Раздел 2. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии




УД «Организация работы с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии»

Уважаемые студенты!

Так как по этому предмету у нас было всего 2 часа, и не известно выделят ли нам еще время, посылаю вам документ с дополнениями (у вас есть распечатки, подобные этой). Синим цветом выделено то, что мы записали бы на занятиях. Нет необходимости переписывать это в тетрадь. Сохраните или распечатайте этот документ.

Для диф. зачета вы делаете отдельную работу. Кто-то уже сдал ее. Те, кто не сдавал, могут отправить мне ее в электронном виде на e-mail SidorovaOF18@gmail.com

 

Раздел 1. Теоретические основы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

Тема 1.1 Возрастные закономерности психомоторного развития

Самостоятельная работа

1. Причины и распространенность аутизма.

2. Характеристика интеллектуального развития детей с РДА.

Литература: Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. с. 302, 303

Материал к лекциям

1. Психофизиологическая характеристика раннего возраста

Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформулирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Ниной Михайловной Аксариной:

1. Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп.

Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития. Быстро происходит физическое развитие, и чем меньше ребенок, тем интенсивнее. Так, за первый год рост ребенка увели­чивается на 25 см, вес ребенка утраивается. Совершен­ствуются все функции организма, в том числе условно-рефлекторная деятельность коры головного мозга, фор­мируются все виды внутреннего торможения, динамические стереотипы, а к концу 1-го года развивается вторая сигнальная система.

К 3 годам ребенок овладевает всеми основными дви­жениями (ходьба, бег, лазание, бросание, в цель, плясовые движения) и тонкими движениями пальцев. Он при­обретает много знаний и представлений об окружающих предметах, ориентируется в форме, цвете, величине пред­метов.

Особенно большое значение в психическом развитии отводится овладению речью: ребенок, не умея при рож­дении произнести ни одного членораздельного звука, к 1-му году употребляет около 10 слов и понимает название многих действий и предме­тов, а к 3 годам его словарь содержит более 1000 слов.

На протяжении 3 лет у ребенка развиваются и все функции речи, а с ней и мышление. Речь становится средством общения с окружающими и средством по­знания. Речь взрослых явля­ется средством воспитания, при помощи речи можно ре­гулировать поведение ребен­ка, его эмоциональное со­стояние.

У детей развивается мышление: они сравнивают, устанавливают сходство, обобщают, делают элементар­ные умозаключения. У детей быстро развиваются и та­кие психические процессы, как внимание, память, а на 3-м году - и воображение. За 3 года в зависимости от условий воспитания быстро формируются различные на­выки (как положительные, так и отрицательные). Раз­виваются многие виды деятельности (игра, наблюде­ние, конструктивная и изобразительная деятельность и др.).

Закладывается эмоциональная основа личности: дети по-разному реагируют на все, у них формируется различ­ное отношение к окружающему - одно им нравится, вы­зывает улыбку, радость, на другое они сердятся, пла­чут. В поведении ребенка можно видеть проявления мно­гих свойственных человеку эмоций - радость, гнев, страх, смущение, удовлетворение, эстетическое чувство, застенчивость, обида и др. Уже на 1-м году у детей начинают устанавливаться различные взаимоотношения со взрослыми, закладываются основные черты ха­рактера и элементарные нравственные качества лич­ности.

Таким образом, первые 3 года жизни являются перио­дом быстрого становления и развития всех особенностей, свойственных человеку.

2. Процесс развития скачкообразен и неравномерен.

Резко, скачкообразно, в 1 год 5 мес. - 1 год 6 мес. удли­няется работоспособность (удлиняется период бодрствования), так же скачкообразно увеличивается количество слов в этот период. В 2 года 8-10 мес. скачкообразен пе­реход к качественно новому виду игры - переход от игры воспроизведения окружающих действий к ролевой игре и др.

Темп и значение разных линий развития в различные периоды жизни ребенка неодинаковы. На каждом воз­растном этапе есть свои «ведущие» (т. е. наиболее зна­чимые) линии развития. Они имеют наибольшее значение для данного возраста, своевременное развитие их обес­печивает переход на качественно новый этап. Так, на­пример, в возрасте 7-8 мес. ведущим движением явля­ется ползание, так как оно полезно для общего физического развития и расширяет ориентировку в окружаю­щем. В возрасте 1 года 6 мес.-1 года 9 мес. очень важно овладеть способностью обобщать предметы по существенным признакам, так как это будет способствовать дальнейшему развитию мышления, формированию по­нятий.

В 1 год -1 год 5 мес. происходит быстрое развитие понимания речи, но медленнее нарастание активного сло­варя. Научившись новому, приобретя новое умение, дей­ствие, на какой-то период времени оно становится доми­нирующим в поведении ребенка. Так, например, научив­шись ходить самостоятельно, ребенок почти перестает играть, а «неудержимо» ходит. Произнеся впервые какое-то слово, он многократно повторяет его в течение дня. На разных возрастных этапах ребенок оказывается осо­бо чувствительным к определенного рода воздействиям. «При наличии соответствующих педагогических условий наиболее легко развиваются определенные психические процессы и качества, которые очень трудно сформировать на более поздних возрастных этапах» (Л. С. Вы­готский).

3. Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.

Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто находится в отрицательном эмоциональном состоянии, если отсутствуют условия для его активной деятельности. Крепкий, физически полноценно развивающийся ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и психически лучше развивается, а веселые, подвижные дети лучше развиваются не только психически, но и физически более развиты и вынос­ливы.

Вместе с тем даже незначительные нарушения в со­стоянии здоровья детей вызывают изменения их общего самочувствия – они становятся раздражительными или вялыми, быстро утомляются. И наоборот, любое заболе­вание легче протекает, если удается поддержать хорошее эмоциональное состояние заболевшего ребенка.

Маленьким детям свойствен­на физическая и психическая ранимость. Дети этого возраста легко заболевают при незначительных ошибках в уходе и при недостаточном удовлетворении их органиче­ских потребностей.

Легко нарушается и состояние возбудимости их нерв­ной системы. Хотя на протяжении 3 лет длительность пе­риода непрерывного активного бодрствования значитель­но увеличивается и к 3 годам достигает 5-6 ч (т. е. почти так же, как и у дошкольника 6 лет), однако ребен­ку раннего возраста нужен более частый отдых в течение одного отрезка бодрствования в виде более частой смены разных видов деятельности. Периоды непрерывной продуктивной деятельности у этих детей меньше, они больше утомляются.

4. В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния.

Все поведение ма­ленького ребенка, его действия, устойчивость внимания, работоспособность зависят в основном от того, нравится это ему, интересно, доставляет удовольствие или нет. Только то, что ребенок воспринимает охотно, с интере­сом, дает хороший результат.

Характерной чертой раннего детства является ла­бильность их эмоционального состояния, изменчивость. В результате самых ничтожных поводов бодрое состоя­ние ребенка может смениться плачем и наоборот, еще не высохли слезы от обиды, как он уже снова улыбается. Очень велика внушаемость и тонкая дифференцировка эмоций окружающих - еще не понимая слов, ребенок уже рано хорошо понимает, сердятся на него или нет. Дети рано улавливают характер взаимоотношений между близкими, чувствуют настроение окружающих и легко им заряжаются.

5. Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее.

Ребенок рождается с врожденной сенсомоторной потребностью, т. е. с потребностью получать различные (зрительные, слуховые, тактильные и др.) раздражения, и с потребностью в разнообразной двигательной активности. С момента рождения ребенок проявляет актив­ный поиск этих раздражений, ярко выраженный ориентировочный рефлекс «что такое?» (И. П. Павлов) или рефлекс «новизны». На основе этого ориентировочного рефлекса при правильном отношении взрослых позже появляется интерес ко всему окружающему, особенно новому, что затем превращается в специальную ориентировочно-познавательную деятельность, желание узнать «а что?» «а почему?», «а как?», «куда?» и т. д. Очень высока у детей и потребность в двигательной активности. Они много и разнообразно двигаются, различно действуют и почти все время активно что-то делают. Все это является ярко выраженной особенностью маленького ре­бенка и способствует быстрому физическому и умствен­ному его развитию. Ограничение движений ребенка (ги­подинамия), бедность и однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии.

6. Реализация потенциальных возможностей развития ребенка зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Характерной особенностью периода раннего детст­ва является высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость. Всякое систе­матическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.

Здоровый ребенок обладает богатыми потенциала­ми (возможностями) развития. Применяя различные специальные меры, можно получить значительно более вы­сокий уровень той или иной линии развития. Так, напри­мер, ребенка значительно раньше можно научить разли­чать все цвета, плавать, читать, выучить наизусть длин­ное стихотворение и др. Задача воспитания - полнее использовать богатые природные возможности ребенка, но без ущерба для здоровья и их нервной системы, и правильно отобрать наиболее существенное, значимое для данного возраста детей.

Для детей раннего возраста характерна неустой­чивость и незавершенность формирующихся умений, на­выков.Ребенок 3 лет способен на сравнительную устойчи­вость внимания, но в то же время он легко отвле­кается по самым незначительным поводам (например, приход во время интересного занятия постороннего лица).

Реакция детей раннего возраста имеет более дли­тельный латентный период, т. е. время от начала дейст­вия раздражителя до ответной реакции ребенка. Например, когда взрослый задает ребенку 1 года 3 мес. -1 года 5 мес. какой-либо вопрос или предлагает произвести какое-то действие, то его ответная реакция наступает не сразу, а лишь через некоторое время.

Очень рано (с первых месяцев) у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, которая бы­стро становится такой же сильной, как и органические потребности. Без частого общения со взрослым нельзя обеспечить эмоционально-положительное состояние детей этого возраста, неизбежны нарушения возбудимости, нельзя достигнуть своевременного психического развития и формирования нравственных качеств личности. Значима в раннем возрасте и роль непосредствен­ных воздействий взрослых на ход развития. Ребенок рож­дается крайне беспомощным, не имея почти никаких го­товых форм поведения. Только после показа взрослого ребенок может складывать пирамиду, ставить кубик на кубик, произносить слова, рисовать, лепить и др. Дети раннего возраста нуждаются в значительно более частомнепосредственном обучающем руководстве взрослого.

 

2. Факторы, оказывающие влияние на развитие ребенка

С момента зачатия ребенка, во внутриутробном периоде, негатив­ные воздействия могут нарушить или изменить ход развития плода. Здоровье - состояние живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции.

Биологический уровень здоровья (совокупность антропометри­ческих, физических, биохимических и биологических параметров) - от­сутствие или наличие болезней у ребенка.

Большинство детей имеют с рождения проблемы ортопедического характера (дисплазии тазобе­дренных суставов, подвывихи, плосковальгусные стопы), неврологи­ческого характера (перинатальная энцефалопатия, нарушения тонуса мышц, терморегуляции, сна, приема пищи, дыхания), склонны к аллер­гическим реакциям, наблюдаются проблемы пищеварения (вздутие жи­вота, дисбактериоз, нерегулярный стул).

В неблагополучных семьях на указанные проблемы новорожденного, как правило, внимания не обращают. Недостаточность питания и несо­ответствие одежды ребенка времени года создают условия для «есте­ственного» и ежедневного закаливания ребенка. Поэтому в этих семьях дети либо болеют очень редко, если иммунитет ребенка позволил ему адаптироваться к таким условиям существования, либо дети проводят большую часть времени в больницах разного профиля. Получается, что дети из неблагополучных семей часто выглядят здоровыми, но таковы­ми не являются. Относительное соматическое здоровье в раннем воз­расте не означает здоровье в более позднем периоде. У таких детей уже в младшем школьном возрасте имеется ряд хронических расстройств, которые можно было предупредить в раннем возрасте, обеспечивая со­ответственное питание и лечение.

Особое место в рамках соматического здоровья ребенка занимают простудные заболевания. Часто болеющие дети медленнее усваивают материал по возрасту (приходится пропускать занятия). Ослабленный иммунитет не способствует активности познавательной деятельности, а значит, тормозится развитие высших психических функций - памяти, внимания, мышления, речи.

Психологический уровень здоровья подразумевает соответствие двигательного, психического, личностного и речевого развития ребен­ка возрастным нормативам.

Принятые нормы развития имеют широ­кий диапазон, который нижней границей имеет отставание в развитии. Можно самостоятельно определить степень отставания или опере­жения ребенком возрастных нормативов, зная примерные показатели развития на каждый возрастной период. Самыми рас­пространенными отставаниями в развитии являются задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР).

Социальный уровень здоровья подразумевает степень усвоения социальных норм поведения, формирования у ребенка социальных мо­тивов деятельности и регулирования собственного поведения, а также микроклимат в семье.

Наиболее распространенным примером социальной причины от­ставания ребенка в развитии является феномен «социально-педаго­гической запущенности», когда ребенок при достаточных предпосылках для интеллектуального и речевого развития, но при отсутствии вни­мания, заботы и общения со стороны родителей начинает отставать в психофизических параметрах развития и не может усваивать мате­риал общеобразовательных программ детского сада и школы.

Другим распространенным примером негативного социального влияния является невротизация детей дошкольного возраста в результате завышенных требований к ребенку со стороны чрезмерно «актив­ных» родителей, подавление самостоятельности и инициативы ребен­ка.

3. Характеристика перинатальной энцефалопатии

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) является неврологической проблемой развития ребенка. Перинатальная энцефалопатия - это расстройства центральной нервной системы новорожденных и детей первых месяцев жизни, развившиеся в связи с поражением головного мозга до рождения ребенка (внутриутробно) или в период родов.

По данным ведущих отечественных педиатров, перинаталь­ная отягощенность в нашей стране за последнее десятилетие возросла в 1,9 раза и составила 544,7 на 1000 родившихся.

Перинатальный - период от 28 недель внутриутробной жизни ребенка до 7 суток после рождения. Энцефалопатия - повреждение го­ловного мозга. Причиной ПЭП является кислородное голодание (гипоксия) пло­да, что может происходить в течение всей беременности или в какой-то промежуток, например во время болезни беременной женщины.

К сожалению, точных и широко распространенных методов определения гипоксииплода сегодня не существует. Медики для распознавания кислородной недостаточности плода опираются на клинические признаки; затяжная желтуха новорожденного, синюшность носогубного треугольника, дрожание подбородка при плаче, пронзи­тельный крик, трудности успокоения ребенка или чрезмерное спокой­ствие и заторможенность ребенка, трудности сосания и дыхания и другие. Клинические признаки жизнеспособности ребенка фиксируются по шкале Апгар (см. табл.).

 

Критическая характери­стика Оценка, балл
     
Кожные покро­вы Розовые Розовые, конеч­ности синюшные Синюшные или бледные
Дыхание Глубокое, ритмичное, крик громкий Поверхностное, неритмичное, не кричит или кри­чит слабо Дыхание и крик отсутствуют
Частота пульса Выше100 Ниже100 Отсутствует
Мышечный тонус Умеренный флексорный Слабый флек­сорный Выраженная гипотония
Рефлекторная реакция на ка­тетер в носу Кашель или чи­хание Гримаса Не отвечает

 

Помимо клинических признаков, медики оценивают следующие факторы риска жизнеспособности плода: пограничный возраст мате­ри (моложе 20 и старше 35 лет); преждевременная отслойка плаценты; предлежание плаценты; повышенное артериальное давление мамы; преждевременные или поздние роды; окрашивание околоплодных вод меконием (калом плода); учащение или урежение пульса плода; приглу­шение тонов сердца плода; многоплодие; длительный безводный про­межуток; диабет матери, любые заболевания матери во время беремен­ности, прием матерью потенциально опасных для плода препаратов.

