Социологическая информация




СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА

· Социология журналистики как отрасль социологического знания

· Социальная значимость журналистской деятельности

· Социология журналистики и потребности СМИ

· Социологическая грамотность журналиста как составляющая его профессионального мастерства

Социология журналистики как отрасль социологического знания

Социология журналистики – это молодая дисциплина (наверное вы знаете, что и социология как наука образовалась лишь в первой половине 19 века), не говоря уже о социологии журналистики, которая возникла в 90-е годы ХХ столетия.

Социология журналистики как дисциплина имеет образовательный, а не академический характер: это практическая дисциплина, направленная на подготовку журналистских кадров, а не наука, имеющая своей целью приращение научного знания.

Так, вы не найдете в перечне дисциплин, опубликованных Институтом социологии РАН, такой науки, как «Социология журналистики». Максимум, что вы там найдете – это «Социологию СМК». Но это – позиция социологов - как отечественных, так и зарубежных.

Существует и другое мнение, распространенное на факультетах журналистики, представителем которого, к примеру, является доктор политических наук, заведующий кафедрой теории журналистики СпбГУ Сергей Корконосенко, который отмечает, что «Социологии журналистики» нет необходимости доказывать свое официальное право на существование как научной и учебной дисциплины».

Как бы то ни было, ж урналистикаэто социальный институт, осуществляющий важные социальные функции, в числе которых - информирование общества о происходящих событиях, формирование гражданского общества, культурное просвещение и образование населения.

Для успешного выполнения этих задач, каждому журналисту необходимо быть немного социологом, чтобы понимать сущность происходящих социальных процессов и явлений; обогатить свой методический инструментарий за счет тех методов, которые предлагает социология; грамотно использовать данные социологических исследований в качестве фактографической базы своих материалов. Словом, социологическая грамотность журналиста является необходимой составляющей его профессионального мастерства.

В самом названии дисциплины прочитывается ее междисциплинарный характер: социология журналистики возникает на пересечении предметных областей социологии и журналистики. А поскольку журналистика есть, прежде всего, практическое умение, нежели наука (к примеру на западе журналистику не относят к научным дисциплинам, как и у нас нет научных степеней по журналистике), посмотрим что же социология как наука может предложить журналистике? Это: социологическое знание, социологические методы, социологическая информация.

 

Социологическое знание

За два столетия своего существования социология наработала обширный пласт знаний, способствующих пониманию и объяснению социальной действительности. Что дает это знание журналисту?

Социологическое знание позволяет журналисту выработать социологический взгляд – то есть рассматривать исследуемые в публикациях явления с учетом их социальной природы, социальной значимости и включенности в социальный контекст. Журналист, обладающий социологическим взглядом, может понять актуальна тема или нет, умеет рассмотреть конкретное событие в его живом социальном наполнении, и т.д.

Помимо этого социологическое знание способствует выработке социологического понимания, благодаря которому журналист начинает разбираться в происходящих явлениях общественной жизни, обретает системное и целостное видение объектов своих публикаций, осваивает навыки социологического анализа действительности, получает возможность работать в жанре журналистского расследования и аналитическом жанре.

Знакомство с такой отраслью социологии, как социология СМК, позволяет журналисту рефлексивно относиться к собственной профессии. А значит не просто быть частью такой социальной практики как журналистика, включаться в существующий механизм производства новостей, а посмотреть на свою профессию со стороны – отстранить и остранить взгляд (ведь когда что-то становится странным, начинают лучше видится некоторые вещи, до той поры не замечаемые), действовать осознанно и самодеятельно – то есть быть началом деятельности, а не частью запущенного механизма. К примеру, Мишель Фуко в теории дискурса показывает, как в современных обществах дисциплинарная власть осуществляется не какими-то силовыми методами, а закрепляется на уровне использования языка. То, как мы о чем-то говорим, обуславливает видение нами этого предмета (простой пример - слова учат нас смотреть на вещи, а не на пространство между вещами). СМИ, как вы прекрасно знаете, также воспроизводят определенную практику говорения, исключающую альтернативные способы мысли, что способствует сохранению определенного распределения власти.

Пример с Соль-Илецком (не в информационном ключе, а в жанре журналистского расследования).

Ведь журналистская деятельность в своей основе имеет поиск истины, журналисты – это люди, которые возможно где-то глубоко внутри себя, но все-таки являются защитниками истины – не некой предельной истины, а скажем так, истины повседневности.

 

Социологические методы

Социология предлагает журналистам свои методы, что обогащает журналистскую практику, предоставляет инструментарий для самообследования деятельности редакции и собственного журналистского творчества, позволяет выявить интересы аудитории.

- использование социологических методов при создании журналистских материалов (наблюдение, интервью, опрос, эксперимент).

- использование социологических методов для изучения своей аудитории (опросы, дневниковый метод, измерение счетчиками, фокус-группы).

- анализ качества собственных материалов (контент-анализ собственных статей, контент-анализ редакционной почты).

- анализ эффективности организации труда в коллективе, сплоченности коллектива, потребностей и ожиданий работников (интервью, опрос, социометрия).

 

Социологическая информация

Помимо этого социология дает журналистике особый вид информации, а именно социологическую информацию, которая в руках умелого журналиста заговорит новыми темами, предоставит необходимые факты, или послужит инструментом для самообследования.

Под социологической информацией мы будем понимать различные социологические данные – будь то результаты социологических исследований; статистические данные, характеризующее отдельные социальные явления; или само социологическое знание – представленное в форме высказываний экспертов по той или иной социальной проблеме, модных социальных концепций и прочее.

Необходимо отметить, что социологическая информация в журналистике:

1) предоставляет фактологическую базу: она используется в качестве аргументации, предоставляя социологическое обеспечение доказательной базы журналистского выступления (различные статистические данные или результаты социологических исследований могут использоваться журналистом для обоснования того или иного вывода по своей статье).

2) рождает социологическую публицистику: синтез журналистского и социологического познания способствует написанию социологических публикаций, построенных на социально-философском анализе действительности и обобщении его результатов в журналистском тексте, что предполагает наличие социологического мышления у журналиста (мышления концептуального, основанного на способности к системному анализу и выявлению глубинных процессов общественной жизни).

Журналистика, используя социологический подход к анализу явлений, и социологическую/статистическую информацию в качестве фактологической базы, дает социологическую публицистику или социожурналистику.

Социожурналистика (Корконосенко) – отрасль социологии, в которой журналистика, как социальный институт, выступает практикой исследования проблемных ситуаций в общественной жизни и деятельности самих СМИ. К социожурналистике относятся публикации в жанре журналистского исследования и расследования, выполненные по правилам социологического анализа. Корконосенко под социожурналистикой понимает также практику социологического исследования работы редакции - регулярное осмысление журналистами собственной редакционной деятельности (как работаем, что пишем?).

Социожурналистика порождает социологическую публицистику. Петр Киричек: «Социологическая публицистика – выступления в прессе на социально значимые темы, в структуре которых фактическое (документальное) начало преобладает над понятийным и образным, и используемая... статистика подается, как правило, в комментированном виде и выполняет, наряду с аргументационной, сюжетообразующую и доминантно-стилевую роли».

3) Как мы уже говорили, социологическая информация – данные различного рода социологических исследований - предлагает поле разнообразных тем (начиная с поведенческих установок россиян относительно того или иного аспекта образа жизни и заканчивая отношением россиян к важным социально-политическим событиям).

4) используется для совершенствования самого издания (исследования вашей аудитории, организация работы в редакции и прочее).

5) способствует установлению связи с аудиторией (интерактивные опросы как форма привлечения аудитории; использование результатов контент-анализа и опросов для выяснения интересов аудитории и пр.).

Подытоживая сказанное, отметим, что социологическая информация предоставляет два ресурса журналистике:

-содержательный: предлагает особого рода информацию, которая качественно улучшает содержание материалов – дополняет его необходимыми фактами, позволяет журналисту анализировать происходящие события и пр.;

- технологический: поставляет знания и информацию (к примеру, результаты социологического исследования редакции/аудитории), на основании которых отдельный журналист или редакция в целом могут усовершенствовать технологию производства журналистских текстов, улучшить качество своего продукта.

А теперь, рассмотрев, что же социология может дать обычному журналисту, поговорим о социологии журналистике как дисциплине.

Социология журналистики – это учебная дисциплина, необходимая в профессиональной подготовке журналистов. Ее главная цель – формирование социологического мышления журналиста, для осознания им социального назначения и социальной значимости своей профессии.

Предмет социологии журналистики – явления журналистки, закономерности и тенденции ее развития, взятые в контексте социальной жизни, во взаимосвязи с системой теоретико-журналистского знания.

Сущность социологии журналистики определяется взаимодействием общества – с одной стороны и прессы как социального института – с другой. Осмысление этого взаимодействия социологией дает такую отрасль социологического знания, как социология журналистики + журналистика, используя социологический подход к анализу явлений и социологическую/статистическую информацию в качестве фактологической базы, дает социологическую публицистику или социожурналистику.

 

С точки зрения коммуникационного процесса, предмет социологии журналистки: источники информации – журналист (редакция), текст – канал информации – массовая аудитория и личность – журналист (редакция).

При подходе с позиций управления обществом социолога интересует то влияние, которое можно оказывать на общество через прессу: общество – социальные институты, группы, организации – учредитель (владелец СМИ) – редакция – журналист – адресат – социальное поведение. Обратно: управление осуществляется благодаря информационному обмену.

Исследование системной организации СМИ сосредотачивается на совокупности каналов передачи информации, с их функционированием и эволюцией под воздействием социальных факторов.

Функционально-ролевая концепция журналистики в соответствии с разделением общественной практики на экономическую, политическую, духовную, социальную, исследует производственно-экономические, регулирующие, духовно-идеологические, информационно-коммуникативные функции прессы в обществе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: