ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ




ВВЕДЕНИЕ

Учебную практику я проходила в Краснодарском Кооперативном Институте по профессиональному модулю ПМ.02 «Организационное обеспечение учреждений социальной защиты населения и органов пенсионного фонда РФ» с 10 по 16 марта 2016 года.

Целями практики являлось:

-поддержаниу в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг, льгот и других социальных выплат;

-выявление и осуществление учета лиц, нуждающихся в социальной защите;

-организация и координирование социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;

-консультирование граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения с применение компьютерных и телекоммуникационных технологий;

-участие в организационно-управленческой работе структурных подразделения органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ.

Достижение поставленных целей предусматривает постановку и решение следующих задач:

-выявлять и осуществлять учет лиц, нуждающихся в социальной защите;

-участвовать в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ.

-собирать и анализировать информацию для статистической и другой отчетности;

- выявлять по базе данных лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи с применение компьютерных технологий;

-принимать решения об установлении опеки и попечительства;

-осуществлять контроль и учет за усыновленными детьми, принятыми под опеку и попечительство, переданными на воспитание в приёмную семью;

-следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫНАСЕЛЕНИЯ

 

1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения

 

 

Впервые термин «социальная защита» был использован в США в 1935 году в законе о социальной защите, в соответствии с котором были узаконены пенсии по старости и пособия по безработице и чуть позже в него были внесены дополнения о помощи бедным, инвалидам, сиротам. После чего этот термин стал широко использоваться и другими странами, а также международной организацией труда МОТ.[14] В научной литературе нет однозначной формулировки понятия «социальная защита».

Так В.Г.Павлюченко считает что, под социальной защитой понимается «совокупность разнообразных мер, осуществляемых государством, обществом, корпорациями, общественными организациями по защите граждан от различного рода социальных угроз (безработица, бедность, болезни и т.д.)»[13]

Понимание социальной защиты профессором Осадчей Г.И., заключается в том, что социальная защита есть система социальных отношений, мер и правовых гарантий, защищающих любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации вследствие внезапного и резкого ухудшения условий его благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности по независящим от него причинам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал.. [12]

Можно выделить основную функцию государственной социальной защиты населения объединив ее общим пониманием, что по сути это помощь человеку, уже попавшему в трудное финансовое положение, или/и предупреждение возникновения такой ситуации. Однако существую различные классификации функций социальной защиты, которые более детально разъясняют ее функциональные особенности. Так Якимчук С.В. выделяет три основные функции социальной защиты населения: компенсирующая, защитная и стабилизирующая.

Компенсирующая функция подразумевает компенсацию утраченного заработка, ущерба здоровью, расходов на лечение.

Защитная функция гарантирует материальное обеспечение достаточное для покрытия основных нужд человека.

Стабилизирующая функция предназначена для согласования интересов работников работодателей и государства.[15] Данная классификация по мнению автора недостаточно глубоко описывает все функциональные особенности социальной защиты населения, в этом смысле более развернутую классификацию дает Роик В. По его мнению функции социальной защиты делятся не на 3 категории, а на четыре:

· Профилактически-предупредительная функция. Заключается в проведении комплекса мероприятий, направленных на профилактику и защиту здоровья, профилактику трудоспособности граждан и пр.;

· Экономическая функция. Направлена на замещение утраченной заработной платы или дохода в связи с утратой трудоспособности по причине болезни, несчастного случая, преклонного возраста или по причине потери кормильца (для членов его семьи), для компенсации дополнительных расходов в связи с лечением или инвалидностью.

· Социально-реабилитационная функция. Заключается в формировании комплекса мер медицинской, профессиональной, социальной реабилитации граждан с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности.

· Политическая функция. Обеспечивает формирование и поддержание эффективных институтов и механизмов социальной защиты с целью обеспечения гарантированных Конституцией и законодательной базой социальных и правовых норм защиты и поддержания социальной стабильности в обществе.[14]

Система социальной защиты населения имеет достаточно сложную структуру, каждый элемент структуры специфичен и играет свою собственную роль в обеспечении социальной безопасности человека. Основные категории системы социальной защиты:

- социальное страхование;

- социальное обеспечение;

- социальная помощь.[10]

Кроме того можно также отнести к системе социальной защиты – благотворительность и личные сбережения граждан, направленные на личную безопасность, а также частное личное страхование.

Таким образом система социальной защиты построена на формировании доходов от тех, кто не подвергся влиянию социальных рисков и перераспределении доходов тем, у кого этот риск уже наступил. Кроме того система социальной защиты формирует меры по предотвращению наступления социальных рисков, компенсации или минимизации последствий наступления социальных рисков, что так же способствует нормальному воспроизводству рабочей силы и достижению экономического равновесия. Вместе с тем, экономическое содержание социальных рисков все же приводит к противоречиям между работником и работодателем, работодателем и государством, работником и государством, работником подвергшимся рискам и работникам не подвергшихся рискам и пр. Социальная защита позволяет достичь равновесия между этими противоречиями. Для того, чтобы снять противоречия включается механизм распределения и перераспределения внутреннего национального продукта и создаются страховые фонды. Одна из основных функций страховых фондов поддержание нормального воспроизводства рабочей силы, которая находится под угрозой социальных рисков. Для формирования механизма защиты социальной защиты населения необходимо понять виды рисков и уровень компенсаций, необходимый для покрытия этих рисков.[11]

 

1.2 Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность социальной защиты населения

 

 

В своей деятельности органы социальной защиты населения руководствуются следующими нормативно-правовыми актами:

· Федеральным законом от 28.12.2013 N 442 – ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

· Федеральный закон от 25 декабря 2001 года 166 – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

· Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации»

· Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111 – ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

· Федеральный закон от 30 апреля 2008 года № 56 – ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

· Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 360 – ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»

· Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165 – ФЗ«Об основах обязательного пенсионного страхования»

· Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167 – ФЗ«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

· Федеральным законом от 02.05.2006 № 59 –ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

· Федеральным законом от 26.12.2008 № 294 –ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

· Национальными стандартами РФ «Социальное обслуживание населения».

· ГОСТ Р 52142-2003. «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг»;

· ГОСТ Р 52143-2003. «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»;

· ГОСТ Р 52495-2005. «Социальное обслуживание населения. Термины и определения».

· ГОСТ Р 52498-2005. «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания»;

· ГОСТ Р 52884-2007. «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам»;

· ГОСТ Р 53064-2008. «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий»

Краевого значения:

· Закон Краснодарского края 5 ноября 2014 г КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края».

· Закон Краснодарского края от 15.12.2004г. № 806-КЗ «Об органах социальной защиты населения Краснодарского края».

 

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЕГО СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

2.1 Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

 

 

Пенсионное обеспечение является одной из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

В своей деятельности Отделения ПФР руководствуется Положением о ПФР, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г., а также другими основными законодательными актами.[1]

В Положении о ПФР приводится исчерпывающий перечень вопросов, входящих в компетенцию фонда, которую многие авторы трактуют как задачи ПФР. Так, согласно ст. 3 Положения о ПФР фонд должен обеспечивать:

— целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату государственных пенсий и на другие цели (тариф страховых взносов в ПФР ежегодно устанавливался федеральными законами);

— организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

— капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

— контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

— организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

— межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

— изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;

— проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

— проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.[4]

Ключевые задачи Пенсионного фонда: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, назначение и выплата пенсий и социальных выплат. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих, выплаты ветеранам, инвалидам и т.д. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров.[5]

 

 

2.2 Структура Пенсионного фонда РФ

 

ПФР и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного пенсионного страхования в России:

1) федеральный уровень — ПФР (правление, исполнительная дирекция);

2) федеральные округа Российской Федерации — управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);

3) уровень субъектов Российской Федерации — территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

4) местный — городской (районный) уровень — управления (отделения) ПФР в городах (районах).

Нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам

Руководство на федеральном уровне системой органов ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим органом — исполнительной дирекцией.

Правление ПФР как коллегиальный орган не является постоянно действующим. Поэтому для функционирования системы фонда создан постоянно действующий орган — исполнительная дирекция ПФР. На нее возложено решение следующих основных задач: формирование бюджетной политики ПФР и контроль за ее проведением; прогнозирование и анализ финансовых ресурсов фонда; оперативное перераспределение финансовых ресурсов фонда между регионами страны; ведение бухгалтерского учета и отчетности; актуарное прогнозирование долгосрочного развития пенсионной системы.

В своей деятельности ПФР и его нижестоящие органы взаимодействуют со многими министерствами, ведомствами, иными организациями и их структурными подразделениями по вертикали.[8] К их числу относятся: Минздравсоцразвития России и Минфин России; Минэкономразвития России; Россвязь; ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования; Росстат; Минюст России; Банк России; Сбербанк России; Внешэкономбанк; управляющие пенсионные компании; Федерация независимых профсоюзов России и подведомственные всем им нижестоящие органы.

Взаимодействие с органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления и вышеперечисленными организациями позволяет ПФР осуществлять свою деятельность.

Для координации деятельности органов ПФР по вопросам реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение с полномочными представителями Президента Российской Федерации созданы управления фонда в федеральных округах, которые являются структурными подразделениями исполнительной дирекции ПФР.[6]

В субъектах Российской Федерации ПФР имеет свои региональные органы — территориальные отделения ПФР. Они действуют на основе положения о территориальных органах ПФР, которое утверждается правлением ПФР, и создаются для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения.

Обязательное пенсионное страхование на местах осуществляют районные (городские) управления, отделы ПФР (в дальнейшем — местные пенсионные органы).[9] В отдельных населенных пунктах, например в крупных поселках, городах, могут учреждаться должности уполномоченных ПФР, которые подчиняются местным органам ПФР. Местные пенсионные органы являются правопреемниками органов социальной защиты населения — в части назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.[7]

Местные пенсионные органы непосредственно подчиняются территориальному отделению ПФР.

Контроль за правильностью расходования пенсионных средств, в том числе за правильностью назначения, перерасчета, выплаты и доставки пенсий, осуществляется в двух формах.[2]

Во-первых, проводится ведомственная контрольно-ревизионная работа в территориальных отделениях ПФР и организациях федеральной почтовой службы, которая осуществляется контрольными и другими структурными подразделениями ПФР и его территориальными отделениями, соответствующими контрольными службами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Такой контроль проводится в виде ревизий, инвентаризаций, тематических проверок.

Во-вторых, существует вневедомственный контроль за правильностью расходования пенсионных средств, который могут осуществлять соответствующие контрольные службы финансовых, налоговых органов, Счетной палаты Российской Федерации и пр.[3]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Я, Рогозина Анастасия Сергеевна, проходила учебную практику в Краснодарском Кооперативном Институте по профессиональному модулю ПМ.02 «Организационное обеспечение учреждений социальной защиты населения и органов пенсионного фонда РФ» с 10 по 16 марта 2016 года.

За время прохождения практики:

· участвовала в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ.

Научилась:

· собирать и анализировать информацию для статистической и другой отчетности;

· выявлять по базе данных лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи с применение компьютерных технологий;

· принимать решения об установлении опеки и попечительства;

· осуществлять контроль и учет за усыновленными детьми, принятыми под опеку и попечительство, переданными на воспитание в приёмную семью;

· следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция РФ. – М.: Юристъ, 2002. – 215 с.

2. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, ч. 2. – М.: Эксмо, 2005. – 898с.

3. Налоговый кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2005. – 688 с.

4. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части: Федеральный закон от 24.07.2002 г. №111 – ФЗ (с изм. И доп. Вступившими в силу с 1ю01ю2015г.)//Финансы. – 2003. -№1. – С. 10-16.

5. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27 – ФЗ (ред. от 01.12.2014 г.).– М.: Вестник ПФР, 2006 г. – 45 с

6. Об обязательном пенсионном страховании в РФ: Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167 – ФЗ (ред. от 14.12.2015 г.)//Парламентская газета. – 2004. - №118. – С. 2-9.

7. О государственном пенсионном обеспечении в РФ: Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166 – ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.)//Российская газета. – 2003. - №247. – С. 13-17..

8. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 г. №75 – ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.)//Российская газета. – 2003. - №245. – С. 14-17.

9. О трудовых пенсия в РФ: Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173 – ФЗ (ред. от 28.12.2013 г., с изм. от 19.11.2015 г.)// Парламентская газета. – 2003. - №238. – С. 5-12.

10. Алексеева О./Правовые основы социальной защиты населения // Вопросы социального обеспечения./О.Алексеева – 2010г.. – № 5. – С. 23-28.

11. Васильчиков В.М./ Правовое обеспечение социальной работы: учеб пособие для вузов по специальности «Социальная работа»/В.М. Васильчиков – М.: Академия, 2012. – 335 с.

12. Григорьянц Г.Н., Замараева З.П./ Социальная защита населения в России: становление и развитие: учебное пособие/ Г.Н. Григорьянц, З.П.Замараева — Москва: «Союз», 2009 С.12-13

13. Павлюченко В.Г./ учебник для бакалавров: Социальное страхование/ В.Г. Павлюченко — М.: «Дашков и К», 2015г. С.12-13

14. Роик В.Д./ учебник: Основы социального страхования/ В.Д. Родик — М.: Анкил, 2012г. С.13

15. Якимчук С.В./Социальная защита населения и ее совершенствование в современных условиях. Монография/ С.В.Якимчук — Белгород: ИП Остащенко А.А. 2011г, С.66

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: