Историческая реконструкция, как воспитательный и образовательный компонент.




 

 

Трудно не согласиться с поэтом. Кто более матери-истории... Действительно, на Руси человека без корней, языка и традиций называли «Иван, не помнящий родства». Год за годом, век за веком складывались традиции, обряды, но... Проходит время и многое теряется. Реконструкция различных исторических эпох и событий стала популярным и востребованным общественно-патриотическим движением, в котором сегодня принимают участие множество энтузиастов во всех регионах Российской Федерации и мира. Долгое время историческая реконструкция в России являлась предметом интереса исключительно ученых-историков как один из методов археологии. Но в начале 70-х годов прошлого века в связи с увеличением интереса широких слоев населения к истории занятие реконструкцией перестало быть уделом ученых. Повсеместно в России, в том числе и в Самарской области начали появляться неформальные объединения людей с целью занятия исторической реконструкцией. В настоящее время историческая реконструкция стала очень популярным занятием людей различных профессий и социальных слоев, конфессий и возрастных ограничений , воссоздающих костюмы, предметы, события разных веков и стран. Встреча единомышленников, обмен опытом происходит на мероприятиях, выставках, связанных с историей, патриотическими, молодежными, в том числе, церковными организациями. Ежегодно проводятся крупные международные, общероссийские и региональные фестивали с числом участников до нескольких тысяч человек, а число зрителей нередко исчисляется сотнями тысяч. Всем известны такие фестивали как международный военно-исторический фестиваль «Сибирский огонь», международный фестиваль «Времена и эпохи», исторический праздник «Воевода Шуйский». В Самарской области ежегодно проводится междуна-родный исторический фестиваль «Ратное дело».Так, кто такие реконструкторы и как может влиять историческая направленность реконструкции на современное дополнительное образование?

В жизни мы иногда сталкиваемся с ними. В транспорте, метро, электричке можно заметить необычных людей.При каждом будет весьма немаленький рюкзак с притороченным щитом, а в руках – зачехленные мечи, сабли, копья. А как же замечательно выглядят женщины и девушки, участвующие в мероприятиях! Костюмы и украшения всегда только подчеркивают необычайную красоту, данную природой. Кто же эти люди, такие интересные и неизвестные? Реконструкторы- люди, собирающие историю по крупицам и возрождают былое величие своего народа. В реальном времени. Своими руками. Актуальность же исторической реконструкциисостоит в том, что согласно действующей в Российской Федерации концепции развития дополнительного образования детей, одним из приоритетных направлений развития дополнительного образования является реализация проектов по использованию позитивного потенциала неформальных объединений и сообществ, в том числе и проектов, связанных с исторической реконструкцией. Создание общеразвивающих образовательных программ по исторической реконструкции позволяет вывести предмет изучения из неформальной сферы и организовать систематическое обучение детей основным приемам и методам исторической реконструкции.

В настоящее время одной из проблем развития российского общества стало излишнее увлечение детей и молодежи компьютерными играми. Причем особую популярность имеют игры со псевдо античным либо псевдо средневековым антуражем. Чрезмерное увлечение компьютерными играми порождает у детей проблемы социализации, негативно сказывается на личностном и профессиональном развитии. Учитывая вышеизложенное, существует необходимость создания реконстукторских объединений в системе дополнительного образования, способных конкурировать за внимание детей с видеоиграми. При этом данные объединения и клубы должны обладать следующими свойствами: доступностью освоения широким кругом учащихся; большим количеством учебного материала, преподаваемого в игровой форме; сильным воздействием на эмоциональную сферу учащихся.

Историческая, военно-историческая, культурно-историческая и другие виды реконструкции являются важной частью патриотического воспитания молодежи и служат повышению их культурного, исторического и технического образовательного уровня. Каким образом? В качестве примера можно привести исторический клуб «Легенда», созданный несколько лет назад в Духовно-просветительском центре «Кирилица». По прошествию некоторого времени, руководством клуба было принято о создании объединения для работы с детьми и подростками. Так при совместной и плодотворной работе с МБУ ДО «ДШИ №3 Младость» появился «Китеж». На сегодняшний момент в активном и молодом объединении «Китеж» занимаются учащиеся 12-20 лет.

Занятия исторической реконструкцией имеют огромный образовательный и воспитательный потенциал: ребята получают возможность в рамках одного увлечения сочетать освоение теоретических и практических знаний, навыков.

Ведь для воссоздания даже небольшой детали одежды необходимо, в равной степени, тщательно изучить историю, археологические источники, этнографическую традицию и освоить практические навыки кройки, шитья, а в некоторых случаях — ткачества, литья (для изготовления фурнитуры) и т.п. Порой воссоздание предметов материальной и духовной культуры уводит пытливый ум ребят в такие глубины, которые первоначально даже не предполагались взрослыми.

Так, например, реконструируя одежду эпохи 12-13 века, принадлежащую разным народам и культурам (одежду жителей Западной Европы и Руси), мы с ребятами заметили некоторое явное сходство между комплексами одежды, несмотря на то, что часть деталей, покроя, эстетических форм достаточно сильно отстояли друг от друга. Это порой явное, порой неуловимое сходство вызывало закономерный вопрос: откуда происходило заимствование? Запад перенимал эти особенности у Востока? Или наоборот, русские мастера и мастерицы ориентировались на европейские «модные» образцы (как это часто происходит сейчас)? Исследованием этого факта занялись не только взрослые реконструкторы, но и ребята. Внимательное изучение данного вопроса привело нас к удивительному выводу, о котором мы поведаем чуть ниже.

Многим известно, что реконструкция материальной культуры прошедших эпох строится на 3 основных «китах» - источниках:во-первых: археологический материал и данные археологических исследований. Во-вторых: изобразительные источники на интересующий нас период, и, наконец, в-третьих это — письменные источники.

В плане источников реконструкция одежды Руси домонгольской — дело непростое. Осталось не так уж много изобразительных, письменных источников на одежду данного периода, а археологических находок целой одежды практически нет. Несколько лучше обстоит дело с реконструкцией европейской одежды 12 века. Большее количество целых или почти целых археологических находок, более четкие и подробные прорисовки на изобрази-тельных источниках (в том числе, большое количество достаточно детальных скульптурных изображений), уставы различных монашеских и рыцарских орденов, где элементы одежды не только упоминаются, а часто подробно регламентируются по материалу изготовления, цвету, длине.

Как уже было сказано, в процессе реконструкции мы неоднократно упирались в то, что реконструируемый предмет очень сильно напоминает нам что-то уже виденное. Анализ источников привел нас к тому, что это сходство восходит преимущественно к византийским моделям одежды. Причем, чем более богатая и более статусная вещь, тем в большей степени этот предмет напоминал подобный элемент одежды из Византии. Действительно, мы с ребятами вспомнили, что в раннем средневековье Восточная Римская Империя явилась бесспорным флагманом культуры как для Европейских стран, так и для зарождающегося восточнославянского государства.

Более подробное изучение вопроса привело к интересным выводам. В одежде Руси и Европы, особенно зажиточных слоев населения, заметна ориентация на византийские образцы по следующим параметрам:

1. Материал изготовления: и на востоке, и на западе Европы самыми лучшими материалами для одежды считались материалы, привезенные из Византии либо имитировавшие их с разной степенью качества (набойка вместо вытканного узора, вышивка вместо тяжелых, тканых с металлом тканей и т. п.);

2. Общий силуэт и многослойность: новые христианские идеалы осмысления человека, как образа и подобия Божия, более души, нежели тела привели к отказу от античных традиций легких, полупрозрачных тканей, драпировок, подчеркивающих телесную красоту и привели к плотным, «утяжеленным», многослойным одеждам, с «цилиндричностью», «футлярностью» силуэта, акцентом на области лица и головы, как более ассоциированных с мыслью и духом.

3. Устойчивое сочетание отдельных элементов верхней и нижней одежды и особенности их кроя также достаточно точно транслируется как в европейской, так и русской средневековой моде. Так, например, нижнюю византийская туника по особенностям ткани, длины, покроя повторяет на Руси нижнее платье, исподнюю рубаху, а в Европе — котту, верхняя туника из плотной ткани «превращается» на Востоке в кафтан, а на Западе в блио и т. д.

Удивительно, но такие «спонтанные» открытия взаимосвязи эстетических образцов русской и европейской одежды через изучение их общего культурного прототипа позволяют больше понять не только об одежде наших предков, но и о чем-то гораздо более важном - о единстве общеевропейской цивилизации, глубокого христианского переосмысления образа человека, важности изучения традиции собственного народа и уважения к культуре народов сопредельных. Собирая исторический материал, мастеря своими руками украшения, рубахи, обувь, ребята не только с большой пользой проводят время. Оказалось, что занятия прикладными дисциплинами с подростками и молодежью могут выводить их на гораздо более глубинные (мировоззренческие, культурные, общечеловеческие) вопросы бытия. Все вышеизложенное отражает в большей степени образовательную сторону учебного процесса, а в чем есть воспитание?

Реализация целей исторической реконструкции невозможна без соблюдения определенных правил, вне которых почти исключается достижение положительного эффекта как для взрослых членов групп и подростков, участвующих в исторической реконструкции, так и для зрителей, пришедших на фестиваль. Структура, дисциплина, чинопроизводство. Прежде всего именно дисциплина отличает избравших военно-историческую реконструкцию от так называемых "отдыхающих на фоне исторических памятников" граждан. В связи с этим необходимо безусловное подчинение всех членов групп реконструкции своим начальникам, а частных командиров - командующему. (князьям, сотникам) в зависимость от выбранных исторических событий. В реконструкции боевых эпизодов могут участвовать подростки, от 14 лет до 18 лет, лишь при письменном согласии родителей и под полную ответственность руководителей соответствующих групп.

Военный элемент военно-исторической реконструкции выражается в беспрекословном подчинении всех командиров старшему начальству во всех действиях. При проведении мероприятия необходимы не только дисциплина и порядок, но и строгое соблюдение мер безопасности в обращении с макетами оружия. В лагере всегда существует строгий контроль за правильным использованием пиротехнических средств. По правилам проведения исторических праздников, фестивалей не допускается применение пиротехнических средств в непосредственной близости от людей и лошадей. Полностью исключены удары острием макетов холодного оружия. Руководители групп несут персональную ответственность за соблюдение мер безопасности членами их объединений. Немаловажным элементом деятельности групп военно-исторической реконструкции, связанным именно с воинской составляющей, является лагерное расположение, которое сопутствует проведению многих мероприятий. Именно поэтому в лагере всегда поддерживается строгий воинский порядок и обязательно назначаются дежурные (караульные) по возможности в соответствии с уставом реконструируемых событий. Дежурный состав не только поддерживает порядок в самом лагере, но и отвечает за охрану лагеря, где порой хранятся немалые материальные ценности.

Проходя через подобные «утеснения» современного молодого человека, наши ребята получают взамен личное чувство ответственности за происходящее в окружающем мире. Работа исторических реконструкторских объединений, в частности «Китежа» позволяет сформировать у учащихся уважение и гордость за богатое историческое прошлое России и ее отдельных регионов, поддерживать интерес к самостоятельному анализу исторических источников, изготовлению муляжей оружия и орудий труда, воспитывать обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, пониманить ценности и значимости каждой человеческой жизни; Занятия, исторические фестивали, социально-значимые мероприятия формирует у наших «китежан» потребность быть деятельным участником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни нашего общества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: