Характеристика первого действия Опера «Хованщина».




В Москве на Красной площади стоит каменный столб, на котором расположены медные доски с надписями. Справа находится будка Подьячего. Начинается опера с оркестрового вступления «Рассвет на Москве-реке». Под звуки этой превосходной симфонической картины просыпаются жители Кремля, показывается жизнь стрельцов, Кузьки и других обитателей. Появляется Подьячий и садится в свою будку. Боярин Федор Шакловитый входит к нему с предложением настрочить донос, предупреждая при этом о наказании, если тот проболтается. Подьячий жаждет платы и без долгих колебаний соглашается. Они составляют донос Петру на Хованских, после чего Шакловитый удаляется со сцены. Приходит народ и просит прочитать надписи на недавно появившемся столбе. Подьячий в грубой форме отказывает. Но когда люди подняли и понесли с ним будку к столбу, то он согласился прочесть. В это время слышны звуки труб. Это стрельцы приветствуют князя Ивана Хованского. Из глубины сцены появляется фигура Андрея Хованского. Он приближается к Эмме и желает ее обнять, но девушка отказывает ему. Она обвиняет его в убийстве своих родителей и изгнании возлюбленного. На защиту Эммы встает раскольница Марфа. Андрей бросается на нее с ножом, но смелая девушка дает ему отпор. Появляется князь Иван Хованским. Из-за дам отец и сын начинают вести себя как соперники. Андрей в гневе хочет убить Эмму и замахивается на нее с ножом. Его руку перехватывает вошедший Досифей. Он поет свой скорбный монолог «Приспело время»

Действие второе Опера «Хованщина».

Князь Голицын в своем кабинете читает любовное письмо от Софьи. Его одолевает чувство тревоги за будущее. К нему входит клеврет дворянин Варсонофьев и говорит, что к нему настойчива просится пастор. Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе. Голицын отказывает ему в двух просьбах. Вновь появляется Варсонофьев и говорит о прибытии колдуньи. Это пришла Марфа под видом гадалки. Начинается сцена гадания. Звучит известная ария «Силы потайные». Девушка предсказывает ему опалу. Суеверный князь боится, что она проговорится и приказывает слуге ее утопить. Марфа подслушивает их разговор и скрывается. Неожиданно к Голицыну входит Иван Хованский. Между ними возникает спор. В разгар ссоры появляется Досифей и уговаривает помириться князьям. Звучат хоры народа. Внезапно вбегает Марфа и просит Голицына помиловать ее. К ней обращается Досифей со словами утешения. За сценой слышны голоса петровцев.

Третье действие Опера «Хованщина».. Звучит хор раскольников. Они поют фанатичный гимн. Из толпы выделяется фигура Марфы. Она поет лирическую песню «Исходила младешенька». Досифей успокаивает ее. С другой стороны сцены является Федор Шакловитый. Он поет «Спит стрелецкое гнездо». Пробуждаются пьяные стрельцы и продолжают веселиться. Вбегают жены и ругают их. За сценой слышен крик Подьячего. Он появляется и говорит: «Беда, беда, Рейтеры близко». Испуганные стрельцы зовут Ивана Хованского и рвутся в бой. Но он заявляет: «Страшен царь Петр». И уходит.

Четвертое действие оперы «Хованщина». Хоромы князя Ивана Хованского. Богатая трапезная палата. Князь за обеденным столом. Крестьянки развлекают его песнями и плясками. Перед этим Голицын предупреждал Ивана о предстоящей опасности. Но тот не поверил ему. Хованский велит подать ему разные кушанья и приказывает девушкам плясать.Появляется Шакловитый и сообщает о том, что Софья зовет его на тайный совет. Князь сначала не хочет идти. Он обижен на царевну. Но все-таки велит принести ему одежду. Когда Иван Хованский выходит, наемник Шакловитого убивает его. Он произносит страшный крик и замертво падает. Крестьянки разбегаются. Шакловитый заливается смехом.

Место действия – площадь перед собором Василия Блаженного в Москве. Рейтеры везут в ссылку Голицына. Появляется Марфа. Досифей просит ее принять обратно Андрея. Она соглашается. Андрей Хованский у Марфы спрашивает про Эмму, не верит в происходящее. Когда он видит своими глазами стрельцов, тогда понимает, что ошибался. Он умоляет спасти его. Преображенский полк Петра направляется к Кремлю.

Пятое действие Оперы «Хованщина». Медленно входит Досифей. Он очень задумчивый. Его одолевает чувство скорби за обреченность раскольников. Он не желает сдаваться врагам и призывает всех сгореть за веру на костре.Марфа спасла Андрея от петровцев в тот раз. Но сейчас их смерть неизбежна. Она говорит ему готовиться к ней. Марфа разжигает костер от своей свечи.Она полна решимости и не боится умирать за веру. На поляне появляются гвардейцы Петра, они видят пламя. В костре сгорает Марфа, Андрей, Досифей и другие раскольники. Пришлый народ смотрит на костер и скорбит о Руси.

Модест Петрович Мусоргский (1839 - 1881) – великий русский композитор. Родился Мусоргский в Псковской губернии, в имении родителей. Игре на фортепиано в своей биографии Мусоргский обучался у Герке. Учился анализировать, критиковать произведения, а также читать партитуры в кружке Балакирева. В 1852 году впервые в биографии Мусоргского была опубликована его пьеса. А первое произведение представлено широкой публике в 1860. После этого композитор сочинил несколько романсов. Однако наиболее известен благодаря опере «Борис Годунов». Вскоре после представления оперы в Мариинском театре, она стала знаменитой. Через 22 года пьеса была переписана Римским-Корсаковым, а после снова представлена зрителям, получила вторую жизнь. С 1875 года Мусоргский работает над операми «Хованщина», «Сорочинская ярмарка». Среди других произведения Мусоргского наиболее известны: «Калистрат», «Сиротка», «Картинки с выставки», «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти». Злоупотребление алкоголем в последнее десятилетие биографии Мусоргского сильно подорвало его здоровье. После обострения, приступа «белой горячки» был помещен в военный госпиталь, где и скончался в марте 1881 года.Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.Либретто для оперы «Хованщина» написал сам.

Литературный текст.

Содержание:Хор поёт несколько фраз.«Батя, батя, выйди к нам! Батя, батя, выйди к нам, детки просят. Тебя зовут. Батя, батя, выйди к нам!»В опере это второе дейсвие,когда стрельцы хотят спросить батю(Хованского) о рейтарах и петровцах.

Вся сцена:Стрельцы! Спросим батю, правда али нет, что нам чёрт подьячий понагородил о рейтарах да о петровцах. Так ли? -Спросим! -Спросим! -Батя, батя, выйди к нам! Батя, батя, выйди к нам, детки просят. Тебя зовут. Батя, батя, выйди к нам! (Батя) -Здорово, детки, на добрый час здорово! -На радость и славу живи и здравствуй, батя! -Зачем меня вы звали? Аль беда какая с вами приключилась? –-(Стрельцы)-Рейтары да петровцы губят нас, веди нас в бой!(Батя) -В бой? Помните, детки, как мы по щиколотку в крови Москву от ворогов лихих оберегали и соблюли? Нынче не то:страшен царь Пётр! Идите в дома ваши и спокойно ждите судьбы решенье...Прощайте, прощайте..(Стрельцы) -Господи! Не дай врагам в обиду и охрани нас и домы наши милосердием твоим.

3.Музыкально-выразительные средства.

Форма:сложная

Размер:4/4

Муз.предложений:5

Тональность:ре минор

Темп:Andantemosso

Характеристика фактуры:Смешанная.

4.Хоровая фактура.

Состав хора:Смешанный.

Число партий:5

Соло у сопрано,сопрано и альта,тенора и баса.

Специфика певческого дыхания:По фразам.

Количественный состав:Большой.

Квалификация:Любительский.

5.Исполнительский план.

Темпы:

Andantemosso-не торопясь,оживлённо.

Piano-тихо

Forte-громко.

Pocomenomosso-постепенно,менее подвижно.

Дирижёрская схема:4/4

Показ вступления:Дирижёр показывает аккомпанемент,далее вступают тенора и басы,потом весь хор,далее идёт соло сопрано,за этим соло теноров,потом поёт весь хор,затем дирижер показывает аккомпанемент и как в первый раз вступают басы и тенора,затем вступают альты и сопрано,в это время у мужских голосов пауза,потом вступают тенора и басы,а альты и сопрано тянут ноту в унисон,затем вступает весь хор,допевает,и снова звучит аккомпанемент.

Ферматы отсутствуют.Присутствует четверть с точкой.В неокторых фразах над нотами стоят лиги,т.е. нужно пропеть эти ноты не разделяя и не брать дыхание.

В процессе репетиций над этим произведением:Если сопрано тяжело брать высокие ноты,можно транспонировать на пол-тона или тон ниже.

Заключение.

В этом произведении нет подобных ему,т.к. либретто сочинил сам композитор.

Прослушано в грамзаписи:Звучит красиво,поёт большой хор.

Это произведение даётся многим студентам хорового-дириижирования.Его исполняют профессиональные хоры нашего времени.Оно очень красивое и популярное.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: