СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 4
2.СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. 6
3.ФУНКЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 15
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современного общества требует формирования нового социального типа личности. Российскому обществу требуются уверенные в себе, деловые люди с яркой индивидуальностью, с присущей им активной гражданской позицией, способные принимать взвешенные решения и нести ответственность за свои поступки. В тоже время в обществе наблюдается утрата патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа, которая проявляется в отчуждении подрастающего поколения от отечественной культуры и исторического опыта нашего народа [1].
Формирование патриотизма и ценностного отношения к своим корням является одним из условий дальнейшего развития и процветания современной России, фундаментом её общественного прогресса. Необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, так как в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, уважения к её богатейшим историческим традициям является одной из самых насущных проблем современного общества [2].
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Анализ философской, исторической, социологической и психологопедагогической литературы показывает, что проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества. Появление патриотизма как сложнейшего социальнопсихологического феномена, было обусловлено возникновением и становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности. формированием привязанности к родной земле, языку, традициям. С момента возникновения государств и по сегодняшний день патриотизм играет важную роль объединяющей и цементирующей силы не только национальных, но и многонациональных объединений. В отдельные периоды истории патриотизм был щитом в борьбе за независимость народов, главным лозунгом в руках политиков, стремящихся развязывать захватнические войны, силой способной предотвратить умирание этноса и обеспечить его процветание. Этим объясняется неизменный интерес ученых, политиков и простых граждан к проблеме.
|
Современный переход к постиндустриальному, информационному обществу, возникновение глобальных проблем, требующих решения в рамках мирового сообщества, интенсивное развитие экономики и рост конкуренции определяют приоритеты образовательной политики страны, требуют формирования современного мышления у молодого поколения. Российское образование сегодня должно отвечать потребностям человека, общества и государства в обеспечении достойной подготовки личности к жизни в таком обществе. [1]
Дух патриотизма - универсальный нравственный идеал. Его питают глубокие исторические и социальные корни. Это естественное чувство самосохранения, стремление защитить свое место обитания от различных завоевателей, которое формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению. В статье А.Е. Алямкина приводятся подсчеты исследователей, что только за период с 1368 по 1893 год, т.е. за 525 лет, россияне воевали. 329 лет. Эти цифры служат печальным подтверждением особенно драматической судьбы страны.
|
Патриотизм русской армии питали мощные силы православия. Русская Православная Церковь имеет вековые традиции патриотического воспитания. Идеологическую основу патриотического воспитания россиян, армии составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в призыве «За Веру, Царя и Отечество!». Патриотизм русских воинов зиждился на их сознании, на убеждениях, а не вносился в их умы насильственно. Русские полководцы и военачальники видели силу русского солдата в его душе, сердце и использовали различные средства, формы, методы патриотического воспитания, главными из которых были - забота о солдате и личный пример офицера.
Особым историческим типом патриотизма был советский патриотизм, идеологическим основанием которого был идеи советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Большую работу по патриотическому воспитанию вели государственные структуры, общественные и армейские организации, семья и конечно школа. В статье «О комсомольском воспитании» «Всесоюзный староста» М.И. Калинин так обозначает цели воспитания: «Мы должны воспитывать всех трудящихся в духе пламенного патриотизма, в духе безграничной любви к своей родине»2. Лучшие образцы советского патриотизма на фронте и в тылу показали россияне в годы Великой отечественной войны и восстановления народного хозяйства, подтвердив на деле успехи патриотического воспитания. [3]