Субкультура и контркультура




Тема: Обобщение по разделу 4

Цели:

Образовательная: учащиеся должны знать определения понятий культура, элитарная, массовая, народная, национальная культуры, медиакультура, медиатекст, субкультура и контркультура; основные свойства медиатекста.

Развивающая: учащиеся должны уметь выявлять особенности различных форм культуры, распознавать на основе приведенных характеристик виды молодежных субкультур, приводить примеры отличия субкультуры и контркультуры; обобщать изученный материал, формулировать и аргументировать выводы.

Воспитательная: содействовать формированию духовно-нравственных ценностей, активной жизненной позиции, эстетического воспитания.

Тип урока: обобщающий.

Понятия и термины: массовая культура, элитарная культура, народная культура, медиа, медиакультура, медиатекст, субкультура, контркультура, национальная культура.

Средства обучения: учебное пособие для 9 класса «Обществоведение» / под ред. А.Н. Данилова; презентация.

Ход урока:

Основные этапы урока Содержание урока Методы и приемы
1. Организационный этап Проверить присутствующих в классе учащихся  
2. Целемотивационный Сам человек – частица культуры. Ведь мы живем в культуре, будучи как бы «растворенными» в ней. Вся человеческая культура представлена как целое. Но внутри человека она живет в диалогах людей, диалогах культур, монолитных культурных блоках, таких, как Античность, Средневековье и современная культура. Добро, труд, любовь – общечеловеческие основы жизни – способствуют взаимодействию и сближению культур. Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем полученные знания по разделу “Человек в мире культуры”. В течении урока мы выявим и объясним основные признаки изученных явлений и понятий; обобщим изученный материал. Озвучивание целей урока  
4. Актуализация знаний Учащиеся делятся на 2 команды.Участникам предлагается 5 вопросов разной степени сложности– от 10 до 50 баллов. 1 балл «стоит» самый простой вопрос темы, 5 — самый трудный.Команда выбирает категорию и стоимость этой категории.Правила подсчета очков: a. Если команда верно отвечает на данный вопрос, то она зарабатывает столько очков, сколько «стоит» заданный вопрос; b. Если команда дает неверный или неточный ответ, то стоимость вопроса вычитается из ее общего счёта; Предлагаю разгадать ребус для того, чтобы определить, какая команда будет первая выбирать категорию. (Культура)
Элитарная культура          
Массовая культура          
Народная культура          
Медиакультура          
Субкультура и контркультура          
Национальная культура          

Элитарная культура

1. Дайте определение понятию элитарная культура и назовите е основные отличительные черты. (Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, её черты — закрытость, аристократизм и ценностно-смысловая самодостаточность).

2. Назовите имя английского поэта и драматурга, который зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным поэтом Англии. Его пьесы переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов. Действие пьес происходит во многих странах Европы, в том числе во Франции, Дании и Италии, однако автор этих строк, вероятнее всего, никогда не выезжал за пределы родной Англии. (У.Шекспир)

3. Назовите имя художника, представленных картин (Ван Гог).

4. Назовите композитора и название данной композиции (П. Чайковский «Щелкунчик»).

5. Назовите понятие следующего определения. Это кино, которое не рассчитано на широкую аудиторию. Его также называют авторским, независимым, фестивальным, некоммерческим, элитарным, интеллектуальным. Режиссеры этого кино, как правило, не стремятся к кассовому успеху своих картин. Они часто экспериментируют со смешением жанров и новаторскими методами съемки, наполняют фильмы символами, акцентируют внимание аудитории на социальной тематике или психологической составляющей картин. В переводе с английского «дом искусств». (Арт-хаус).

Массовая культура

1. Дайте определение понятию массовая культура. (Массовая культура – разновидность современной культуры, создающая стандартизированные продукты для широкого потребления).

2. Американская компания, издающая комиксы. Получившая среди поклонников комиксов прозвище «Дом идей», эта компания наиболее известна такими сериями комиксов, как «Фантастическая четвёрка», «Люди Икс», «Мстители», «Стражи Галактики», «Защитники», «Человек-паук», «Росомаха» и мн.др. Назовите эту компанию (Marvel)

3. Назовите исполнителей данных композиций. (The Beatles,Queen, Whitney Houston, АллаПугачева).

4. Назовите название и автора романов. Серия романов, написанная британской писательницей. Книги представляют собой хронику приключений юного волшебника, а также его друзей, обучающихся в школе чародейства и волшебства. Основной сюжет посвящён противостоянию юноши и тёмного волшебника, в чьи цели входит обретение бессмертия и порабощение магического мира («Гарри Поттер» Дж. Роулинг).

5. Международный конкурс эстрадной песни, проводится страной-хозяйкой и Европейским вещательным союзом (EBU) с выступлением исполнителей, представляющих большую часть стран Европы. Назовите это телевизионное шоу (Евровидение).

Народная культура

1. Дайте определение понятию народная культура. (Народная культура – это культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, творцом которых является народ).

2. Назовите понятие, которое описывает следующее определение: в восточнославянской традиции участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев фривольного (иногда глумливого и кощунственного) содержания, обычно ряженые (маски). Репертуар этих люей состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гуслей, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами (Скоморохи).

3. Дайте определение понятию фольклор. (Фольклор – устное словесное и музыкальное народное творчество).

4. Назовите виды танцев, представленные в видеофрагменте, к какой стране относится данный вид танца?(Танго, лезгинка).

5. Назовите элемент народной культуры современного общества. Это единица культурной информации. Им может быть любая фраза, идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания. Простыми словами - это смешная картинка с надписью, либо отражение юмористического характера современной народной культуры (Мем).

Медиакультура

1. Дайте определение понятию медиа и медиакультура. Назовите старые и новые медиа.

2. Вашему вниманию предоставлен видеофрагмент – определите, рекламу какого бренда он содержит (BMW).

3. Соотнесите изображения с жанрами фильмов (комедия, ужасы, триллеры, боевики, фантастика, мюзикл, документальный фильм, драма).

4. Дайте определение понятию медиатекст и назовите основные свойства медиатекста.

5. Вам будут предоставлены изображения иконок различных социальных сетей: определите название данной социальной сети и назовите ее основной месседж.

Субкультура и контркультура

1. Дайте определение понятиям субкультура и контркультура. Назовите виды субкультур.

2. Назовите основные причины формирования молодежных субкультур.

3. Какие молодежные субкультуры предоставлены на иллюстрации? По каким признакам вы это определили? Назовите их формы самодеятельности.

4. Какие молодежные контркультуры предоставлены на иллюстрации? По каким признакам вы это определили? Назовите их формы самодеятельности.

5. Символика каких субкультур изображена в медиафайле?

Национальная культура

1. Дайте определение понятию национальная культура.

2. Дайте определение понятию национальное самосознание.

3. Как называется танец, предоставленный в видеофрагменте?

4. Просмотрите картину, назовите автора и название данного произведения.

5. Прослушайте аудиофрагмент, назовите исполнителей и автора стихов данной песни. (Песняры, вершА.Куляшова “Бывай”)

Молодежные течения,

Вот предмет для изучения,

Каждый год они меняются,

Исчезают, появляются!

Есть течения спокойные,

Не скандальные, пристойные,

Есть как вихрь агрессивные,

Среди них, увы, спортивные!

Есть опасные фанатики,

Есть религии догматики,

Как их вождь авторитарные,

И совсем тоталитарные!

Есть течения фашистские,

Экстремистские, расистские,

Нарушая Конституцию,

Учиняют экзекуцию!

Молодежные течения,

Группировки и движения,

Тех, кто встаи собирается,

Среди прочих выделяется!

Лишь бы все эти течения,

Были в верном направлении,

Наш Закон не нарушали,

И людей не унижали

   
6. Подведение итогов урока   Подведение итогов. Комментированное выставление отметок.  
7. Домашнее задание На с. 170, 181, 188, 196, 206 выполните один из предложенных проектов.  
8. Рефлексия Проанализировать понравился ли учащимся урок  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь