар (см. табл.).
Критическая характеристика | Оценка, балл | ||
Кожные покровы | Розовые | Розовые, конечности синюшные | Синюшные или бледные |
Дыхание | Глубокое, ритмичное, крик громкий | Поверхностное, неритмичное, не кричит или кричит слабо | Дыхание и крик отсутствуют |
Частота пульса | Выше100 | Ниже100 | Отсутствует |
Мышечный тонус | Умеренный флексорный | Слабый флексорный | Выраженная гипотония |
Рефлекторная реакция на катетер в носу | Кашель или чихание | Гримаса | Не отвечает |
Помимо клинических признаков, медики оценивают следующие факторы риска жизнеспособности плода: пограничный возраст матери (моложе 20 и старше 35 лет); преждевременная отслойка плаценты; предлежание плаценты; повышенное артериальное давление мамы; преждевременные или поздние роды; окрашивание околоплодных вод меконием (калом плода); учащение или урежение пульса плода; приглушение тонов сердца плода; многоплодие; длительный безводный промежуток; диабет матери, любые заболевания матери во время беременности, прием матерью потенциально опасных для плода препаратов.
Выделяют 4 стадии развития гипоксии плода, каждая из которых сопровождается изменениями в мозговых тканях — от локального отека до некрозов с геморрагическим пропитыванием. Если первые стадии (отек и повреждение глиальных клеток), обеспечивающие возникновение и передачу нервных импульсов, поддаются компенсации, то 3 и 4 стадии гипоксии, связанные с кровоизлияниями в мозг и некрозом (умиранием) нервных клеток, приводят к необратимым повреждениям нейронов и, как следствие, к грубым нарушениям в развитии ребенка.
В клинической картине гипоксической энцефалопатии выделяют три периода - острый (1-й месяц жизни ребенка), восстановительный (с 1 -го месяца до 1 года, а у недоношенных незрелых детей до 2 лет) и исход.
Особенностью острого периода является доминирование общемозговых нарушений без выраженных локальных симптомов.
В остром периоде по степени тяжести выделяются легкая, средняя и тяжелая формы. Для определения степени тяжести и выраженности нарушений мозгового кровообращения также применяется шкала Апгар (см. табл.).
При легкой форме гипоксической энцефалопатии (по шкале Апгар 6—7 баллов) характерным является синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
При среднетяжелой форме гипоксической энцефалопатии (оценивается по шкале Апгар 4-6 баллов) проявляется синдром гипертензионно-гидроцефальный и угнетения.
При тяжелой форме гипоксической энцефалопатии в остром периоде судорожный синдром, как правило, сочетается с синдромом угнетения или коматозным.
Исход гипоксической энцефалопатии новорожденного может быть различен и зависит от своевременно начатого лечения, даже в легких случаях. К годовалому возрасту у большинства зрелых детей с появлением вертикализации и речевых функций можно выявить исходы перинатальной гипоксической энцефалопатии. Выздоровление наступает у 15-20 % детей. Частыми последствиями перенесенной энцефалопатии являются минимальная мозговая дисфункция, гидроцефальный синдром. Наиболее тяжелыми исходами являются детский церебральный паралич, эпилепсия, умственная отсталость и другие психоневрологические проблемы здоровья ребенка.
Тема 1.2 Основные подходы к созданию единой системы ранней помощи детям с отклонениями в развитии
Материал к лекциям
1. Актуальность проблемы организации ранней помощи в России
Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями в настоящее время является чрезвычайно актуальной:
- доля здоровых новорожденных снизилась; до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию;
- существующий порядок помощи детям, имеющим проблемы в развитии, не отвечает в полной мере потребностям семьи и не обеспечивает комплексной помощи, так как сосредотачивает свое внимание в основном на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
- недостаточность взаимодействия структур, в ведении которых находится сегодня помощь детям раннего возраста с ОВЗ(Министерство образования и науки РФ и Министерство здравоохранения РФ);
- нехватка квалифицированных педагогических кадров, подготовленных к работе с детьми раннего и дошкольного возраста;
- отсутствие нормативно-правовой базы интеграции: принятие ребенка в дошкольное образовательное учреждение ДОУ) часто зависит от личной позиции руководителя и педагогического персонала;
- недостаточность обеспечения методической и нормативной литературой;
- недостаточное развитие информационной базы для населения в социальных институтах, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями;
- отсутствие связующего звена в системе взаимодействия семьи и различных ведомств (образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты);
В результате коррекции в раннем возрасте до 20% детей к 18 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект.
2. Структура и содержание ранней помощи детям с отклонениями в развитии
Служба ранней помощи должна предусматривать оказание помощи всей семье, воспитывающей проблемного ребенка. Авторский коллектив Института коррекционной педагогики РАО предлагает модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии, включающую 4 блока:
- 1-й блок - скрининговое обследование детей первого года жизни, которое проводится уже в роддоме, и в выписке отмечается фактор риска. Основная цель - выявление всех детей группы риска.
Оно предполагает прежде всего разработку карт факторов риска в развитии ребенка. Карта должна заполняться в роддоме с отметкой о наличии фактора риска в выписке, затем передаваться в поликлинику по месту жительства до проведения систематических наблюдений за развитием ребенка, его обследования. При первом же подозрении на отклонение или замедленный темп в развитии ребенок должен направляться на комплексное медико-психолого-педагогическое обследование. Основная задача блока — выявление детей с подозрением на то или иное отклонение в развитии. Для ее успешного решения необходимо совместно с Министерством здравоохранения разработать и апробировать:
· карты факторов риска в развитии ребенка;
· скрининговые методики обследования нервно-психического развития ребенка первого года жизни;
· процедуру обследования детей и наблюдения за их развитием;
· эффективные и недорогие технические средства скрининг-диагностики.
- 2-й блок - дифференциальная диагностика, проводимая в поликлиниках, центрах, больницах. Основная цель - определение структуры дефекта, видов специальной коррекционной помощи.
Ее задача — выявление отклонения в развитии, уточнение структуры дефекта, определение возможностей медицинского воздействия и психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка.
Дифференциальная диагностика нуждается в дальнейшем совершенствовании методик и приобретении новейшего оборудования, однако даже те методы и оснащение, которые уже есть, позволяют решать задачи блока достаточно успешно.
- 3-й блок - медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии.
Необходимо разработать и апробировать разнообразные организационные формы коррекционного воздействия.
Опыт показывает, что для детей с нарушениями ЦНС, интеллектуальными и речевыми проблемами коррекционное обучение целесообразно организовывать именно в детских поликлиниках по месту жительства, дополнив их штаты учителями-дефектологами, работающими с детьми раннего возраста.
Дети же с сенсорными нарушениями, проблемами в эмоциональном развитии, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложной структурой дефекта и др. столь специфичны, что с раннего детства требуют специализированной помощи. Необходимо создать гибкую систему коррекционного воздействия, сочетающую как помощь ребенку в поликлинике по месту жительства, так и специализированную в профильных медицинских и медико-психолого-педагогических (реабилитационных) центрах. Последние могли бы курировать оказание помощи ребенку по месту жительства, в частности занятия с учителем-дефектологом поликлиники.
Целесообразно также расширять такие новые формы коррекционного воздействия, как группы надомного обучения и кратковременного пребывания при специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях.
Необходимо предусмотреть в этом блоке и такое важное звено, как ежегодное углубленное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка (на первом году жизни желательно не реже 2 раз в год) с целью уточнения структуры нарушения, определения эффективности реабилитационных мероприятий и направлений дальнейшего коррекционного медико-психолого-педагогического воздействия.
- 4-й блок - подготовка и переподготовка специалистов для системы раннего выявления и коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.
Необходимо, в частности, организовать целенаправленную подготовку учителей-дефектологов (на дефектологических факультетах педагогических университетов и институтов, через курсы повышения квалификации и т. п.) к работе с детьми раннего возраста, к оказанию коррекционной помощи в разных формах.
В настоящее время от любых новаций ждут экономического эффекта. К сожалению, данная программа, как и все, что связано с интересами ребенка с проблемами, не отвечает этому требованию. В ходе ее проведения количество детей с отклонениями в развитии будет увеличиваться за счет "невыявленного резерва". Сама реализация системы раннего выявления и коррекции нарушений в развитии в полном объеме будет достаточно дорогостоящей (включая современные технические средства диагностики и коррекции). Вместе с тем у части детей будут преодолены те или иные отклонения, часть детей будет подготовлена к воспитанию и обучению в массовых общеобразовательных учреждениях. Но и в этом случае дети с достаточно выраженными отклонениями в развитии (например, со средними и тяжелыми нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) будут нуждаться в постоянном психолого-педагогическом сопровождении и систематической коррекционной помощи.
Раннее медико-психолого-педагогическое вмешательство позволит ослабить, а в отдельных случаях и предотвратить последствия того или иного отклонения в развитии, поможет вырастить человека, способного активно участвовать в жизни общества. Главный экономический эффект — не в уменьшении количества различных специальных учреждений, а в снижении последствий увеличения численности инвалидов.
3. Формы ранней помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии
Форма | Контингент | Кол-во детей | Режим пребывания | Длительность пребывания | Примечания |
Группы ЦИПРа | Семьи, имеющие детей от 6 месяцев до 3 лет, не посещающих детский сад | От 20 до 24 детей | Совместное пребывание ребенка с родителями на игровых сеансах два-три раза в неделю по 1 часу | Ребенок занимается в течение 3 месяцев | Проходят игры и игровые занятия по всем ведущим линиям развития. С детьми занимаются специалисты -педагоги, психологи, музыкальные руководители. |
И т.д. |
Стратегия текущего момента состоит в поиске современных вариативных форм дошкольного образования, в частности, применительно к детям раннего возраста. Структурные подразделения открываются при дошкольных учреждениях, имеют финансирование и дополнительные штатные единицы.
Группы ЦИПРа. Центр игровой поддержки ребенка является подразделением, которое работает с семьями, имеющими детей раннего возраста, не посещающих детский сад. Предполагается работа с малышами в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.
Особенностью этого подразделения является совместное пребывание ребенка с родителями на игровых сеансах два-три раза в неделю по 1 часу. Общее количество детей может варьироваться от 20 до 24. В ЦИПРе проходят игры и игровые занятия по всем ведущим линиям развития. С детьми занимаются специалисты-педагоги, психологи, музыкальные руководители.
Задача ЦИПРа:
- в присутствии родителей подготовить ребенка к поступлению в детское образовательное учреждение,
- снизить трудности при расставании с домашними,
- способствовать развитию малыша, используя на практике современные игровые технологии, а также обучить им родительскую аудиторию.
Штатные единицы кадрового состава ЦИПРа:
- 0,5 ставки старшего воспитателя;
- 0,25 ставки медсестры;
- 1 ставка педагога-психолога;
- 0,5 ставки воспитателя;
- 0,5 ставки музыкального руководителя;
- 0,5 ставки педагога дополнительного образования;
- 0,5 ставки помощника воспитателя.
Группы ЦППР. Центр психолого-педагогической помощи родителям является подразделением, которое, как и ЦИПР,работает с семьями, имеющими детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, не посещающих детский сад.
Если в ЦИПРе малыш занимается в течение 3 месяцев, то работа в ЦППР с ребенком проходит на протяжении учебного года. Именно это время необходимо малышу для оздоровления, развития и адаптации. Следует принять во внимание, что в раннем детстве физическое и психическое развитие ребенка отличается быстрыми темпами и учитывается не по годам, а по месяцам (микропериодам). При этом каждый микропериод (3 месяца) имеет свои задачи и показатели развития. Действенная работа с семьей в течение 3 месяцев недостаточна для реальной помощи родителям. В условиях ЦИПРа она должна сочетаться в последующем, когда ребенок не будет ходить в ЦИПР, с постоянной консультативной помощью. В ЦППР родители и дети получают непрерывное медицинское и психолого-педагогическое сопровождение в течение всего учебного года, поэтому такая форма еще более востребована. Как и в ЦИПРе, педагогический процесс проходит в присутствии родителей, которые являются участниками игр и занятий детей.
Следует отметить, что цели и задачи педагогической деятельности обоих подразделений одинаковы. Исходя из внутренней структуры, ЦППР может иметь разную направленность в зависимости от потребностей населения иконтингента малышей данного набора.
Если ЦИПР посещают 20-24 ребенка, то ЦППР принимает 60-70 детей. Это подразделение имеет утренние и вечерние часы работы и может рассматриваться как своего рода мини детский сад, в котором ребенку предоставляется весь комплекс образовательных услуг, исключая лишь питание и сон.
ЦППР можно рассматривать и как удвоенный ЦИПР. Следовательно, в ЦППРудваиваются штатные единицы и их финансирование. Здесь, как и в ЦИПРе, ведется большая работа с родительской аудиторией, которая за год постепенно приобретает компетентность в вопросах воспитания. Центр и детский сад становятся единым образовательным пространством материнства и детства. Педагогическая работа проходит параллельно с полнодневной группой, что позволяет осуществить комфортную адаптацию маленького ребенка к поступлению в детский сад.
В дошкольном учреждении может быть развернута одна или несколько вариативных форм психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей ясельного возраста. Следует признать, что организация ЦИПРаили ЦППР- трудоемкий процесс, потому что эти подразделения могут включать в себя элементы разных форм взаимодействия.
Адаптационная группа приглашает детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. В группе, где находятся совсем маленькие (до 1 года), должно быть не более 10 человек, в группах от 1 года до 3 лет - до 15. Допустимо формирование разновозрастного контингента ребят, но при условии одновременного пребывания не более трех возрастных подгрупп. Работают группы от 2 до 5 часов в день пять раз в неделю по гибкому режиму, в зависимости от потребностей населения микрорайона. Весь педагогический процесс осуществляется в отсутствии родителей.
Задачи адаптационной группы:
- психолого-педагогическое сопровождение семьи, заключающееся в повышении уровня знаний родителей о раннем детстве и обеспечении на профессиональном уровне развития малышей;
- ранняя социализация детей в условиях общественной формы воспитания, профилактика сложностей адаптации к детскому саду.
Прогулочная группа может быть организована только там, где детский сад имеет огороженную и оформленную по требованиям СанПиНа детскую площадку, соответствующую возрасту детей. Такие группы целесообразно создавать в детских учреждениях, не имеющих дополнительного свободного помещения. Прогулочная группа действует в течение 1,5-2 часов пребывания детей на воздухе в отсутствии родителей.
Все это время педагог проводит наблюдения, подвижные игры, включает малышей в самостоятельную игровую деятельность, в элементарные трудовые процессы. В группе могут присутствовать от 5 до 15 детей (не более трех возрастных подгрупп).
Задача группы - адаптация к детскому саду.
Группы развития работают по образовательной программе РФ и ставят своей задачей ознакомить ребенка с тем кругом явлений окружающей жизни, который приемлем для данного возраста. Эти группы ориентированы на индивидуальное развитие каждого малыша.
Предполагается ранжирование обучающих программ исходя из диагностики, проводимой в начале учебного года. Выделяются три группы детей: с нормальным уровнем психического развития (НПР),с опережающим возрастным развитием (ОПР) и с задержкой психического развития (ЗПР). Обучение осуществляется игровыми методами.
В течение года проходит диагностика в соответствии с эпикризными сроками. Результаты могут служить поводом для перевода малыша в более высокую категорию, отвечающую уровню его развития.
Группа состоит не более чем из 8 человек и делится на две подгруппы.
Задачи группы развития:
- реализация самоценности раннего детства;
- раскрытие индивидуальности ребенка;
- обеспечение разностороннего воспитания.
Группа здоровья организуется по желанию родителей и предназначается для детей ослабленных, часто болеющих, требующих