Выделяют 4 стадии развития гипоксии плода, каждая из которых сопровождается изменениями в мозговых тканях — от локаль­ного отека до некрозов с геморрагическим пропитыванием. Если первые стадии (отек и повреждение глиальных клеток), обеспечивающие воз­никновение и передачу нервных импульсов, поддаются компенсации, то 3 и 4 стадии гипоксии, связанные с кровоизлияниями в мозг и некрозом (умиранием) нервных клеток, приводят к необратимым повреждениям нейронов и, как следствие, к грубым нарушениям в развитии ребенка.

В клинической картине гипоксической энцефалопатии выделяют три периода - острый (1-й месяц жизни ребенка), восстановительный (с 1 -го месяца до 1 года, а у недоношенных незрелых детей до 2 лет) и исход.

Особенностью острого периода является доминирование общемоз­говых нарушений без выраженных локальных симптомов.

В остром периоде по степени тяжести выделяются легкая, средняя и тяжелая формы. Для определения степени тяжести и выра­женности нарушений мозгового кровообращения также применяется шкала Апгар (см. табл.).

При легкой форме гипоксической энцефалопатии (по шкале Ап­гар 6—7 баллов) характерным является синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

При среднетяжелой форме гипоксической энцефалопатии (оценивается по шкале Апгар 4-6 баллов) проявляется синдром гипертензионно-гидроцефальный и угнетения.

При тяжелой форме гипоксической энцефалопатии в остром периоде судорожный синдром, как правило, сочетается с синдромом угнетения или коматозным.

Исход гипоксической энцефалопатии новорожденного может быть различен и зависит от своевременно начатого лечения, даже в легких случаях. К годовалому возрасту у большинства зрелых детей с появлением вертикализации и речевых функций можно выявить исходы пери­натальной гипоксической энцефалопатии. Выздоровление наступает у 15-20 % детей. Частыми последствиями перенесенной энцефало­патии являются минимальная мозговая дисфункция, гидроцефальный синдром. Наиболее тяжелыми исходами являются детский церебраль­ный паралич, эпилепсия, умственная отсталость и другие психоневро­логические проблемы здоровья ребенка.

 

Тема 1.2 Основные подходы к созданию единой системы ранней помощи детям с отклонениями в развитии

Материал к лекциям

1. Актуальность проблемы организации ранней помощи в России

Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями в настоящее время является чрезвычайно актуальной:

- доля здоровых новорожденных сни­зилась; до 80% новорожденных являют­ся физиологически незрелыми, около 70% имеют перинаталь­ную патологию;

- существующий порядок помощи детям, имею­щим проблемы в развитии, не отвечает в полной мере потреб­ностям семьи и не обеспечивает комплексной помощи, так как сосредотачивает свое внимание в основном на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

- недостаточность взаимодействия структур, в ведении которых находится сегодня помощь детям раннего возраста с ОВЗ(Минис­терство образования и науки РФ и Минис­терство здравоохранения РФ);

- нехватка квалифицированных педагогических кадров, подготовленных к работе с детьми раннего и дошкольного возраста;

- отсутствие нормативно-правовой базы интеграции: принятие ребенка в дошкольное образовательное учреждение ДОУ) часто зависит от личной позиции руководителя и педагогиче­ского персонала;

- недостаточность обеспечения методической и норматив­ной литературой;

- недостаточное развитие информационной базы для насе­ления в социальных институтах, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями;

- отсутствие связующего звена в системе взаимодействия семьи и различных ведомств (образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты);

В результате кор­рекции в раннем возрасте до 20% детей к 18 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положи­тельный эффект.

2. Структура и содержание ранней помощи детям с отклонениями в развитии

Служба ранней помощи должна предусматривать оказание по­мощи всей семье, воспитывающей проблемного ребенка. Авторский коллектив Института коррекционной педагогики РАО предлагает модель системы раннего выявления и коррек­ции отклонений в развитии, включающую 4 блока:

- 1-й блок - скрининговое обследование детей первого года жизни, которое проводится уже в роддоме, и в выписке отмечается фактор риска. Основная цель - выявление всех детей груп­пы риска.

Оно предполагает прежде всего разработку карт факторов рис­ка в развитии ребенка. Карта должна заполняться в роддоме с отметкой о наличии фактора риска в выписке, затем передаваться в поликлинику по месту жительства до проведения систематических наблюдений за развитием ребенка, его обследования. При первом же подозрении на отклонение или замедленный темп в развитии ребенок должен направ­ляться на комплексное медико-психолого-педагогическое обследование. Основная задача блока — выявление детей с подозрением на то или иное отклонение в развитии. Для ее успешного решения необходимо со­вместно с Министерством здравоохранения разработать и апробировать:

· карты факторов риска в развитии ребенка;

· скрининговые методики обследования нервно-психического раз­вития ребенка первого года жизни;

· процедуру обследования детей и наблюдения за их развитием;

· эффективные и недорогие технические средства скрининг-диаг­ностики.

- 2-й блок - дифференциальная диагностика, проводимая в поликлиниках, центрах, больницах. Основная цель - определе­ние структуры дефекта, видов специальной коррекционной по­мощи.

Ее задача — выявление отклонения в развитии, уточнение структуры дефекта, определение возможностей медицинского воздействия и психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка.

Дифференциальная диагностика нуждается в дальнейшем совер­шенствовании методик и приобретении новейшего оборудования, одна­ко даже те методы и оснащение, которые уже есть, позволяют решать задачи блока достаточно успешно.

- 3-й блок - медико-психолого-педагогическая коррекция от­клонений в развитии.

Необходимо разработать и апробировать разно­образные организационные формы коррекционного воздействия.

Опыт показывает, что для детей с нарушениями ЦНС, интеллекту­альными и речевыми проблемами коррекционное обучение целесооб­разно организовывать именно в детских поликлиниках по месту житель­ства, дополнив их штаты учителями-дефектологами, работающими с детьми раннего возраста.

Дети же с сенсорными нарушениями, пробле­мами в эмоциональном развитии, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложной структурой дефекта и др. столь специфичны, что с раннего детства требуют специализированной помощи. Необходимо создать гибкую систему коррекционного воздействия, сочетающую как помощь ребенку в поликлинике по месту жительства, так и специализи­рованную в профильных медицинских и медико-психолого-педагогичес­ких (реабилитационных) центрах. Последние могли бы курировать ока­зание помощи ребенку по месту жительства, в частности занятия с учителем-дефектологом поликлиники.

Целесообразно также расширять такие но­вые формы коррекционного воздействия, как группы надомного обуче­ния и кратковременного пребывания при специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях.

Необходимо предусмотреть в этом блоке и такое важное звено, как ежегодное углубленное медико-психолого-пе­дагогическое обследование ребенка (на первом году жизни желательно не реже 2 раз в год) с целью уточнения структуры нарушения, определе­ния эффективности реабилитационных мероприятий и направлений даль­нейшего коррекционного медико-психолого-педагогического воздей­ствия.

- 4-й блок - подготовка и переподготовка специалистов для системы раннего выявления и коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.

Необходимо, в частности, организовать целенаправленную подго­товку учителей-дефектологов (на дефектологических факультетах пе­дагогических университетов и институтов, через курсы повышения ква­лификации и т. п.) к работе с детьми раннего возраста, к оказанию кор­рекционной помощи в разных формах.

В настоящее время от любых новаций ждут экономического эф­фекта. К сожалению, данная программа, как и все, что связано с интере­сами ребенка с проблемами, не отвечает этому требованию. В ходе ее проведения количество детей с отклонениями в развитии будет увеличи­ваться за счет "невыявленного резерва". Сама реализация системы ран­него выявления и коррекции нарушений в развитии в полном объеме бу­дет достаточно дорогостоящей (включая современные технические сред­ства диагностики и коррекции). Вместе с тем у части детей будут пре­одолены те или иные отклонения, часть детей будет подготовлена к вос­питанию и обучению в массовых общеобразовательных учреждениях. Но и в этом случае дети с достаточно выраженными отклонениями в раз­витии (например, со средними и тяжелыми нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) будут нуждаться в постоянном психо­лого-педагогическом сопровождении и систематической коррекционной помощи.

Раннее медико-психолого-педагогическое вмешательство позволит ослабить, а в отдельных случаях и предотвратить последствия того или иного отклонения в развитии, поможет вырастить человека, способного активно участвовать в жизни общества. Главный экономический эффект — не в уменьшении количества различных специальных учреждений, а в снижении последствий увеличения численности инвалидов.

 

3. Формы ранней помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии

Форма Контингент Кол-во детей Режим пребывания Длительность пребывания Примечания
Группы ЦИПРа Семьи, имею­щие детей от 6 месяцев до 3 лет, не посещающих детский сад От 20 до 24 детей Совместное пребывание ребенка с родителями на игровых сеансах два-три раза в неделю по 1 часу Ребенок занимается в течение 3 месяцев Проходят игры и игро­вые занятия по всем ведущим линиям развития. С детьми за­нимаются специалисты -педагоги, психологи, музыкальные руководители.
И т.д.          

Стратегия текущего момента состоит в поиске современ­ных вариативных форм дошкольного образования, в част­ности, применительно к детям раннего возраста. Струк­турные подразделения открываются при дошкольных учреждениях, имеют финансирование и дополнительные штатные единицы.

Группы ЦИПРа. Центр игровой поддержки ребенка яв­ляется подразделением, которое работает с семьями, имею­щими детей раннего возраста, не посещающих детский сад. Предполагается работа с малышами в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.

Особенностью этого подразделения является совместное пребывание ребенка с родителями на игровых сеансах два-три раза в неделю по 1 часу. Общее количество детей может варьироваться от 20 до 24. В ЦИПРе проходят игры и игро­вые занятия по всем ведущим линиям развития. С детьми за­нимаются специалисты-педагоги, психологи, музыкальные руководители.

Задача ЦИПРа:

- в присутствии родителей подготовить ребенка к поступлению в детское образовательное учреж­дение,

- снизить трудности при расставании с домашними,

- способствовать развитию малыша, используя на практике современные игровые технологии, а также обучить им роди­тельскую аудиторию.

Штатные единицы кадрового состава ЦИПРа:

- 0,5 ставки старшего воспитателя;

- 0,25 ставки медсестры;

- 1 ставка педагога-психолога;

- 0,5 ставки воспитателя;

- 0,5 ставки музыкального руководителя;

- 0,5 ставки педагога дополнительного образования;

- 0,5 ставки помощника воспитателя.

Группы ЦППР. Центр психолого-педагогической помощи родителям является подразделением, которое, как и ЦИПР,работает с семьями, имеющими детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, не посещающих детский сад.

Если в ЦИПРе малыш занимается в течение 3 месяцев, то работа в ЦППР с ребенком проходит на протяжении учебно­го года. Именно это время необходимо малышу для оздоров­ления, развития и адаптации. Следует принять во внимание, что в раннем детстве физическое и психическое развитие ре­бенка отличается быстрыми темпами и учитывается не по годам, а по месяцам (микропериодам). При этом каждый микропериод (3 месяца) имеет свои задачи и показатели развития. Действенная работа с семьей в течение 3 месяцев недостаточна для реальной помощи родителям. В условиях ЦИПРа она должна сочетаться в последующем, когда ребе­нок не будет ходить в ЦИПР, с постоянной консультативной помощью. В ЦППР родители и дети получают непрерывное медицинское и психолого-педагогическое сопровождение в течение всего учебного года, поэтому такая форма еще более востребована. Как и в ЦИПРе, педагогический процесс про­ходит в присутствии родителей, которые являются участни­ками игр и занятий детей.

Следует отметить, что цели и задачи педагогической де­ятельности обоих подразделений одинаковы. Исходя из внутренней структуры, ЦППР может иметь разную на­правленность в зависимости от потребностей населения иконтингента малышей данного набора.

Если ЦИПР посещают 20-24 ребенка, то ЦППР прини­мает 60-70 детей. Это подразделение имеет утренние и ве­черние часы работы и может рассматриваться как своего рода мини детский сад, в котором ребенку предоставляет­ся весь комплекс образовательных услуг, исключая лишь питание и сон.

ЦППР можно рассматривать и как удвоенный ЦИПР. Сле­довательно, в ЦППРудваиваются штатные единицы и их финансирование. Здесь, как и в ЦИПРе, ведется большая ра­бота с родительской аудиторией, которая за год постепенно приобретает компетентность в вопросах воспитания. Центр и детский сад становятся единым образовательным простран­ством материнства и детства. Педагогическая работа про­ходит параллельно с полнодневной группой, что позволяет осуществить комфортную адаптацию маленького ребенка к поступлению в детский сад.

В дошкольном учреждении может быть развернута одна или несколько вариативных форм психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей ясельного возраста. Следует признать, что организация ЦИПРаили ЦППР- трудоемкий процесс, потому что эти подразделения могут включать в себя элементы разных форм взаимодействия.

Адаптационная группа приглашает детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. В группе, где находятся совсем малень­кие (до 1 года), должно быть не более 10 человек, в группах от 1 года до 3 лет - до 15. Допустимо формирование разново­зрастного контингента ребят, но при условии одновременно­го пребывания не более трех возрастных подгрупп. Работают группы от 2 до 5 часов в день пять раз в неделю по гибкому режиму, в зависимости от потребностей населения микро­района. Весь педагогический процесс осуществляется в от­сутствии родителей.

Задачи адаптационной группы:

- психолого-педагогическое сопровождение семьи, за­ключающееся в повышении уровня знаний родителей о ран­нем детстве и обеспечении на профессиональном уровне развития малышей;

- ранняя социализация детей в условиях общественной формы воспитания, профилактика сложностей адаптации к детскому саду.

Прогулочная группа может быть организована только там, где детский сад имеет огороженную и оформленную по требованиям СанПиНа детскую площадку, соответствую­щую возрасту детей. Такие группы целесообразно создавать в детских учреждениях, не имеющих дополнительного сво­бодного помещения. Прогулочная группа действует в тече­ние 1,5-2 часов пребывания детей на воздухе в отсутствии родителей.

Все это время педагог проводит наблюдения, подвижные игры, включает малышей в самостоятельную игровую дея­тельность, в элементарные трудовые процессы. В группе могут присутствовать от 5 до 15 детей (не более трех возраст­ных подгрупп).

Задача группы - адаптация к детскому саду.

Группы развития работают по образовательной программе РФ и ставят своей задачей ознакомить ребенка с тем кругом явлений окружающей жизни, который приемлем для данно­го возраста. Эти группы ориентированы на индивидуальное развитие каждого малыша.

Предполагается ранжирование обучающих программ ис­ходя из диагностики, проводимой в начале учебного года. Выделяются три группы детей: с нормальным уровнем пси­хического развития (НПР),с опережающим возрастным раз­витием (ОПР) и с задержкой психического развития (ЗПР). Обучение осуществляется игровыми методами.

В течение года проходит диагностика в соответствии с эпикризными сроками. Результаты могут служить поводом для перевода малыша в более высокую категорию, отвечающую уровню его развития.

Группа состоит не более чем из 8 человек и делится на две подгруппы.

Задачи группы развития:

- реализация самоценности раннего детства;

- раскрытие индивидуальности ребенка;

- обеспечение разностороннего воспитания.

Группа здоровья организуется по желанию родителей и предназначается для детей ослабленных, часто болеющих, требующих



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: