Определить место ударения в словах.
Аг е нт, ан а том, ар е ст, без у держный, блок и ровать, бо я знь, втр и дорога, глад и льный, давн и шний, дво ю родный, деф и с, доб ы ча, дон е льзя, дос у г, дрем о та, жест о ко, зав и дно, за ё м, звон и т, зак у порит, заржав е ть, звон и шь, исчерп а ть, кварт а л, кич и ться, к о клюш, избал у ешь, парт е р, повтор и м, пом и нки, п о нял, понят а, прем и ровать, пригов о р, прид а ное, приз ы в, св е кла, сир о ты, сл и вовый, ср е дства, стол я р, т о рты, т у фля, углуб и ть, углубл е нный, укра и нский, хв о я, крас и вее, ходат а йствовать, ц е нтнер, цыг а н.
Русское словесное ударение. Словарь. Зарва М.В
Исправить и объяснить лексические ошибки
- Перед ним встали две альтернативы: идти или не идти на урок.
Перед ним встал выбор: идти или не идти на урок.
- За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь.
- Этот человек был изменчивым апологетом этого учения.
- Он, не покладая рук, зарабатывал свой статус.
- Выставка юных художников в Доме культуры имела такой успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих учениках.
Пропущено определяющее слово «чувство», т.е. «чувство прекрасного», т.к. невозможно развить «прекрасное».
- Студент Белов занял первое место по английскому языку.
Студент Белов занял первое место на олимпиаде по английскому языку.
- За ошибки и недостатки председатель совхоза заслуживает взыскания.
Взыскание - Наказание, выговор за невыполнение или нарушение чего-либо. В данном случае уместнее использовать «наказания»
- Они окончили училище, но, чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка.
Пропущено определяющее слово «работы», т.е. «опыт работы у станка»
|
- Они окончили училище, но, чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт работы у станка.
- Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в теплые варежки всю семью.
Достаточно нескольких часов работы на ручной вязальной машине, чтобы одеть в теплые варежки всю семью.
- Касса получает за товары ясельного возраста.
Товары не могут быть ясельного возраста => пропущено определяющее слово. Товары для детей ясельного возраста
Из двух форм сказуемого, помещенных в скобках, выберите нужную. Объясните ваш выбор.
- по приблизительным подсчетам, сегодня церковь (посещают/посещает) большая часть жителей Латвии.
Посещают, так как совершается активное действие => употребляется множественное число
- в нынешнем году в столице (открылось /открылись) десять новых школ. Три школы (закрыты/закрыто) и три (переименованы/переименовано)
Открылись, так как. Закрыто и переименовано,
- в майские дни прошлых лет пресса, в том числе и автор этих строк, всегда (писали/писала) о победе над Германией, (вспоминали/вспоминала) героев войны.
Писала, вспоминала, так как определяется по подлежащему «пресса», а «автор» - дополнение.
- ровно в 6 часов вечера (прозвучало/прозвучали)одиннадцать выстрелов.
- Женщина-врач (дал/дала) направление в больницу.
Найдите и исправьте ошибки в построении однородных членов, причастных и деепричастных оборотов.
-Эта организация должна координировать и руководить всеми работами.
-Созданы не только благоприятные условия для опубликования научных исследований, но и внедрения их в практику.
|
-На Выставке достижений народного хозяйства в павильонах и животноводческих фермах всегда много посетителей.
-За исключением двух слушателей, отсутствующих по уважительным причинам, на консультацию пришли все товарищи.
-Казалось, что вы находитесь не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни тонн пыльного торфяного топлива, а где-нибудь в хирургическом кабинете
-Поднявшись на трибуну, знатная доярка была встречена продолжительными аплодисментами.
-Успешно окончив пединститут, товарищ Сергеев бил назначен преподавателем средней школы.
5.Составьте словосочетание прилагательное + существительное со следующими словами:
Безе – воздушное безе, мозоль - кожная мозоль, иваси – некрупная иваси, какаду – филиппинский какаду, бра – оригинальное бра, судья – неподкупный судья, жюри – зрительское жюри, госпиталь – военный госпиталь, кофе – крепкий кофе, тюль – воздушный тюль.
Образуйте родительный падеж множественного числа данных существительных.
Носки-носков (исключение), грузины-грузин (нулевое окончание у национальностей), килограммы-килограмм (названия единиц измерения), апельсины-апельсинов, баклажаны-баклажанов, мандарины-мандаринов, джинсы-джинс (названия предметов, употребляющихся обычно парами), макароны-макарон, помидоры-помидоров, очки-очков.
7. Найдите в приведенных предложениях нарушения норм русского литературного языка, дайте правильный вариант.
- В то утро бабушка испекла в русской печи пышные, румяные хлеба.
Слово «хлеба» не является множественным числом слова «хлеб» и имеет смысл – зерновые (рожь, пшеница и т.п.) => пышный, румяный хлеб или много пышного, румяного хлеба.
|
- Котлеты были уже давно поджаренные, но дети все не шли ужинать.
- В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США.
США – аббревиатура от Соединенные Штаты Америки => долгие годы первыми были США
- Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа.
Ханжа – общий род, поэтому в данном случае определяется по слову «человек». Человек – мужской род, => «настоящий ханжа»
- Он был отважным человеком, а не сумасшедшим и не преступник, как кажется вначале.
Однородные члены предложения в предложениях используются в одном падеже. Падеж – творительный => преступником.
- Обе спортсменки, выступающие на вчерашних соревнованиях, получили призы.
Предложение построено в прошедшем времени => выступавшие.
- Когда спектакль закончился, все артисты вышли на сцену и кланяются.
Предложение построено в прошедшем времени => кланялись либо поклонились.