Вступительная статья и перевод с немецкого - Омельченко O.A.
* * *
Максимилиан Йозеф, Божиею милостью Король Баварии.
Пребывая в уверенности, что государство, покуда оно остаётся совокупностью различных составляющих, ни полной целостной, в его средствах находящейся силы не достигает, ни не может обеспечить отдельным оного членам все выгоды гражданского объединения, в степени, коя его целью поставлена, приуготовлены Мы посредством ряда установлений в державе Нашей разнообразие управленческих форм, сколь сие достижимо, сократить, равномерную систему как в отношении прямых, так косвенных повинностей утвердить, и важнейшим публичным учреждениям в особенности обеспечить совместность их определения чрез установления соответственно сделать попытаться. Далее имеем Мы, дабы Нашим соединённым государствам обрести преимущества подобающих равных гражданских и уголовных законов, указать о также к сему необходимых предварительных работах, кои частию действительно завершены. Однако же, поскольку отдельные эти усовершенствования особенных частей государственного устроения лишь в малой степени к цели ведут и оставляют пробелы, коих заполнение составляет существенную потребность необходимейшего единства целого, то порешили Мы собранным составным частям законодательства и управления Державы Нашей, в уважении ко внешним и внутренним отношениям таковых, придать завершённую связь посредством органического закона и к сему основание положить через настоящую Конституционную Грамоту, намерение имеющую соответствующими постановлениями и определениями обеспечить исполнение справедливых, на всеобщей цели государственной основанных требований государства к отдельным своим сочленам, как и отдельных сочленов к государству, и тем придать целому прочное сохранение и связь, а каждой части государственной власти - соответственные им силу действия согласно потребностям всеобщего блага.
Мы определили и указали по сему, как [ниже] следует:
Глава Первая.
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ.
§ 1. Королевство Бавария составляет часть Рейнской федерации.
§ 2. Все особые установления, привилегии, пожалования и областные корпорации отдельных провинций упраздняются. Королевство в целом представляется чрез единое национальное представительство, руководствуется равными законами и управляется согласно равным принципам; сему в продолжение должна быть единая и одна и та же налоговая система для королевства в целом. Поземельный налог не может превосходить пятой части дохода.
§ 3. Крепостничество, где оное ещё существует, отменяется.
§ 4. Невзирая на до сего существующие подразделения на провинции, королевство в целом подразделяется на по возможности равные края сообразно, насколько возможно, естественным границам.
§ 5. Дворянство сохраняет свое звание и свои, равно как каждый земельный собственник, вотчинные права согласно законным постановлениям; впрочем же в отношении государственных повинностей, как они искони существуют или заново могут быть введены, оно рассматривается наравне с прочими гражданами государства. Оно не образует также особенной части национального представительства, но принимает в нём участие соразмерно с прочими полностью свободными собственниками земель. Равным образом столь же мало подобает ему исключительное право на государственные должности, государственные отличия, государственные бенефиции. Общие статуты до сих пор существующих корпораций должны быть изменены согласно сим принципам, либо должно быть установлено время их [действия].
§ 6. Таковые постановления применяются и в отношении духовенства. В прочем обеспечивается всем без изъятия религиозным институтам исключительное и полное владение приходскими, школьными и церковными имуществами, как они согласно указу от 1 октября 1807 г. под тремя подразделениями в единое управление объединено: [предназначенные целям] культа, обучения и благотворительности. Эти владения могут быть как упразднены под каким-либо иным предлогом, так и изменены для иной цели. Таковое же действует по части имений, которые в своё время должны были быть предназначены на вспоможение учреждённым епископствам и капитулам.
§ 7. Государство обеспечивает всем гражданам государства безопасность личности и собственности, полную свободу совести, свободу печати (согласно эдикту о цензуре от 13 июня 1803 г. и изданным установлениям о политических повременных изданиях от 6 сентября 1799 г. и 17 февраля 1806 г.[11]).
Только урождённые или собственность в государстве имеющие [граждане] могут занимать государственные должности. Индигенат[12] может осуществляться только согласно королевскому объявлению или закону.
§ 8. Каждый гражданин государства, коему исполнился 21 год, обязан принести присягу пред управлением своего края в том, что он желает повиноваться конституции и законам и быть верным Королю. Никто без выраженного дозволения монарха не может выезжать заграницу или поступать в чужую службу, равно же принимать от иностранной власти содержание [под угрозой] потери всех гражданских прав. Все кто, помимо обычаями или договорами определённых случаев, признают над собою иную юрисдикцию, подпадают под таковое наказание и могут, по обстоятельствам, подлежать ещё более тяжким.
Глава Вторая.
О КОРОЛЕВСКОМ ДОМЕ.
§ 1. Корона есть наследственная в мужском поколении правящего Дома согласно праву первородства и агнатически-линеарного преемства.
§ 2. Принцессы навсегда отрешаются от правления, и таковое сохраняется постольку, поскольку имеется мужское потомство правящего Дома.
§ 3. По полном прекращении мужского поколения наследство падает на дочерей и их мужское потомство.
§ 4. Особый фамильный закон определит способ, как это преемство происходит - однако же с оговоркой по части упомянутых наследственных притязаний в § 34-м Акта Рейнской федерации, поскольку они признаны и определены. Последноживущий из королевского Дома будет пытаться сохранить спокойствие и непреложность права посредством целесообразных распоряжений.
§ 5. Следующие по рождению принцы получают не недвижимые имения, но ежегодную аппанажную[13] ренту в 100 тыс. гульденов платимую помесячно из королевской казны, которая отзывается по исчерпании их мужского наследия.
§ 6. Дважды по сто тысяч гульденов ежегодного дохода наряду с подобающей резиденцией определяются в качестве максимума для вдовьей части царствовавшей королевы; приданое принцессе устанавливается в 100 тыс. гульденов.
§ 7. Все члены королевского дома пребывают в подсудности монарха и могут вступать в брак не иначе, как с его соизволения [под угрозой] потери права наследия.
§ 8. Совершеннолетие королевских принцев наступает по исполнении 18 лет.
§ 9. Всякому монарху вольно выбрать между совершеннолетними принцами Дома правителя державы на время малолетства своего наследника. За неимением такового постановления оное подлежит ближайшему из совершеннолетних агнатов. Следующий из отдалённых [родичей], который вследствие несовершеннолетства ближайших принимает управление, продолжает его до совершеннолетия монарха. Правление осуществляется от имени малолетнего; все должности на время регентства, за исключением судебных мест, могут предоставляться лишь временно. Правитель державы может как отчуждать коронные имения, так и учреждать новые должности. За неимением совершеннолетнего агната управляет первый из коронных должностных лиц державы. Вдовствующей королеве может передаваться воспитание её детей под надзором державного регента, но не управление державой.
§ 10. Надлежит учредить 4 коронные должности: коронного обергофмейстера, коронного оберкамергера, коронного гофмаршала, коронного оберпочтмейстера, кои присутствие имеют в Тайном совете. Все действительно правящие тайные государственные министры пользуются всеми, со статусом коронных должностей связанными почётом и преимуществами.
§11. Утверждается изданная 20 октября 1804 г. Прагматическая санкция о неизменности государственных имений; однако же, Королю вольно в награждение великой и определённой, государству оказанной услуги, направлять к тому главным образом выпадающие из Дома лены или ново-приобретенные государственные домены, кои затем обретают свойство мужских ленов короны и в отношении которых не может быть установлено ожидания.
Глава Третья.
ОБ УПРАВЛЕНИИ ДЕРЖАВОЙ.
§ 1. Министерство подразделяется на 5 департаментов - таковые: внешних отношений, юстиции, финансов, внутренних дел и военное. Область дел каждого определена и остаётся согласно указам от 26 мая 1801 г., 29 октября 1806 г и 9 марта 1807 г. Несколько министерств могут объединяться в одном лице. Государственный секретариат предусматривается каждым министром для своего департамента; в связи с этим все королевские декреты должны быть таковыми подписываться и только с таковой формальностью они будут рассматриваться как имеющие правовую силу. Министры ответственны перед королём за точное исполнение королевских приказов, как и за каждое нарушение конституции, которое имело место по их инициативе или при их содействии. Они ежегодно представляют монарху исчерпывающий отчёт о состоянии своего департамента.
§ 2. Для совещания о важнейших внутренних делах державы учреждается Тайный совет, состоящий, помимо министров, из 12 или самое большее 16 персон. Тайные советники первоначально назначаются Королём на один год и рассматриваются в качестве постоянных не ранее, как по 6-летней службе. Король и наследник короны присутствуют в заседаниях совета; в отсутствие обоих председательствует старейший из присутствующих государственных министров.
Тайный совет предполагает и обсуждает в общих чертах все законы и важнейшие указы, которые ему сообщаются от Короля чрез соответствующее министерство, в особенности закон о повинностях или финансовый закон. Он разрешает все споры о компетенции судебных или административных мест, как и вопрос, может или должен административный служащий предстать перед судом.
Для ведения дел Тайный совет подразделяется на 3 отдела: таковой гражданского и уголовного законодательства, финансов и внутреннего управления. Каждый отдел состоит, по меньшей мере, из 3 членов и готовит дела к докладу общим советом.
§ 3. Тайный совет в отправлении своих полномочий имеет лишь совещательный голос.
§ 4. Во главе каждого края стоит королевский генерал-комиссар, коему подчинены, по меньшей мере, 3, самое большее же 5 краевых советников; далее в каждом крае наличествует
а) всеобщее собрание, и
б) представительство.
Первое избирает национальных представителей, последнее избирается Королём среди [лиц] краевого собрания и вносит предложение
1) о необходимых обязанностях к покрытию издержек по местным делам, которые, будучи записанными отдельно в ежегодном финансовом отчёте и устанавливаемы казначейскими и налоговыми службами наряду с повинностями державы, должны быть направлены исключительно к цели, к которой они определены;
2) позволяет к улучшению состояния края относящиеся предложения и просьбы представлять чрез министерство внутренних дел Королю.
Места во всеобщем собрании даются пожизненно от Короля; они избираются из таковых 400 земельных собственников, купцов или фабрикантов округа, кои платят наивысший поземельный налог, в отношении 1 к тысяче жителей, и собираются так часто, как укажут выбранные представители или приказал бы Король.
Собрания их длятся самое большее 8 дней. Король назначает председателя и прочих официалов на одну или несколько сессий; первенствующее место может также быть передано генерал-комиссару края.
Краевое представительство обновляется ежегодно на одну треть. Король назначает членов такового из депутатов всеобщего собрания. Имена выходящих определяются по жребию.
Представительство собирается ежегодно самое большее на 3 недели. Время и место собрания определяется монархом. В отношении правления и секретарей держатся того ж, как и при генеральном собрании.
§ 5. Местную полицию отправляет земский суд под надзиранием генерал-комиссариата, содержа для сей цели одного или более полицейских делопроизводителей. Для каждой городской или сельской общины устанавливается местное управление.
§ 6. Повинности, налоги и обязанности державы, равно как местные побочные сборы, устанавливаются казначействами и прочими к приёму повинностей определёнными чиновниками.
§ 7. Все чиновники управления в действительных чинах подлежат постановлениям уставов от 1 января 1805 и 8 июня 1807 гг.; однако, все впредь имеющие быть зачисленными лишь тогда будут рассматриваться как действительные государственные чиновники, если они должность, которая с собою таковое право несёт, непрерывно отправляли в продолжение 6 лет. Для вспомоществования прочих королевских служителей и их вдов будет выпущено особое соответствующее постановление.
Глава Четвёртая.
О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ.
§ 1. В каждом крае из тех 200 земельных собственников, купцов или фабрикантов, кои платят наивысший поземельный налог, избираются выборщиками семь членов, которые вместе и образуют державное собрание.
§ 2. Король назначает из членов собрания одного председателя и четырёх секретарей на одно или более заседаний.
§ 3. Продолжительность действования депутатов определяется на шесть лет; по истечении этих шести лет, однако, они могут избираться снова.
§ 4. Национальное представительство собирается по меньшей мере один раз в году по общему от Короля полученному приглашению, который открывает и закрывает собрание. Он также может их отложить или распустить; в последнем случае, однако, должен заново собрать по меньшей мере в течение двух месяцев.
§ 5. Выбор депутатов равно как и державного представительства в целом предприемлется столь часто, как то будет потребовано или от всех, или от части краевых собраний королевскими открытыми обращениями, которые направляет министр внутренних дел.
§ 6. Собрание избирает из себя комиссии из трёх, самое большее четырёх сочленов, а именно: финансов, гражданского и уголовного законодательства, внутреннего управления и уплаты государственных обязательств. Оные собираются и сносятся с соответствующими секциями Тайного совета в отношении проектов законов и общих уставов, равно как и по отчёту финансов, столь часто, как правительство от них потребует.
§ 7. Таким образом приуготовленные законы вносятся в представительство двумя, самое большее тремя членами Тайного совета; собрание постановляет о том путём тайного баллотирования согласно абсолютному большинству голосов. Брать слово не уполномочен никто, кроме как королевский комиссар из Тайного совета и члены подобающих комиссий представительства.
Глава Пятая.
О ПРАВОСУДИИ.
§ 1. Правосудие осуществляется посредством в надлежащем числе определённых высших и низших судов. Для державы в целом существует единственное высшее судебное место.
§ 2. Все судебные места обязаны в окончательных постановлениях приводить основания решения.
§ 3. Члены юридических коллегий назначаются Королём пожизненно и могут потерять свои места только чрез формальное приговорение.
§ 4. Король может осуществлять помилование в уголовных делах, отменить или смягчить наказания, однако ни в коем случае не замедлять как-либо возбуждённое дело или начатое расследование, и тем менее лишить сторону её законного судьи.
§ 5. Королевская казна во всех спорных частноправовых отношениях ищет правосудия в королевском суде.
§ 6. Конфискация имений места не имеет ни в коем случае, исключая дезертирство; разве только могут подлежать секвестру доходы во время жизни преступника, дабы с тем оплачены были судебные издержки.
§ 7. Надлежит, чтобы были введены собственные гражданское и уголовное уложения для единой державы.
Глава Шестая.
О ВОИНСКОМ ЗНАНИИ.
§ 1. Для обороны государства и к исполнению посредством Рейнского союзного акта наложенных обязанностей содержится постоянная армия.
§ 2. Войска пополняются путём всеобщей воинской повинности.
§ 3. Армия используется только против внешнего врага; во внутри, однако, лишь тогда, когда это в особенных случаях выраженно приказано монархом или военная сила формально к тому истребована гражданскими властями.
§ 4. Военнослужащие состоят в военной подсудности только в уголовных и служебных делах; во всех прочих же они, как и каждый гражданин государства, подвержены соответствующим гражданским судам.
§ 5. Устанавливается гражданская милиция. Учреждаются национальная гвардия - к поддержанию спокойствия в военное время и жандармерия - к отправлению полиции.
Сии суть принципы будущей конституции Державы Нашей. Её введение сим назначается на 1 октября сего года. В переходное время воспоследуют на основании сего задуманные уложения, равно как и отдельные органические законы, которые послужат частью ближайшему разъяснению вышеуказанных постановлений, частью предначертают способ и путь оных пополнения.
Народы Державы Нашей! Наша цель - утверждение вашего сообщественного благополучия. Сколь важнее вам таковая покажется и преисполненнее вам быть в осознании, что благо особенное себе не иначе, как в тесной связи со всеобщим длительно содержаться может; и тем прочнее будет эта цель достигнута и Наша правительственная забота вознаграждена.
Дано в городе Наших столицы и пребывания Мюнхене, в первый день месяца мая тысяча восемьсот восьмого года, державы Нашей третьего.
Максимилиан Йозеф.
[Контрасигновано:] барон фон Монтеглас, граф Моравиц, барон фон Хомпеш.